Если бы не Хиросима...
Что было бы, если бы Соединённые Штаты не решились нанести ядерный удар? Или, что гораздо проще представить, если бы ядерное оружие не было создано к лету 1945 года? Закончилась бы война и без бомбардировок, или нас ждали бы долгие месяцы кровопролитных боёв?
Краткий исторический обзор.
К концу 1943 года Япония оккупировала полтора десятка стран Тихоокеанского региона с общим населением более 350 миллионов человек. Это не считая стран, вынужденных стать её союзниками (например, Таиланд или Маньчжоу-Го). Необходимость держать огромную армию (свыше 3 миллионов солдат) далеко за пределами метрополии легла тяжёлым бременем на экономику. Промышленность, работала на пределе возможностей, но всё равно не успевала обеспечивать растущие потребности армии. Ещё хуже обстояли дела с доставкой снаряжения на фронт: не хватало кораблей, часть транспортов уничтожались силами союзников. Японское командование пошло на беспрецедентный шаг, потребовав от войск самообеспечения продовольствием на оккупированных территориях. Это стало разрешением на грабёж, что привело к усилению насилия, массовым жертвам среди мирного населения и, как ответная реакция, росту партизанского сопротивления.
В 1944 год стал для Японии переломным. Она расширила зону оккупация Китая, но отступила с Филиппин, была почти полностью вытеснена из Бирмы и потеряла часть островов в Тихом океане. Самым болезненным ударом стала потеря Окинавы весной 1945 года - после трёхмесячных боёв. С этого острова фронтовая авиация союзников уже могла доставать до южных районов Японии, что привело к резкому увеличению интенсивности бомбардировок.
В апреле 1945 года император отправил в отставку премьер-министра Коисо Куниаки, назначив на его место отставного адмирала Кантаро Судзуки. Это был шаг, продиктованный надеждой, что новому премьеру, не считавшемуся «ястребом», удастся найти компромисс. Трезвомыслящие политики понимали, что всех поставленных целей не достичь, и нужно искать путь к миру, который позволил бы Японии сохранить хотя бы часть завоёванных территорий.
Японское командование осознавало, что за захватом Окинавы последует высадка на остров Кюсю, имевший огромное значение для страны. Там находились крупные промышленные центры –Нагасаки, Фукуока и Китакюсю. Данные разведки подтверждали эти опасения.
Американское командование разработало операцию «Олимпик», старт которой был запланирован на 1 ноября. Масштаб этой операции поражает воображение: в ней должны были участвовать 42 авианосца, 24 линкора и 400 эсминцев.
Но Япония не сидела сложа руки. Была детально проработан план «Кэци-Го» («Решающая победа»). Летом 1945 года Япония по-прежнему не допускала никакого иного варианта исхода событий, кроме как победа над врагом.
К 350 тысячам солдат, уже находившихся на Кюсю, было дополнительно мобилизовано более 500 тысяч. Инженерные войска и гражданское население начали массовое строительство дотов, дзотов, окопов и минных полей. Береговая линия южного и восточного Кюсю была усеяли огневыми точками и артиллерийскими позициями. Склады боеприпасов прятали в пещерах. Планировалось задействовать до 10 тысяч самолётов, включая устаревшие машины, переоборудованные под самолёты-смертники.
Были созданы специальные отряды камикадзе ВВС и ВМС для атак на корабли. Планировалось использовать не менее тысячи лёгких катеров с взрывчаткой, тысячу человеко-торпед «Кайтэн» и катеров-камикадзе «Синё» для таранов кораблей в первые дни высадки.
Также началась мобилизация в Национальное ополчение (Кокумин гиюгэнтай), куда призывали мужчин в возрасте 15–60 лет и незамужних женщин 17–40 лет. К августу 1945 года южный Кюсю превратился в настоящую крепость. Хотя качество войск и техники было низким (многие солдаты слабо подготовлены, авиация уступала противнику, а флот практически отсутствовал), в случае реального вторжения потери обеих сторон могли быть катастрофическими.
Союзных войск было меньше — 767 тысяч, — но они были отлично вооружены и хорошо подготовлены.
