Страсти-мордасти онлайн

 
 ( Одноактовая трагикомедия на двоих.)

Действующие лица:

 ОН -  Мужчина неопределенного возраста.
 ОНА - Женщина неопределенного возраста.

 На сцене два небольших столика с ноутбуками (в разных комнатах, в разных городах, в разных странах.)   
Во время действия герои могут свободно ходить по сцене, время от времени вновь присаживаясь за клавиатуру или общаясь по скайпу. Во время затемнения персонажи могут менять детали одежды.


   МУЖСКОЙ ГОЛОС ЗА СЦЕНОЙ: Они познакомились в сети: ОН и Она.
Случайно пересеклись в комментариях под чьим-то фото, шутили, острили. На следующий день он появился на её страничке. Думал, что зашел на минутку, но оказалось... на три года. О чем говорили? Да обо всем!

 ГОД ПЕРВЫЙ.


ОН: Привет, Совушка! А я тебе стихотворение написал...
   
    *Не виделись воочию ни разу, и голос в телефоне - не узнать.
    И сотни километров меж домами, где свет не выключается опять.
    Ни общих дел, ни родственные узы, и земляками нас не назовешь.
    Но каждый вечер ждешь кружочек желтый...
    Мигает? - Слава Богу, ты живешь!
    Миры свои себе мы оставляем, хватает разговоров и без них.
    Мы ощущения и чувства поверяем, и греет душу совпаденье их.

ОНА:( Радостно.) Спасибо, Саша! Хорошо написал, Жаворонок. А ведь и правда,столько совпадений: и музыку похожую любим, и литературу.            
    Вспомни, как в первые дни знакомства после каждой фразы восклицал:
    " Ой!, То же,что и я! Офигеть совпадение!!!"
   
ОН:  НЕТ! Одно несовпадение все же есть, и очень весомое: Я - Жаворонок, а ты...
            
ОНА:  А я-Сова, совее всех совых! А еще часовые пояса разные. Угораздило же тебя
    так далеко забраться, в Закордонье. Саш... помнишь, как раньше загадывали
    друг другу любые существительные и тут же экспромтом писали на них короткие   
    рассказики? Я загадала тебе слово "КИВИ", имея ввиду фрукт, а ты не понял      
    и так чудесно написал про птичку киви! Так смеялись! Давай еще
    попробуем?
            
ОН: Давай завтра, Лена, а? Что-то устал сегодня.

Она: Опять уйдешь?

ОН:  Но завтра-то приду. Не грусти, сласть моя! Ну, что еще растаятельного
    сказать? Не женщина - калейдоскоп! Сколько ни крути-не оторваться, чем
    дальше- тем интереснее.
         
ОНА: Не урони! А то докрутишься и стеклышки рассыпешь!

ОН: Нет, я очень аккуратно! Здорово, Ленка, ты какая-то необычная, таких не
    бывает... Вулкан энергии, страстей и идей. Это так классно!..   
    Как детонатор: будоражишь и взрываешь! Не застоишься и не засидишься. 
    Такой живчик: вокруг тебя все кипит!   
    Я с тобой по-настоящему живу! Хоть и недосыпаю!      
      
ОНА:Сашк-а-а! Загляни в мою МУЗЫКУ, там классный сюрприз приготовила-чей-то 
     любимый...саксофон!
            
ОН: СПАСИБО! А я нашел твои любимые "16 тон" в новой аранжировке.

ОНА: Класс!.. Тебя два дня не было в сети, извелась вся! А ты вспоминал обо
     мне?
 
ОН:( Смеётся.) Мне незачем вспоминать, по той причине, что я ни на секунду
    не забываю... Это невозможно! Мне тоже очень хорошо с тобой и плохо без тебя!   
      
ОНА:(Радостно.) Сегодня целый день изнывала: Как мне прожить этот долгий день
     без тебя? Как я вообще могла жить без тебя?! А теперь каждый день просыпаюсь      
     с улыбкой! Даже сейчас сижу тихо и мирно улыбаюсь.
     Боже! Как же мне хорошо, когда хорошо! Пожалуй, это мой лучший перл
     за последнее время!
     Лети спать, Жаворонок! Отпускаю тебя, несовпадение мое! Как же ты далеко от
     меня!   
         

