Восхождение на домбай ульген
В благословенные 60 е годы 20 века группа альпинистов альплагеря «Домбай» в составе 4х человек совершила сложное восхождение 5а категории сложности на одну из прекраснейших вершин Кавказа -гору Домбай Ульген.
Домбай-Ульген — роскошная драгоценность в ожерелье Главного Кавказского хребта. Этот впечатляющий пик, который своими очертаниями напоминает лежащего зубра, притягивает профессиональных альпинистов, любителей суровых горных красот и альпийских пейзажей.
Географическое положение
Вершина находится в западной части Кавказского хребта, в автономной республике Карачаево-Черкесия, что расположилась на границе России и Абхазии. Северный склон горы — российский, южный принадлежит Абхазии, но, как правило, у туристов из России не возникает проблем с доступом к нему. Домбай-Ульген высится на территории Тебердинского биосферного заповедника.
Гора находится рядом с Домбайской поляной, на которой встречаются горные реки Домбай-Ульген, Алибек и Аманауз. Домбайская поляна, лежащая у подножия Домбай-Ульген, — главное место сбора альпинистов и любителей горного треккинга. Именно с нее стартует большинство маршрутов к вершинам, ледникам, ущельям, озерам, водопадам и другим знаковым местам кавказского региона.
Почти неприступный пик сложен из трех вершин. Высота главной, центральной вершины составляет 4046 метров, западная на 10 метров ниже, а самая низкая — восточная: «всего» 3950 метров.
Гора состоит из гранитных и кристаллических сланцевых пород, серых и серовато-розовых слоистых гнейсов, включающих в себя полевые шпаты, кварцы и темные минералы. Горные вершины Домбай-Ульгена и зимой, и летом лежат под снежными одеялами, а на его отрогах раскинулись вечные ледники. Из них берут начало бурные местные реки и речушки — Теберда, Птыш и Домбай-Ульген.
Северные склоны пика достаточно крутые и покрыты скудной растительностью, которая ближе к середине подъема сходит на нет. Южные же склоны более пологие, а их подножия украшают роскошные хвойные рощи.
От центральной вершины горы к северу тянется острый хребет, который оканчивается перевалом. Из-за своей специфической формы перевал этот назван Домбайским седлом. И, кстати, именно здесь, на площадке «седла», с которой открываются невероятные виды, находится одна из стоянок для альпинистов, отправляющихся покорять Домбай-Ульген по самому популярному маршруту.
Домбай-Ульген с одного из местных наречий переводится, как «место гибели зубра» («доммай» по-карачаевски — «зубр»). Возможно, из-за того, что силуэт пика напоминает этого могучего зверя. В прошлом в этих местах действительно водились эти прекрасные животные, но, когда у подножия гор поселились люди, они по понятным причинам исчезли.
Впрочем, фольклорная версия название горы интерпретирует по-своему. В местных легендах рассказывают об умелом охотнике, которого звали Доммай. Силен, ловок, смел, отважен и хитер был этот зверолов. Однажды в погоне за туром Доммай поднялся на высочайшую вершину и убил зверя, но не смог спустится вниз с тяжелой тушей и сорвался с горы в пропасть.
Есть и еще одна легенда. Согласно ей, юноша Доммай встретил на вершине горы прекрасную девушку, которую полюбил с первого взгляда. Но оказалось, что девушка эта — лишь призрак, который только единожды явившись Доммаю, исчез и больше не появлялся. Много лет Доммай поднимался на гору, чтобы еще хоть одним глазком увидеть свою возлюбленную — день за днем, пока не состарился и не умер. С тех пор гора и ее окрестности носят имя влюбленного.
Домбай-Ульген закончила формироваться сравнительно недавно в геологических масштабах. Начало же появлению Кавказского хребта положили тектонические процессы, протекавшие в регионе 25 миллионов лет назад. Свою роль в образовании горной цепи сыграла и вулканическая активность. Кстати, самые высокие пики Кавказа — это вулканы, которые хоть и потухли, но до сих пор считаются действующими.
История домбайской вершины тесно связана с альпинизмом. Интерес к этому району у восходителей возник еще в начале прошлого века, а первые экспедиции на Домбай-Ульген и другие окрестные пики были предприняты в 1904-1914 годах. Сохранились сведения, что первыми вершину кавказского четырехтысячника покорили немецкие альпинисты Шустер и Фишер, но подробностей этого восхождения мало.
