По волнам моей памяти

По волнам моей памяти.

          Аркадий Астахов

 Где ещё можно было увидеть в жилом районе славного города Пенза большое поле, размером с футбольное ,всё в цветущих полевых ромашках крупных, высоких как будто специально посеянных ,а в центре этой красоты гора  застывшего цемента с сидящий вороной  наверху?!  Такое чудо- поле я увидел в самом конце улицы Ульяновской в Арбеково, Идёшь среди цветов , надышаться не можешь и ты понимаешь, что это -окраина!
В центре города таких ароматов нет. Там другие запахи- с детства привычные, асфальтно-бензиновые ароматы.

Так близко к природе мне никогда ещё жить не приходилось,но цивилизация наступала.
Вон строится здоровенный кинотеатр Салют, и на троллейбусе ты сюда приехал... А тогда ,в семьдесят третьем году этот воздух меня просто поразил.
Через несколько лет всё изменилось и как говорится- " недолго музыка играла!"На месте цементной кучи построили будку с трансформатором, а тропинку закатали в асфальт... Уже участковый грозился оштрафовать хозяина голубятни с её обитателями. Целебный воздух стал обыкновенным, и только вид с моего балкона напоминал, что окраина существует.
Стадо коров, а может  и два, паслись под  окнами моего дома и как бы в подтверждение этого факта, щелчки кнута и громкие окрики" по матушке" вразумляли бурёнышек .
Когда-то в шестидесятых годах объездная дорога была границей. По одну сторону город, по другую -дикая природа. При виде коров мирно пасущихся у тебя под носом, ты опускаешься на землю. Ни в каком  сне  такое не увидишь! Окраина и дом с балконом ,на
 восьмом этаже, позволяли наблюдать пространство без намёков на цивилизацию. Только  девственная
 природа с её зелёным цветом и  оттенками. Два ручья в долине сливались в один и уже малой речкой текли, обеспечивая водой все садоводческие участки по пути. Видны овражки, вдоль которых зрела полевая клубника, а осенью ,в густом кустарнике хоть вёдрами собирай торн, кислый- прикислый! Ранней весной в этой долине селились соловьи и всю ночь о себе напоминали ,они и сейчас прилетают.
 В моей памяти ,опять же по весне когда молодая трава набирает силу, с запада на восток ехали цыганские кибитки со всем своим скарбом. Много лошадей,с жеребятами  и с собаками. Становились табором в долине и несколько дней их лошади кормились травкой, и снова в дорогу на восток, а осенью обратно на запад В 100 м от моего дома за дорогой на берегу обширная поляна с репейником,  в семенах которых зимуют личинки (лакомство для щеглов) . Вот на них ловцы и охотятся сетями. Модно было держать певчих птиц дома, а весной их выпускать  на волю.
Ещё мне запомнился стихийный базар в нашем  дворе. Из ближайшей деревни Мастиновки ,лхетом и зимой её жители приспособились (жизнь заставила) торговать у нас чем Бог послал..
В первую очередь это молочные продукты, хотя в магазинах чего  только не было, но наши  домохозяйки толк в молоке знали и все покупали у деревенских А те, в синих и чёрных халатах ,с белыми платочками на голове, привозили  товар  действительно высшего качества. Среди местных не стихали споры, -"У Нинки или Тоськи молоко вкуснее"?
Покупателии всех коров знали по именам, кого из родственников молочниц женили или выдали замуж ,всех детей знали наперечёт.  Полное единение царило на базарчике. Наши мужики сколотили что-то похожее на прилавки,чтобы днем торговать овощами,а вечером можно было забивать "козла"(домино).
 Таких крупных,сахарных помидор, я никогда не  видел!Вся линейка овощей лежала на прилавке . Процветал базар! Из арбековского леса летом несли белые грибы,  грузди  и белянки на засолку ,а осенью корзинами тащили  опята.Картошку привозили на телегах, капусту невиданных  размеров, под зиму появлялись мясные продукты  и соленые грибы.Рынку уже места не хватало.  Ну и тут" недолго музыка играла"- власти всё прихлопнули, сказав" не положено"!

 Бегут года, всё меняется. Та объездная дорога, что служила границей города исчезла ,жизнь подсказывает, что необходима новая в обход  разросшегося жилого массива Арбеково.
 Исчезли милые коровы, речушки запихали в коллекторы , цыган не видно,а соловьи продолжают прилетать и будоражить память, да ещё рано по-утру та ворона напоминает  всем что жизнь продолжается...

Аркадий Астахов.


Рецензии