Глава 5. Иисус Навин-воин во имя Господа
Глава 5. Иисус Навин-воин во имя Господа
Иногда история возносит в герои личности, не совсем этому соответствующие.
Но нередко происходит и обратное: личности выдающиеся, сыгравшие первостепенную роль в судьбах того или иного народа, оказываются «задвинутыми» за спины своих более удачливых современников, убранными с авансцены истории.
Так произошло с первым иудейским царём Саулом, так история поступила с Зоровавелем, многими др. Одним из таких выдающихся древних героев был Иисус Навин ( Иегошуя бен Нун),- человек, который ввёл иудеев в Ханаан, выполняя Завет Моисея, а ещё ранее – патриарха Авраама , разместил их там, положив начало превращению «земли Ханаанской» в «Землю Обетованную».
В то же время, если бы кто-то решил сократить Ветхий Завет, подавляющее большинство голосов было бы подано за исключение книги Иисуса Навина.Самое большое число цитат от критиков Ветхого Завета,обвиняющих его в жестокости, вырвано именно из этой книги;самое большое число обвинений по якобы искаженным редакторами текстов Библии относятся к этой книге.
Книга Иисуса Навина- первая после Пятикнижия , вошедшая в общий свод еврейских святых книг — Танах. Она посвящена периоду после смерти Моисея и до смерти самого Навина .
Мы впервые встречаемся с Иисусом Навином на страницах второй книги Танаха – Исход: « И пришли амаликитяне и воевали с Израильтянами .. Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей, и пойди, сразись с амаликитянами;... И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память амаликитян из поднебесной» (Исход. 17: 8 –14).
Бог по завершении битвы рекомендует «внушить» не кому-нибудь, а именно Иисусу своё решение относительно амаликитян. Очевидно, что Иисус и до битвы с амаликитянами был известен и Моисею, и Богу.
Иосиф Флавий во Второй главе третьей книги «Иудейских древностей» пишет: «Моисей выделил из всей массы народной все военные силы и поставил начальником над ними Иисуса, сына Навина, из колена Ефремова, человека весьма храброго, способного переносить всякие тягости, крайне рассудительного и красноречивого, который отличался глубоким благочестием, так как в этом деле наставником его был сам Моисей, и потому пользовался большим уважением среди евреев».
Иисус Навин был одним из тех двух мужественных и преданных Моисею людей, которым одним только из всего народа, выведенного из Египта, дано было право увидеть землю Обетованную. При выходе из Египта Иисусу Навину было около 45 лет, и таким образом, ко времени вступления в Ханаан он достиг 85-летнего возраста. Но, подобно своему великому предшественнику, Иисус Навин и в этом возрасте был еще полон силы и неустрашимого мужества.
Это он, Иисус,оставался верным своему учителю даже тогда, когда многие (в том числе, и брат Моисея Аарон), поверив в гибель Моисея, готовы были вернуться к старым богам и изготовили «золотого тельца»; это он встречал Моисея, когда тот первый раз со скрижалями в руках спустился с горы Хорив; это он стоял на часах у «скинии собрания», когда Моисей отлучался из неё... Иисус был в числе тех двенадцати разведчиков, «главных» в своих коленах, которые по совету Бога, были отправлены Моисеем, чтобы «они высмотрели землю Ханаанскую».Только двое- Иисус и Халев из шестисот тысяч путешествовавших были спасены, чтобы ввести народ в наследие, в землю, текущую молоком и медом…»
„Будь тверд и очень мужественен“
Как ближайший сподвижник Моисея, он был знаком со всем, относящимся к управлению народом, и потому не нуждался в подробных наставлениях. Для него достаточно было одного божественного слова: «будь тверд и мужествен», чтобы всецело посвятить себя исполнению возложенной на него задачи – завоевания земли обетованной.
Иисус идёт за своим учителем, за своим вождём, пророком Моисеем, ни разу не ставя под сомнение ни саму цель, ни выбранный путь, ни разу не сбиваясь с этого пути, каким бы тяжёлым он ни был.
