Яковлев Александр Сергеевич. Авиаконструктор

          Александр Сергеевич Яковлев. Отец советских "ястребков".

     1 апреля 2016 года исполнилось 110 лет со дна рождения Александра Сергеевича Яковлева - легендарного советского авиаконструктора, генерал-полковника авиации, создателя целого семейства самолётов "Як", основателя конкурентоспособной и эффективной конструкторской школы. С 1934 года ОКБ, которое позднее назовут именем конструктора, непрерывно занималось обеспечением крупносерийного производства и эксплуатации самолётов. Всего построено более 70 тысяч самолётов "Як" всех типов, в том числе более 40 тысяч боевых самолётов в годы Великой Отечественной войны. В самые сложные для страны годы две трети всего парка истребителей составили именно самолёты Александра Сергеевича Яковлева. Не случайно за годы войны за советскими самолётами-истребителями закрепилось обиходное ласковое название "ястребок".

     Будущий авиаконструктор родился 1 апреля 1906 года в Москве. Его отцом был Сергей Васильевич Яковлев, бухгалтер по специальности, служивший начальником транспортного отдела в нефтяной фирме "Товарищество братьев Нобель". Мать, Нина Владимировна Яковлева, была домохозяйкой. В семье были трое детей: сыновья Александр и Владимир (1909г.) и дочь Елена (1907г.). Родители Александра Сергеевича имели звание "потомственных почётных граждан", которое в те годы даровалось по императорскому указу представителям духовенства и мещанства.

     В 1914 году Александр Яковлев, успешно сдав вступительные экзамены по русскому языку, арифметике и закону Божьему, поступил в приготовительный класс частной мужской гимназии Страхова на Спасской улице. В те годы эта гимназия считалась одной из лучших в Москве, её отличали хорошее оборудование кабинетов и прекрасные преподаватели. После Октябрьской революции гимназию объединили с женской школой, она стала государственной, получив новое название "Единая трудовая школа 2-й ступени № 50" Сокольнического района столицы. Учился будущий знаменитый конструктор с большой охотой. При этом любимыми предметами были  история, литература и география, по этим предметам он всегда имел отличные оценки, а по физике, математике и химии, подходящие к его будущей специальности,, он получал в основном четвёрки. Любил Александр Яковлев и рисование, достаточно важное для конструктора. В этом предмете, поощряемый преподавателями и матерью, он сумел достичь больших успехов.

     Во время обучения Александр Яковлев был довольно активным учеником, принимая участие в общественной школьной жизни, был старостой класса, председателем ученического комитета, редактором школьного литературно-исторического журнала. Довольно много читал, конечно, о разного рода технике, к ней он проявлял особый интерес. В школьные годы даже пытался построить вечный двигатель, посещал занятия в радиокружке, где собственноручно собрал радиоприёмник. Освоил он и столярное дело, с увлечением создавал модели паровозов, станций, мостов, железнодорожных вагонов. Сказывалось влияние дяди-путейца, в тот момент Александр хотел пойти по его стопам, став инженером железнодорожником.

     Событие, навсегда изменившее его жизнь, произошло в 1921 году, когда по схеме и описанию из книги собрал летающую модель планера с размахом крыла в два метра. Он успешно испытал  построенный планер в школьном зале. С этого момента начинается его авиационная карьера и бесконечная любовь к авиации, в итоге сделавшая его одним из самых выдающихся авиаконструкторов 20-го века. Добиться всемирного признания он смог благодаря  огромному желанию создавать новые самолёты, его он сумел пронести через всю жизнь. Позднее он сам рассказал об этом чувстве: "Когда я построил планер, мною одолело неодолимое желание сконструировать самолёт. Позднее захотелось сделать ещё один, но лучше, потом третий...Строить новый самолёт и думать: "Только бы он полетел, больше ничего мне в жизни не надо!", но когда машина рождается и начинает летать возникает новое желание - создать другой самолёт, который был бы ещё лучше, летел быстрее".

     Это своё желание создавать и создавать новые самолёты Яковлев сохранил на всю жизнь, умея при этом увлечь за собой и коллектив, превратив людей в группу единомышленников. Уже в 1921 году он нашёл в школе и других энтузиастов воздухоплавания, а в 1922 году организовал авиамодельный кружок, своё первое "конструкторское бюро".

     Уже в 1924 году Александр Яковлев создал свой первый летательный аппарат - планер под названием АВФ-10 сумевший получить премию как один из лучших советских планеров на всесоюзных соревнованиях, проводимых в Коктебеле. Свой первый полёт данный планер совершил 15 сентября 1924 года. С этого момента Яковлев занимается только авиацией. В 1924 году он добровольно отправляется служить в Красную армию, проходя службу в Военно-воздушной Академии им. Н.Е.Жуковского (ВВА). Здесь он был и простым рабочим, и мотористом лётного отряда академии. в 1927 году он спроектировал свой первый самолёт - АИР-1, день первого полёта АИР-1 - 12 мая 1927 года считается днём рождения ОКБ Яковлева. В июле того же года на самолёте АИР-1 установлены первые мировые рекорды Советского Союза по дальности (1420 км)и продолжительности (15 часов 30 минут) полёта. За эти достижения Александр Яковлев зачислен слушателем Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского. Учёбу в Академии он продолжал до 1931 года, попутно продолжая создавать лёгкие самолёты.

