Методы поиска новых технических решении
МЕТОДЫ ПОИСКА НОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИИ
(Методы активизации инженерного творчества)
Современная научно-техническая революция, характерной чертой которой является бураве развитие науки, техники и производства, вошла в противоречие со старым, ненадежным малопроизводительным способом мышлении.
Человечество пытается преодолеть это противоречие путем создания специальных научных методов активизации и рациональной организации инженерного творчества.
Это стремление повысить эффективность творческого труда инженера породило ряд приемов, повысить эффективность творческого труда инженера породило ряд приемов, методов. Методик позволяющих в той или иной степени активизировать мышление, развить и реализовать творческие способности человека.
Решение изобретательских (инженерных) задач один из наиболее древних видов человеческой деятельности.
В наши дни, как и тысяча лет назад в основе технологии изобретательства лежит метод проб и ошибок.
Суть метода «проб и ошибок» состоит в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных идеи решении задачи.
При этом всякий раз неудачная идея отбрасывается, а вместо неё выдвигается новая.
Правил поиска нет: ключом к решению может оказаться любая идея, даже самая дикая.
Нет и определенных правил первоначальной оценки идей (т.е. пригодна или непригодна идея) , заслуживает она проверки или нет. (Об этом приходится судить субиктивно).
В методе (МПиО) варианты решения задач перебирают на угадь.
Развитие отраслей (науки, техники, производства) в значительной степени зависит от повышения производительности умственного труда.
Большую роль в этом играет здесь создание методов активизации творческого труда.
Существуют многочисленные методы технического творчество.
1) Эвристические
2) Морфологические (систематические методы поиска)
3) Логические
4) Функциональные
5) Деятельные (деловые игры)
Эвристика ( «озарение») – наука с творческом мышлении.
Исследующая правила и методы, ведущие к открытиям и изобретениям
Примеры м е т о д о в э в ри с т и к и:
«Мозговой штурм » (мозговая атака), конференции идеи, метод «Синек тики», «дисскуция-66», метод 635, метод фокальных объектов, метод гирлянд случайностей и ассоциация, метод индуктирования психо-интеллектуальной деятельности, метод систематической эвристика, метод- «обобщенной эвристики» и т.п.
Метод «Мозгового штурма»
Существуют несколько десятков разновидностей этого метода. Автор метода: Алекс Осборн (США) , 1955 г.
В основе метода: процесс генерирования идеи необходимо отделить от процесса оценки (аналитика).
Известно, что многие люди боятся критики, вызвать усмешки. А. Осборн предложил вести генерацию идей, в условиях, когда запрещена всякая критика (даже в виде улыбок, мимики или пожимания плеч)
Наоборот поощрялась всякая идея («шуточная», нелепая, дикая, фантастическая).
Для этого создается группа (6-8 человек –«генераторов идей»). Процесс генерирования идет в непринужденной обстановке, в быстром темпе, без доказательств..
Идеи записывают: на магнитофоне или стенографируют.
Полученный материал передают группу экспертов (с аналитическим складом ума) для отбора перспективных решений.
Такой отбор плюс запрет на критику и требование подхватить и развить любые высказывания создают благоприятные условия для появления смелых, нетривиальных идей.(коллективный разум)
За время =25-30минут выдвигаются до и более 50 идей.
Организация штурма : а)существует запрет на критику, б)запрещено приводить доказательства в) генерирование идет в быстром темпе.
В пиковые минуты (коллективного вдохновения) стихийно прорываются идей – наиболее ценные «продукты штурма».
Огромную роль играет руководитель штурма от его квалификации и мастерства зависит многое (если не основное).
Философская основа метода мозгового штурма базируется на теор австрийского психиатра Зигмунда Фрейда (1856-1939).
По З. Фрейду сознание человека это тонкое и непрочное наслоение над бездной подсознания.
В обычных условиях мышление и поведение определяются в основном сознанием, в котором властвуют контроль и порядок (сознание «запрограммировано» привычными представлениями и запретами).
Но сквозь тонкую «корку» сознания, то и дело прорываются темные и грозные стихийные силы и инстинкты бушующие в подсознании.
Для изобретения нужно создать условия для прорыва смутных иррациональных идей их подсознания
Группа экспертов (аналитиков) находит «рациональные» решения, которые могут быть на уровне открытия, изобретения, рац. предложения …
Существуют множество вариантов метода МШ.
Обратного МШ, письменного МШ, индивидуального, массового с отсрочкой идей, запаздывающего решения и пр.
С И Н Е К Т И К А
-метод, своеобразно развивающий мозговой штурм.
Предложен метод в50-е годы в Дж. Гордоном, усовершенствован Дж. Принсом (оба США ).
«синтетика» (гр. – объединение разнородных элементов).
По данной методике поиск ведет группа не случайно объединенных как при мозговом штурме, а специально подобранных и подготовленных людей – синек торов, имеющих обычно разные специальности.
При синектическом поиске разрешена критика в носимых предложений. Но она не мешает членам постоянной, сработавшейся группы, обладающей большим опытом генерации «диких» идей и отличающийся глубоким взаимопониманием её участников.
В процессе работы синекторы используют широкий арсенал аналогии для усиления генерации идей и частичного управления этим процессом.
В. Гордон относит аналогии к «операционным», т.е. управляемым механизмам творчества в отличие от «неопреационным» - интуиции и вдохновения и озазерения (инсаита).
Аналогии бывают:
Прямая –примеры берутся из других областей техники, из природы и т.д.