Моисей, пророк и законодатель еврейского народа, достигнув глубокой старости – 120 лет, призвал к себе незадолго до смерти своей Иисуса Навина в присутствии всех израильтян сказал этому избранному им в преемники своей власти: « будь тверд и мужествен, ибо ты войдешь с народом сим в землю, которую Господь клялся отцам его дать ему, – и ты разделишь ее на уделы ему; Господь Сам пойдет перед тобой не отступит от тебя и не оставит тебя; не бойся и не ужасайся».
По смерти Моисея Сам Господь сказал Иисусу Навину, служителю Моисееву:
«Моисей, раб Мой, умер; итак, встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как я сказал Моисею. ... Никто не устоит перед тобой во все дни жизни твоей; и как я был с Моисеем, так буду и с тобой; не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Вот, Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся, ибо с тобой Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь… Будь тверд и очень мужественен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, чтобы в точности исполнить все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно"(Нав 1:6-8).
Господь призывал Иисуса Навина быть мужественным, а не уничтожать всё живое, хотя сегодня чаще всего вспоминают последнее.
Речь Господа к Иисусу Навину завершается так:
«Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь.» (Нав 1, 9). «Не страшись и не ужасайся» : внешний признак испуга — желание бежать, скрываться; второй — внутренний признак: некий «надлом» в душе. Не допуская внешней (инстинктивной) реакции на устрашающее явление, Иисус одновременно должен оставаться
«не сломленным» внутренне и при этом не только помнить, но и ощущать, что с ним — Господь — «везде» .
История Иисуса Навина как продолжение истории патриархов
Центральная идея книги Иисуса Навина заключается в том, что земля Ханаана была завоевана израильтянами благодаря обетованию Господа патриархам и Его особенной помощи Иисусу Навину. Все остальные темы и сюжетные линии являются производными от нее.
В определенном смысле история Иисуса Навина есть прямое продолжение истории Авраама, Исаака и Иакова.
Вступление в Ханаан и его завоевание рассматриваются в Библии как исполнение обетований, данных праотцам и патриархам евр. народа(Быт 12. 7; 17. 8; 26. 3; 35. 12). Всевышний оказался верен Своим обещаниям, Своему завету с Авраамом и его потомками.Как собственность Господа, эта земля Ханаана священна, идолопоклонство является осквернением ее. Земля, на которой поселяется израильский народ, становится местом особого присутствия Господа, местом пребывания Его святилища,
Владение этой землей ставится в зависимость от верности Израиля Господу, от повиновения закону, данному на Синае: «Если вы преступите завет Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и пойдете и будете служить другим богам и поклоняться им, то возгорится на вас гнев Господень, и скоро сгибнете с этой доброй земли, которую дал вам [Господь]» (Нав 23. 16). Чтобы в дальнейшем жить в безопасности на земле Господа, Израиль должен свято хранить завет с Ним, заключенный на Синае. Верность завету - единственное и необходимое условие вечного обладания землей, обещанной праотцам. Обеспечение хранения и исполнения закона - главная задача Иисуса Навина как преемника Моисея.
Итак, обещанное патриархам Бог исполняет рукой Иисуса: потомки возвращаются в страну отцов и действуют в тех самых местах и среди тех же народов, где проходила жизнь родоначальников Израиля. Но если патриархам приходилось довольствоваться в Святой земле ролью «пришельцев и поселенцев» (Быт. 23, 3–4), то их дети входят в нее теперь как полноправные наследники…
Говоря о Законе, Творец напоминает:
«Не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих» (Иис. Н. 1, 7). Подобное наставление Моисей уже обращал к народу:«Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево. (Втор. 5, 32)
Народ привык к руководству Божьему, осуществлявшемуся через Моисея, и ожидал того же от Иисуса, и поэтому новый вождь обладал беспрекословной властью. Прежняя непокорность народа Богу сменилась готовностью исполнять во всем Его волю: «Всё, что ни повелишь нам, сделаем, и куда ни пошлешь нас, пойдем; Как слушали мы Моисея, так будем слушать и тебя: только Господь, Бог твой, да будет с тобою, как Он был с Моисеем… (Иис. Н. 1, 16–17)
Завоевание Ханаана-земли Обетованной
Описание завоевания земли Обетованной как дара Господа и примера Его божественной милости, Его готовности прийти на помощь и избавить от врагов и предостережениях о неизбежном наказании народа при нарушении Завета является главным мотивом книги Навина.
