Недалекое прошлое и сегодня
Без всякого сомнения, народ наш получил громадную пользу и от того, что мы жили, имея интернациональное окружение. Мы росли в дружной и сплоченной семье народов: с казахами, киргизами, узбеками, русскими, украинцами, карачаевцами, курдами, евреями, немцами, дунганами. Признаю, что бывали и неприятные эпизоды, но явление это было столь редким, что об этом и говорить не стоит. Мы взаимно обогатились, оставили глубокий след в жизни. Нашу друзья юности и сегодня помнят нас как верных друзей, с чистыми сердцами, красивой внешностью, умением говорить и слушать. Мы росли, трепетно относясь к своим обычаям, ловя каждое слово старших и в любви к далекому и неизвестному краю под названием Кавказ.
Каждый наш старший в те годы болел и переживал за благополучие своего народа, за благополучие каждого чеченца, ингуша, карачаевца, балкарца. Мы дружно жили и взаимно помогали всем соседям, вместе радовались успехам, вместе горевали в бедах. Чувство общности нации было присуще большинству. Люди принимали боль каждого, абсолютно незнакомого человека так, словно это его близкий родственник. Невозможно было даже представить, что кто-нибудь из кавказцев мог подвести или обмануть другого, как это ныне часто имеет место. Выросшие на той благодатной почве молодые ребята и девушки, были дружны, любознательны, желали знать свою историю, культуру, берегли честь и достоинство народа. Оберегать доброе имя отцов, матерей и в целом нации, было у них в крови. Я не говорю о патриотизме, который в те годы просто зашкаливал. Я не пишу о религии, с которой нас знакомили с малых лет. Многие дети начинали молиться с 7-8 лет, и никакая власть им не была помехой. Допускаю, что в разных семьях было разное отношение к религии. Одни родители знали требования ислама, соблюдали их, обучали своих детей. Другие, не знали, сами не соблюдали и не печалились о том, какими вырастут их дети. Такие родители редко, но тоже бывали.
В те годы мечетей не было, и каждый молился у себя дома и остерегался поступков недозволенных людям, неугодных Всевышнему. Сегодня мечетей много, чуть ли не по одному на каждого. Отношения человека к велениям Бога, стали «показательными выступлениями». Отдельные кичатся своими молитвами и постом, словно они делают одолжение кому то, а не просят о спасении своей личной души. Нам не ведомо, чье поведение больше по нраву Богу, поэтому не упреждайте события возгордившись собой и осуждая других.
Религиозные обряды мы стали совершать, чтобы показать другим, какие мы набожные. Мы забыли, что Бог читает наши мысли и знает намерение наших сердец. Поведение, когда мы ищем внимания окружающих, а не довольствие Аллаха, находится рядом с лицемерием. Эти поступки, имеющие место быть у многих из нас, они причина того, что мы не можем встать на праведный путь.
Мы понимали, что ведаем мало о религии, но придерживались ее искренне, с чистым сердцем и любовью ко всем ближним: знакомым и не знакомым. Не подумайте, что пишу, идеализируя всех и вся. Видел и встречал личностей иного плана. Тогда они были крайне редки и притворялись порядочными. Но их вычисляли даже дети, настолько поверхностным был их внутренний мир. Они сегодня размножились и вылезли наружу, когда явилась благоприятная почва, когда стала исчезать духовность на всей планете.
Как-то в беседе с моим другом, народным артистом РСФР В. Ш. Дагаевым мы затронули тему старины, и он заметил одну из главных черт молодежи того поколения. Она, по нашему общему мнению, заключалась в том, что мы в молодости жили, остерегаясь порицания старших, а став старыми, продолжаем жить остерегаясь порицания, молодых. Мы никогда не могли жить развязно, распущено, не думая о последствиях нашего поведения среди людей. И как ошибаются те, кто полагает, что чеченским старикам позволено все, что желает их душа.
Среди нас размножились те, кто желает раздавать милостыню таким образом, чтобы об этом знали все вокруг. Их действия рассчитаны на похвалу людей. Не так следует вести себя людям богобоязненным. Наказы Бога каждым должны исполняться тихо, без шума, помпезности, искренне, со смиренным сердцем.
