Москва железнодорожная

НА КАЛАНЧЁВСКОЙ ПЛОЩАДИ

При Петре Первом от Красных ворот шла развилка двух дорог: на Немецкую и Красносельскую слободы. Сейчас это улицы Новая Басманная и Каланчёвская.

Красносельская дворцовая слобода Ивана III с её Красным прудом, позднее вошла в черту Москвы Красносельскими улочками. А тогда её окружало огромное поле, на котором царь Алексей Михайлович-отец Петра Первого построил себе путевой дворец с каланчёй. Поэтому, по приданию, в народе пустырь и назвали Каланчёвской площадью. Со временем на 20 га пустыря был построен Артиллерийский полевой двор — завод и склад пушек и ядер со стрельбищем, окружённый каменной стеной.
 
Петр I любил устраивать на Красном пруду праздники с пушечной пальбой и фейерверками в честь русских побед.
Так, во время грандиозного праздника в честь взятия Азова в 1697году на берегу были выстроены две вышки — «каланчи», копии азовских, которые показательно штурмовали русские солдаты. Поэтому, по другой версии, площадь получила название Каланчёвская именно после этого события.

Был здесь торжественный фейерверк и в честь победы над шведами под Полтавой. По воспоминаниям очевидцев, на параде победителей в 1710 году войска впервые шествовали сквозь триумфальную арку, выстроенную на Земляном валу и получившую название Красные ворота. Вдоль дороги шествия собралась тогда, казалось, вся Москва, съехались тысячи и тысячи гостей.

В период царствования Екатерины Второй территория Каланчёвской площади вошла в границы Москвы. А во время московского пожара 1812 года, артиллерийские склады взлетели на воздух, разрушив все постройки.

ТРИ ВОКЗАЛА

Вот эту площадь и использовали под строительство первого в Москве железнодорожного вокзала. Двухпутная железная дорога, соединившая Москву с Санкт - Петербургом стала первой в стране. А московский вокзал, который стал стилистической парой с петербуржским, был построен архитекторами Тоном и Желязевичем в 1851 году и назван Петербургским.
 
Первый поезд прибыл на Петербургский вокзал Москвы 3 августа 1851 года, а 19 числа того же месяца по железнодорожному сообщению впервые проехал Николай I с супругой и наследниками. Для них рядом с вокзалом был построен Царский павильон.

Регулярное движение поездов началось в ноябре 1851 года. А в 1853 году приобрёл законченный вид весь вокзальный комплекс, который состоял из трёхэтажного главного корпуса, одноэтажного пакгауза и двухэтажного крыла с квартирами служащих.
 
После кончины императора Николая Первого Петербурго-Московскую железную дорогу переименовали в Николаевскую. Это же название получили и оба конечных вокзала.
Первый небольшой Ярославский вокзал был построен в 1862 году, а в 1907 году здание приобрело современный вид: архитектор Ф.О. Шехтель воспроизвёл его в стиле модерн с элементами древнерусской архитектуры (псевдорусский стиль). От этого вокзала следовали поезда в сторону Сергиева Посада и далее на север России.

Первое здание Рязанского (Казанского) вокзала было построено в 1862—1864 годах, а в 1911—1926 годах это здание заменили новым, выполненным по проекту А. В. Щусева. Вокзал изначально служил тупиковой железнодорожной станцией на Рязанской (ныне Казанской) железной дороге. Для его строительства была проведена большая инженерная подготовка: расчищена площадка лесных торговых рядов, осушено болото, заключены в трубы реки Ольховец и Чечора. Был засыпан и Красный пруд под устройство складов.

Ещё в июне 1605 года Красное село вошло в историю событиями Смутного времени, когда появление там посланцев Лжедмитрия I Гаврилы Пушкина и Наума Плещеева стало толчком к восстанию, перекинувшемуся на Москву и положившему конец династии Годуновых.

Вот и спустя 300 лет, зимой 1905 года эта земля снова становится местом начала революционных событий, направленных на свержение законного императора. Началом народного восстания должны были стать захват телеграфа, телефона и вокзалов.

Поэтому подходы к Каланчёвской площади с её тремя вокзалами были забаррикадированы дружинниками, в основном из железнодорожных рабочих, со стороны Красных ворот и Краснопрудной улицы, с целью изолирования гарнизона охраны. Восставшим удалось занять Ярославский и Казанский вокзалы. Николаевский же вокзал, который имел особое стратегическое значение и поэтому охранялся хорошо вооружённой частью правительственных войск, взять не удавалось. Спустя пять дней на Николаевский вокзал прибыло правительственное подкрепление – знаменитый  гвардейский Семеновский полк. В результате, часть восставших отступило на Пресню, а часть бежало с Казанского вокзала по железной дороге. Их вывез машинист А. В. Ухтомский, который вскоре был расстрелян карательной экспедицией на станции Люберцы.

