Памяти Владимира Войновича, незабываемого Ингваром

Давно не вспоминали, завсегдатая мюнхенской студии "Радио Либерти". Так получилось, что с 80 х имел возможность слушать не глушеную в эфире , трансляцию радио "Свобода" на волнах 13, 16, 19 м. "Запретный плод" в то время стоил 14 руб. в виде детского радио набора с названием "Колос" (товары почтой и явно с благословением КГБ), кто сильно интересовался, приобретал его , собирал, настраивал и потом слушал. Мне достался он уже по знакомству , комиссионный "бу" вариант, за 7 рублей, принёс его тогда к отцу на работу и с помощью дремучего прибора ГСС (Генератор Стандартных Сигналов , тогда ещё ламповый), настроили с ним этот "Колос" , на те "запретные" в стране диапазоны .Один раз даже брал его с собой в Якутию, когда студентом летел в строй отряд. Модель приёмника была редкая и непонятная, для пропускного пункта аэропорта Домодедово, как на таможне и ко мне сразу условие : "вам нужно вскрыть заднюю стенку приёмника вашего , иначе мы вас не допустим на посадку в самолёт . Отвёртку с собой конечно не возил, да и ножи перочинные только а вещевой багаж и не более , но всё же выкрутился, отвернул винты - шпильки монеткой, подсказала сама проверяющая - они глянули внутрь коробки вместе с чекистом, где была только плата с деталями и меня на посадку, с этой кладью ручной, пропустили (испугался тогда сдать приёмник в багаж с рюкзаком, поскольку его там в таком виде раздавят). В Якутии Мюнхен принимался паршиво зато был слышен Китай, но он лично меня тогда не интересовал, на заре 80х.А уж потом в Европе дома , послушал вдосталь авторов из тамошних писателей да эмигрантов с шайкой диссидентов. После миллениума запомнил авангардный фильм - " Шепето-шоу" и выступление прощальное артиста Гафта - "Мне снился сон", где Валентин Иосифович в повествование выдал :"...им головы рубили тут же на арене..". От этих слов его ,догадка встречная возникла для меня потом , - что все эти кумиры на радио "Свобода", под гимн от Окуджавы "Друзья прекрасен наш союз ", у микрофона в мюнхенской студии, с удавкой на шее будто псы сидели (ошейник явно строгий был и назначался всем при этом невзирая, кто левый среди них по взглядам , а кто правый из - подпевающих для НТС с занятною рубрикой как "Русская идея") и вспоминаю как Войнович постоянно заливался смехом , как будто Коломбино, когда мутузит тот согласно пантомимы Арлекино. И это было каждый раз, при авторском прочтении от него , что "Чонкина", что "Москвы" от "2042". Читали там конечно и Набокова, его "Другие берега", конечно главы из "Лолиты", они в зачитке были без купюр, где Гумберт, словно опытный не званый гость в простонародье "медвежатник", лениво проникал, срывая плод запретный - в кущах райских малолетки, держа при этом в двери у входа в" Гефсиманский сад"- далеко не ключ, он будто пользовал для этого напильник с грубою насечкой и прочие отмычки. Понятно стало , почему задвинутого нобелиата - Набокова в пенсне, кой где зовут в сердцах - "лолитчик" и не более , подобно как какой ни будь лекальщик или ещё того смешней - "глюкальщик".


Рецензии