Традиционные техники медитации в даосизме
Кроме этого существует иной метод — медитация осознанности, известная как гуань. Хотя эта практика известна даосским традициям испокон веков, её систематическое изложение появилось значительно позже, преимущественно в эпоху Тан (618—907 годы). Наиболее известными источниками являются анонимный трактат «Внутреннее созерцание» (Нэй гуань) и труды выдающихся мастеров той эпохи — Сыма Чэн-чжэня (647—735 гг.) и У Юня (умер около 778 г.).
Сыма Чэн-чжэнь был одним из наиболее значимых наставников даосизма периода Танской империи, главой авторитетнейшей школы Маошань (или Шанцин). Благодаря своему высокому положению и происхождению (он являлся потомком императора династии Цзинь), он активно влиял на государственную религиозную политику, поддерживая императорский двор, стремившийся подчеркнуть свою связь с основоположником даосизма Лао-цзы (также известным как Ли Эр).
Основной труд мастера — трактаты «Небесная сила» (Тяньинь-цзы) и знаменитое сочинение «Об искусстве погруженного пребывания» (Цзо Ван Лунь).
Медитация Гуань и её символика
Иероглиф «гуань» («созерцать»), согласно самому раннему этимологическому словарю Китая — «Шо вэнь цзе цзы» (автор Сюй Шэнь, I век н. э.), обозначает процесс тщательного анализа, пристального рассмотрения и глубокого изучения. Этимологически слово составлено из изображений птицы цапли, внимательно наблюдающей за добычей, и глаза человека над двумя вертикальными линиями, символизирующими ноги наблюдателя. Его толкования подчеркивают характер созерцательности как глубокого созерцания и аналитичности, подобный практике буддийского терминологического эквивалента «випашьяны».
Цель даосской медитации осознанности заключается в освобождении от узких рамок обычного сознания, понимании иллюзорности индивидуальной личности и осмыслении глубинной сущности жизни и смерти. Этот путь ведет к открытию новых уровней существования, освобождая сознание от ограничений индивидуального восприятия и раскрывая единство практикующего с самим Дао, позволяя в идеале обрести бессмертие.
Важнейшим аспектом является понимание скоротечности жизни физического тела. Например, основанное на известной цитате из философского трактата «Чжуан-цзы»: человеческое существование — это лишь временное скопление жизненных энергий, называемых ци, формирующих материальную оболочку, которая неизбежно возвращается обратно в изначальные стихии Вселенной. Таким образом, физическое тело воспринимается как нечто временное, принадлежащее земному, и возвращение его в состояние пыли и праха — как естественному закону мироздания.
Следующим этапом становится глубокое осознание отсутствия фиксированного личного «я», соответствующего традиционной концепции постоянства души. Практикующий осознаёт, что нет никакой постоянной духовной основы, управляющей жизнью организма, и даже сознание постоянно изменяется, отражая переменчивость энергетических потоков.
Завершающий этап посвящён трансформации личной эмпирической идентичности, именуемой шэнь («тело», «телесность»,«самость», «личность»). Согласно 13 стиху (чжану) классического труда «Дао Дэ Цзин», наличие эгоистической привязанности к телу и собственной персоне порождает страдания и несчастье. Если же освободиться от подобного ощущения принадлежности, исчезает сама возможность появления трудностей и тревог.
Таким образом, медитативная практика осознанности позволяет раскрыть внутреннюю пустоту, освободить сознание от иллюзий личностной обособленности и обрести единство с универсальной энергией ци, единое дыхание которой составляет Дао, приближаясь к состоянию абсолютного покоя и вечного просветления.
Простейшим видом внутреннего мистического странствия в даосизме является визуализация мировой географии. Последователь должен поэтапно создавать яркие мысленные картины природных ландшафтов и объектов, описанных в классических даосских источниках: величественных горных хребтов, извилистых рек, экзотических растений и животных, племен и народов, живущих вдали от цивилизации, а также мест обитания бессмертных мудрецов.
Сначала визуализируются близкие географические точки, постепенно продвигаясь к дальним краям земли. По достижении высокой степени ясности концентрации и образов даос выбирает одно из направлений света. После выбора стороны света перед ним предстает фигура божества, охраняющего соответствующую гору, связанную с выбранным направлением. Появление божества сопровождается звуками барабана. Затем бог вручает даосу напиток, наделенный качествами элемента выбранного направления света.
По завершении основного этапа визуализации вокруг даоса собираются духи и представители областей, которые он посетил в своем внутреннем путешествии, выражая почтение ему как верховному правителю этих земель.
Данная медитация символизирует собой древние церемонии имперского правления, когда император совершал церемониальные объезды страны, вознося жертвы на вершинах пяти великих гор Китая. Однако в данном случае тот, кто совершает внутреннее паломничество, выступает не просто символом власти, а центром вселенной, чьё тело отражает устройство макрокосмоса и одновременно служит иконой идеального государства.
Помимо земной топографии, особое значение в даосской религиозной культуре имеют астрономические объекты — звезды и планеты. Особое внимание уделяется созвездию Большой Медведицы, известному в Китае как Северный ковш (Бэйдоу) — дом множества богов и бессмертных. Для достижения высших ступеней духовного роста практикующие отправляются туда в своих медитациях.
Это созвездие традиционно включает девять звёзд: четыре образуют чашу, три — ручку ковша, а ещё две считаются тайными, скрытыми звёздами — Фусин («звезда сопровождения») и Бисин («звезда помощи»). Их присутствие считается признаком особой святости и чистоты ученика, способного видеть и воспринимать эти мистические звёзды своим внутренним зрением.
Эти внутренние путешествия служат мощным инструментом для расширения сознания, интеграции тела и духа, а также приобретения мудрости и духовной гармонии, открывающих доступ к бессмертию и просветлению.
Свидетельство о публикации №225081301156