Ещё немного об ополченцах, которые бы в случае начала боевых действий на острове превратились бы в «пушечное мясо» самым буквальным образом. Командование планировало подготовить к боям сотни тысяч (мечтали о миллионе), несмотря на катастрофическую нехватку оружия. Одна винтовка (или охотничье ружьё) на троих ополченцев. Изготовлялись бамбуковые копья (такэяри), самодельные гранаты и бомбы, заготавливались бутылки с зажигательной смесью. Ополченцев отправляли на короткие курсы (2-3 недели) рукопашного боя и тактики войны из засад, а женщин — на курсы первой медицинской помощи. Общество готовили к «священной войне до конца». Самым популярным лозунгом стал «итиоку гёкусай» («сто миллионов разобьются, как драгоценные камни»), что означало готовность каждого погибнуть ради победы. Пропагандировалась идея, что если ты убил хотя бы одного солдата противника – прожил жизнь не напрасно.
И всё же японское командование не рассчитывало на победу. Его задачей было нанести противнику такие потери, которые вынудили бы союзные страны отказаться от оккупации и пойти на переговоры, позволяющие Японии сохранить часть своих приобретений.
Возможные потери
Трудно сказать, какими были бы потери обеих сторон, если бы операция «Олимпик» состоялась. Во время битвы за Окинаву из 115 тысяч японских солдат в плен попали только 7 тысяч. Идеология бусидо: солдат воюет до победы, или до смерти, самый большой позор – попасть в плен. Итог - 94% защитников Окинавы погибли. Кроме того, погибли 100 тысяч человек из числа мирного населения острова.
Попробуем экстраполировать эти цифры на операцию «Олимпик». 94% от 900 тысяч японских солдат — это 846 тысяч погибших. Плюс ополченцы, которых могло погибнуть столько же. А также мирные жители: население Кюсю составляло 8 миллионов человек, и массированные бомбардировки и обстрелы оборвали бы жизни многих.
Трудно сказать, каковы были бы потери союзных войск. Соотношение сторон на Окинаве было 5:1, для высадки на Кюсю удалось достичь соотношения (по численности личного состава) лишь 2.5:1 или 3:1 (в зависимости от кяоличиства мобилизованных ополченцев).
Потери союзных войск, скорее всего, превысили бы 100 тысяч погибшими.
Американский генерал Джордж Маршалл тогда предсказывал: «Высадка на Японские острова будет самой кровавой операцией за всю историю»
Итого, от одного до двух миллионов погибших ради того, чтобы Япония могла вести переговоры «на равных».
8 августа Советский Союз объявил войну Японии, и войска Красной Армии вступили на территорию государства Маньчжоу-Го (ныне китайская провинция Манчжурия). Квантунская армия, выполнявшая роль резервной и не участвовавшая в боях с 1939 года, не представляла большой угрозы. Она укомплектовывалась по остаточному принципу, до 30% её состава были рекрутированные жители Маньчжурии – маньчжуры, ханьцы, монголы. У этнических японцев, служивших в Маньчжурии не было мотивации защищать территорию другого государства до последней капли крови.
Для переброски отдельных полков и дивизий Квантунской армии на Кюсю не было достаточного количества транспортов.
За неделю боёв (9–16 августа) потери Квантунской армии составили 21–22 тысячи человек, Красной армии — 9 тысяч. К концу августа бои, вероятно, закончились бы, а общие потери достигли бы 80–90 тысяч у Квантунской армии и 30–40 тысяч у Красной. Захват Маньчжурии и Кореи лишил бы Японию важных источников ресурсов, но это сказалось бы на военных действиях не сразу, а лишь через несколько месяцев и не повлияло бы на возможность Японии оборонять Кюсю. Но ослабило бы позицию Японии на будущих переговорах.
Красная армия планировала также высадку на остров Хоккайдо и захват его северной части – вплоть до линии Румои - Кусиро. Начало операции было назначено на 24 августа. СССР подготовил две дивизии (342 и 345) из состава 87 стрелкового корпуса, которые должны были отправиться с южной оконечности Сахалина. Расстояние по морю до северной оконечности Хоккайдо – 50 километров. Поскольку крупных десантных кораблей у СССР не было, предлагалось использовать малотоннажные суда.