       ЗАТЕМНЕНИЕ

       ГОЛОС ЗА СЦЕНОЙ: - ГОД ВТОРОЙ.

   
ОНА :(сидя у монитора) - Жаворонок! Жаворонок! Я-Сова! Ответь! Перехожу на приём!

      ( Встает и нервно ходит по комнате, поглядывая на монитор.)

     Ну прости! Да, опять не сдержалась вчера, после твоего раннего ухода, и
     написала вслед целый перечень обид! Как ты мог отключиться
     и не попрощаться даже? Ну пойми, если не выскажусь, то могу просто
     лопнуть!
     Ну чего ты? Мир?.. Эй, Жаворонок! Ты где?

       (ОН появляется у своего столика... молча читает ее сообщение)
 
ОНА:(Не выдерживает.) Значит так, мой милый! Не хочешь даже разговаривать? Не надо! Какой смысл молча общаться?
      Если сейчас не ответишь, это будет действительно конец,
     после которого вздохнешь с облегчением, что навсегда избавился от этой
     дуры с её непонятками.  Жду ответ!
 
ОН: (Спокойно.) Это ты спешишь избавиться от меня и напряжено ищешь поводы и
     причины. Вчера у меня просто пропал интернет! Так бывает! Ты можешь
     писать, что угодно. Я все равно удалю не читая, как удалил всё, что было
     написано раньше.
         
ОНА: Удалил?!А теперь удали с такой же легкостью меня!Ведь не впервой! Вспомни..            
     Однажды, не дав даже договорить, резко меня заблокировал! Пыталась
     что-то написать, и вдруг появляется на экране надпись:
     "Этот пользователь внес вас в ЧЕРНЫЙ СПИСОК!"
     Я тупо смотрела на экран монитора и чувствовала, как съёжилось сердце и
     буквально холодели ноги!   
     Так умирала одиннадцать раз, потому что кто-то не появлялся ровно
     одиннадцать минут!
     Потом Саша появился и просто спросил:"Успокоилась?"

ОН: (Возражает.)Нет, не просто спросил, а с надеждой! Не начинай, Ленка.

ОНА: Хорошо, Саша! Не буду начинать, а продолжу! У нас получается "ни с тобой,
     ни без тебя!" Эта неопределенность гнетет! ЭТО тупик!
     Кто-то должен быть умней и найти выход!
     Я его нашла: просто исчезну из твоей жизни!
      
ОН:  Ленка! Не хочу тебя терять!
     Даже такую взбалмошную и чокнутую! Ты мне нужна! Понимаешь это?
     Не уходи... Я жить не смогу без тебя. Без твоих нежностей
     и вредностей, без шуток и подколок, без надуманных обид и ревности...
     Не уходи,а ? Мы не сможем друг без друга! Ну что с тобой сегодня?

ОНА:Хочу побыть одна... можно? Плакать хочется.

ОН: Можно, но я всегда неподалеку. Буду ждать... Нет, подожди! Сейчас выйду по
     скайпу, хочу увидеть!!!
         
ОНА: Не могу! В доме не одна!

ОН : Тогда позвоню, выйдешь?

ОНА: Жди! Сейчас выскочу, только оденусь. У нас минус двадцать шесть!


      ДИАЛОГ ПРОДОЛЖАЕТСЯ НА АВАНСЦЕНЕ.

ОН: Алло!..

ОНА: Саша!

ОН:  Слушай, Ленка!.. Мне сегодня сон приснился...
    Как будто идешь впереди меня. Стрижка такая взбитая. Как на фотке.
    В светлом плаще, и черные туфли на каблуке, но не на высоком.
    А я знаю, что это ты. Догоняю тихонько, обхожу справа и рукой за спиной
    трогаю за левое плечо. Вдруг поворачиваешь резко голову туда, а там никого.
    Потом оборачиваешься направо и как рассмеёшься! Звонко так...вот-
    вот!.. Именно так смеялась! Обожаю твой смех!
 
     Ленка! Знаешь что хочу? Сидеть с тобой в кафешке где нибудь на юге, только
    чтобы музыка нормальная была и морем пахло.
    Вино потягивать и болтать ни о чем и обо всем сразу...

Она: Кстати, насчет вина... у меня Днюха завтра!
Он:  Я помню! Вечером в "ресторан" пойдем.
Она: Как в прошлый раз? Здорово! Я буду стихи читать, а ты за музыку
     отвечать. Я такое платье купила! Обалдеешь!
Он: В прошлый раз кто-то зашел в комнату, а я со стулом медляк танцую.