     Окончив учёбу в Академии в 1931 году Яковлев некоторое время трудился инженером на серийном заводе, однако уже в 1932 году построил самолёт АИР-6, снова привлёкший к себе внимание специалистов. Самолёт представлял собой подносный моноплан-парасоль смешанной конструкции, отличавшейся закрытой и достаточно удобной кабиной пилота. Особенностью АИР-6, как и многих самолётов Александра Яковлева, являлась высокая массовая отдача, а значит и большая дальность полёта. Уже в 1933 году на самолёте АИР-6, оснащённом поплавками для посадки на воду, удалось превысить официальный международный рекорд дальности для гидросамолётов. А в 1934 году несколько самолётов АИР-6 смогли совершить групповой перелёт по маршруту Москва-Иркутск-Москва, что на тот момент времени являлось большим достижением.

     Продолжая трудиться над проектированием спортивных самолётов, Александр Яковлев создал двухместный спортивный самолёт АИР-7. Самолёт обладал тонким крылом и подносной монопланной схемой. В конце лета 1932 года на этой машине на высоте полёта 1000 м удалось достичь максимальной скорости 332 км/ч. Для сравнения стоящий на вооружении истребитель И-5, построенный по бипланной схеме, развивает максимальную скорость 286 км/ч. Постройка АИР-7 сделала очевидным тот факт, что монопланная схема,дающая превосходство в скорости полёта более целесообразна и лучше  подходит для боевых самолётов. А в 1935 году молодой конструкторский коллектив, возглавляемый Яковлевым спроектировал и построил учебно-тренировочный свободнонесущий моноплан УТ-1. Это одноместный самолёт со штатным двигателем воздушного охлаждения, развивавшим мощность 100 л.с. В случае установки на самолёт форсированного двигателя, развивавшего мощность 150 л.с. его максимальная скорость возрастала до 252 км/ч.

     Благодаря бесценному опыту, накопленному в процессе проектирования и постройки учебно-тренировочных самолётов, КБ, руководимый Яковлевым, смогло перейти к разработке самолётов-истребителей. Первой такой боевой машиной стал И-26, значительно отличавшийся от созданный в других КБ страны самолётов данного класса. Он обладал деревянным крылом, дюралюминиевым оперением и сварным (из труб) каркасом фюзеляжа. Для лучшего обтекания непосредственно поверх трубчатого каркаса фюзеляжа установлены гаргроты с обшивкой. Как и все летательные аппараты Александра Яковлева, самолёт И-26 отличался малой массой и продуманностью, можно сказать элегантностью конструктивных форм, что стало его визитной карточкой. на истребителе установили двигатель водяного охлаждения конструкции В.Я.Климова, обладавший небольшой массой и малыми габаритами. В форсированном режиме двигатель развивал мощность 1240 л.с. - очень достойный показатель для тех лет. В серийное производство данный боевой самолёт пошёл под обозначением ЯК-1. На высоте 3400 мИ-6 развивал максимальную скорость полёта 600 км/ч, его вооружение состояло из 20-мм пушки и двух 7,62-мм пулемётов. Создание самолёта Як-1 стало большим достижением для всего отечественного самолётостроения.

     Несколько раньше, ещё в 1939 году, КБ под руководством Яковлева спроектирован и построен скоростной бомбардировщик Як-2, а затем и Як-4. Последняя модификация с двумя двигателями водяного охлаждения развивала скорость до 567 км/ч., что было максимальным значением для военных самолётов, выпущенных в СССР на тот момент времени. Двухмоторных бомбардировщиков Як-2 и Як-4 построено чуть больше 200. Они успели принять участие в первых боях Великой Отечественной войны, но большая их часть оказалась потеряна уже в первую неделю боевых действий.

     Уже в годы войны в ОКБ Яковлева проведён большой объём работ по улучшению аэродинамики самолёта Як-1 и рациональному конструированию, что позволило спроектировать истребитель, обладавший полётной массой 2650 кг и высокими манёвренными и скоростными характеристиками. Этим самолётом стал не менее легендарный Як-3. Дальность полёта данного истребителя составила 900 км. С форсированным двигателем В.Я.Климова ВК 105ПФ истребитель мог развить скорость  660 км/ч, а с ещё более мощным двигателем ВК 107 - до 720 км/ч. По завершении испытаний с двигателем ВК 107 составлено заключение, в нём отмечалось, что по лётно-техническим данным в диапазоне высот от земли до практического потолка полёта самолёт является лучшим из построенных советских и иностранных истребителей. В боевые части машина начала поступать с 1943 года. Это был самый  маневренный и лёгкий истребитель Второй мировой войны. Именно на самолётах Як-3 летали французские лётчики-добровольцы из знаменитого полка "Нормандия-Неман".

