Случайная встреча
Ждала ли его жена? На этот вопрос Сергей давно не мог даже себе ответить однозначно.
Неспешным шагом он шел знакомым маршрутом. С бульвара свернул в парк. Вот где весенняя красота! Нежные зеленые листочки, свежесть от земной влаги, оживающие ковры газонов, разноцветье клумб. Кто-то отдыхает на скамейке, кто-то неспешно прогуливается. Навстречу, издалека Сергей видит, идет прилично одетая, стройная, симпатичная женщина. Сверху у нее все подтянуто, облегает идеальную фигуру, а чуть ниже колен ветерок заигрывает подолом платья, подобранного в цвет весне. Вроде что-то знакомое. Сергей не мог отвести взгляд, чуть замедлил шаг. Не успел толком рассмотреть это видение, что-то щелкнуло внутри, сознание его провалилось в бездну...
*
- Ты знаешь химическую формулу воды? - Откуда-то из глубины раздался детский голосок.
Что-то знакомое в нем послышалось Сереже. Он никого не видел, а голос продолжал спрашивать:
- Три в квадрате сколько будет? Кто такой Макаренко? Тебе, мальчик, сколько лет?
Еще что-то. Сережа стоял, потупив взгляд. Еле слышно ответил только на один вопрос:
- Сэ-э-сь, - и чуть не заплакал.
На другие вопросы ответов он не знал.
*
…Отщелкнуло, сознание вернулось, глаза открылись. Женщина стояла рядом. Она одарила Сергея приятной улыбкой и удивленно спросила:
- Шесть? Что шесть? Что с Вами, Сергей? Извините, по отчеству не знаю. Вы меня помните?
Кажется, это ее голос спрашивал Сергея про три в квадрате. У женщины уверенности заметно поубавилось, пробежала тень сомнения:
- Неужели не помните меня?
Сергею надо отвечать. Если он ответит «не помню», будет стыдно, она ведь его узнала, назвала по имени. Если ответит «помню», надо знать ее имя. Сергей мгновенно придумал: «Сделаю комплимент, отшучусь и, может быть, вспомню».
- Извините... - После каждых двух-трех слов Сергей выдерживал театральную паузу. - Как можно... вспомнить то..., что никогда… не видел... Я такую красоту…, правда…, вижу впервые.
И, пока с трудом подбирал слова, Сергей вдруг вспомнил имя, удивленно спросил:
- Света?
Тут же убедился, ход воспоминаний верный:
- Света! Ну, конечно, Света. Вот так встреча!
- Сергей, я тоже рада. Я часто Вас вспоминала. Тогда еще, давно. Как Вы? Или можно на «ты»?
Разговорились. Оказалось, они коллеги. Правда, Сергей технарь, а Света недавно защитила кандидатскую по педагогике, читает лекции студентам.
- А как Саша, где он? Вы ведь поженились вроде? Он потом адрес сменил и пропал, давно не пишет мне ничего.
- Ты, Сережа, уехал тогда. Я ждала. Думала, вернешься. А твой дружок Саша очень настойчив был. Во мне два чувства боролись: «не хочу» и «надо». Твой уверенный голос повторял: «надо» и, в конце концов, победил мое слабое «не хочу». Думала, сложится. Не получилось. Уехал Сашка куда-то на север, бросил нас с сыном, ему уже десять…
Сергей постеснялся признаться, что его брак держится на последней тонкой ниточке. Что Света ее легко могла бы порвать. Тем более, что двух встретившихся неудачников в личной жизни связывала давняя необычная близость...
*
Сергей женился на последнем курсе. Ближе к весне беременная жена уехала рожать к своим родителям. Сергею оставалось только дипломный проект дописать, как раз выпало несколько свободных дней. Он проведал молодую жену и с грандиозными планами на будущее возвращался в свой институт. Защититься и получить диплом, наверняка с красными корочками. Поехал с пересадкой в знакомом городе, до позднего вечера день свободный.
Его давний дружок Саша, чуть помоложе, приехал в этот город учиться и жил в институтском общежитии. Начали с восторгов от встречи. Как-то быстро пустая болтовня сменилась на серьезные темы.