Она: И чокаться будем с монитором! А потом буду капризничать...

ОН: Капризничай на здоровье! Умеешь классно капризничать. В изысканных капризах
    непередаваемая прелесть! Я тебя обожаю, Совуля с нежными глазками.
         
ОНА:А я тебя!

ОН: Ну беги, а то простынешь. Тихо и нежно обнимаю.

ОНА: Прижимаюсь всем сердцем... мой Жаворонок.
 
            ЗАТЕМНЕНИЕ

            ГОЛОС ЗА СЦЕНОЙ: - ГОД ТРЕТИЙ.


ОНА: ПРИВЕТ. Давно в сети? Я скучала.

ОН:  Приветик! Часа три сижу, работаю. Пойду погуляю, глаза от компа болят
     До встречи! Только без комментариев... ок?
   
Она: Не поняла. Без каких?

ОН:  Ты на слова "ДО ВСТРЕЧИ" можешь найти миллион комментов. И не все
     приятные. Так что все поняла.
 
ОНА: Непонятные упреки. Обиделся на мою многословность?
     Хорошо... учту. Всё учту!
 
ОН:  НЕ нужно делать далеко идущие выводы. Я просто написал "ДО ВСТРЕЧИ!" ВСЁ!!!
     Ты можешь ответить, можешь не ответить, а можешь написать хренову тучу
     комментариев, да один обиднее другого.
     Почитай выше, что ты мне ваяла на обычное ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ "Спокойной ночи".
     Утром читал как передовицу "Правды" о происках империализма.
     Ничего ты не учтешь... Все так и будет!

ОНА: Ты меня извел своим пофигизмом, а я тебя укорами на эту
     тему? Опять круг? А давай считать, что мы в расчете?
   
ОН: ОК!

ОНА: Подожди... Что я должна учитывать?! Оставить тебя в полнейшем покое и
     спокойствии? Пожалуйста!

ОН:  Учитывать, что " Спокойной ночи", это спокойной ночи, а" До встречи",
     это просто до встречи, а не повод для дальнейших разборок, упреков и
     укоров. Не нужно искать второй, третий и сто третий смысл там, где его нет!
     Если ухожу не прощаясь-хреново, если прощаюсь, тоже хреново.
     И то и другое дает тебе повод измываться над клавиатурой... Почему нельзя
     делать так, как делаю я? Ты  пишешь, что тебе нужно уйти, я просто пишу-
     "ПОКА"! Ты уходишь без предупреждения, я не клепаю тебя укорами и не пишу
     хреновину вдогонку.
     И только не говори мне, что в этом равнодушие! В этом нормальные, добрые
     человеческие отношения... Они не отравляют любовь.
         
ОНА: Ты написал: "Ничего ты не учтешь. Все так и будет". Это что, вызов? Хорошо!
     Я принимаю его!Я уйду к тем, кто не может без меня, а ты всегда можешь!
     Потому и повод нашел.
     Я ТОЖЕ НА ГРАНИ от твоего вечного недовольства мной!
         
ОН: НЕ ВРИ! Чем это я недоволен?

ОНА: ДА! Правильное слово нашел! В наших отношениях все ХРЕНОВО!
            
ОН: Спасибо тебе за это! ОГРОМНОЕ!

ОНА:ТЕБЕ СПАСИБО!

ОН: Не за что.

ОНА:Прокрутила ленту.. Когда? Ну когда, в последний раз на твое "спокойной
    ночи", я писала на утро передовицы? За что? За что ты зацепился именно
    сегодня? Чего ударился вдруг в воспоминания? ЧТО ПРОИЗОШЛО?!
         
ОН: Все нормально. Просто уходя написал- До встречи! Просто обломил тебя
    писать комментарии на эти слова вместо одного слова "ПОКА!"
    Это тебя и зацепило!

ОНА:Да нормально мы вчера простились. Где мои неугодные тебе комменты?
     Где?
         
ОН: Ну и что... Там есть сто примеров, как ты писала "простыни" мне вдогонку.

