Форма минус содержание что в остатке?

«Бессмертие – это не вечная жизнь. Всё совсем не так. Бессмертие – это
смерть всех остальных»

«Великие – это те, за кем можно наблюдать бесконечно, даже если это
всего лишь движение их зрачков»
Энди Уорхол

Для времени массового производства, наступившего в 50 годы ХХ века,
необходимо было совсем другое искусство – обезличенное,
удовлетворяющее потребности большого количества масс. На эту роль
выдвинулось новое направление, получившее название «поп-арт». В основе
него лежит принцип равенства всех перед «великим инстинктом»
потребления. Цитирую отца поп-арта Энди Уорхола: «Ты смотришь
телевизор и видишь кока-колу; и ты знаешь, что Президент пьёт кока-колу,
Лиз Тейлор пьёт колу и только подумай – ты тоже можешь пить колу!».
Мышление, что формирует искусство поп-арта – это мышление потребления
всего того, что потребляют другие. И опираясь на эти основы, идеология
поп-арта, царившая на протяжение второй половины двадцатого, и начала к
ХХI века, дала мощный толчок рекламе и всем современным маркетинговым
технологиям – всему что связано с массовыми продажами.
И это изменило прежний мир до неузнаваемости. Но начиная с 2000 годов
поп-арт – в своём логичном развитии, а также в погоне за «хайпом» – стал
перерождаться в абсурд, когда из произведения безжалостно изгонялось само
содержание. Чистый загрунтованный холст с дыркой посередине – выдавался
за произведение искусства. Да к тому же активно получал идеологическое
обоснование права на существование.

Если из тела вынуть душу – что получим в остатке? А если из формы
–содержание? Но всё это, оказывается, объединяется термином
«бессодержательное искусство». Но как можно анализировать пустоту? Да и
зачем тратить время на подобное? Но всё ли так просто в данном вопросе,
если вспомнить заветы старика Фрейда?
Пустота всегда выступала синонимом смерти. В Галерее современного
искусства в Вашингтоне, переходя из зала в зал, я нечаянно открыл дверь в
стене. Поднялся невероятный переполох среди служащих: оказывается, дверь
представляла собой арт-объект: по мысли автора выражавший «закрытость
бытия». По описанию произведения, за дверью в стене надлежало скрываться
самой смерти! Но за дверью просто находилась стена, с надписью на
английском – death. Но я своим действием разрушил, сам того не ведая,
тонкий замысел художника.
Но то были творения семидесятых годов двадцатого столетия – глубокая
древность по нашим временам. Двадцать первый век вернул в повестку
вопрос ценности человеческой жизни. Смерть не страшна тому, кто живёт
праведно – утверждали художники эпохи Возрождения. А что значит жизнь?
Классические фразы про время и движение? Но сегодня подобные
рассуждения воспринимаются не так, как в предыдущие столетия! Под
смерть теперь понимают тупик времени и чистый холст – олицетворение
пустого пространства.
Да и вообще: что нам современным людям от данного понимания? Что нам с
того? Человек появляется на свет, не потратив на этот процесс ни грамма
личных усилий: всё за него сделали другие – те, что наделены способностью
к воспроизводству. А сейчас можно воспроизвести человеческую жизнь и в
пробирке! Но, вот, чтобы прожить жизнь и заработать смерть – тут уже надо
потрудиться (имею в виду смерть, наступающую раньше биологического
срока).

Работа мысли – всегда усилие, что должно исчезнуть с полотна, оставив (в
лучшем случае!) острый порез или дырку на полотне. Ну и в чём тогда смысл
всего этого словесного словоблудия? Показать пустоту окружающего мира?
Но мир за стенами галереи – кипит, волнуется, постоянно меняется в
неистовой борьбе за выживание. И что же тогда выражают развешанные
чистые полотна вдоль стен? Кризис века? Или просто субъективное
отношение ко времени, в которое творит данный художник, не прилагающий
никаких усилий для создания содержания?
Мы можем робко предположить, что эволюционный процесс развития
современного «информационного искусства» заставил переродиться его в
свою противоположность – в полное отсутствие всякого художественного
акта. Продаётся некое событие во времени, а не само художественное
полотно, где порезанный бритвой холст выдаётся за картину. В самом деле:
почему полотно, измазанное кошачьими экскрементами, мы должны
воспринимать как шедевр?!
Следуя логике неутомимого Энди Уорхола, такое полотно не просто
кладбище вредных бактерий, но и скрытая реклама некоего продукта.
Например, кошачьего корма. Но, скорее, подобные «художества»
представляют собой насмешку над человеческим вкусом и разумом.
Показывающую, что современная жизнь – хаос, не имеющий содержания.
Где эпатаж – его излюбленный инструментарий. Каков вкус – таковы и
предложения!
…Но пустое полотно – это и сегодняшний страх будущего. После анализа
картин Босха и Брейгеля Старшего, Гои и других испанцев (ещё тех
мистификаторов своего времени!) – писать о современном искусстве трудно,
так как именно эти художники заполнили вакуум человеческого времени
особым смыслом.
Несмотря на всю их чертовщину и дьявольщину, полотна этих провидцев
преодолели планку пустоты и смогли подняться на человеческие страхами.