Добрались до йоги. Из-за мистических аспектов ее в конце 60-х запрещали, но Петя, Сашин сосед по комнате, где-то раздобыл литературу и куда-то тайно ходил заниматься йогой. Он стал объяснять, что такое асана, пранаяма, чакра, мантра, пока сам не запутался. Саша рассказал о чудесах, которые ему довелось недавно видеть в филармонии. От психологических опытов Вольфа Мессинга он до сих пор в восторге.
Сергей решился на откровения, которые никогда не разглашал посторонним:
- Я тоже недавно ходил на Мессинга. Уверен, в его представлениях смешаны техника и фокусы, наука и телепатия, правда и ложь. Если хотите, я вам покажу такие чудеса, в которые верится с трудом и являются настоящей правдой.
*
Когда-то в глухой северной деревне у престарелых родичей нашел Сергей несколько старинных книг по личному магнетизму и гипнозу. Не сразу, не вмиг, после долгих упражнений и тренировок Сергей со своим приятелем-однокурсником овладели техникой гипноза, в студенческом общежитии они иногда практиковали гипнотические сеансы, описанные в старинных книгах. Сеансы пользовались таким успехом, что их просили провести сеансы в общежитиях других институтов, даже медицинского.
- Правда, помощника нет. Трудно будет. - Сергей задумался немного. - Ладно, один справлюсь. Вы соберите ребят, человек десять, в другой комнате. Девчонок можете позвать. И давайте точно ко времени, в семь часов. Мне потом на вокзал, поезд в одиннадцать отправляется.
Ребята ушли собрать компанию на вечер. Вернулись, доложили:
- Все готово, к семи соберутся.
Посидели, поболтали, то, да сё. Время пролетело незаметно:
- Ребята, уже без пятнадцати, идите. Мне собраться надо, я приду ровно в семь.
*
Как и положено, твердой, уверенной походкой Сергей зашел в комнату. Все, как обычно у студентов: один курит, рядом бренчит гитара, там хихикают, здесь Спидола на музыкальной волне. Уверенным, четко поставленным голосом, выверенными фразами, не терпящими возражений, Сергей быстро навел порядок. Ему нужно из собравшихся выбрать участников, остальные будут очевидцами необычных опытов.
После стандартных вступительных слов Сергей провел первые, самые простые опыты: расслабить руку, падение вперед и назад. Намечаются исполнители главного опыта: «сжатие рук». Тоже удачно! Вот они, хорошие гипнотики, их трое. Они назвались по очереди: Коля, беленькая скромная Света и девочка пошустрее Настя.
Дальше все пошло по обкатанному сценарию. В бодрствующем состоянии: «не могу согнуть руку», «не могу сделать шаг», «не могу сказать слово», «каталепсия», прочие вариации. Наконец, гипнотический сон. Света поет голосом Эдиты Пьехи, Коля изображает Валерия Ободзинского. Настя, словно яблоко, уплетает луковицу, причмокивает от удовольствия. Фантазии нет предела. Время летит незаметно. Перешли к более сложным опытам: галлюцинация, трансформация...
Света, ну прямо юная принцесса из сказки. Глазки её доверчивые, как у ребенка. Ищут защиты, мира, добра. Глядя точно в переносицу, твердым голосом Сергей внушил ей:
- Света, когда проснешься, ты будешь маленькой девочкой! Тебе будет шесть лет! Запомни, Света! Тебе шесть лет!
Теперь трансформация пола. Настя становится женихом, Коля невестой. Настя встает на колено и предлагает свою руку и сердце невесте. Коля смущенно соглашается. Под свадебный марш они расписываются ложками на клеенке, меняются обручальными связками ключей и неловко целуются.
Сеанс подходит к концу, последние постгипнотические внушения. Это задания, которые испытуемый должен выполнить после пробуждения от гипнотического сна в обычном, бодрствующем состоянии:
- Коля, когда ты проснешься, тебя будет мучить жажда. Ты нальешь из графина стакан воды и выпьешь его залпом. Жажда исчезнет.
- Настя, ты когда проснешься, без напоминания снимешь свою брошку с кофты и отдашь Свете.
