Анастасий Эпирский и Даниил Измаильтянин
СВЯТОГО АНАСТАСИЯ,
СО СКАЗАНИЕМ О ДАНИИЛЕ ИЗМАИЛЬТЯНИНЕ.
Память 18 ноября.
СВЯТОЙ НОВОМУЧЕНИК АНАСТАСИЙ.
ТРОПАРЬ, глас 4.
Заблуждение нечестивых мужественно посрамил еси+ пролитием крови за Христа Бога+ и трудами в подвиге.+ Темже, приняв нетленный венец+, моли Господа+, мучениче Анастасие+, избавити нас от бед.
АНАСТАСИЙ, НОВЫЙ МУЧЕНИК Христов и добропобедный подвижник благочестия, происходил из Парамифии Эпирской. Однажды он с другими христианами пошел на жатву, с ними была и его сестра. Сын местного начальника по имени Муса, агарянин, проезжал мимо с другими мусульманами, будучи посланным отцом по какому-то делу. Нечестивые агаряне, увидев похотливым взором сестру Анастасия, которая была миловидной и красивой, бросились на нее с целью осуществить свои гнусные желания. Но Анастасий, будучи расторопен, оказал сопротивление и дал сестре время убежать.
Поскольку к Анастасию сбежались и другие христиане, которые хорошенько проучили похотливых агарян, то последние, разгневавшись, ложно оклеветали Анастасия перед пашой. Паша послал солдат, которые привели связанным неповинного Анастасия. От него паша узнал всю правду, но, видя его красивым и мужественным юношей, паша захотел любыми средствами, лестью, обещаниями, наказанием и запугиванием привести его к мусульманству. Кроме того, обвинители мученика говорили, что он дал слово принять их веру.
Слыша все это, Анастасий дерзновенно и с духовным мужеством сказал:
– Никогда я не говорил ничего подобного. Христианином я родился, христианином и умру, с помощью Христа моего. Что касается тех благ, какие вы мне обещаете, то мне они совершенно безразличны, поскольку я имею вечные блага, находящиеся на Небесах, которые не могут идти в сравнение с благами преходящими.
Клеветники-агаряне говорили:
– Не ты ли обещал стать мусульманином, и зачем же сейчас отрекаешься и не исполняешь обещанного?
Анастасий ответил:
– Я не говорил такого, никогда и не думал об этом, и ни за что не отрекусь от своей святой веры, ради которой я готов и умереть. Все обвинения – клевета и ложь. Я родился христианином и христианином умру.
После этих слов мученика, по приказу паши, заключили в темницу.
Чрез несколько дней приехал к паше один из его друзей, который, узнав об Анастасии, посоветовал следующее:
— Эти христиане очень упорны и не оставят свою веру, если им причинять и более страшные мучения, но и саму смерть они готовы принять за Христа. Поэтому, если вы хотите обратить этого юношу, не мучьте его больше; лучше выведите его из темницы и ласково пообещайте ему подарки, богатства и другие милости, и таким образом, может быть, вам удастся убедить его.
Услышав это, паша вывел юношу из темницы и стал его прельщать, предлагая бесчисленные земные богатства и в конечном счете, что он будет считать его своим сыном, если мученик послушает его слова. К этому друг паши прибавил, что он имеет красивую дочь, которую отдаст в жены Анастасию, обещая также и лошадей, золотые монеты и многое другое, если только он согласится стать мусульманином.
С отвращением и ужасом слушал эти речи мужественный воин Христов и дерзновенно ответил:
— Я имею на Небесах богатства не такие, как ваши, но несравненно лучшие, драгоценнейшие и нескончаемые, и никогда не приму ваши, тленные и тщетные, чтобы не потерять вечных. Также я никогда не отрекусь от веры моей, да не будет сего!
Ошеломлённые исповеданием мученика, агаряне снова заключили его в темницу, чтобы подумать, что делать дальше.
