Совесть
Библия говорит, что совесть — это отголосок Божьего образа в человеке. Она не принадлежит нам всецело — она дана. Она не создана культурой или воспитанием, хотя они могут её формировать или искажать. Она вложена в нас Творцом, как компас, указывающий на истинный закон морали. Апостол Павел пишет, что даже язычники, не знающие Писания, «показывают, что дело закона у них написано в сердцах». Они могут не слышать о десяти заповедях, но их совесть обличает их, когда они лгут, воруют или предают.
Но вот парадокс: совесть обличает, но не спасает. Она указывает на болезнь, но не даёт лекарства. Она может довести человека до отчаяния, как Каина, который, услышав её голос, воскликнул: «Наказание моё больше, нежели снести можно», — но так и не покаялся. Она может привести к временному раскаянию, как у Иуды, который, предав Христа, бросил обратно сребреники и сказал: «Согрешил я, предав кровь невинную», — но не обрёл прощения, потому что его раскаяние было не смирением, а лишь ужасом перед последствиями.
Почему же Бог дал людям совесть, если она сама по себе не может спасти? Потому что её роль — быть началом пути, а не его концом. Она должна привести к осознанию, что душа сбилась с дороги, что внутри есть разлад, который мы не в силах исправить своими силами. Она подводит человека к порогу, за которым уже ждёт Спаситель.
Но здесь возникает ещё один мучительный вопрос: если человек не может сам, без Божьей помощи, прийти к полному исправлению, то как он может быть виновен в этом? Разве это не делает Божье наказание несправедливым? Ответ кроется в тайне человеческой свободы. Бог не принуждает, но призывает. Он не ломает волю, но стучится в сердце. И совесть — это часть этого стука. Когда человек годами глушит её голос, когда он сознательно выбирает тьму вместо света, он не просто «не может» прийти к Богу — он сам не хочет, а это уже личная ответственность.
История знает примеры людей, которые, услышав этот внутренний голос, не отмахнулись от него, а пошли за ним — и обрели спасение. Один из таких ярких примеров, это разбойник на кресте, позволивший своей совести признать себя виновным в последние часы жизни. Он не просто признал свою вину — он обратился ко Христу с верой: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!». И это спасло его. Не его совесть сама по себе, а то, что он послушался её и ухватился за милость Божью.
Но что происходит с теми, кто годами игнорирует этот голос? Библия предупреждает: совесть может «прижечься», стать нечувствительной, как обожжённая кожа, которая больше не ощущает боли. Человек, который раз за разом заглушает её, в конце концов перестаёт слышать. И тогда он оказывается в страшном состоянии — когда уже ничто не может остановить его на пути саморазрушения.
Вот почему так важно учить детей не только наукам, но и слушать этот внутренний голос. Не потому, что он сам по себе свят, а потому, что он указывает на Того, Кто единственный может сделать нас чистыми. Совесть — как стрелка компаса: она бесполезна, если мы не хотим идти туда, куда она указывает. Но если мы последуем за ней, она приведёт нас к Истине.
И тогда оказывается, что парадокс — только кажущийся. Да, человек не может спасти себя сам. Но он может откликнуться — или отказаться. И в этом его ответственность. Бог не виноват в том, что кто-то, слыша тихий голос правды в своём сердце, предпочитает крик мира. Но те, кто прислушиваются, обретают не только прощение, но и удивительный дар — новую совесть. Не ту, что только обличает, а ту, что, очищенная кровью Христа, становится не судьёй, а союзником.
«Кровь Христа… очистит совесть нашу от мёртвых дел», — пишет автор Послания к Евреям. Вот итог. Совесть нужна не для того, чтобы мучить нас, а для того, чтобы привести к Тому, Кто может дать нам истинное утешение и любовь.
Свидетельство о публикации №225081300196
Всегда приятно читать, когда написано простым языком.
Гурий Тёмин 14.08.2025 11:40 Заявить о нарушении