***
"Ранним утром отправились на железнодорожную станцию, путь длинною полтора километра преодолели быстрым шагом. Купили билет на поезд до города Коломбо. Народ всё подходил и подходил. И когда подъехал поезд, вся масса людей ринулась к вагонам. Поезд был проходящим, и сидячие места оказались занятыми.
Ехали мы очень долго в тесном вагоне, и это был ещё не худший вариант: мы взяли билет 2-го класса. Всю дорогу, а это 3 часа, пришлось стоять на ногах. О пережитом лучше не вспоминать. Наконец-то прибыли в Коломбо. Здесь нам следовало сделать пересадку на Канди. Минут пятнадцать бегали по кассам, чтобы купить билет. Это не наши вокзалы, и здесь всё иначе: на разные классы вагонов билеты продают в разных кассах, и направления тоже разные. Надписи на санскрите, сингальском, английском. Ни одним языком мы, к сожалению, не владеем. С горем пополам купили билет, картоночку с непонятными буквами. Единственное, что было ясно, с какого пути отходит поезд. Теперь нам предстояло выяснить, где примерно останавливаются вагоны нашего 2-го класса. Кое-как нас поняла женщина-полицейский и указала примерное место нужных вагонов. Наученные горьким опытом посадки на предыдущий поезд, решили сменить тактику. Я взял на себя всю нашу ношу, а моя спутница налегке должна была занять место. Появился поезд, пассажиры заволновались, мы с ними. Заняли позицию. Поезд ещё не остановился, а многие начали влетать на ходу в вагоны, за умниками последовали и мы. Заветных два места были нами заняты. Их уступать мы не собирались никому. Рюкзаки были уложены на полки, поезд покидал Коломбо. Нам предстояло проехать ещё 3 часа.
Думаете, это было время беззаботного счастья? Видимо, здесь такого не бывает. Поезд втопил так, а вернее, машинист, что мы летели по кривым, убитым рельсам словно по стиральной доске. Уснуть, расслабиться и отдохнуть - это не об этих часах. Я расставил две ноги в стороны, руки упёр в спинки, чтобы не вылететь с места. Кстати, двери вагонов были открыты всю дорогу, и многие стояли в них. Когда мы начали продвигаться вдоль гор, я не смог удержаться, взял фотокамеру и пошёл к двери. Мне любезно предоставили место для съёмки горных пейзажей. Но не тут-то было: поезд летел как птица, мешали пальмы, тоннели. Болтало так, что я держался за поручни, боясь вылететь из вагона. После пятнадцати минут беЗполезных попыток, я вернулся на место, а его уже заняли. Здесь ушами не хлопай. Правда, парень, занявший моё место, тут же его освободил. Вагон зашевелился, 3 часа 35-ти градусной жары закончились, мы приехали в Канди, город, который, как мне казалось, ждал меня долгие 12 лет.
Утомленные длинным переездом, вышли с территории вокзала. Здесь я никогда не был и поэтому мог ориентироваться только по карте. Но яркое солнце не давало смотреть на экран телефона. Попробовали включить навигатор, и повёл он нас туда, не знаю куда. Мне казалась, что там, где нам стоит повернуть налево, он уводил направо и наоборот. А как же названия улиц, номера домов? А их здесь и нет, изредка стоят номера, но названия улиц я не заметил. Отмотав ножками с километр, остановили тук-тук. Цена на услугу высокая, но делать нечего, пришлось погрузиться и ехать. Долго ли, коротко ли продвигались на этом чудо-транспорте, но в итоге остановились у огромных ворот, которые тут же открылись, и нас встретил радушный хозяин. Пока оформляли документы, мы с наслаждением потребляли предложенные напитки. Поднявшись на третий этаж с огромной террасы, на которой стояли три обеденных стола, я увидел озеро, а за ним храм Зуба Будды. Тут вспомнилось, как 12 лет назад я направлял объектив фотокамеры из храма на озеро в этом направлении. "Вот как складываются обстоятельства,"- подумал про себя.
За время утомительного переезда мы проголодались и решили отправиться на поиски кафе или ресторана. Эта часть города располагалась вокруг огромного озера и была понятна. Несмотря на то, что в то посещение мы находились здесь всего три часа, ориентировался я неплохо. Мы обошли озеро слева по набережной и направились к центральному входу в храм, входов было несколько, этот был ближайшим. Теперь здесь было оборудовано место для досмотра. Женщины проходили слева и укладывали вещи на эскалатор, мужчины - справа, как на вокзалах в наших городах. Полицейский, осмотрев мой внешний вид, покачал головой, медленно сходил в подсобное помещение и принёс мне предмет, в который облачил мой торс. Делал он это всё с чувством и достоинством. Когда все лямочки были завязаны, были записаны имя и цели, нас пропустили на территорию.
