Уолтера Фарли считали...

Сначала Уолтера Фарли считали… слегка эксцентричным. Ну а что еще сказать про парня, который пытался темой бакалаврского диплома сделать “Предотвращение создания философского зомби при переносе разума в виртуальность”.
- Ты, мальчик, видимо, вместо моих лекций Азимова читал? - Добродушно поинтересовался седовласый декан, - не существует еще таких технологий, ты поторопился.
- Ну когда-нибудь они же появятся, лучше решить все этические вопросы заранее, - отвечал хмурый студент, - и не было у Азимова про перенос сознания человека, он больше по роботам!
- Выбери что-нибудь более реальное, - улыбнулся декан, - а то на философский факультет переведем. Ну в конце концов, даже если я допущу тему - как ты экспериментальную валидацию сделаешь?

Потом Уолтера стали считать очень хитрым - на фоне препираний о философском зомби тему про новый вид LLM* ему утвердили без лишних обсуждений. А ведь всем остальным настоятельно советовали не поддаваться мейнстриму!
Уолтера считали хорошим программистом. Индекс Хирша* за 30 к 35 годам, пара стартапов, основанные на коленке и личном ноутбуке и проданные за сотни тысяч долларов. Работа в двух исследовательских институтах с хорошей репутацией. Тем больше было удивление менеджера, когда он обнаружил ЭТО.
- Уолтер, объясните, пожалуйста, зачем вы публикуетесь в журналах Q4* и импактом 0.1*? Еще и в индийских?
- В моем контракте нет ни слова о том, что я не могу публиковать результаты моих исследований, выполняемых в нерабочее время без использования ресурсов института, там, где мне захочется.
- Но все же… Зачем?
- Другие журналы эти работы не принимают.

Уолтер много работал над проблемой оцифровки сознания. Причем ему не особо хотелось изобрести процедуру. Уолтер причислял себя к антиимморталистам - он, конечно, хотел бы жить не 80-90 лет, положенных ему с учетом генетики, образа жизни и прочего, но к идее переселяться в робота/компьютер или же изменять свое тело до полной потери сходства с человеческим ему не хотелось. Но лет с 17 его беспокойный мозг занимал вопрос - а как доказать, что в компьютер действительно перенеслась та личность, которую уничтожили при записи. Должны же быть какие-то уникальные паттерны, делающие человека самим собой. И он их найдет!

- А ты почему здесь?
- Профессор на списывании поймал, сказал отрабатывать. А ты? Ты ж отличник. Мог в лабу устроиться.
- Деньги нужны. Мне эта ваша пляска вокруг хиршей и квартилей не нужна, мне семью кормить надо. А Фарли платит в два раза больше за свою ерунду.
- Хорошо тебе… Ладно, давай объясняй, что мы делаем? Он хочет какое-то мед приложение создавать?
- Не знаю я что он хочет. Мы ищем все статьи, где есть что-то об инсультах, деменции, любых заболеваниях с изменениями личности, пытаемся понять как забить информацию из них в более-менее однородную базу данных.
- Мы будем учить нейронку? Чему?
- Господи, я надеюсь, что нет.
Уолтера Фарли считали молчуном и затворником. Но, видимо, 23 года практически одиночного исследования сделали свое дело. На институтском корпоративе в честь рождества Уолтер напился настолько, что поделился своей целью и даже неутешительными результатами.

- Позвольте, профессор, - сказала столь же пьяная старший научный сотрудник из департамента нейробиологии, - может вам стоит сначала решить куда более простую задачу? Давайте спланируем эксперименты, чтобы понять, можно ли в принципе точно имитировать функции нервной ткани? Ведь если нельзя, то оцифрованный мозг, даже если личность будет действительно перенесена, не сможет работать и она погибнет!

Той ночью ни Уолтер, ни Алисия не спали.
Уолтера и Алисию считали идиотами. Бросить успешную и двигающуюся в гору научную карьеру ради непонятной темы? Однако Фарли успел заработать достаточно - чтоб хватило и на скромную жизнь, и на полное финансирование исследований.
- Меня зовут Адам, я генеральный директор “Нейрофьючерз”.
- Уолтер Фарли, это моя жена Алисия Смит. Чем обязаны?
- Понимаете, я изобрел протез мозга…
- Знаю, во всех новостях сейчас вы. Скажите, как вам удается получаться на фотках в полтора раза стройнее? - На этих словах миссис Смит больно ткнула мужа локтем, - ладно, давайте к делу.
- Ну мы, естественно, меняем не целый мозг, а его части. Но это все равно большой прорыв! Но сейчас наша команда всухую проигрывает биоэтикам, которые втирают дичь про потерю личности, философских зомби, что никакие пикотехнологии не заменят реальную нервную ткань… Я теряю на этом огромные деньги! И тут мой младший научный сотрудник находит ваши статьи… С метриками, позволяющими оценить качество замещения нервной ткани. Вы, конечно, публиковались в очень странных журналах… Но я прошу вас, давайте скооперируемся.
- Я, конечно, за… Но имейте в виду, точно отслеживать философских зомби мы пока не научились.