В октябре же 1917 года все вокзалы оказались в руках революционеров, и красногвардейцы Москвы получили подкрепление из Петрограда. Да, Александр Первый пророчески был прав, опасаясь, что революция приедет именно по железной дороге!

*

Уже в Советское время  первый вокзал в стране получил название Ленинградский. Он - один из трёх, составляет композицию площади вокзалов, переименованной с Каланчёвской на Комсомольскую в 1933 году, в честь комсомольцев – активных первых строителей Московского метрополитена. Кроме вокзалов на площади в 1935 году появился павильон станции «Комсомольская».

А доминантой архитектурного комплекса стала «сталинская высотка» - гостиница Ленинградская, архитекторов Леонида Полякова и Александра Борецкого,  открытая для посетителей в ноябре 1953 года.


СТАЛИНСКИЕ ВЫСОТКИ

Новый облик новой столицы нового государства стал объектом обсуждения в профессиональной среде вскоре после революции 1917 года.
 
Православная Москва «сорока сороков» должна была как можно быстрее забыться, превратившись в столицу государства будущего с коммунистической идеологией. А для этого символы «мира насилья»: дворцы и храмы надо было «разрушить до основания, а затем…» построить ещё более впечатляющие архитектурные сооружения доступные всем людям. Отсюда идеи дворцовых интерьеров станций первого метрополитена в Москве – общедоступного городского транспорта; Дворцов культуры – для распространения новой культуры в массы; отсюда идеи строительства высотных зданий со звёздами на шпилях, вместо крестов.

В 1935 году Советское правительство одобрило масштабный проект реконструкции Москвы, который предусматривал расширение улиц, создание парков и строительство восьми 20-ти этажных домов во главе со зданием Дворца Советов - первого советского небоскрёба и символа процветания социалистического государства.

На лучший проект Дворца Советов был объявлен конкурс, для участия в котором приглашались архитекторы со всего мира. В результате технический совет по управлению строительством, куда входили архитекторы и ряд выдающихся деятелей культуры – Максим Горький, И. Э. Грабарь, К. С. Станиславский и другие в 1933 году одобрил проект советского зодчего Б. М. Иофана. Это был проект самого высокого здания в мире (415м), где один только Большой зал в центре Дворца был бы способен вместить в себя колокольню Ивана Великого или 50 тысяч зрителей. По предложению И.В. Сталина, Дворец Советов должен был стать памятником Ленину и его достижениям. Поэтому решено было увенчать его верх 100-метровой статуей Ильича, голова которого по объему лишь немного уступала бы колонному залу Дома Союзов на Большой Дмитровке. Если бы фигуру Ленина не закрывали облака, её можно было бы видеть в радиусе 70 км от Москвы.

Внутреннее убранство Дворца должно было соединять в себе все виды искусств: фрески, скульптуры, барельефы и художественные полотна в стиле соцреализма. Ну и конечно, предусматривалось использование самого высокого уровня технической оснащенности.

Наиболее подходящим местом в центре Москвы для самого высокого в мире здания оказалось место расположения Храма Христа Спасителя, построенного раннее на народные деньги в честь победы над Наполеоном. Поэтому 5 декабря 1931 года этот величественный храм был взорван.

Московские архитекторы  Б. М. Иофан, Л. В. Руднев, Д. Н. Чечулин и А. В. Щусев предложили сгладить масштаб Дворца Советов восьмью высотными зданиями и расположить их в местах, названия которых содержат эпитет «красный» – в окрестности Красной площади, у Красных ворот, на Красной Пресне.

К 1939 году фундамент Дворца Советов был готов, на госзаказ работали заводы, подвозились металлоконструкции. Но Великая Отечественная война резко остановила это крайне амбициозное строительство, и, как оказалось, навсегда.

Через два года после Победы Совет Министров СССР принимает постановление «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий». Тогда ещё рассчитывали, что к воплощению главной строительной мечты удастся вернуться позднее, когда страна наберёт сил после восстановления разрушенного фашистами. А пока надо было спешить доказать миру превосходство идеи  коммунизма. Поэтому к празднованию 800-летия Москвы 7 сентября 1947 года в 13:00 одновременно на восьми строительных площадках, обозначенных главным архитектором Москвы Дмитрием Чечулиным, была совершена символическая закладка первых камней. Причём, здания ещё не были тогда даже спроектированы.

