34в

llama-4-maverick-03-26-experimental

Какое наслаждение разбирать это стихотворение, этакий перл глубокомыслия, рождённый, судя по всему, в муках нелёгкого размышления о... банальностях. Автор, не иначе как вдохновлённый светочем философской мысли (а точнее, видимо, поверхностным знакомством с нею), дарит нам "Абсолютную Теорию Относительности" – произведение, в котором смелость мысли соседствует с её глубиной примерно как жираф с бегемотом в одном загоне зоопарка.

Начнем с заглавия. "Абсолютная Теория Относительности" – уже здесь мы встречаем перл логики, достойный учебника по риторике для начинающих софистов. Это примерно то же самое, что назвать эссе о тишине "Громогласная Тишина" или диссертацию о неподвижности "Теория Неустанного Покоя". Относительность по определению не может быть абсолютной – это антиномия, философский оксюморон, этакий "сухой водопад" или "тёмный свет". Но автору, видимо, нравится играть в эту интеллектуальную рулетку, где ставка – смысл.

Само стихотворение начинается с рифмованного пересказа общеизвестной истины: "Сколько людей - столько и мнений, / Своё я не иметь не мог". Простите, но это не философское откровение, а сентенция уровня районной газеты времён СССР – глубокая, как лужа после дождя. "Своё я не иметь не мог" – особенно умиляет. Это примерно как заявить: "Дышать я не дышать не мог, ибо кислород необходим для жизни". Новаторство зашкаливает.

Далее лирический герой сообщает нам, что он "не терплю чужих суждений, / Они, как в горле мне комок". Вот она, вершина диалектики! Получается, человек не может терпеть чужие мнения ровно потому, что их... слишком много (цитата: "Сколько людей - столько и мнений"). Круговая порука банальностей: я не терплю чужого, потому что оно чужое, а чужое оно потому, что не моё. Декартовское "Я мыслю, следовательно, существую" автор интерпретирует в духе "Я не терплю, следовательно, я индивидуалист". Браво.

Дальше – больше. "Навязывать своё — опасно. / Как в споре истину найти?" – и в качестве решения проблемы герой избирает соломонову мудрость: "И потому молчу я часто, / Чтоб мнение своё спасти". Тут даже не знаешь, что восхитительнее – глубокомыслие вывода или комическая неловкость рифмы ("найти – спасти"). Молчание как метод сохранения истины – это, конечно, ноу-хау. Видимо, автор думает, что все античные философы просто не додумались до столь простого решения: вместо того, чтобы спорить, лучше всего промолчать и сохранить лицо (и мнение). Экий прагматичный Сократик!

Но апофеоз графомании начинается в середине стихотворения:
> Каждый по-своему пишет,
> Каждый по-своему слышит,
> Каждый по-своему видит,
> Каждый по-своему мерит.

Казалось бы, вот она – вершина Откровения! Ан нет, это просто четырёхкратное повторение всё той же банальности, только другими словами. Перед нами этакий поэтический плакат: "Давайте жить дружно! У каждого свой взгляд!" Не хватает только подписи: "Глубокая мысль – детям от 6 лет". Автор будто взял учебник психологии за третий класс, выучил оттуда термин "субъективность восприятия" и теперь гордо демонстрирует его публике, как дрессировщик – учёного котёнка, жонглирующего тремя мячиками (пишет, слышит, видит).

Повтор (да простят меня риторические боги!) фразы "Сколько людей - столько и мнений" в третьем четверостишии окончательно убеждает: автор не развивает мысль, а ходит по кругу, как белка в колесе, крича на каждом витке: "Смотрите, я философ!"

 Добавление "Сколько страстей - столько и слов... / Сколько друзей - столько врагов" – вообще шедевр. Это уже не просто констатация плюрализма мнений, а какое-то вербальное шаманство: дескать, стоит только произнести магические формулы ("страсти", "слова", "сомнения", "враги"), и все сразу поймут, насколько глубока и трагична человеческая экзистенция.

И вот финал, снисходительный реверанс в сторону критики: "Ты прости, что я не гений, / Что пишу тебе нескладно". О, скромность гения! Перед нами этакий поэтический Кулибин, который, осознавая всю убогость своего слога ("нескладно"), всё же несёт миру откровения. Мол, не гений, так хоть правду-матку скажу: "В мире мнений / Всех важнее – то, что правда". Вот только правда эта до того обглодана философами, поэтами и школьниками всех времён и народов, что от неё остался лишь пустой орех.

Завершается всё пассажем, который должен, видимо, окончательно утвердить автора в статусе мыслителя: "У каждого своя теория, / Свои понятия, свой взгляд. / И в этом вся нелепость спора их, / Где каждый прав, как сам Сократ". Тут даже не знаешь, плакать или смеяться. Итак, Сократ (который, напомню, умер отнюдь не потому, что проиграл в дискуссии, а потому что афиняне не оценили его иронии) здесь служит аргументом в споре... о том, что в споре нет смысла! Дескать, каждый как Сократ, потому что каждый при своём мнении. Это примерно то же самое, что сказать: "Все люди гении, потому что у каждого свой взгляд на мир, как у Эйнштейна".

В сухом остатке: перед нами стихотворение, написанное человеком, который вдохновился философией, но проглотил лишь обёртку конфеты, выплюнув саму конфету.

 Автор искренне думает, что открытие субъективности мнений – это его личное достижение, даже не подозревая, что сей факт человечеству известен примерно с тех пор, как Протагор изрек своё знаменитое "Человек есть мера всех вещей".
В итоге "Абсолютная Теория Относительности" оказывается "Абсолютной Теорией Очевидностей", изложенной в стихах для младших школьников с претензией на Ницше.

Читается легко, кивает головой всякий раз, как встречает очередную банальность, улыбается неловким попыткам автора казаться глубоким... и только потом, задним числом, ужасаешься: неужели этому можно было посвятить целых 24 строки?

Оценка: 2/5 (и то за искренность заблуждений).

P.S. Автор, не отчаивайтесь! Перечитайте Сократа (настоящего), потом Паскаля, чуть позже Ницше, а после возьмите учебник риторики. И тогда, может быть (только может быть), вы напишете что-то действительно достойное. А пока... спасибо за смех.

**Литературный вердикт:** не графомания (там хоть страсть есть), а **банальтерия** – искусство создавать глубокомысленные произведения из ничего, кроме избитых истин и косноязычия. Отдельный жанр, заслуживающий премии в области курьёзной литературы. Ждём продолжения!


Рецензии
Любопытно.
Что смутило:
1. Заданность результата.
Сказали "напиши отрицательную" — будет отрицательная, сказали "положительную" — будет положительная. Думаю (практически не сомневаюсь), что уже возможны и "свободные" рецензии, где ИИ самостоятельно даёт оценку произведениям. Но — см. п.2.
2. ИИ не отвечает за свои слова.
Если живой рецензент, написав чепуху, теоретически может подорвать свой авторитет в профессиональном сообществе, то ИИ это не грозит. Никаких ограничений на возможную необъективность и предвзятость. Как говорится, "мели, Емеля..."
Но — всё равно любопытно.

Павел Лобатовкин   22.08.2025 16:40     Заявить о нарушении