Личная (эмпатия)- такая, когда отожествляют себя с объектом, стараются «вжиться в образ» (например, представить себя прорастающим зерном);
Символическая, заключающаяся в отыскании символического краткого описания объекта или задачи например, «точная шероховатость»
Фантастическая, предлагающая списать задачу в понятиях и терминах сказок, легенд, мифов
Новым методическим элементом в синектике является специальная программа поиска, реализуемая в ходе синектических заседании, т.е. проведение нескольких операций с решаемой задачей.
а) первая из них предписывает уяснить задачу (проблему) в том виде, как предложил заказчик и сформулировать в итого «проблему, как она дана» (ПКА).
Затем проводят анализ проблемы как сами ее понимают (ПКП). Для этого в частности, изыскивают возможности преобразования заданной незнакомой проблемы в ту или иную –привычную.
Методика здесь как бы сама требует проявления творческом способности к новому взгляду а проблему.
МЕТОД КОЛЛЕКТИВНОГО БЛОКНОТА.
Он позволяет сочетать независимое выдвижные идей членом первичного творческого коллектива (группы, бригады)с последующим коллективным развитием идеи и оценкой решений.
Для этого всем членам группы выдают блокнот с описанием сущности задачи, необходимыми дополнительными данными, списком литературы.
В течении заданного времени (например, недели, месяца) каждый член группы записывает в свои блокнот, возникающие соображений, идеи, предложения о направлении поиска и конкретных решениях.
Затем руководитель группы собирает все блокноты и анализирует внесенные в них записи.
Обобщенные им результаты рассматриваются всей группой, наиболее интересные идеи развиваются, причем нередко с использованием одного или нескольких из описанных выше методов активизации творчества.
МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
Автор: Ч. Вайтинг (США) 1958 г.
В этом методе предлагается взять и выбрать из словаря.
Случайный объект выделит в нем несколько свойств. Затем наделить исследуемый объект этими свойствами, который как бы оказывается в фокусе линий-свойств, идущих от случайного объекта.
Полученные сочетания ассоциативно развиваются, что иногда дает удачные идеи.
Развитием этого метода считается метод гирлянд случайностей и ассоциаций.
МЕТОД ГИРЛЯНД СЛУЧАЙНОСТЕЙ И АССОЦИАЦИЙ
Автор; Г.Я. Буш (Рига) в 1972 году.
Метод помогает найти большое количество подсказок для новых идей с помощью ассоциаций.
Например, необходимо предложить оригинальные и полезные модификации стульев для расширения ассортимента кабельной фабрики.
Метод реализуется в такой последовательности:
1. Определение синонимов объекта. Для слова «стул» получаем первую гирлянду (итал. цветы и зелень, сплетенные в виде цепи, узор, орнамент такой формы) синонимов: стул-кресло-табурет-пуф-скамейка.
2. Производится произвольный выбор случайных объектов. Из взятых научат слов образуется вторая гирлянда , например, электролампочка-решетка-карман-кольцо-цветок-пляж.
3. Образование комбинации и элементов гирлянд синонимов и случайных объектов. Для этого каждый синоним соединяет с каждый случайным объектом: стул с электролампочкой, решетчатый стул, стул с карманами, табурет для светов и т.д.
4. Составление перечня признаков для каждого случайного объекта. Например, признаки объекта «электролампочка»: стеклянная, света и тепло излучающая, колбообразная с цоколем , с электроконтактами, матовая, цветная. Признаки объекта «Решетка»: металлическая, крупная, мелкая, с одинаковыми или неодинаковыми по размеру ячейками, составная из нескольких элементов.
Аналогично записываются признаки для других случайных объектов.
5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимом признаков случайно выбранных объектов, например, введя в гирлянду синонимов признаки электролампочки можно получить: стеклянный стул, теплоизолирующее кресло, табурет с цоколем и т.д. Аналогично получают новые идеи конструкции, присоединяя к гирлянде синонимов признаки других случайных объектов т.е. решетки, кармана, кольца, пляжа.
6. Генерирование гирлянд ассоциаций. Поочередно из признаков случайных объектов, выявленных на шаге 4 генерируются гирлянды ассоциаций. Например, если у объекта «электролампочка» взять в качестве ключевого слова признак «с цоколем» то можно получить гирлянду ассоциаций: цоколь-дом-кирпич-пориатый-грубка-моющее и.т.д.
7. Генерирование новых идеи.
К элементам гирлянды синонимов технического объекта присоединяют элементы гирлянды ассоциаций. Тогда образуются такие варианты: кресло в виде пузыря табурет из пены, стул из пористого металла, пуф, наполненный воздухом и т.д.
8. Выбор альтернативы. На этом шаге решают вопрос: «Продолжать генерирование гирлянд ассоциаций или их уже достаточно для отбора полезных идей ? ».
9. Оценка и выбор рациональных вариантов идей.
10. Отбор оптимального решения.
М Е Т О Д К А Т А Л ОГ А.
Автор: Ф. Кунце (Германия) в 1926 г.
Чтобы отвлечь изобретателя от привычных взглядов и направить поиск решения в новой области часто рекомендуется наделить совершенствуемый объект построенными признаками.
Суть метода: состоит в том, чтобы попытаться первое попавшее слова, произвольно взятое из книги , журнала, каталога связать с объектом.
Например: Фреза, случайным словом является «снег». Получается сочетание «Снежная фреза».
Затем начинается ассоциативное развитие образа.
Возникают сочетания :
«Холодная фреза», «Ледяная фреза», «Скользкая …».
В каких-то случаях наталкиваются на решение задачи.
Свидетельство о публикации №225081200132