Сейчас «сталинские высотки» во многом определяют облик Москвы. А тогда их строительство обошлось очень дорогой ценой, причём как в прямом, так и в переносном смысле. Вырытый котлован и заложенный до войны фундамент под Дворец Советов  были использованы архитектором Д.Н. Чечулиным под  открытый бассейн, который функционировал для москвичей и летом и зимой.

Но в итоге, по доносу «доброжелателя», постановлением Совета министров СССР с формулировкой: «за злоупотребления» Чечулин был снят со всех занимаемых административных постов и отстранен от всех градостроительных проектов, кроме высотного здания в Зарядье. Но это, восьмое по счёту запланированное здание тоже и не было построено. Вместо него в 1960-х годах Чечулин проектирует на уже возведённом фундаменте  высотки здание гостиницы «Россия». Проект оказался не удачным, и многострадальную гостиницу снесли. К 870-летию Москвы на этом месте на площади в 13 га расположился ультрасовременный развлекательный парк “Зарядье”.
 
*

Ансамбль же Каланчёвской улицы в плане расположения двух высотных зданий в стиле «сталинский ампир»: Министерства транспортного строительства (1952г.) и гостиницы «Ленинградская» (1953г.) оказался эталонным.

«Сталинская высотка» - гостиница Ленинградская, высотой со шпилем 139 метров, стала доминантой архитектурного комплекса Комсомольской площади. Стилистически она напоминает кремлёвские башни, а главный вход решён в виде теремного крыльца. Все архитектурные элементы на здания гостиницы и в её интерьерах выполнены в подражание средневекового русского зодчества, скопированы с образцов допетровских дворцов и церквей. Например, 15,5-метровая бронзовая люстра-гирлянда на парадной лестнице  на момент постройки считалась самой длинной в мире и вошла в Книгу рекордов Гиннесса.

Однако, строилась гостиница на очень хлипком грунте, не пригодном для запланированной нагрузки. Да ещё обнаружилось, что прямо под местом строительства течёт ручей Ольховец, убранный в трубу. Поэтому для придания надёжности фундаменту, его конструкция была усилена вибронабивными десятиметровыми сваями. Опалубкой для каждой такой сваи служила чугунная труба, забитая глубоко в грунт, в которую вставлялась арматура. После заливки бетона в трубу и его затвердевания, труба извлекалась, оставляя в грунте прочную сваю. Пришлось усиливать большим количеством металлоконструкций и раннее запроектированный коробчатый фундамент.
Второе, составляющее ансамбль высотное здание Министерства транспортного строительства, высотой 138 метров, было построено у площади Красных ворот, напротив Министерства путей сообщения. МПС при кураторстве министра Ивана Ковалёва осуществляло и строительство самого объекта.

Красные ворота, простоявшие здесь более двухсот лет и  храм Трёх Святителей, в котором крестили поэта Михаила Лермонтова снесли в 1926 году, как мешающие проезду городского транспорта. Вместо триумфальной арки на площади разместили вестибюль станции метрополитена «Красные ворота». А там, где стоял дом, в котором родился Михаил Юрьевич, как раз и  проходило грандиозное строительство. Сейчас об этом напоминает памятная доска на здании и монумент поэту, скульптора И. Д. Бродского.

Приуроченное к конкретной дате помпезное мероприятие, как это было принято в советское время, совершенно оказалось не подготовленным к строительству, которое пошло, практически, параллельно с проектными работами. И, как следовало ожидать, в процессе строительства возникли большие проблемы, потребовавшие сложных и дорогостоящих инженерных решений.

Одна из проблем – прокладываемая ветка метрополитена, станция которой «Красные ворота - кольцевая» должна выходить на поверхность прямо в здании «высотки». Чтобы обеспечить устойчивость и надёжность такой возводимой конструкции, водонасыщенный грунт под фундамент пришлось искусственно замораживать. Для этого специальные станции обеспечивали круглосуточную заморозку грунта нагнетанием по специальным колонкам хлористого кальция.

После завершения строительных работ, когда  грунт оттаял, здание постепенно выровнялось и заняло, согласно тщательно выверенным инженерным расчётам, строго вертикальное положение.

Другой проблемой оказалось то, что по расчётам, равномерное давление на грунт построенного уже здания должно давать осадку с одной стороны, а со стороны вестибюля метро, наоборот, подниматься. И чтобы со временем это не привело к наклону и падению «высотки», инженеры приняли решение построить здание под небольшим углом к вертикали.

