Культ японских социальных явлений

Когда человек западного менталитета, сталкиваясь по жизни с людьми восточной культуры, не в состоянии понять мотивацию поступков или убеждения восточного люда, он обычно произносит стандартную фразу: «Восток – дело тонкое». Однако это «тонкое дело Востока», очень часто перерастает в довольно толстые обстоятельства, от которых западникам становится, мягко говоря, не по себе. Вот, к примеру, далеко на Востоке, в добавок ко всему – на тихоокеанских островах, находится загадочная Япония. Казалось бы, эта удалённая страна должна жить исключительно своим изолированным от всего остального мира  укладом бытия, а западные народы, в заделе у которых мощнейший пласт культурного наследия древних европейских цивилизаций, должны воспринимать японскую культуру только на поверхностно-эстетическом уровне, поскольку проникнуть в её глубины им не позволит принципиальная несовместимость собственного культурного кода с японским. Но, как ни удивительно, жизнь все реалии расставляет совершенно непредсказуемым образом. В данном случае так выходит, что японский образ жизни существенным образом влияет на ощущения и специфику жизнедеятельности жителей Запада.

Многие социальные явления японского общества, которые возникают и развиваются  на основе уникальных традиций и обрядов местного населения и которые по всем существующим канонам должны быть чуждыми западному обществу с его непомерным рационализмом, логической прерогативой во всём и вся, а также с непоколебимой уверенностью в общемировом доминировании европеизированной идеологии жизни.  В действительности всё происходит по-другому: многочисленные социальные феномены, порождённые культурным своеобразием Японии, очень быстро становятся неотъемлемой частью общественной жизни европейцев. В качестве примеров таких феноменов можно упомянуть квадробику, которая самым категоричным образом покорила юных европейцев, или так называемый «культ бизнеса», то есть  одержимость работой, традиция преданности которой глубоко укоренилась в культуре Японии в соответствии с твердой трудовой этикой и стремлением к успеху в бизнесе.  Надо отметить, что такая сосредоточенность на работе и достижении успеха привела к явлению, известному как «кароши», или смерть от переутомления, что реально происходит, когда люди много работают,  испытывая высокий уровень стресса.

Особую же популярность у европейцев приобрело явление хикикомори –  добровольное многолетнее затворничество людей, стремящихся к максимальной социальной изоляции от общества. Хикикомори (или хикки),  по статистике средний возраст которых 31 год, проводят большую часть своего времени дома, избегая контактов с внешним миром и предотвращая ситуации, которые могут вызывать у них стресс и тревожность.

В настоящее время стал известен ещё один социальный феномен – дзёхацу (букв. «испарение»),  суть которого – бесследное исчезновение человека из жизни других людей по собственной воле, которого сподвигает на такое «испарение», как правило, чувство своего позора по тому или иному поводу, что может неблагоприятно отразиться на его семье.

Ну а самым печальным японским явлением, которое невероятно быстро распространяется в цивилизованных странах, стало так называемое «кодокадуши», в переводе – «одинокая смерть» или «смерть в одиночестве». Более трети таких одиноких смертей приходится на стариков старше 85 лет. Главная причина небывалого всплеска этого явления состоит в том, что всего за одно поколение изменилась система японской семьи. В Азии традиционно принято, что несколько поколений семьи живут в одном доме или рядом. То есть сын приводил в семейство невестку, которая присматривала за детьми и старшими, а старшие в благодарность помогали с детьми. Но с того времени, как вся приличная работа сконцентрировалась в городах, молодежь, достигнув совершеннолетия, перебирается в городскую среду обитания, оставляя родичей старшего поколения одних в их старых домах. В мегаполисах жилье очень  дорогое, в связи с чем жить вместе со стариками в городе весьма затратно. Сами старики откровенно признаются, что они однозначно осознают факт того, что им предстоит умирать в  одиночестве, и более того – никто из родственников не посетит их могилу и не закажет прощание.

Так постепенно, некоторые японские традиции, модифицируясь, становятся традициями других народов, у которых под влиянием технологий социальных сетей и виртуальной реальности оказались напрочь утраченными естественные человеческие отношения и семейные узы, заместившись альтернативными формами общения и развлечений, в результате чего в социокультурной среде этих народов возникла новая социальная динамика без каких-либо традиций, обычаев и обрядов.


23.12.2024



Сергей БОРОДИН


Рецензии