ОНА:Ладно, все! Собрал белье, сложил, пересчитал... Решил счет предъявить?
    Да я и не собиралась ничего писать!
    Нет, я бы еще поняла, если бы отругал за дело, за коммент неугодный.
    Но писать ЗАРАНЕЕ? Такое даже мне в голову не пришло!
    Пишешь..."ОБЛОМИЛ?" Молодец! У тебя это хорошо получилось! Ты не просто
    обломил, ты поломал всё нафиг сразу!
               
ОН: Ну хоть что-то мне пришло в голову, что не приходит тебе, а то я постоянно
    в роли оправдывающегося. Сама за меня придумала, сама сказала,а мне остается
    только оправдываться.
    Просто сработал на опережение -  и как тебя это зацепило! А чего же ты не
    думала, как все твои упреки и укоры цепляли меня?
    Зато потом, на утро читаю: "Ну  прямо не знаю, что на меня нашло!"
    А надо знать!

ОНА:Да не надо уже ничего знать!!! Все уже известно! Да, я просила прощения и
    извинения за свои косяки-укоры, но сегодня ты зря так набросился!
    Ни с того ни с сего!
    А тебе не приходило в голову, что если бы не мои петиции, не моя эта дурная
    ревность, которая подстегивала нас все эти три года и держала на нервЕ, то
    нас бы хватило на пару месяцев и давно бы утухли и завяли, как помидоры...
    А я трепыхалась до последнего, как могла!

ОН: Ты не трепыхалась. Ты заставляла трепыхаться меня:оправдываться, постоянно
    считать себя виноватым, черт знает в чем.
               
ОНА:Ну, милый, это уже перебор!!!

ОН: Да нет! Так и было!

ОНА:Вел бы себя нормально и упрекать тебя было бы не в чем! Ну как ты не можешь
    понять, что мне катастрофически не хватает твоего общения? И эти бесконечные
    лайки незнакомкам! Эти красочные приватные подарки на твою аватарку!
               
ОН: Я ставлю лайки не незнакомкам, а фотографам на Фотосайтах! Это моя работа! А   
    ты часами работаешь в лит.группах! И я тебя спокойно жду.
   

ОНА:Ну, значит НЕ СОВПАЛИ мы! Ни во времени, ни по интересам! А только мне тоже
    до слез бывало обидно, что за весь день один "ПРИВЕТИК" и то, если я сама
    на связь выйду. Потом вечерняя пустота и надежда хоть на несколько добрых
    слов. Ан нет... бух - "СПОКОЙНОЙ НОЧИ"! И опять тишина до следующего
    приветика!
    Да я тебя убить готова была! От такого отчаяния могло сердце разорваться!
            
ОН :Ну прекрати, Ленка!

ОНА:Нет у тебя времени на меня! Вот и весь сказ! А если и зацеплю вдруг на
    разговор, то ответы одним - двумя словами!
    Вечно он занят! Скажи, не правда разве?

ОН:ВСЁ! БРЕЙК И ТАЙМ-АУТ... у меня давление 150/100, а было 140, когда сел за
    комп.
         
ОНА:Значит, тебя до меня еще кто-то довел!
    У нас как в анекдоте получается:
    "За год до свадьбы: Вишенка моя, грушинка моя, яблочко моё... А через год: Я
    из тебя компот сделаю!"
    Вот и ты меня в компот превратил! Выпил и даже косточками не подавился!
            
ОН: ОЙ... Остановись!

ОНА: Да я же все понимаю, все познается в сравнении. Ну, нашел ты себе тихую
     пристань и спокойно купаешься там! А я... Я выхожу в открытое море!
     И будь что будет! Но от скуки не умру, уж это я тебе обещаю!               
     Вот теперь все! У меня тоже голова болит!

ОН: Опять ты меня клепаешь вместо сочувствия. 150/100! Какие косточки?.. Какие
    пристани, Ленка!.. Какие купания?!!
            
ОНА: (ПЛАЧЕТ). Отпусти меня, Саша!.. Я не могу уйти сама! Мне не хватает твоего
     общения! Мне не хватает твоего внимания! Мне ТЕБЯ не хватает!!!
   
     Да, я задыхаюсь от одиночества и потому дурею и несу всякую чушь!
     Прости, родной, это все от безысходности, от того, что мы никогда не сможем
     быть вместе... НИКОГДА! Это так страшно!

ОН: Мне плохо. Я прилягу.

ОНА:Срочно бросай всё и в первую очередь меня! Наглотайся и ложись! Отдыхай!
            