Русские спортсмены взошли на пик только в первой половине 1930 годов. Это была группа Бориса Алейникова, а маршрут ее проходил там же, где сейчас лежит самая популярная альпинистская тропа — от Домбайского седла к самой высокой центральной вершине.
Кстати, самой сложной для восхождения считается отнюдь не высочайший пик горы, а восточный. На «Горе лежащего зубра» побывали тысячи храбрецов. И, конечно, не обходилось без несчастных случаев. Спортсмены гибли под лавинами, из-за собственных ошибок или из-за того, что подводило снаряжение. Самое страшное происшествие случилось в 1960 году, когда на склоне горы погибла группа Игоря Ерохина, опытного спортсмена, создателя собственной школы альпинизма. Именно Ерохину принадлежит идея прохождения маршрута в связке — когда вся группа идет, связанная одним канатом — «паровозиком». Именно так шла группа Ерохина к вершине Домбай-Ульгена, когда один из спортсменов сорвался с тропы и потянул за собой товарищей.
Сейчас в ущелье реки Алибек можно найти кладбище, на котором покоятся альпинисты, погибшие на склонах Домбай-Ульгена и других окрестных вершинах.
Наше восхождение на Домбай Ульген было посвящено дню железнодорожника.
Он всегда отмечался в первое воскресенье августа. В этот раз он выпал на 3 августа. Группа базировалась в альпагере Домбай. Весь предыдущий день ушел на подготовку к восхождению. Надо было подготовить снаряжение: веревки, репшнуры, кошки, ледорубы, крючья, примус, палатку - памирку, не забыть солнцезащитные очки, получить на складе продукты, всё это разложить в рюкзаки Абалакова, подложив под спину спальные мешки.
Кроме всего, не забыть фонарики, спички, фляги для воды и бензина для примуса Арара. И конечно - одежда. Кроме штормовок, взять с собой свитера, рукавицы и головные уборы. Получалось на каждого около 25 кг. Ребята – все рослые, выносливые, не первый год в горах, все перворазрядники. И все четверо – студены и аспиранты РИИЖТА (Ростовского на Дону института инженеров железнодорожного транспорта), и это был наш праздник, в честь которого мы и собирались взойти на высшую вершину Домбая.
Пришла пора познакомить тебя, мой читатель, с участниками этого восхождения: 1. Леонид Евминов – студент 5 курса энергофака, первый разряд по альпинизму, руководитель группы.
2. Дёмин Геннадий - студент 4 курса стройфака – участник.
3. Власов Александр – аспирант
Кафедры «Мосты и тоннели» - участник.
4. Владимир Левинтас – кино и фотооператор, студент, 4 курс энергофака.
Мы собирались не только покорить Домбай, но и отснять цветной фильм на 16 мм пленке, чтобы потом показать его на вечере альпинистов и туристов в актовом зале института и может быть на телевидении Ростова.
Ранним утром 3 августа, проверив готовность к походу, группа выходит из лагеря. С Домбайской поляны открывается великолепный вид на высочайшую гору данного региона. Обзорная площадка на стыке трех ущелий – Домбай-Ульгена, Аманауза и Алибека. Высота этого места – 1 650 м. Далее идем по дну каньона. Тропа проходит вдоль реки.
Идеальное место для наблюдения за Домбай-Ульгеном – поляна Русская. Она расположилась на высоте 1 750 м над уровнем моря. Летом поляна зарастает чудными цветами и высокими, стрельчатыми травами. Ущелье уникально тем, что в теплую пору его ложбину покрывает густой ковер реликтовых растений и эндемиков, среди которых есть древние, как сама Земля, рододендроны. Они давно занесены в Красную книгу. На ходу снимаю на киноплёнку весь разноцветный ковер альпийских лугов. Вот на цветок рододендрона сел большой шмель. Приближаю его трасфокатором и несколько секунд снимаю, как он своим хоботком пьёт нектар.
Впереди Птышский каньон. Над ним возвышается гора Птыш, а далее слева - подходы к Домбай Ульгену.Чуть поодаль, ближе к оконечности каньона, струятся прекрасные Чучхурские водопады.