Они – не выходя за границы религиозных догм! – предложили человечеству
духовную опору, и своеобразное бессмертие в другом измерении…
Сегодняшнее время требует новый тип сознания, где человечеству
необходимы другие формы мышления. Например, современная астрофизика
– позволяющая увидеть во временной перспективе смерть самой Земли:
когда она из райского пространства (щедро наполненного водой, кислородом
и красивыми видами природы) превратиться в раскалённую пыль и пар, что
будет рассыпан по разным углам вселенной. До новой инкарнации, уже в
виде пылевой массы, что найдёт себе новое солнце и будет вращаться вокруг
нового светила – сбиваясь в образования только для того, чтобы спустя
отведённый срок в очередной раз погибнуть (в миллиардный раз в этой
бесконечности!). Но такую картину будущего вполне можно воссоздать при
помощи полотна и красок… или искусственного интеллекта.
Жизнь во времени может снова и снова возродиться в других видах и формах
– пусть уже и не обладающих разумом. Хотя, возможно, снова под его
руководством. Всё может быть… и всего этого может и не быть! Так как
всем бесконечным пространством правит хаос, как форма существования
самой материи. И для новой жизни (самой хрупкой материи во вселенной!) в
очередной раз нужны благоприятные условия.
Нет ничего не меняющегося: сами вечные изменения, метаморфозы – и есть
та самая «постоянная величина» Вселенной. А значит, у нас есть ненулевой
шанс возродится снова – сквозь виток всего это водоворота случайностей и
перерождений. Живой человек проходит через собственное ничтожество – и
поднимается к небесным вершинам, совсем как ангел… Чтобы заложить
основу для других творцов. Возможно, это будет совсем другой тип
разумного существа, носителя искусственного интеллекта. Но приемлем и
любой другой вариант – что и выражает белая поверхность полотна…
Как вариант, в реальности (а не только в головах таких фантастов, как я!)
существует особая «дуга постоянства» – благодаря которой все распады,

исчезновения и нарождения приобретают особый смысл? Подобная
энергетическая дуга – и есть тот самый мост, для нашего перехода через
стадию неживого к очередному живому, но на другом витке бесконечной
эволюционной истории? Об этом писал ещё сто лет назад Николай Рерих, и
созданными полотнами искал Абсолют, где бы уместилась вся гармония
мира.
Сюрреалист Сальвадор Дали предложили свою версию мира, как бы
«соседнего» с нашей реальностью.
«Сюрреализм в живописи в определённом смысле можно истолковать как
перенесение в чисто изобразительную сферу словесной метафоры и чисто
словесных принципов фантастики», – писал наш замечательный филолог и
культуролог Ю.М. Лотман в статье «Театральный язык и живопись (К
проблеме иконической риторики)». И я с ним абсолютно согласен.
Философы ХХI века активно продвигают мысль, что человечество, мол, не
может этого знать: «мы пока лишь – только смертная пыль; материал из
которой и создаёт мыслящий мир; внутри него мы находимся, как слепые
котята находятся у печки в сельском доме».
Человек видит свет, пытается понять свойства вещей, построить будущее из
гипотез и догадок… Но это всё – ещё не то, для чего природа создала наш
мозг, способный найти выход в ту тайную дверь, за которой человечество
сможет сделать первый шаг к интеллектуальному и физическому
бессмертию.
Так, всё-таки, каким должна быть современная живопись? Какой – по форме?
Носителем какого содержания? Чем она может помочь пресыщенному
человечеству сегодня?
Из всей предлагаемой современными философами словесной галиматьи я
выбираю действие, направленное на постоянное возрождение внутренних
сил – для того, чтобы идти по жизни наполненным внутренней энергией

созидания. И здесь – неограниченное поле для творческого моделирования!
Но незыблемо остаётся крайне важной сама внутренняя идея искусства, его
роль в духовной истории человечества.
Творчество – всегда доминирование жизни над смертью, где смерть не
страшит. Увы, я не верю в наше человеческое бессмертие, осознавая
скоротечность человеческого пребывания во вселенной. Но это пребывание
прекрасно, так как всегда связано с нашей способность создавать то, что не
только помогает жить в материальном мире, но может остаться после нас в
другом, нематериальном мире. В том, для которого творил Гомер
бессмертную «Илиаду» и «Одиссею» – мы называем его культурой.
И в том мире собственной жизнью живут полотна Леонардо и Рафаэля,
Тициана и Веласкеса. Придуманные образы Сальвадора Дали и персонажи
Пикассо. И это действительно прекрасно, так как наши мысли –
запечатанные в слове или куске мрамора, перенесённые на полотно или
зашифрованные в нотных знаках – и есть истинное человеческое бессмертие!
По крайней мере, пока живы другие поколения, идущие на смену – те, кто в
состоянии эти знаки (слова и ноты) расшифровать и понять. А затем,
опираясь на полученные от предков знания, создавать новые и новые
шедевры, меняющие человеческую природу к лучшему – и передаваемые
потомству.
Как писал один из отцов современного Кубизма Жорж Брак: «Цель, не в
воспроизведении повествовательного факта, а в произведении акта
живописного. Сюжет не является объектом, это – новое единство».
перефразируя классика, можно сказать, что создание содержания и формы –
как раз и представляют собой художественный акт, меняющий человеческое
сознание, расширяющий его границы до бесконечности. И в этом – великая
сила Искусства!

Может подобные утверждения и станут новой основой, на которую, как на
костыли, обопрётся новое сознание – способное строить будущее без
насилия? И где человек станет в тысячу раз гуманней и мудрей нас
сегодняшних…


Рецензии