Адам рассмеялся, не понимая, что это не шутка.
Уолтера считали последней сволочью - из-за него запуск продукта на рынок отложился еще на два года - ведь он требовал чуть ли не идеальных значений своих странных метрик. Однако получившиеся в итоге протезы спинного мозга и отдельных частей головного были идеальны - люди выздоравливали от тяжелых болезней, а их близкие не замечали никаких изменений личностей. 15 лет жизни доктора Фарли не прошли впустую. А еще он как-то оказался владельцем 50% компании.
Уже никто не мог считать Уолтера сумасшедшим, так что теперь он регулярно выступал с лекциями о будущем переносе разума - хоть в виртуал, хоть в механические аналоги мозга. Ничего лучше, чем использовать для создания своих метрик неврологических и психиатрических пациентов он так и не придумал. Поначалу…
- Уолтер, это бред. Это не крысы твоей жены, это живые люди!
- Которым жить осталось пару дней.
- Это бесчеловечно!
- Мне нужно обучить нейросеть! Ну ты ж хочешь полный протез мозга… Перспективы, все такое!
- Ты хочешь поубивать людей, чтобы понять, какими именно метриками проверять, что они не убились!
- А ты хочешь переносить сознание людей черт знает куда, не имея возможности доказать, что они при этом не дохнут?
- Есть законы биологии, есть испытания частичных протезов…
- Это не доказательство!
Уолтера Фарли считали чуть ли не богом. Только он смог придумать, как проверить, что личность действительно переносится в новый мозг - не копируется, не имитируется нейросетью. Да, 90% его слов практически никто не понимал, но звучал он убедительно. Уолтер Фарли стал единственным человеком, решающим, работает ли очередная технология переноса сознания или очередной инноватор зря поубивал своих первых добровольцев. Пока что все убивали зря…
- Уолтер, скажите, если вы так уверены, что эта новая технология от “Эй-Ай-фьючер” действительно переносит сознание человека в компьютер, почему вы не спешите ей воспользоваться?
- А я не уверен, что хочу срок жизни, измеряемый миллиардами лет, как они утверждают. Но я пока не так стар. Может лет через 20-30 я передумаю.
- Но вам не кажется, что такая позиция подрывает ваш авторитет?
- Ну если вам так важно, вы будете рады узнать, что мою жену оцифруют завтра.
В инструкциях Уолтера Фарли было написано оцифровать мозг, только когда пациенту останется жить от силы час. Врачи и кибернетики ругались, говорили, что это невозможно так определить.Но с богом не спорят.
Лесли Саммер зевая смотрела на происходящее. Ее начальство потратило огромные деньги, чтоб журналистку допустили в больницу, чтоб сделать репортаж о долгожданной цифровизации отца переноса сознания. Но процедура была скучной и жуткой одновременно. Лесли задумалась о своих бабушках и дедушках, уже переживших это. Они никогда не говорили, было ли им страшно.
Умирающий старик с ужасом смотрел на машину цифровизации (очень похожую на аппарат МРТ), трясся, пытался вырваться из заботливых рук медсестер. Он был такой не первый, да еще и не приходил в сознание уже несколько недель. Ничего удивительного. Однако за пару секунд до введения наркоза он посмотрел на Лесли неожиданно ясными глазами и прохрипел:
- Два! Два! - Затем последовало что-то неразборчивое, - цсссссффф.
А потом его глаза закрылись, чтобы больше не открыться.

И вот, свершилось, личность Уолтера Фарли перенесена в компьютер. После небольшого периода адаптации ему соберут искусственное тело под его потребности и пожелания. - А теперь поговорим с нашим героем! - Лесли нажала кнопку выводу звука с компьютера.
- Мм, немного жалею, что не сделал этого раньше, - смущенно проговорил цифровой Уолтер, - мои последние несколько лет в физическом теле были просто ужасны. А тут наконец ничего не болит. И я стал лучше понимать жену.
- Скажите, возможно, это неуместно спрашивать, - такого вопроса не должно было быть, но юную Лесли мучало любопытство, - перед см… перед процедурой вы говорили “Два” и еще что-то, я не расслышала, что-то типа цсф. Вы помните, что вы имели в виду.
- Да, конечно, воспоминания сохраняются на 100 процентов. Понимаете, когда я только разрабатывал свои метрики… Еще до того как мне позволили самому экспериментировать над людьми… В общем, когда я обучал первую нейронку, которая стала базой для дальнейших исследований, у меня на сервере лежало два csv-файла. В одном правильная база данных, а в другом - с косяками моих студентов. Ну и в общем, перед смертью я понял, что, возможно, я подчеркиваю, возможно, я взял не тот файл для обучения… Ну и вся работа не имеет дальнейшего смысла.
- То есть, вы хотите сказать… Вы НЕ доказали, что личность переносится в компьютер. Это же… ужасно!
- Ну мне, как нынешней личности все нравится, пожал плечами Уолтер(?). Если я старый Уолтер, то никакой проблемы нет. Ну а если я лишь его копия… Ну, значит это и не моя ошибка.
И тут режиссер выключил прямой эфир. Уолтера слышала только Лесли.
- Как вы думаете, если я считаю старого Уолтера сумасшедшим идиотом, значит я копия?


*Large Linguage Model - Большие языковые модели. К ним относится ChatGPT.
*Индекс Хирша - показатель того, как часто цитируют статьи автора.
*Q4 - четвертый квартиль. В него входят далеко не самые авторитетные научные журналы.
*Импакт-фактор журнала - показатель цитируемости. На самом деле зависит от сферы, но 0.1 - это очень мало.


Рецензии