Вечерело. Нашли прекрасную полянку с густой травой и протекающем по ней прозрачным ручейком. Поставили палатку по всем правилам альпинистского искусства.
А правила заключались в том, чтобы палатку поставить на «подушку» из песка, или еловых лап, сделать водоотводные канавки вокруг на случай дождя. Этого не делают многие туристы.
После ужина из перловой каши, сваренной в котелке на костре и пахнущего дымом костра индийского чая, до самой ночи пели альпинистские песни. Все знали слова этих песен и с упоением пели. Привожу слова одной из любимых песен:
МОЙ ДОМБАЙ
Над туманами, над туманами
Багровое солнце встаёт.
За туманами, за туманами
Уходим мы завра в поход.
Восхождение начинается,
Теперь нам не скоро уснуть,
А пока рюкзаки наполняются,
Давайте споём что-нибудь.
Мой Домбай, мой Домбай,
Прекрасный, изведанный край.
Мой Домбай, мой Домбай,
Цвети, мой любимый Домбай.
Пусть служило нам небо крышею,
Пусть ветер нам в лица хлестал.
Но скажите мне, где вы слышали
Что б лихой альпинист унывал.
Ночь холодная, скалы грозные
И снегом бивак занесло.
Но уставшие, мало спавшие,
Поём мы природе назло.
В утро раннее, в утро раннее
Ребята на скалах висят.
Но «холодная» не напрасная,
Ведь Главный Домбай уже взят.
Солнце раннее со вниманием
Обогреет замерзших друзей.
И дружней, веселей,
Запоют они все веселей.
В утро раннее, в утро раннее
Уедем от этих вершин.
На прощание, на прощание
Закивают нам ветки осин.
Но навечно мы не расстанемся,
Мы вернемся опять в этот край.
Мой Домбай, мой Домбай,
Цвети, мой любимый Домбай.
Часа к девяти вечера, постелив в палатке спальные мешки (спальники), все четверо улеглись и мгновенно заснули. В 4 часа утра, когда было еще темно, с ударом грома и молниями, разразился настоящий шторм. Ветер неистово рвался в палатку, раскачивая её. Здесь на ум приходят слова песни Владимира Буяджи, когда – то услышанной в альплагере «Домбай» на вечерних посиделках у костра»:
КАМНЕПАД
Гремит камнепад, надвигается ночь.
И ветер неистово в скалах свистя,
Всё рвется в палатку, как будто не прочь
Послать нас ко всем чертям.
В палатке тепло нелегко удержать
И спальный мешок покрывается льдом.
Но кто в ней не пожил, тому не понять,
Как дорог этот дом.
Под нами натёчный, весь в трещинах лёд.
Метель наметает сугробы вокруг.
Но мы – альпинисты и только вперёд
Идём с тобой, мой друг.
Мы в связке с тобой обошли весь Кавказ,
В походах немало мы пробыли дней.
И дружба нас сделала в тысячу раз
Отважней и сильней.
Едва рассвело, буря к тому времени улеглась, мы вылезли из палатки. Вокруг была вода и только палатка, стоящая на сооруженной нами подушке, оставалась островком. Подхватив палатку за 4 конца, отнесли её на возвышенность и стали собираться идти дальше. Вскипятили на примусе «Арар» воду в котелке, заварили крепкий кофе и позавтракав с шоколадом «Спорт», 12 плиток которого взяли на складе в лагере, отправились в путь.
А путь этот к Главной вершине Домбай Ульгена был очень разнообразным. Сначала преодолели лесную зону, затем, на высоте около 3000 метров начались сплошные скальные участки, которые пришлось преодолевать с помощью скальных крючьев, которых было достаточно много от предыдущих восходителей. Ведь вбитый в скалу крюк не вытаскивается, оставаясь навечно в щели.
Альпинисты смотрят, если крюк не заржавленный и не шатается в скале, его можно использовать. Нет, вбиваешь свой. В одном месте путь лежал сквозь скальную расщелину. Первым, самый худенький из нас, решил проходить сквозь скалу Гена Демин. Оставив свой рюкзак на площадке перед расщелиной, он как ящерица, упираясь руками и ногами о стенки щели, преодолел 10 метровую щель и закрепившись наверху, сбросил взятую с собой веревку, крикнув нам, цепляйте рюкзаки.