     Также уже в годы войны для обеспечения надёжного прикрытия бомбардировочной авиации КБ Яковлева спроектировало истребитель сопровождения, обладавший более тяжёлым вооружением и большей дальностью полёта, чем обыкновенные истребители Як-1 и Як-3. Этим самолётом стал Як-9,он вооружался 37-мм пушкой и двумя крупнокалиберными 12,7-мм пулемётами. Дальность полёта истребителя достигала 100 км. В годы Великой Отечественной войны истребители Як-9 использовались и для атак по наземным целям. К примеру, машины Як-9Д вооружены пушками калибра 45-мм. А появление в составе ВВС самолётов Як-9Д и Як-9ДД, обладавшим дальностью полёта 1400 и 2200 км соответственно, позволило обеспечить поддержку советских войск в наступлении,, что особенно важно на заключительном этапе войны. Всего за годы войны построено более 40 тысяч истребителей Як разных моделей. Для сравнения не менее популярных истребителей Лавочкина создано чуть более 22 тысяч. Тысячи советских лётчиков  воевали на истребителях Як, одерживая в воздухе победы над немецкими асами на"мессершмиттах" и "фоккевульфах", в чём немалая личная заслуга Александра Сергеевича Яковлева.

     До июля 1946 года Александр Яковлев, руководя своим КБ, одновременно трудился и заместителем наркома авиационной промышленности по опытному самолётостроению и науке, с марта того же года - заместитель министра авиационной промышленности по общим вопросам. В июле 1946 года в связи с большой нагрузкой и занятостью в КБ он оставил эту должность по собственному желанию. С 1935 по 1956 год - он главный конструктор КБ, а с 1956 года и до выхода на пенсию в 1984 году занимал пост генерального конструктора.

     После завершения Второй мировой войны в авиации произошло перевооружение на реактивную технику. Первым реактивным истребителем, поступившим на вооружение в СССР стал истребитель Як-15. За ним в ОКБ Яковлева спроектировали Як-17УТИ, Як-23, Як-25 - первый в СССР всепогодный перехватчик, высотный Як-25РВ, и первый советский сверхзвуковой разведчик Як-27Д, за ним последовало семейство сверхзвуковых самолётов Як-28, включавшее и первый в СССР сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик. Расширялась и сфера деятельности ОКБ, так на вооружение Советской армии поступили десантные аппараты - планер Як-14 и вертолёт Як-24, он в 1952-1956 годах удерживал звание самого грузоподъёмного в мире.

     Но Яковлев и его КБ прославилось не только военной техникой, здесь создавались и самолёты гражданского назначения. К примеру, здесь дали жизнь целому поколению легкомоторных самолётов: многоцелевому Як-12, учебно-тренировочным Як-30 и Як-32. С 1960 года выступая на самолётах Як-18П, Як-18ПМ, Як-19ПС и Як-50, советские лётчики не раз становились на пьедестал почёта на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу. Отдельно можно упомянуть и пассажирский самолёт Як-40, он начал перевозить пассажиров в 1968 году. На тот момент времени это был единственный самолёт в СССР, сертифицированный по западным нормам лётной годности, и приобретался в ФРГ, Италией и другими государствами. Позднее в ОКБ создадут и 120-ти местный пассажирский самолёт Як-42, отличавшийся высокой экономичностью, данный самолёт до сих пор используется российскими авиалиниями.

     Отдельно можно упомянуть и о самолётах вертикального взлёта и посадки (СВВП). В 1967 году во время парада в Домодедово показан первый советский СВВП - Як-36. С 1976 года на вооружение крейсеров класса "Киев" начали поступать боевые самолёты вертикального и короткого взлёта и посадки - Як-38, ставшие первыми в мире палубными самолётами данного типа.
 
     Александр Сергеевич Яковлев - обладатель премий и наград: шести Сталинских премий (1941, 1942, 1943, 1946, 1947 и 1948), Государственной премии СССР (1977), Ленинской премии (1971). Являлся дважды Героем Социалистического Труда, награждён 10 орденами В.И.Ленина, двумя орденами Октябрьской Революции, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Суворова 1-й и 2-й степени, орденами Красной Звезды и Трудового Красного Знамени. Есть у него и иностранные награды, в частности французский официальный крест ордена Почётного легиона и военный крест, а также Авиационная золотая медаль от FAI (Международной авиационной федерации).

     21 августа 1984 года в возрасте 78 лет Александр Сергеевич Яковлев вышел на пенсию. Проживал в Москве, где и скончался 22 августа 1989 года в возрасте 83 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище столицы. Всего под непосредственным руководством этого выдающегося авиаконструктора создано более 200 типов самолётов, из них более ста пошли в серийное производство. В разное время на созданных его КБ самолётах установлено 86 различных мировых рекордов.

          Источник:topwar.ru  01.04.2016.   Автор Юферев Сергей.


Рецензии