Свен Гедин. От полюса к полюсу. Священный город

ГЛАВА 40. СВЯЩЕННЫЙ ГОРОД

Долина реки Ганг, по которой железная дорога теперь ведёт нас дальше на восток, чрезвычайно плодородна и населена сотнями миллионов человек, в основном индуистами. Она изобилует множеством городов, некоторым из которых уже две-три тысячи лет, и бесчисленными деревнями, где местные земледельцы строят свои хижины из бамбуковых палок и соломенных циновок.

Индусы выращивают пшеницу и рис, а также великолепные фрукты. Их маленькие, смуглые, хорошенькие дети играют совершенно голыми перед хижинами. Участь этих детей достойна всяческого сожаления! Их женят в девять лет; однако новобрачные живут отдельно, пока не вырастут, и с момента свадьбы женщина становится невидима для всех, даже для родственников. Но ещё более печальна участь вдовы. В прошлом её сжигали на костре вместе с телом мужа. Англичане отменили этот ужасный обычай, но участь вдов всё ещё достаточно тяжела. Люди сторонятся их, ведь считается, что тот, кто встретит вдову утром, обязательно не разминется с несчастьем днём!
Поезд останавливается на станции Варанаси /1/, и сквозь толпу индусов и мусульман в легких красочных костюмах с тюрбанами или маленькими круглыми шапочками на головах повозка везет меня в бунгало, — так называют здесь гостиницу, — где я освежаюсь после жаркого путешествия, принимая ванну.

Варанаси — самый священный город на Земле. Задолго до Иерусалима и Рима, Мекки и Лхасы, Варанаси был колыбелью древнеиндийской религии, и этот город остаётся сердцем брахманизма и индуизма. В Индии живет более 200 миллионов индуистов, и цель их общего стремления — Варанаси! Больные идут сюда, чтобы исцелиться в водах священного Ганга, старики, чтобы здесь умереть; а прах тех, кто умирает далеко отсюда, отправляют в Варанаси, чтобы развеять над благословенными водами священной реки. В Варанаси за 500 лет до Христа проповедовал Будда, и город также является святилищем для его последователей, а это 400 миллионов буддистов.

Улицы города ужасно узки. Они наполнены удушливым чадом и смрадом гниющей растительности. В лавках по обе стороны улиц продаются изящные вазы, чаши и кубки из латуни и других металлов, многие из которых инкрустированы лаком. Булыжники мостовой отполированы до зеркального блеска, они гладкие, как мыло, – это результат взаимодействия с навозом священных коров, которые сонно и лениво стоят с полузакрытыми глазами и опущенными ушами или медленно бредут, загораживая узкие переулки. Повсюду желтеют бархатцы, ведь кормить этими цветами четвероногих святых считается добрым делом.

Вы можете бродить по улицам Варанаси днями, предаваясь медитации перед двумя тысячами его храмов, но тайна этой странной брахманической религии наверняка останется для вас такой же непостижимой, как и для меня! Миллиарды лет и 330 миллионов богов — кто может это постичь? Почитайте 4.000-летние гимны Вед и восхититесь их поэзией, воспевающей природу и солнце, дождь и огонь, землю, ветер и рассвет. Но глубокие размышления о Вечности, которые содержатся там, вы никогда не поймёте, если сами не будете индуистом!

У индуистов три главных бога: Брахма – Создатель, Вишну – Хранитель и Шива – Разрушитель. Остальные миллионы богов происходят от этих трёх. Например, богиня Кали олицетворяет лишь один из ипостасей Шивы. Когда-то этой богине приносили в жертву детей, но теперь, после того как англичане запретили эту жестокость, в жертву приносят только коз.

Религиозное поклонение индуистов не ограничивается богами. Для них священна почти вся природа, особенно животные: корова и бык, обезьяна и крокодил, змея и черепаха, орёл, павлин и голубь. На ложь, воровство и убийство запрета нет, но если индус съест мясо или случайно проглотит хотя бы один коровий волос, он будет обречён на адские котлы с кипящим маслом и превратится в предмет ужаса для всех верующих, но прежде всего для себя самого! Это суеверие укоренялось в индусах на протяжении многих тысяч лет и существует в полной мере и по сей день. Убийство коровы — худшее из злодеяний в этой стране, где даже строят больницы для скота. Крупное восстание против англичан в 1857 году было в большей части вызвано тем, что патроны новой модели английских винтовок смазывались говяжьим жиром!