А ещё были проблемы с высотными кранами, которых для строительства зданий такой высоты в стране не существовало, с недостатком в экскаваторах, да и вообще с подбором техники и созданием новых строительных механизмов по ходу работ.

*

Надо сказать, что грандиозные высотные здания, станции метро – это, конечно, вызывало гордость за свою столицу. Но она ничем не отличалась от гордости старых православных москвичей за великолепия храмов, театральных зданий и княжеских дворцов, которые новым поколением сносились без малейшего сожаления. В шикарных московских  небоскрёбах, как и в других сталинских благоустроенных домах, отдельные квартиры были распланированы с учётом комнат для прислуги, домовых столовых, прачечных, закрытых магазинов и ателье. В квартирах холодильники, встроенная мебель, мойки с дробилкой для крупных отходов, мусоропроводы, вентиляция, бойлерное отопление и кондиционирование. Но их получает теперь партийная и советская элита, отгороженная от простого народа консьержами и красными дорожками на лестничных маршах.

Однако, и номенклатура, которая всё больше разделяется между собой разными «кормушками», начинает вести внутреннюю борьбу за тёплые места, порой, самыми крайними мерами. И тогда партия принимает решение о предоставлении лучших «сталинских» квартир, бывших «буржуйских» особняков и новых правительственных дач семьям номенклатурных работников в аренду, только на срок их пребывания у власти.


«Сталинские высотки» поднялись над Москвой в год смерти "Великого кормчего". Со смертью Сталина закончилась эпоха «дворцового стиля». К власти пришёл Никита Сергеевич Хрущёв.


ХРУЩЁВСКИЕ ЧЕРЁМУШКИ

Бывший сельский пастушок, после юзовского рабфака (Донецк) не закончивши обучение в Московской Промышленной академии , выбрал себе путь партийного лидера. С 1938 сделал карьеру на Украине, став председателем Совета народных комиссаров Украинской ССР и первым секретарём ЦК КП(б) Украины. Был участником Великой Отечественной войны. В декабре 1949 года - переведён первым секретарём Московского комитета партии и секретарём ЦК ВКП(б).

С  сентября 1953 года по  октябрь 1964 года – глава государства, занимавший пост первого секретаря ЦК КПСС, а затем совмещавший его с  постом председателя правительства — Совета министров СССР.

Имея свой взгляд на дальнейшее развитие культуры, искусства и архитектуры в стране, Н.С. Хрущёв начинает свою деятельность на посту государства с жёсткой критики всего происходившего до него. Он критикует деятельность Сталина, призывая к отказу компартии от «культа личности». Видимо в память об успешной деятельности на своей второй родине, он массово освобождает из тюрем преступников, в том числе бандеровцев – украинских полицаев и фашистов; дарит Украинской ССР принадлежащий России Крым. Он не признаёт новые проявления в искусстве, и в то же время критикует «буржуазность» в архитектуре, с её излишествами и большими затратами.

В 1954 году на Всесоюзном совещании строителей происходит критика возведения зданий с пышной декоративной отделкой. «Черты буржуазной помпезности и необузданного украшательства находим мы в интерьерах гостиницы „Ленинградская“», - отзываются теперь о здании, претендовавшем на восхищение в веках.
Специалисты, ревизируя уже возведённое здание, пишут: «На строительство гостиницы на триста пятьдесят четыре номера затрачено столько же средств, сколько понадобилось бы на строительство экономично спроектированной гостиницы на тысячу номеров».

Теперь принимается решение строить массово по нескольким однотипным проектам, отказавшись от архитектурного декора, рюшей, фальшколонн и карнизов.

Архитектурный минимализм во всей красе проявляется в массовой жилой застройке Москвы, начиная с районного квартала Черёмушки, а затем распространяется в других городах, так называемыми, «Хрущёвками». Дома культуры, больницы и другие объекты общего пользования тоже строятся без особого стремления к красоте.

Панельные и кирпичные пятиэтажки за счёт типового проектирования и экономии на украшательствах, лифтах, размерах, этажности стали гораздо дешевле, и росли как грибы. Получение отдельного, благоустроенного жилья для каждой московской семьи, ютящейся в полуподвале или коммунальной комнатушке без удобств, стала мечтой, реальной к воплощению.

И вот, ради бесплатного получения таких квартир на окраинах, коренные москвичи с ностальгией расстаются с историческим центром столицы...


Рецензии