опус 01. 01 календария 01 конструкция
Геннадий Петрович Дурасов
(первый исследователь и автор первых публикаций, посвящённых каргопольским календарям)
Со слов Г.Дурасова, ареал распространения данного узора сравнительно невелик. Чаще всего он встречается:
а) в Ошевенской волости Каргопольского уезда Олонецкой губернии || Архангельская область, РФ
б) в значительно измененном виде, его можно встретить в деревнях и селах Заонежья и на территории Пудожского уезда Олонецкой губернии
в) есть сведения о бытовании данного узора в Галицком уезде Костромской губернии
При опросе жителей сел и деревень (женщин в возрасте 55-88 лет), Г.Дурасовым была установлена терминология составных частей узора, но о его содержании и назначении ничего выяснить не удалось.
1. Одна из владелиц шитого месяцеслова на переднике назвала его календарем, но объяснить содержание вышивки она не смогла.
2. Директор каргопольского музея А.Н.Хромулина, слышала от старых людей, что полотенца с «кругами» раньше висели на стене, как календарь, который берегли и передавали из поколения в поколение.
3. 94-летняя И.Н.Волкова || деревня Филипово, Галицкий район Костромская область сказала: «У нас в деревне, в первый день покоса, повязывали холщевые передники с тремя кругами, вышитыми в ряд. А небольшие куски «новины» с одним кругом прикрепляли к лучине и вешали на стену как календарь».
Г.Дурасов = фольклорист, этнограф, популяризатор русских художественных промыслов.
1. он заметил, что каргопольские вышиванки - это конкретный читаемый способ записи календарных дат
2. он отметил четкую повторяемость деталей в рамках этого типа узоров, что указывает на календарь
3. он заметил, что в цветке/«солнышке» всегда 6 веток с лепестками и делениями и 6 веток с двойными кудрями
4. он заметил, что большинство знаков вне незамкнутой окружности, привязаны к определённому месту на внешней оболочке диска
5. в 1978 году Г.Дурасов опубликовал статью «Каргопольские народные вышивки-месяцесловы» в журнале «Советская этнография» №3
- в статье вышиванки охарактеризованы, как земледельческий календарь, а его узоры привязаны к юлианскому календарю
6. исследование темы велось при участии:
- собирательницы северорусского фольклора М.В.Хвалынской || город Каргополь
- бригадира совхоза «Ощеневский» Н.А.Белкиной || деревня Река
7. среди мотивов русской народной вышивки северные «круги»/«месяцы»/«месяцесловы» ни разу не привлекали к себе внимания исследователей, хотя их содержание представляет большой интерес как для этно-графов, так и для специалистов, исследующих народный быт
Свидетельство о публикации №225081201172