Видя и слыша это, сын паши Муса имевший доброе произволение, задумался серьезно, спрашивая себя:
— Что это за вера христиан, ради которой они не только все блага мира сего почитают ничтожными, но даже всякие страдания и мучительную смерть претерпевают ради неё? И вот этот человек, не смотря на то, что он беден, не хочет принять предложенные богатства, которых бы и я сам желал получить, хотя я и богат, но он от них оказывается, чтобы не потерять своей веры. Что ж это за вера, которой так дорожат христиане?
Итак, желая получить ответы на свои вопросы, он решил тайно пойти в тюрьму, чтобы поговорить с Анастасием. И Бог, видя доброе произволение юноши, устроил следующее чудо, чтобы еще больше разогреть его интерес. Как только он вошел в тюрьму, сразу увидел двух световидных юношей рядом с Анастасием, не перенося сияния которых, он в испуге пал ниц, исполненный страха. После того как святой подал сияющим юношам знак немного отойти, Муса подошёл ближе и сначала спросил о них, кто они. Узнав, что это ангелы, хранители христиан, он снова спросил, есть ли такие же хранители и у мусульман, и почему христиане презирают все земные блага и не боятся мучений, наказаний и смерти.
На эти вопросы мученик ответил:
— Все мы, христиане, имеем по одному такому ангелу, который нас защищает во все время нашего пребывания в этом мире, а когда мы умираем, ангел берет нашу душу и ведет ее в Рай; вы же и другие народы имеете по одному ангелу на народ. О том же, почему я пренебрегаю предложенными твоим отцом богатствами, скажу: я так поступил, потому что мы имеем богатства на Небесах и блага неизреченные и вечные, в сравнении с которыми все блага мира суть тлен и ничто.
Слыша это и исполнившись Божественной благодати, юноша упал к ногам Анастасия, прося сделать его христианином. Мученик же ответил:
— То, что ты просишь, сейчас невозможно, поскольку, когда об этом узнает твой отец, он истребит всех христиан. Ты только верь тайно во Владыку Христа и проси его исполнить твое желание, и обязательно благодать Божия устроит все на пользу тебе.
Сказав это, мученик показал Мусе, как нужно класть крестное знамение, и отпустил его с миром.
Нечестивый же отец Богобоязненного Мусы, вывел Анастасия из темницы и, видя, что ни муками, ни лестью не может привести его к отречению, дал распоряжение обезглавить его вне города, вблизи от монастыря. И оставались мощи мученика на том месте, поскольку христиане, боясь вызвать ярость мучителя, не смели приблизиться и похоронить их. В это время благочестивые люди видели свет, нисходящий свыше и почивающий на священных мощах мученика, и прославили мученика, который ради любви к Богу в юношеском возрасте принял мученическую смерть. На следующую ночь мученик явился во сне паше и повелел ему с угрозой отдать мощи в близлежащий монастырь. Паша, устрашившись этого, послал весть монахам, и они пришли с зажженными свечами и ладаном, приняли святые мощи с подобающими им почестями и благоговением и, принеся их в монастырь, погребли. Через некоторое время, когда святые мощи были извлечены, обнаружилось, что они источают неизреченное благоухание, и были они помещены в ковчег и хранились в святилище.
После славного мученичества святого Анастасия Муса, сын паши, стал очень печален и мрачен, и, вспоминая всё, что видел и слышал вблизи мученика, стал отвращаться и избегать всего – славы, почестей, удовольствий и всех прочих радостей мира. Ночью и днём он молил Бога помиловать его и сподобить Его благодати, и молитва его была услышана благодаря мольбам и заступничеству святого Анастасия.
В то время отец Мусы был приглашён на свадьбу своей сестрой, жившей в другой местности, и он послал Мусу вместо себя. Муса, выждав подходящее время перед отъездом, пошёл к гробнице Святого и, припав к ней, молился со слезами до начала полунощницы и молитвы, после чего уснул лёгким сном и увидел Анастасия, в неземном свете, говорящего ему:
– Не скорби, брат, но иди, куда послан, и получишь желаемое.