Хотя Ханаан в эпоху Иисуса Навина представлял собой конгломерат разобщенных городов-государств, жители его могли противостоять плохо вооруженным пришельцам из пустыни. Вступление в землю Обетованную требовало не только веры в слово Божие, которое обещало отдать Ханаан потомкам Авраама: израильтяне не должны были пассивно принимать дар Божий, нужно было приложить усилия, чтобы воспользоваться этим даром.
Книга Навина . содержит мало информации о военной тактике израильтян, ведь за Израиль сражается сам Бог .Он намечает победную стратегию, поддерживая Свое войско с помощью чудесных событий. Победа приходит лишь тогда, когда народ следует божественным указаниям, «ибо Господь, Бог ваш, Сам сражался за вас» (Нав 23. 3). В повествовании книга Иисуса Навина Бог открывает Себя как Творец и Владыка Своего творения, которое находится под Его управлением. Бог совершает великие чудеса: переход через Иордан, разрушение стен Иерихона, избиение врагов...
Проходят дни, недели, месяца, годы... И непрерывные бои — с амаликитянами, моавитянами, мадианитянами, аморреями, аммонитянами... Люди нового поколения, рожденные в свободе, не знавшие рабства,- молоды, сильны, отважны, но они не знают цены этой свободе! Их вождь сочетает качества мудреца, пророка, полководца . Он верный ученик и последователь своего великого учителя, его наследник.
Вера в Бога, доверие к Богу, проявляемое к Нему вновь и вновь, — главное условие успешного продвижения. Только верой, проявляющейся в мыслях, словах и делах, достигается победа. Образец этих побед — чудесное покорение неприступного города Иерихона.
Ворвавшись в Иерихон, евреи стали избивать всех, и не было пощады никому, погибли все, не исключая женщин и детей. Весь город наполнился трупами, и никто из жителей не избежал смерти. Затем они зажгли город и окрестные селения...
Некий Ахар нашел царскую мантию, сотканную из золота, вырыл в своем шатре глубокую яму и зарыл в ней находку, думая, что таким образом ему удастся скрыть это. Перейдя через Иордан, евреи считали себя уже совершенно освобожденными как от египтян, так и от всех бедствий, постигших их в пустыне. Спустя несколько дней Иисус послал три тысячи воинов для занятия города Аннана, лежавшего выше Иерихона. Однако в стычке с населением Аннана евреи были обращены в бегство. Они горевали и плакали от постигшего их несчастия. Иисус в отчаянии обратился за поддержкой к Господу : «Мы были побуждены к подчинению себе этой страны с оружием в руках не собственною решимостью или бесстрашием, но нас склонил к тому раб Твой Моисей, которому Ты путем многих чудесных явлений возвестил, что дашь нам возможность овладеть этою страною и даруешь победу войску нашему над неприятелями. Но теперь, когда мы совершенно неожиданно потерпели поражение , приходится сомневаться, исполнишь ли Ты свое обещание и оправдаешь ли предсказания Моисея. Поэтому мы сильно удручены и плоха у нас надежда на будущее»
Тогда Бог повелел , чтобы Иисус очистил войско от совершенного среди него преступления -кражи вещи, которая должна быть посвящена Ему, Ввиду именно этого случая они и потерпели теперь поражение; когда же виновный будет разыскан и наказан, евреи снова будут побеждать врагов своих. Так и произошло ...
Множество предстоящих евреям боев проходили по одному принципу.
«Иисус … никого не оставил, кто бы уцелел и избежал; ..и воевал против Ливны; и предал Господь и ее в руки Израиля, и взяли ее и царя ее, и истребил ее" ( Нав 10:28–30).
"При этом пали и все цари хананейские; а когда уже больше не было людей для резни, то Иисус стал убивать лошадей и жечь колесницы. Затем он победоносно прошел по всей стране, где теперь уже никто не решался оказывать ему сопротивление, осаждал и брал города и избивал все, что ему попадалось на пути".
В Библии подчеркивается, что Иисус Навин всегда действовал в полном соответствии с Божьей волей: «А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души» (Втор;20:16).