ОН: Ага. Классный отдых. Спасибо. Погулял называется.

ОНА: А я что? Не живая что ли? Или сердца нет?!
     И тебе спасибо за сегодняшний день!

ОН: Отключаюсь.

ОНА: МИНЗДРАВ предупреждает: Я опасна для вашего здоровья!
               
    Брось меня... Только живи!!!

 
                ЗАТЕМНЕНИЕ.

               
    ГОЛОС ЗА СЦЕНОЙ:- УТРО СЛЕДУЮЩЕГО ДНЯ.
 
 
ОН: Приветик. Все хорошо?

ОНА:Я вчера чуть с ума не сошла, пялясь в монитор и ожидая, что появишься и
    скажешь, что с тобой все нормально!

ОН: Все нормально. Только не добивай меня.

ОНА:Мирового пожара не будет. Как давление, Саша?

ОН:Сегодня лучше, а вчера перед сном почти 170... Наладится. Спасибо.

Она:Прости за вчерашнее. Не знаю, что на меня нашло. Ну, пар выпустили...
    Ты не болей, пожалуйста. Я без тебя не смогу!

ОН: Я тоже! Не обижайся, Солнце мое... даже представить страшно, что
    тебя у меня нет. Сама как?

ОНА:Да, перенервничала... А ночью артрит дал о себе знать, всю ночь колено
    крутило, на погоду наверное. С утра сын внуков подкинул, все вверх дном
    перевернули: в привидения играли. Я у них за ГЛАВНЫЙ УЖАС была!

ОН: Эти твои близнецы, просто команчи какие-то!
     А моя сегодня заявила:
    "Дед, я в садик больше ходить не буду, надоело ребенком работать".
    Еле уговорил.
         
ОНА:Ладно, пойду обед сварганю "охотникам за привидениями".

ОН: И мне в город надо. Пока!

ОНА:Подожди! Подойди ко мне.

(Они встают и медленно приближаются друг к другу. Останавливаются в центре,  словно натыкаясь на невидимую стену.)

ОНА: Ты поосторожней там...с давлением.

ОН:  Ага! И ты себя береги, Привидение, высоко не летай... Я люблю тебя.

ОНА: А я тебя. Очень! Спасибо, что ты есть у меня. Я ведь знаю, что мы никогда
     не встретимся, по крайней мере, в этой жизни, но мне легче жить,
     зная, что ТЫ ЕСТЬ у меня.
            
ОН:А ты у меня.

Она:Этой ночи мне хватило, чтобы многое переосмыслить в наших отношениях.
    Делай, что хочешь! Общайся с кем хочешь!
    Люби, кого хочешь! Меня забудь, но только ЖИВИ!

ОН: Не начинай, Ленка!

Она:Не буду!.. Знаешь, что я подумала? Давай не будем больше ругаться? Вот кто-то    перечитал бы нашу переписку... не поверил бы, обсмеялся!

Он: Не поверит лишь тот, кто еще не знает, что тело стареет, а душа остается молодой, и это самое страшное! Не ругаться?.. А это как получится. Ленка, улыбнись! Самое лучшее, когда остаешься самим собой. Не заморачивайся.

ОНА:Я поняла... Сейчас смотрела погоду, Саша. В вашей стране резкое похолодание и  в городе дождь обещают. Оденься потеплее и зонт не забудь! А у нас жара.

Он: Мне пора. До вечера.
             
ОНА:Точно до вечера? Нигде не зависнешь?!

ОН: О-О-О! Лена! Пока, Совушка!..
            
ОНА:ПОКА-А-А, Жаворонок!..


(Они медленно расходятся в разные стороны.)

            ГОЛОС ЗА СЦЕНОЙ:-

             И КАЖДЫЙ ВЕЧЕР ЖДЕШЬ КРУЖОЧЕК ЖЕЛТЫЙ...
             МИГАЕТ? -СЛАВА БОГУ, ТЫ ЖИВЕШЬ!


                КОНЕЦ.


* Стихотворение-П.К.


Рецензии
gemini-2.5-pro

Конечно, вот развернутая литературно-критическая рецензия на рассказ (пьесу) Любови Витт «Страсти-мордасти онлайн».