- Коля! Настя! Света! Вы хорошо меня слышите! На счет три проснетесь! Ваше самочувствие будет отличным, настроение хорошее! Все, что было с вами во сне, вы забудете и не вспомните! Раз…, два…, три! Всё, проснулись! Открыли глаза!
Сеанс окончен, время вернулось к его началу. Главные герои оглядываются, на лицах появляется улыбка, они говорят первые слова. Начинаются разговоры, расслабляются позы, но чувствуется напряжение в комнате, внимание не ослабло.
Тем временем Коля молча тянется к графину, наливает стакан воды, жадно пьет. Настя неловко снимает свою брошку и протягивает ее Свете. Скромная Света растерянно смотрит на окружающих. Настя кладет свою брошку Свете в кармашек. Присутствующие удовлетворенно смотрят на Сергея. Молча, понимающе переглядываются между собой. Сергей распрощался, как-то по-особому посмотрел на Свету и ушел. Пора собираться на вокзал.
*
Вскоре вернулись Петя и Саша, взахлеб рассказывают:
- Ну, чудеса. Там сейчас только и обсуждают, что это было? Правда, эти трое ничего толком сказать не могут. Их вроде как и не было с нами.
- Ладно, ребята, мне пора на вокзал.
- А может, еще на денек останешься? Завтра поедешь, - предложил Петя. - У нас тут койка свободная есть.
Нет, конечно, поехали на вокзал. Вот плацкартный вагон, верхняя полка. До отправления поезда несколько минут, и опять уговоры:
- А может, останешься? Завтра еще один сеанс организуем.
Ну, насели! У Сергея что-то заговорило внутри. Ребята почувствовали его минутную растерянность, вынесли вещи на перрон. Поезд тронулся и поехал. Без Сергея.
Хоть и не на своем месте, спал Сергей спокойно. Но мало. Еще темно, стук в дверь и девчачий голосок:
- Саша, Саш!
Ребята спят, не слышат. Опять стук:
- Саш, открой! Сергей у вас?
Нет, не дадут мне спать:
- Санек, там стучит кто-то, открой дверь.
Кажется, и Петя проснулся. Все встали, включили свет. В комнату не вошла, влетела Настя и с места в карьер, рваными фразами:
- Сережа… Ты здесь... Ну, хорошо... Что-то с нашей Светой… Не знаю…
- Расскажи толком, что случилось?
- В общем, ночью, часа в четыре, Светка расплакалась. Думали, мало ли что, девчоночье. Нет, хнычет и требует куклу ей дать. Девчонки нашли у кого-то, а она свою просит, Машуткой называет. Потом опять плачет, хнычет, маму зовет, навзрыд: «Где… моя… мама…?». Не можем успокоить, что-то случилось с ней...
Не зря ёкало вчера на вокзале, провидение высадило Сергея из поезда. «Спокойно», - говорит он себе, а вслух обращается к Насте:
- Иди к себе и не паникуйте, ничего страшного. Свете помогите прибраться, одеться. Приготовьте нам ручку, карандаш, бумагу. Я приду минут через десять.
*
Саша с Петей пытливо смотрят, ждут от Сергея объяснений. Они сейчас известны только ему, и ситуацию разруливать ему. Поэтому он ведет себя спокойно, восстанавливает в памяти все детали вчерашнего вечера.
Конечно, вспомнил! Он внушил Свете, что она проснется шестилетней девочкой. Потом закрутился с Настей и Колей. Пока «расписывал брачующихся», про Свету забыл. И сейчас она исполняет ту роль, которая была ей предписана внушением в гипнотическом состоянии!
- Ребятки, вы не переживайте, все нормально. Вы мне только расскажите, что вы про Свету, эту девочку знаете? Какой курс, как учится? Ну и вообще, хотя бы что-то про ее характер?
Саша взял инициативу в свои руки:
- Мы со Светкой в одной группе, второй курс, филфак. Да как учится? Как все. Нравится она мне, хотел подкатить, она ни в какую. А ты что, можешь повлиять на нее? Я ведь по-серьезному хотел. Она не может простить, что я с другой девчонкой до нее крутил. Сереж! Может, подсобишь по-дружески?
- Саша, я сейчас не об этом. Скажи мне хоть что-то про ее характер, что хорошо, что плохо?