Бог внушал Иисусу свои повеления, - и он беспрекословно выполнял их:
«И побили все дышащее, что было в нем, мечом, предав заклятию: не
осталось ни одной души; а Асор сожег он огнем" (Иис. Н. 11, 11).
Читая эти шокирующие строки, воспевающие победы Навина в поголовном истреблении коренных жителей Ханаана, нельзя забывать о том , что все описанные в Библии дикости и жестокости не просто преувеличены, но в основном сочинены для потомков как сказания об их "героическом" прошлом ( См. далее 2 часть, глава…. "Жестокости израильтян при завоевании Ханаана сильно преувеличены ") .
То же можно сказать о повелении,грозно звучащем в книге «Второзаконие»:
:«Истребите все места, где народы, которыми вы овладеете, служили богам своим…
И разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и сожгите огнем рощи их, и разбейте истуканы богов их» (Втор. 12, 2–3).
В связи с предписанием ,некоторые ханаанские города , которые особенно «прославились» массовыми человеческими жертвоприношениями, с их капищами сжигались , но затем - вновь отстраивались . Места идолослужения уничтожались, наиболее упорные и воинственные его приверженцы изгонялись. Но Иисус Навин так же преданно следовал и заповедям о принятии пришельцев, о любви к ним, о предоставлении им равных прав с израильтянами...
Др. тема книги - обновление завета - встречается в книге Навина ( 8:30-35 ) и в заключительных главах: в наставлениях Иисуса и ответных заверениях израильского народа отвергнуть идолов и служить Господу (Нав.23. 1 - 24. 28). Только благодаря вере в Господа и служению Ему гарантируется божественная защита, жизнь и процветание в Обетованной земле.
Незадолго до смерти своей, сознав, что «отходит в путь всей земли», Иисус Навин, призвав всех евреев, напомнил им о всех благодеяниях, полученных ими от Бога, убеждал их служить истинному Богу, «как они делали это до сего дня». «Если же оставите Господа и будете служить чужим богам, то Он наведет на вас зло и истребит вас после того, как благотворил вам», – пророчески предрекал он народу.
Итак, введя еврейский народ в Землю Обетованную, после окончания войны Иисус Навин разделил ее между коленами израильскими по жребию и после двадцатипятилетнего управления Израилем мирно скончался в возрасте 110 лет, около 1400 г. до н.э., заповедав хранить закон Моисеев(Нав.24:30-31)
Он оставил после себя книгу из 24-х глав, в которой говорится о завоевании им земли Ханаанской.
Как воевали во времена Иисуса Навина
В описываемое в книге Иисуса Навина время истребление побежденного врага было нормой, а не исключением. Вот, например, как представляет свои славные подвиги ассирийский царь Ашшурназирпал II(884-853 г до н.э):"Множеством моих войск город я осадил и покорил, шестьсот бойцов сразил оружием, три тысячи пленных сжег в огне, не оставив ни одного из них в заложники. Их тела я сложил башнями, их юношей и девушек сжег на кострах. Их начальника поселения я ободрал, кожей его одел стену города. Другое поселение в окрестностях я покорил, пятьдесят их воинов сразил оружием, двести пленных сжег в огне…». Рельефы и рисунки практически всех древних народов показывают нам царей, которые заносят орудие убийства над поверженными врагами: связанными, безоружными, обнаженными. В таком убийстве победители видели проявление своего величия и могущества.
В Книге Судей (Суд 1:4-7)описана смерть хананейского царя Адони-Везека. Разбитый, он бежал от войск израильтян (после смерти Иисуса Навина). Многие из хананеев и ферезеев во время этого сражения погибли; сам же Адони-Везек был схвачен, и ему «отсекли большие пальцы на руках его и на ногах его». И тогда сказал Адони-Везек перед свей смертью: «семьдесят царей с отсеченными на руках и на ногах их большими пальцами собирали [крохи] под столом моим; как делал я, так и мне воздал Бог. »(Суд 1:4-7) Таким образом, царь принял жестокую казнь как должное воздаяние за подобную же бесчеловечную жестокость, сделанную некогда им самим.