А вот что обязательно должно быть видно на людях и в людях, так это результаты наших отношений с Богом – мы обязаны быть добрыми, скромными, воспитанными, мягкими, милосердными, любящими каждого своего брата по вере и каждого человека иной веры. Истинный мусульманин не может не быть образованным, его поступки должны быть приятны каждому. Только таким поведением мы можем показать красоту ислама, и только тогда мы можем сказать, что служили его проводником.
О поведении отдельных священнослужителей я вообще умолчу. Их высокомерие и горделивое поведение в обществе имеет возможность обозревать каждый, по много раз в день. И это в то время, когда им должно быть ведомо много лучше, чем мне, что Всевышний Аллах сказал о гордецах: «для них не будут раскрыты ворота небес и они не войдут в Рай пока верблюд не пройдет через ушко иглы». Не думаю, что они не знакомы и со следующим хадисом: «Не войдёт в Рай тот, в чьём сердце было высокомерие весом с пылинку». Одно дело знать, другое соблюдать и быть. Помните, как один мулла сказал: - Желающие попасть в рай, делайте, что я говорю, а не то, что я делаю.
Наши матери и сестры в прошлом одевались в национальные наряды. На голове носили платки, шифоны разных цветов и оттенков, которыми покрывались свойственным им образом. Они всегда были радужных, светлых цветов и почти никогда черных. Чеченку по одеянию можно было сразу отличить от женщин другой кавказской народности. В какой бы точке страны ты ни встретил чеченку, ты по ее одеянию мог точно определить, что она твоя сестра и проявить к ней должное уважение.
Не имея никаких претензий к одеяниям женщин других народов, желаю сказать - одеваясь по образу арабок в пустыне, или в черные цвета по примеру иранских женщин, некоторые наши сестры показывают полное отсутствие уважения к национальной одежде. Внешность таких женщин говорит об их душевной скудости и отсутствии патриотизма. Без каких-либо претензий со стороны истинных знатоков религии наши женщины могли бы носить наши традиционные костюмы, краше которых нет в мире. Но подобное возможно при наличии богатого внутреннего мира, при наличии любви к народу, любви к истории, к предкам и к нашему будущему. Жаль, но пустышек не ведающих, о чем речь, ныне развелось достаточно. Их специально воспитывают, поощряют, ими управляют «друзья» чеченского народа. Если Аллах одарил нас подобным одеянием, не означает ли факт, что это Его выбор. Откровенно говоря, подражание иным, есть отсутствие ума у родителей, это их вина, что не привили любовь к родному.
Свои, особенные отличительные черты во внешности, поведении и даже в том, как сидят и стоят - имели и чеченские мужчины. Помню, как приехав из зарубежных гастролей, народный артист СССР Махмуд Эсамбаев рассказывал, что на расстоянии определил группу чеченцев-эмигрантов первой волны, по тому, как они стояли среди массы людей. Подойдя ближе, он и его товарищи убедились в его правоте.
С годами, забывая и отказываясь от своих корней, от своей одежды, мы напяливаем арабское одеяние и превращаемся в инкубаторских цыплят. Сегодня мы отступили от своего народного и переняли у арабов то, что никоим образом не должны были делать. Особенно неприятно, когда наши мужчины одеваются в их платья. Это как же надо не уважать свою нацию, себя, чтобы надевать платье. У нас нет песчаных бурь, нам нет нужды зарываться в песок. Бог создал людей разных национальностей, разного цвета кожи и дал каждому свое одеяние, свои традиции. Если они не входят в противоречие с исламом (а они во многом не входят точно), почему мы должны избавляться от них?
Известно, что на формирование характера человека влияет солнце, ландшафт, горы, пустыня, почва, вода, воздух и даже то, какие наряды мы носим. Каждая одежда обязывает нас к конкретному поведению. Разве мыслимо в черкеске и папахе жить в песках или сидеть верхом на осле? Такое нельзя представить даже в кошмарном сне.