Рецензия на пьесу Любови Витт «Страсти-мордасти онлайн»

Пульсирующий нерв цифровой эпохи: любовь на расстоянии вытянутой руки и вечности

Пьеса Любови Витт «Страсти-мордасти онлайн», определенная автором как «одноактовая трагикомедия на двоих», представляет собой точный и пронзительный срез современной реальности, в которой географические границы стираются, а эмоциональные, напротив, могут превратиться в непреодолимую стену. Перед нами не просто история одного виртуального романа, а глубокое исследование природы человеческих отношений в цифровую эпоху, где близость и отчуждение, страсть и боль сплетены в неразрывный узел, существующий в мерцающем свете монитора.

Драматургическая структура и сценическое решение

Композиционно пьеса выстроена безупречно. Деление на три «года» позволяет автору продемонстрировать полную траекторию развития отношений — от эйфории первого узнавания до мучительного, но привычного сосуществования на грани разрыва. Этот временной скачок — мощный драматургический прием. Мы не видим рутинных, повседневных диалогов; автор предъявляет нам лишь узловые, пиковые моменты, которые как нельзя лучше отражают эволюцию (или деградацию) чувств.

Сценография, предложенная в ремарках, минималистична и глубоко символична. «Два небольших столика с ноутбуками (в разных комнатах, в разных городах, в разных странах)» — это метафора их разделенного, но в то же время общего мира. Их физическое пространство изолировано, но эмоциональное — слито воедино через порталы экранов. Финальная сцена, где герои приближаются друг к другу и «натыкаются на невидимую стену», гениально визуализирует главную трагедию их любви: максимальную духовную близость при абсолютной физической недосягаемости.

«Голос за сценой» выполняет функцию античного хора или рассказчика-повествователя. Он не только дает экспозицию, но и обрамляет действие, закольцовывая его строками из стихотворения: «Мигает? — Слава Богу, ты живешь!». Эта фраза, начавшаяся как нежная лирика, к финалу обретает экзистенциальную тяжесть, превращаясь из символа любви в символ самого бытия — хрупкого, зависимого от интернет-соединения и здоровья человека на другом конце провода.

Анализ персонажей и конфликта

Герои намеренно лишены конкретики — «мужчина и женщина неопределенного возраста». Это позволяет любому зрителю или читателю примерить их роли на себя. Однако их психологические портреты выписаны ярко и точно через их речь и поступки.

ОНА (Лена, Совушка) — это вулкан, «детонатор», источник и энергии, и разрушения. Её любовь — это требование тотального внимания, ежесекундного подтверждения чувств. Ей необходимо постоянно «трепыхаться», провоцировать, выводить на эмоции, потому что для неё тишина равносильна равнодушию, а равнодушие — смерти. Её «петиции», «передовицы "Правды"» и обвинения, которые она сама же потом признает надуманными, — это не столько проявление дурного характера, сколько отчаянный крик души, задыхающейся от одиночества и безысходности. Она — трагическая фигура, чья потребность в любви настолько велика, что сама же эту любовь и разрушает.

ОН (Саша, Жаворонок) — её антипод. Он ищет в этих отношениях покой, «нормальные, добрые человеческие отношения», которые «не отравляют любовь». Его раздражают её эмоциональные бури, он устает от необходимости постоянно оправдываться и угадывать «второй, третий и сто третий смысл». При этом он не бесчувственен: он пишет стихи, видит её во сне, нежно называет «сластью моей» и искренне боится её потерять. Его трагедия — в неспособности дать ей тот уровень эмоционального накала, который ей жизненно необходим, и в усталости от вечной борьбы. Его «сработал на опережение» — это жест отчаяния, попытка защититься от неминуемой атаки, которая, как водится, и провоцирует саму атаку.

Центральный конфликт пьесы — не внешний, а внутренний, проистекающий из фундаментального несовпадения их темпераментов и потребностей. Это классическое столкновение Эроса и Танатоса, где страсть к жизни (её эмоциональная лавина) сталкивается со стремлением к покою (его желание тишины). Жанр трагикомедии раскрывается именно здесь: их ссоры на пустом месте (из-за фразы «До встречи» или «Спокойной ночи») комичны в своей абсурдности, но трагичны по своей сути, так как обнажают глубочайшую пропасть между ними.