Япония допускала возможно нападения со стороны Советского Союза и держала на острове Хоккайдо также две пехотные дивизии (7 и 42), плюс танковые и авиационные полки. Кроме того, к 1945 году на острове были развёрнуты батальоны ополченцев общей численностью до 60 тысяч человек.
В условиях примерного равенства сил операция по захвату северной части Хоккайдо обещала быть тяжёлой, но с малым влиянием на ход войны.
Под давлением США, а также из-за того, что в похожей операции по захвату небольшого острова Шумшу, к которой относились, как к репетиции высадки на Хоккайдо (18-19 августа), потери оказались значительны выше ожидавшихся, СССР 22 августа отменил эту операцию.
Важно помнить и о другом аспекте.
Японская армия вела войну с жестокостью, не уступавшей гитлеровской. В Китае погибло от 9 до 15 миллионов мирных жителей, в Индонезии — 4 миллиона, во Вьетнаме и Лаосе — более 2 миллионов. В Малайзии, не оказавшей вооружённого сопротивления вторжению, было уничтожено 15% (700 тысяч) населения. Каждый месяц продолжения войны означал гибель ещё 300 тысяч мирных жителей на оккупированных территориях.
Теперь мы можем подвести итог. В альтернативной истории – без применения ядерного оружия – Япония и союзные страны, потеряли бы от одного до двух миллионов человек в боях за Кюсю. Ещё около ста тысяч погибли бы в Маньчжурии, также были бы потери в других локальных сражениях. Дополнительно, ещё полтора миллиона мирных жителей погибли бы на оккупированных территориях. Итого – от 2.5 до 3.5 миллионов погибших. И только после этого, возможно, стороны сели бы за стол переговоров, например, в конце 1945 года.
В лучшем случае.
Возможно, потеря Кюсю не остановила бы японских генералов, воспитанных в духе бусидо, и весной 1946 года союзным державам пришлось бы начинать новую операцию — теперь уже по захвату Токио (Она получила предварительное обозначение «Корвет»).
Но этого не произошло. (Я чуть было не написал «к счастью») Спустя 15 часов после атомной бомбардировки Нагасаки Император Японии произнёс: «Я глотаю слёзы и повелеваю сдаться».
Остров Кюсю не брали штурмом. Миллионы людей, о которых я писал, остались живы. Ценой жизни тех 200 тысяч, что погибли в Хиросиме и Нагасаки.
Я полагаю, что ответил на вопрос, что было бы, если бы против Японии не применили ядерное оружие.
Мы должны помнить о страшной цене каждого месяца, каждой недели, каждого дня войны. Это тысячи и тысячи жизней, чьи судьбы оказалась брошенными на алтарь войны ради призрачного величия отдельных политиков.
И ещё я отдаю дань уважения сто двадцать четвёртому императору Японии Хирохито, которому в критический час хватило мужество озвучить то, о чём боялись говорить вслух, и взять на себя полную ответственность за будущее страны.
Свидетельство о публикации №225081200478
Но у меня возник вопрос.
В очерке написано, что штурм острова Шумшу начался 18 августа. Но Япония сдалась уже 15 августа. Нет ли ошибки в дате?
Спасибо
Аркадий Смолич 13.08.2025 10:33 Заявить о нарушении
Возможно, захват нескольких Курильских островов, включая Шумшу, проводился для обоснования будущих территориальных претензий к Японии.
Существенная деталь: По разработанной (при участии СССР) Декларации о капитуляции Японии предлагалось вернуться в границам по состоянию на 1 января 1914 года. На эту дату Курильские острова уже были японскими - по Портсмутскому мирному договору 1905 года.
Поэтому СССР стремился завладенть этими островами так сказать, "явочным порядком", пользуясь моментом, что официальная церемония подписания Акта о капитуляции ещё не состоялась.
Владимир Смолович 13.08.2025 12:16 Заявить о нарушении