На Кавказе, при разности религии, у всех народов соблюдается гостеприимство, слово мужчины, дружба и многое, многое другое. К сожалению, не часто встретишь арабов, у которых есть то, что присуще кавказским народам. А поведение и образ жизни некоторых из них, являются больше позором, чем предметом гордости. Кому и чему мы пытаемся подражать, уходя от прекрасного своего? Я приводил высказывание белого англичанина, принявшего ислам. Осознаю, что он ошибся, если сказал обо всем народе. Сказал же он следующее: Слава Аллаху, позволившему мне принять ислам до того, как я познакомился с арабами.
А помните, как был принят ислам этническим немцем, жившим по соседству с чеченцами в Средней Азии, Магомед-Хаджи Вайсертом, жившим позже в Бачи-Юрте? Этот благородный человек признавался, что сначала ему полюбились наши обычаи, традиции, отношения друг к другу, отношения в семье и это повлияло на его решение принять ислам. Он был не только сам праведным человеком, но и воспитал в том же духе своих детей.
Мы не имеем право отходить от своих традиций и по той причине, что чеченцами нас создал Аллах. Это не наш с вами выбор. Он наделил нас своим языком, своей одеждой, своими законами, своими традициями, наложил на нас обязанность, которую мы растеряли, но интуитивно, каждый из нас пытается поодиночке возродить. В этом я вижу намерение Господа, призывающего нас исправить ситуацию.
Ислам и наши народные традиции были тем стержнем, что даже в годы войны с царизмом, рискуя жизнями мы отдавали дань уважения боевым товарищам. Известно, что в те годы на нашей стороне воевали русские, поляки, украинцы, казаки. После гибели кого-либо из них, когда рядом не было знающих людей, чеченцы «воровали» христианского священника, чтобы тот провел обряд захоронения. Эти черты характера лежат в основе поведения наших молодых, спасающих жизни людей при ЧП в России, Норвегии, Франции, Бельгии, Германии и других странах.
Сегодня на Западе, когда чеченцы уходят из одной квартиры на другую, владельцы просят взамен себя найти чеченцев, не желая поселять иных людей. Если чеченец станет очевидцем, когда кого-то незаслуженно обижают, он никогда не пройдет мимо, а остановит зарвавшегося, даже если он один против нескольких. Я писал, как молодые ребята в Чехии, дружащие с чеченцами, сожалеют, что они не одной нации с нами, видя праведность и чувство локтя в чеченцах. Подобных примеров достойного поведения наших ребят много.
Когда восстановили республику, молодые ребята, чудом оставшиеся в живых в дороге и родившиеся там, вернулись на родину изголодавшие по близким, по знаниям. Если нас в ссылке поселяли в разные места, в надежде, что мы растворимся среди других, то уже дома, видя такое количество чеченцев в одном месте, молодые радовались возможности общаться со сверстниками и оберегали друг друга.
Поступив в институт каждый из нас видел в ближнем брата и сестру. В нас была тяга к знаниям, наши преподаватели чеченцы и ингуши радовались успехам студентов не меньше, чем родители. О том, что со студентов за экзамены можно требовать мзду и подумать страшно было. Мы не питали никаких негативных чувств к студентам других национальностей, что учились с нами, наоборот всегда были вместе и помогали друг другу. И это в годы, когда некоторые из партийных лидеров республики умышленно тормозили продвижение национальных кадров или взымали мзду у наших. Мы понимали, что в этом нет вины простых людей. Со временем общая обстановка в республике улучшилась и грозненцы, где бы они ни встречались, какой бы народности не были, всегда радовались встрече и по мере сил, взаимно помогали.
Смелость, храбрость и все другие положительные качества без знаний приносят вред. Они способствуют уменьшению общей численности нации, а это лишает возможности влиять на развитие общества. Кто будет в этом грешном мире считаться с малочисленным народом, народом без знаний? Кто будет считаться с народом, не имеющим единства и сплоченности, с людьми, что убегают от встречи с представителем своей нации, полагая, что все другие сородичи хуже его?
Свидетельство о публикации №225081201822