Исполнившись радости, Муса отправился по повелению отца на брак, не обращая никакого внимания на суету и тщету, но пребывая в ожидании Божественной милости, которую и послал Господь следующим чудесным образом.
Когда Муса спал в назначенной ему комнате после окончания брака, ему явился световидный юноша, говоря:
— Встань и следуй за мной.
Встав, как был, без обуви, он последовал за явившимся. Сами собой открылись двери дома, так что они прошли незамеченными, когда остальные спали, и, пройдя значительное расстояние, подошли к источнику, у которого сидел подвижник. Тогда сопровождавший его юноша, который был ангелом Господним, передал Мусу этому старцу со словами:
— Следуй ему, и он приведет тебя к тому, чего ты хочешь.
Сказав это, ангел стал невидимым. Муса же, последовав за тем старцем, достиг Пелопоннеса. Там, нашедши церковь в пустынном месте, старец вошел помолиться. Но юноша к тому времени ослабел от трудов путешествия и лишений, ибо по дороге он питался скудно, лишь дикой зеленью и тому подобным, и пребывал в великой тревоге. Невыносимая скорбь начала терзать его душу, враг начал бороть его воспоминанием о родителях, удовольствиях и развлечениях, которые он оставил. Старец же, видя смущение юноши, предложил ему войти в церковь и помолиться. Приложившись к иконе Богородицы, юноша услышал голос, исходящий от неё:
– Не скорби, чадо, о преходящих благах, которые ты оставил, ибо Сын Мой и Бог много претерпел ради спасения людей. Но радуйся и веселись, ибо ты удостоишься многих благ в Царствии Небесном.
Он также услышал голос от иконы Христа, произносящий то же самое. Муса, исполнившись неизреченной радости, забыл про все злострадания, освободившись от сатанинских нападок, и спросил старца, всегда ли святые иконы разговаривают. Тот же ответил:
– Не всегда, чадо, но когда есть нужда.
Продолжив свой путь ещё несколько дней, они прибыли в Патры, где нашли корабль, плывший в Венецию. Старец посадил туда Мусу и отправил его к тамошним православным с письмом, дав ему и чудотворную икону Пресвятой Богородицы.
Прибыв в Венецию, Муса был принят христианами и крестился там, получив имя Димитрий. Спустя некоторое время, услышав о святом Спиридоне, он отправился на Корфу, где поступил в один из общежительных монастырей и принял монашеский постриг с именем Даниил. И поскольку он имел твердое желание пострадать за Христа, то отправился в Константинополь, где ему в чудесном видении было открыто будущее освобождение христиан от турецкого ига, о чём он и написал. Но находившиеся там греки воспрепятствовали ему принять мученическую смерть, чтобы не последовало за этим смут и гонений на христиан, после чего он был вынужден вернуться на Корфу.
Однако, желание пострадать за Христа не оставляло Даниила, и он отправился в Лакедемонию (Мани) с целью перебраться оттуда в Константинополь опять, но пробыв там незначительное время, он встретил некого благочестивого христианина, который и передал все, как он слышал из уст самого Даниила. Он также увидел в руках Даниила икону Богородицы, которую старец-подвижник дал ему, отправляя его в Венецию, и которую христиане озолотили. Именно этому брату Даниил рассказал, что у него есть более продолжительное описание мученичества святого Анастасия с вопросами и ответами. В другом месте написано, что из Константинополя Даниил «возвратился на Корфу и почил в Господе, построив прежде церковь Богородицы, которая и поныне называется Миртией, где находится описание мученичества святого Анастасия и видение Даниила, написанное его рукой». Святой Анастасий был обезглавлен 18 ноября 1750 года. Аминь.
Свидетельство о публикации №225081201728