- Точно могу сказать, она очень стеснительная. Вот просто кто-нибудь, даже незнакомый заговорит с ней, она тут же краской заливается, слова вымолвить не может.
Через пять-семь минут Сергей был готов к повторной трансформации возраста - превратить шестилетнюю девочку в студентку пединститута.
*
Сергею запала Сашина дружеская просьба, и некое чувство ревности обожгло его. Попросил Свету сесть за стол, напротив.
- Тебя как зовут? - Ласково спросил Сергей.
Ответила. Видно, слезы подсохли. Детские глазки смотрят на Сергея с надеждой.
- Сколько тебе лет?
- Сэсть, - пролепетала детским голоском.
- Светочка, напиши на листочке свое имя.
Света старается. С трудом, криво выводит большие печатные буквы.
- Теперь нарисуй графин. Вот он, на столе.
Получились корявые контуры. Сколько будет три в квадрате? Кто такой Макаренко? Что такое существительное? Ребенок не знает.
Теперь все просто. Опять сон, гипноз, внушения и возврат из прошлого в настоящее. Дополнительно, как учат книги, специальные формулы внушения для укрепления здоровья, улучшения памяти, уверенности, смелости:
- Ты студентка института! Ты мила и прекрасна в своем возрасте! Ты не стесняешься собеседников! Смело идешь на контакт с людьми! Не отвергаешь предложений дружбы! Обращаешь внимание на Сашу! На счет три ты проснешься! Раз…, два…, три! Проснулась! Все хорошо!
Света смотрит на Сергея чистым, ясным, доверчивым взглядом. Все прошло, все вернулось на свои места.
- Света, ты знаешь химическую формулу воды?
- Аш два о.
- Кого из великих педагогов, воспитателей ты знаешь?
- Ушинский, Макаренко.
- Как ты себя чувствуешь?
- Хорошо.
- Вот и хорошо, что хорошо.
Сергей вернулся к ребятам в комнату растерянный, задумчивый.
- Что-то не так, Сергей? - Спросил Саша.
- Да нет. - Стандартный ответ человека, который хочет, чтобы к нему не приставали.
Образ девушки-красавицы, в которую он превратил шестилетнюю девочку, не выходил из головы. Снова пришла Настя:
- Сережа, тебя Света просит прийти.
- Что случилось?
- Да нет, ничего, - интригующе успокоила Настя. - Наверное, хочет, чтобы ты рядом побыл. Иди, я пока у ребят посижу.
Саша проводил Сергея ревнивым взглядом.
- Светочка, как ты? - Первое, что спросил Сергей.
- Сережа, прошу тебя, побудь со мной.
В молчаливой паузе двоих молодых людей, кажется, было столько слов, музыки, красок, чувств, что страшно прервать это молчание. Пауза окончилась простыми Светиными вопросами:
- Ты сегодня уезжаешь? Ты вернешься, Сережа? К нам... Ко мне...
Сергей вернулся в свой институт. Его приятель-однокурсник сообщил такую новость. Оказывается, гипноз разрешено использовать только врачам и только в лечебных целей. На этот счет еще в 20-х годах был издан особый Циркуляр, который никто не отменял. Так, в целом благополучно, закончилось увлечение будущих инженеров этой удивительной практикой в области знаний, которая так и не изучена до конца.
Еще несколько лет Сергей переписывался с Сашей. Интересовался, как у Светы учеба? Как в целом складываются у нее дела? Успокоился, когда узнал, что с учебой у Светы стало лучше. Что она стала смелее, уверенней. Саша признался, что она долго вспоминала Сергея. Наконец, ответила Саше взаимностью. На последнем курсе они поженились.
Потом переписка с Сашей оборвалась.
*
И вот еще одна, через пятнадцать лет случайная встреча со Светой. Может быть, нужно признаться ей, что скоро он будет свободен? Объяснить, что у них много общего, что связывает их не только давнее знакомство. Даже страшно сказать: любовь. Может быть, что-то большее, чем любовь?
Сознание Сергея вернулось в реальность:
- Света, - начал он свое решительное обращение к ней.
Рядом никого не было. Там, вдали у выхода из парка, Сергей увидел удаляющуюся фигуру в платье, подобранном в цвет весне.
Свидетельство о публикации №225081200208