Весь процесс я снимал на кинокамеру. Когда последний рюкзак Гена вытянул на площадку, следующим пошел самый крупный из нас - Леня Евменов. Прицепив на карабин конец веревки, сброшенной Геннадием, Леня с трудом стал протискиваться сквозь скалу. Все шутя подбадривали его, а я продолжал снимать этот эпизод.
Наконец, все четверо на скале. Дальше путь по острой гряде метров 30 к следующей площадке. Пройти эти метры можно тремя способами: верхом, передвигаться, когда ноги свисают над пропастью не менее 200 метров, упираясь в скалу руками, передвигать ноги с той же стороны, что опасно, но ты на страховке друзей, и третий вариант, собраться, оставив рюкзак и бегом пробежать эти метры, оставляя верёвку между скал.
А я не стал снимать свой рюкзак, а наоборот, положив в него кинокамеру и фотоаппараты, крепко привязал репшнуром лямки рюкзака и засунув между ними ледоруб, перебежал на другую сторону гребня, пропуская страховочную веревку между зубцами гребня. Ребята встретили меня по - разному: Леня сказал, ты что чекнулся, Гена выпалил, ну, ты даёшь, Саша Власов, самый выдержанный из нас сказал: Ну, ну. А я достал камеру и продолжал снимать.
Пейзажи вокруг были изумительными. После ночной бури было тихое спокойное утро. Под нами плыли густые белые облака и наша вершина была как корабль в море. Но пора было подкрепиться. Сели на предвершинной площадке на обломках скал, вскипятили на примусе воду, растопив в солдатском котелке снег, бросили в котелок четверть пачки индийского чая. Ох и вкусен был чай с печеньем и шоколадом.
Еще через пару часов взошли на вершину Главного Домбай Ульгена. В туре нашли записку, в которой сообщалось, что группа из 4х альпинистов альплагеря Алибек за три дня до нас совершила восхождение на Главный Домбай Ульген. Мы написали свою записку и вложили в тур (кладка из камней с консервой банкой. внутри которой записка от восходителей). В нашей записке мы указали состав группы, маршрут, день и час восхождения. Все расписались. Предыдущую записку забрали с собой как документ о восхождении. Таков закон в альпинизме.
К вечеру 4 августа мы были на седловине между Главной вершиной и Восточной. Если Главная – 4046 м, то Восточная 3950. На седловине организовали бивак, поставили палатку. Сварили вкусный ужин из готовых сублимированных продуктов (кстати, альпинистские лагеря снабжались в те времена как военная авиация), выпили чай с шоколадом «Спорт» и уложив спальники, забравшись в их мгновенно заснули. День был насыщенным и трудным.
Утро было пасмурным, хмурым, как и настроение ребят. Пришлось их расшевелить, рассказать пару анекдотов и заснять на кинокамеру смешной сюжет, как Саша вылазит из спальника, запутавшись в застежках. И вот здесь я совершил оплошность. Пока собирали рюкзаки, 8 плиток шоколада «Спорт» я положил под валун, что бы солнце не растопило и, конечно, забыл их забрать, уйдя с бивака. Когда, часа через четыре, на привале, захотели подкрепиться шоколадом, его не оказалось. Пришлось извиняться перед друзьями. А шоколад наш, скорее всего, достался ласкам, коих в горах множество.
Когда взошли на Восточную вершину Домбай Ульгена, облаков внизу уже не было, а была как на ладони великолепная панорама гор с вершинами Домбайского района. Отсюда видны были вершины Птыш, Бу Ульген, Белалакая, Софруджу, Джугутурлючат, Эрцог, Сулахат, Аманауз и другие. Всё это великолепие я заснял на кино и фото. И когда, уже будучи в Ростове на Дону попросил на телестудии помочь в проявке и монтаже фильма, телевизионщики с радостью согласились, попросив погнать его на Ростовской студии после показа на вечере альпинистов и туристов в РИИЖТЕ. Фильм имел громадный успех, так как «актерами» были свои, риижтовцы, студенты.
Кандидат в мастера спорта по альпинизму
Владимир Левинтас
Свидетельство о публикации №225081301530