Чувства нахлынули сразу, как только мы ступили на знакомую аллею: странное отсутствие времени, словно я шёл по ней не 12 лет назад, а вчера. Знакомые здания и сооружения, памятники справа и слева, флаги - всё было близко и ведомо. Забылся голод, мы решили сходить сначала в храм, а потом на ужин. Прошли всю территорию, а она значительная, посетили все залы, отдали дань уважения Будде и иным реликвиям и теперь отправились ужинать.
Ресторанчик порадовал тишиной и находился напротив медресе. Пока ждали блюд, я из окна любовался архитектурой здания медресе. За обедом или ужиом, не знаю, как точнее назвать этот приём пищи, стемнело. По местами освещённому и везде шумному городу отправились в отель. Нашли его быстро. На огромной веранде, о которой упоминал, пили чай с пирожными, которые купили по дороге, и смотрели на озеро, в котором отражались огни храма. Так закончился день, полный тягот и событий.
25.04.2024"
Это было подготовленное путешествие и несмотря на тяготы и волнения в пути оно себя оправдывало.
"Утром, по обычаю, взял в руки камеру и отправился на озеро. Ещё вчера приметил на нём бакланов - таких до сих пор не было в моем арсенале фотографа. Солнце ещё не встало, фотографировал всё подряд, но, как мне казалось, напрасно: на улице было темновато. Дошел до места обитания птиц, их тут было видимо-невидимо: бакланы, цапли, вороны, летучие мыши и прочие озёрные обитатели. Но все они сидели на деревьях, и я различал лишь их очертания. Прошёл дальше, до конца озера, навстречу и по ходу движения бежали местные бегуны различных комплекций и строений. Шёл медленно, ожидая восхода солнца, но и оно не дало хороших результатов съёмки. Приехав сюда, я не прихватил длиннофокусного объектива, так как не ожидал увидеть такого обилия птиц в городе. Теперь я сетовал на себя и ругал, что было мочи, свою недогадливость. Я делал кадр и понимал, что это - не то, и вот этот - не то: не было резкости, не хватало приближения. Понимая тщетность потуг, отправился в отель Завтрак у нас был хорошим, его дополнили своими запасами. Пока ели, любовались видами озера и размышляли над тем, что можем успеть посмотреть за оставшиеся до отъезда 3 часа. Решили просто погулять. Прогулка закончилась тем, что мы поняли, что не можем просто так уехать из этого города, и решили остаться ещё на один день.
Целый день - это вагон времени, мы отправились к Будде, возвышавшемуся на горе над городом. Естественно, пешком и по карте. Примерно через час после выхода из отеля мы забрались по крутому серпантину в гору, где была построена огромная статуя Будды. На мои открытые плечи легла косынка, в такие места нельзя заходить с непокрытыми плечами, с ног снята обувь, тоже правило, и мы поднялись по лестнице с обратной стороны до самой головы Будды. Местные жители прибывали в этот праздничный день в белых одеяниях, проходили вокруг дерева Бодхи, поливали его из ковшиков, а потом поднимались наверх то той же лестнице.
26.04.2024"
Спустя год я помню это два дня, проведенные в Канди. Будды в храме. Будда на горе, к которому я наконец- то добрался- эти картины стоят перед моими глазами. А еще отчетливо помню и об этом нет упоминания в моем рассказе. Пока я наблюдал за происходящим у дерева Бодхи, один из местных жителей, приметил это и с ковшиком направился ко мне. С улыбкой на лице он протянул мне его, жестом указал на краник в котором набирали воду и словно заставил сделать это. Но мне было так хорошо и не было принуждением выполнить это. Я под одобрительные взгляды мужчин и женщин и любопытствующие детские, набрал в желтый ковшик воду, встал в совсем небольшую очередь и отправился совершать ритуал. Проходя вокруг дерева люди останавливались, произносили слова, смысл которых я понимал, без знания языка, шли дальше и поднявшись на площадку у ствола дерева, выливали живительную влагу. Это же сделал и я, так же читал знакомую мантру и говорил о сокровенном. Моя душа трепетала от происходящего.
Мне было так грустно покидать этот город и я прощался с ним, обещая вернуться.
Свидетельство о публикации №225081200962