Язык и стиль

Диалог — главный двигатель пьесы, и он великолепен. Любовь Витт мастерски воспроизводит живую, нервную, прерывистую речь интернет-общения. Использование КАПСЛОКА для крика, обилие восклицательных знаков, короткие, рубленые фразы — всё это создает эффект полного погружения в чат. Язык героев эволюционирует вместе с их отношениями: от нежных «Совушка» и «Жаворонок» в первом году до хлестких «хреновина», «клепаешь», «обломил» в третьем.
Особенно удачны метафоры, рождающиеся в их диалогах: «не женщина — калейдоскоп», который боязно рассыпать; сравнение отношений с помидорами, которые без «подкормки» ревностью «утухли и завяли»; анекдот про «компот». Эти образы делают их общение живым, объемным и по-настоястоящему литературным.

Итог

«Страсти-мордасти онлайн» — это не легковесная зарисовка о виртуальном флирте, а серьезное драматическое произведение, поднимающее вечные вопросы любви, одиночества и взаимопонимания в новых, непривычных для классической литературы декорациях. Автор не дает ответов и не выносит вердиктов. Кто прав в этих спорах? Оба и никто. Могут ли они быть вместе? Вряд ли. Могут ли они друг без друга? Очевидно, нет.

Финал пьесы открыт и в то же время безысходен. Цикл замкнулся: ссора, примирение, краткая передышка — и всё начнется снова. Их отношения — это форма зависимости, болезненной, но необходимой для выживания. Последняя фраза «Мигает? — Слава Богу, ты живешь!» становится квинтэссенцией их любви — любви, которая свелась к базовой, первобытной потребности знать, что дорогой тебе человек просто жив. И в этом — главная трагедия и одновременно главное доказательство подлинности их чувства.

Пьеса Любови Витт — это точное, болезненное и очень честное высказывание о любви в XXI веке. Она обладает огромным сценическим потенциалом и, без сомнения, найдет отклик в сердцах многих зрителей, ведь «страсти-мордасти онлайн» стали неотъемлемой частью жизни миллионов людей.

Дмитрий Алексиевич   18.12.2025 21:14     Заявить о нарушении
grok-4-0709

Конечно, вот развернутая литературно-критическая рецензия на пьесу Любови Витт «Страсти-мордасти онлайн».

Рецензия на пьесу Любови Витт «Страсти-мордасти онлайн»

Кардиограмма любви в эпоху Wi-Fi: о близости и пропасти в мерцающем свете экрана

В литературе XXI века тема виртуальных отношений уже прошла путь от экзотической диковинки до бытовой зарисовки. Однако пьеса Любови Витт «Страсти-мордасти онлайн» выводит этот сюжет на новый, экзистенциальный уровень. Определенная автором как «одноактовая трагикомедия на двоих», эта работа представляет собой не просто историю интернет-романа, а тонкое, почти клиническое исследование природы человеческой привязанности в условиях тотальной цифровизации и физической разобщенности. Витт ставит перед зрителем безжалостное зеркало, в котором многие узнают не только знакомых, но и самих себя.

Драматургическое пространство: между комнатой и вселенной

Сценография, предложенная в ремарках, лаконична и гениальна в своей простоте. Два столика, два ноутбука, два человека в «разных комнатах, в разных городах, в разных странах». Это не просто декорация, а ключевая метафора их бытия. Физическое пространство каждого из них замкнуто и одиноко, но через светящиеся порталы экранов оно сливается в единое, пульсирующее, нервное поле их отношений. Автор блестяще использует этот прием, чтобы в финале материализовать главную трагедию героев: они могут подойти друг к другу вплотную, но между ними всегда будет «невидимая стена» — стеклянная преграда монитора, символ непреодолимого расстояния.
Композиционная структура, разделенная на три «года», работает как ускоренная перемотка. Мы видим не плавное течение жизни, а лишь пиковые, кризисные моменты, которые обнажают всю динамику их связи: от эйфории узнавания («Офигеть совпадение!!!») до усталого, привычного раздражения («Опять ты меня клепаешь»). Этот прием позволяет сконцентрировать драму и показать, как нежность и страсть вымываются бытом, пусть даже и виртуальным, оставляя после себя лишь тревожную зависимость и страх потери.

Герои: вулкан и его подножие

Персонажи сознательно лишены возраста и четких социальных маркеров, что придает истории универсальность. Однако их психологические портреты выписаны с филигранной точностью.