И всё же индусами правят белые господа, которые режут быков и едят их мясо – обычай, гораздо более отвратительный для индийцев, чем сжигание вдов и принесение детей в жертву богине Кали! Их чувства так далеки от наших. Я часто бывал в гостях у индусов и получал превосходное угощение, но ничто на свете не заставило бы хозяев разделить со мной трапезу. Разделить ее с неверующим считается осквернением, и когда индусы приходили ко мне в гости, не было смысла им что-либо предлагать. На больших празднествах, устраиваемых англо-индийским вице-королем в Калькутте, я видел знатных принцев, махараджей в расшитых золотом одеждах, украшенных драгоценными камнями; но они садились только к концу обеда и не притрагивались к еде. Однако, если знатный индус решит принять участие в трапезе, он будет считаться отступником, не достойным своей касты.

С тех пор, как Индия, или по-персидски Индостан, была завоевана ариями, вторгшимися с северо-запада, то есть более 4.000 лет назад, индусы были разделены на касты. Различий между отдельными кастами гораздо больше, чем различий между рыцарями и крестьянами в Европе в Средние века. Когда-то брахманы, духовенство и воины были тремя наиболее знатными кастами. Теперь таких каст тысячи, ибо каждое ремесло образует свою собственную. Например, все ювелиры принадлежат к одной касте, башмачники – к другой. И члены одной касты также становятся нечистыми, когда делят трапезу с членами другой.

Когда индус покидает Индию и переплывает «Чёрное море» /2/, он теряет свою кастовую принадлежность. Восстановить её он может, только заплатив большие деньги брахманам, и должен при этом совершить определённые аскезы. Эти аскезы заключаются в употреблении четырёх веществ, получаемых от коровы: молока, масла и двух видов коровьего навоза, ибо корова — воплощённое божество и святее всех людей, за исключением брахманов!

Вот поэтому на улицах Варанаси такое множество красивых и тучных коров. Кроме того, город кишит священными обезьянами. Здесь есть особый храм, посвящённый жене Шивы – злой богине, которая находит удовольствие в разрушении и которую нужно умилостивлять кровавыми жертвоприношениями /3/.

Однажды, когда я посетил обезьяний храм, у входа приносили в жертву козла. Двое мужчин продавали ячмень и орехи в больших корзинах и уговорили меня взять с собой полный мешок того и другого, чтобы не встречаться со священными обезьянами с пустыми руками. Едва я вошёл во двор, как меня окружило около пятидесяти серых обезьян, которые рычали, щерились и смеялись, скаля зубы. Когда я предложил им горсть ячменя, они встали на задние лапы, одной чёрной лапой взяв меня за руку, а другой – быстро забирая горсть ячменных зёрен. Вторая горсть исчезла так же быстро, как и первая. И так продолжалось, пока мой запас не иссяк. Тогда они уставились на меня своими круглыми карими глазами, щёлкнули зубами, причмокнули губами, почесали шеи и подмышки, а затем во мгновение ока исчезли, чтобы оказаться, раскачиваясь, на ветвях близлежащих деревьев. Обезьяний храм – их дом, где им обеспечена еда, но они пользуются неограниченной свободой и часто снуют по всему городу. Они бегают по краю крыш, взбираются на балконы и террасы, перепрыгивают через улицу, взмывают на верхушки деревьев вокруг храмовых дворов, а в следующее мгновение уже усаживаются на выступы и карнизы высоких пагод. И надо признаться, что на фоне живописных резных сцен из индуистских мифов эти хвостатые обитателя священного города выглядят абсолютно естественно!

******************
Перевод с немецкого языка
Татьяны Коливай
******************

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Во время путешествия Свена Гедина город именовался англо-саксами Бенарес.

2. В XVII-XVIII вв. Черным морем называли центральную часть Тихого океана, а также весь современный Индийский океан.

3. Имеется в виду богиня Дурга — воинственный аспект Шивы: страшна, гневлива, требует кровавых жертв.

***************


Рецензии