Буонапарте великий и ужасный
Да и припомним ли в истории другого полководца, который бы ДВАЖДЫ – в песках Египте и в снегах России - ДЕЗЕРТИРОВАЛ (!!!) – сбежал от своего же воинства, оставив его на погибель?..
Он и в плен сдавался дважды. Первое пленение было куда как комфортабельным. Наполеону, по настоянию Александра I, был оставлен титул императора; ему был дан во владение небольшой средиземноморский остров Эльба, где он попытался заняться быстро наскучившими ему административными делами...
Наполеону дозволялось иметь не более 400 солдат; он наплевал на это ограничение.. На Эльбе в его распоряжении было едва ли не две тысячи солдат при нескольких генералах; была и артиллерийская батарея, и небольшой флот из восьми кораблей...
Всё для любезных ему игр в солдатики.
Восхищающие патриотически настроенных историков ("величие Франции" т.п.) последовавшие «сто дней императора» существенно довершили безумную жатву смерти.
Наполеон высадился с острова во французской бухте Жуан, двинулся на Париж, вновь завладел страной - и в очередных сражениях безумно сгубил десятки тысяч доверившихся ему.
«Что значит для такого человека, как я, какой-нибудь миллион человеческих жизней?»
Совесть, как само понятие, вряд ли было ему знакомо.
Таков ГЕРОЙ цивилизованной Европы на протяжении целого столетия. Воспоминания Наполеона, изданные в четырёх томах под названием «Мемориал Святой Елены» вскоре после его смерти стали самой читаемой книгой на протяжении всего 19-го века...
По сей час посещение усыпальницы продувшегося полководца, сгубившего в угоду собственному честолюбию цвет населения покорённых им европейских стран, входит во все обзорные экскурсии по Парижу.
Эпохальная личность – этим, вроде бы, всё сказано. Здесь уж не до бытовых подробностей, составляющих, как сказано вначале, первый уровень вхождения в историю...
Но, может быть, бытовые подробности – лишь для сплетен, пересудов читателей.
Нет, люди не всегда геройствуют, убивают и умирают в войнах. Полстолетия назад в монографии американского историка О.Вебера (а он ссылается на книгу «Моя деревня» уже забытого французского автора Роже Табо) читаем (с. 130): «В сельской Франции реальный голод исчез ( или умы уже свыклись с этим) лишь на заре XXстолетия(!). Некоторые земледельцы мечтали хотя бы перед смертью попробовать мяса...»
О бытовой культуре. «Крестьяне полагали, что чесоточные струпья и вши детям только на пользу – кровь очищают; перхоть и прыщи, сыпь, нарывы и гнойники гонят всю гадость из организма, оздоровляют тело; мыть детей – только портить: «Чем грязнее, тем лучше они растут...»
Читая французских классиков 19 века, мы порой подозреваем их в преувеличениях идиотизма и дикости крестьянской жизни в цивилизованной послереволюционной «прекрасной Франции» - в самом центре Европы. Хочется верить в идиллических пахарей Жорж Санд, в традиционных пастухов и пастушек. Действительность иная.
Крестьяне Оноре Бальзака сродни крестьянам Мопассана, жестокой книги Эмиля Золя «Земля». Земля, ассоциируемая обычно с родиной, у Золя - причина кровавых трагедий, несчастий, гибели. В романе - идиотизм и дикость деревенской жизни, пробуждающей в темных, невежественных людях самые низменные, пугающие инстинкты.
Кто-то из критиков сравнил героев французских классиков КОНЦА 19-го столетия с дикарями экваториальных джунглей. Почти так оно и было. Рекрутский набор был выходом для крестьянских парней из нищеты и убожества. Удивляться ли тому, что «они, призванные в солдаты, редко жаловались на условия службы (и на риски в случае войны. – М.Т.), поскольку жизнь в родном селе была гораздо тяжелее».
Большинство при демобилизации с неохотой расставалось с относительно сытой армейской жизнью и обычно не возвращались в свои семьи, соглашаясь на прозябание в городах...
Не в этом ли самые глубинные, почти неисследованные и неупоминаемые корни успехов наполеоновских «больших батальонов», популярности среди солдат их победоносного полководца?..
Свидетельство о публикации №225081301635
Наполеон - одних французов угробил много, много больше, чем Робеспьер. Хоть и не сравнить с тем, сколько Сталин - русских, например.
Тем не менее, Робеспьер - был явно избыточен для назревшей ликвидации феодального уклада. Ни один французский король ничего подобного его террору не устраивал. Европа, всё же. Иван Кровоядец (Грозный) прошёлся по России даже чисто демографически - хуже любой чумы, куда там робеспьерам. Но вот ощущение "Великая" французская революция оставила по себе примерно такие же. По итогам, ожидаешь череды нацкатастроф (было, только "имени" Буонапарте - парочка) и столетнего "междуцарствия". А вот последнего - не было.
Справедливо, или нет, но французы ассоциируют восстановление державы именно с Наполеоном. Распространение французской культуры и влияния по Европе и далее. Вплоть до Америки. Россия, откуда он действительно бежал, бросив войска - "выбрала" французский языком элиты. Ну да, учителей-то, настоящих и самозванных "шевалье" было как грязи... откуда и происходит слово "шваль". Вот и вышли иностранные, зачастую - образованные и уж точно повидавшие мир гувернёры эконом-класса.
После двух страшных наполеоновских разгромов, после всех его побед, ещё более обременительных для демографии и казны, Франции - не было нужды подниматься на колени. Капитал - быстро восстановил экономику и пошёл дальше. А международное положение - и так было сильно, как никогда. Ну, если не вести агрессивных войн, тут мигом по старой памяти коалиция сложилась бы.
Чуть не на век установился замечательный балланс. Репутация воинственности, достаточная для того, чтобы предотвратить внешнюю агрессию - но не достаточная, чтобы объединить врагов.
Самые воинственные французы - выбиты молодыми, не оставив потомства. Что сказалось даже во Второй Мировой. Т.е., Франция - не увлекается агрессивными войнами. При том, повторяю, что и в оборонительных - нет нужды. Буквально - золотой век. До Первой Мировой. Когда подвела геополитика, расположение в центре Европы.
Со времён конца феодализма, французский крестьянин - практически не знал голода. По итогам термидора, говорить о каком-то гнёте аристократов - тоже не приходилось. Да и церковь после войн с протестантами и Наполеона была уже не та. Свобода! Хоть крестьяне - и по сей день испытывают жестокие моральные страдания от того, что формально земля им - всё ещё не принадлежит. Вот именно та земля, которую они возделывают. Так-то, собраться деревней, выкупить какой замок с землями и владеть - не проблема. Но только не там, где родился.
А вот невежество - факт. Непреложный. Тогдашний европейский крестьянин в этом смысле выглядел не лучше современного китайского, например. Минус гигиена, которая на ДВ - и века назад была вполне на уровне.
Это ж надо было истребить "готовых образованцев", изгнать недобитков на "философских параходах" (да, не на одном) и подорвать систему церковно-приходских школ, чтобы пришлось вводить общее бесплатное образование, как альтернативу перехода армии на прогрессивное вооружение кирко-мотыгами уже в следующем поколении.
А когда общее образование вводится хоть где-то, первый мир был вынужден немедленно его копировать. По той же причине, дабы не рисковать отставанием лет через двадцать.
Мэкалль Мат Свер 15.08.2025 09:36 Заявить о нарушении