ОНА (Лена, Совушка) — это чистая эмоция, «вулкан энергии, страстей и идей». Её любовь — это постоянное требование подтверждения, ежесекундной вовлеченности. Тишина для нее равносильна смерти чувства. Ее истерики, «петиции», ревность и последующие извинения («Не знаю, что на меня нашло») — это не столько черта характера, сколько отчаянный способ борьбы с одиночеством и «безысходностью». Она «трепыхается», провоцирует, устраивает скандалы не из злого умысла, а чтобы почувствовать себя живой, чтобы убедиться, что она все еще важна. Ее крик «Мне ТЕБЯ не хватает!!!» — это квинтэссенция ее трагедии: она ищет в виртуальном человеке спасение от реального одиночества, и эта непомерная ноша его сокрушает.

ОН (Саша, Жаворонок) — ее антитеза. Он ищет в этих отношениях не бури, а «нормальные, добрые человеческие отношения». Он устал от роли вечно оправдывающегося, от необходимости расшифровывать «сто третий смысл» в простом «Спокойной ночи». Его превентивный удар в третьем акте («Только без комментариев... ок?») — это жест отчаяния, попытка защититься от предсказуемой эмоциональной атаки, которая, по законам их жанра, неминуемо провоцирует саму атаку. Важно, что он не бесчувственный сухарь. Он пишет ей стихи, мечтает о кафе у моря, танцует «медляк со стулом» и искренне признается: «ТЫ МНЕ НУЖНА!!!». Его драма — в истощении. Он любит ее, но у него больше нет сил выдерживать напряжение, которого требует ее любовь.

Особый трагизм ситуации придает возраст героев. Это не юношеский роман. Упоминания о внуках («Дед, я в садик больше ходить не буду», «сын внуков подкинул»), артрите и скачущем давлении переводят историю в совершенно иную плоскость. Это, возможно, последний шанс на любовь для двух немолодых, уже познавших жизнь людей. И его фраза «тело стареет, а душа остается молодой, и это самое страшное!» — ключ ко всему произведению.

Язык и конфликт: от поэзии к «хреновине»

Диалоги — безусловная удача автора. Любовь Витт виртуозно владеет языком интернет-переписки, со всеми его атрибутами: КАПСЛОКОМ как криком, смайликами, внезапными обрывами связи и многословными «простынями» обид. Язык героев эволюционирует вместе с их отношениями: от нежных прозвищ и поэзии в первом году до грубого, бытового «клепаешь» и «хреновина» в третьем.

Конфликт пьесы — это классическое столкновение двух несовместимых темпераментов, усугубленное нереальностью их связи. Ссоры, вспыхивающие из-за ерунды, комичны в своей абсурдности, но трагичны в своей подоплеке. Они не могут просто обняться и помириться. Любая недомолвка, любая задержка с ответом разрастается в их воображении до вселенской катастрофы.

Финал: «Слава Богу, ты живешь!»

Финал пьесы закольцовывает историю, возвращая нас к строкам из стихотворения, но теперь они звучат иначе. Если вначале «Мигает? — Слава Богу, ты живешь!» было романтической метафорой, то после бури третьего акта и его жалоб на давление эта фраза обретает буквальный, пугающий смысл. Их любовь, пройдя через все стадии — от эйфории до изнеможения, — свелась к первобытной, базовой потребности: просто знать, что человек на том конце провода жив.

«Страсти-мордасти онлайн» — это глубокая и болезненно честная пьеса о том, как технологии, давая нам иллюзию безграничной близости, лишь подчеркивают наше фундаментальное одиночество. Любовь Витт не выносит приговор, но ставит точный диагноз. Ее герои заперты в цикличной драме, из которой нет выхода, потому что альтернатива — тишина и пустота — еще страшнее. Это мощное, актуальное и театрально выразительное произведение, которое заставляет задуматься о цене, которую мы платим за любовь на расстоянии клика.

Дмитрий Алексиевич   18.12.2025 21:15   Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Дмитрий Алексиевич, что дали мне-автору возможность посмотреть на
эту историю со стороны ИИ, и восхититься таким удивительно четким разбором!
Странное ощущение, что в этих рецензиях не только текст разобрали,но и душу автора
буквально растормошили таким удивительным ПОНИМАНИЕМ!

С уважением!

Любовь Витт   18.12.2025 22:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.