( См также: гл.1 «….. )
Кровавые культы Ханаана и миссия народа Израиля
Об основах ханаанейской религиозной идеологии свидетельствует Библия:
«Берегись, чтобы ты не попал в сеть, последуя им … и не искал богов их……Ибо все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим: они и сыновей своих и дочерей своих сжигают на огне богам своим»(Втор. 12, 30–31).
Человеческие (особенно детские) жертвы были обыкновенны в культе ханаанеев, что подтверждается словами Книги Левит: «Из детей твоих не отдавай на служение Молоху и не бесчестие имени Бога твоего»… (Лев. 18, 21).
Согласно Торе, тот, кто приносил детей в жертву Молоху, заслуживал смертной казни через побитие камнями:
«Кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти: народ земли да побьет его камнями. (Лев. 20, 2). Практика детских жертвоприношений была обязательным элементом религии ханаанеев.
В ханаанейское идолослужение впадали и заиорданские народы —моавитяне и аммонитяне, родственные евреям.
Во времена праотца Авраама черномагические культы еще не распространились по всему Ханаану, не все племена этой земли в них участвовали. Но Господь предсказал патриарху, что через четыре века,
когда его потомки возвратятся из страны порабощения (Египта) в Ханаан, жители этой земли уже «наполнят чашу беззакония своего», то есть целиком подпадут под влияние демонических сил.
Именно поколению Иисуса Навина и выпало на долю сражаться с носителями самой темной и страшной религии, основанной на служении бесам и человеческих жертвах. Как раз к тому времени «наполнилась мера беззаконий»: аморреи, один из наиболее могущественных народов Ханаана ,переселившийся в эту страну из Месопотамии), полностью перенял религию ханаанеев…
Израиль, на который Богом была возложена особая миссия, должен был оградить себя от всех мерзостей местной религии.Израильтяне могли бы просто раствориться в цивилизации Палестины, намного превосходившей их по своему культурному уровню, и в результате- учение о Едином Боге было бы утрачено человечеством. Можно сказать, что Бог знал, что если бы эти народы не были истреблены, то еще долгие века, возможно, и по сей день, люди приносили бы в жертву идолам своих детей и считали бы это высшей формой религиозности. Было бы это гуманнее?
И совершенно неправы те, кто приводит эту книгу в оправдание собственных военных кампаний: «повеления Господа» Моисею и затем Навину , прозвучавшие в Библии, относились к конкретной исторической ситуации, сложившейся более трех тысяч лет назад , и распространять их на другие времена и другие народы , обвиняя при этом в «экстремизме» ВетхийЗавет, — дико и ни у кого нет на это права.
В заключение хотелось бы заметить, что тот ,кого некоторые( в т.ч. христиане)нередко называют разбойником и убийцей, в Православии почитается как "Святой Праведный Иисус Навин". Многие "святые отцы" писали об Иисусе Навине как прообразе Спасителя. ..
Примечание.
Как показали современные исследования, некоторые ханаанские города к моменту израильского вторжения давно уже лежали в развалинах , а другие, якобы покоренные при жизни Навина, на самом деле были захвачены гораздо позднее или не имели отношения к победам израильтян. Авторов Библии не интересовала историческая правда в современном значении этого слова и ничуть не смущала хронология. Они преследовали только одну задачу:показать на избранных примерах, что покорение Ханаана означало исполнение обещания Яхве и, следовательно, было событием религиозного значения. Стремясь осуществить свою цель, они весьма вольно обращались с историческими документами: одни обходили молчанием, другие же перерабатывали в угодном им духе. В результате шестая книга Библии стала сборником сказаний, религиозно-моральных по своей тенденции. Сказания эти учат, что израильтяне всем обязаны Яхве, который следил за ходом захватнической кампании и по мере надобности вступался за израильтян с помощью чудес. Вождь израильтян Иисус Навин только потому одерживал свои победы, что был верным последователем своего учителя Моисея, послушным повелениям Господа. В конце своей жизни он укрепил Синайский Завет и умер в ореоле святости, как мудрый учитель израильского народа и несгибаемый борец за Моисеево наследие.
(См. также: Часть 2 : «Книга Иисуса Навина в свете библейской критики» .... )
Свидетельство о публикации №225081301238