Предназначение женщины

Как-то мне встретилась такая мысль философа Владимира Соловьёва (1853 – 1900 гг.): «Человек – соработник Божий», причём, Соловьёв здесь имел в виду мужчину. То есть, мир создан Богом, а продолжают его творение – мужчины – изобретают, сочиняют, открывают, строят, производят, и так далее, и так далее, и так далее. Ничего не скажешь – высокое предназначение у мужчин, ради такого стоит жить! А женщины? В чём их предназначение?

К этому моменту у меня родились две дочери и вопрос получил для меня особую актуальность. Всё, что удалось вычитать на эту тему, меня совершенно не удовлетворяло, всё, чем философы наделяли смысл женского бытия, выглядело много ниже миссии мужчины и ни в какой мере не было соизмеримо с предназначением последнего. И я начал размышлять, искать достойное оправдание женщины в мире и в конце концов у меня прорисовалась следующая формула:

Если мужчина творит мир, то женщина творит мужчину!

И творит она его не в том смысле, что даёт ему жизнь (это, конечно, так – в физиологическом смысле), но в мировоззренческом плане этот момент банален и не может претендовать на высокую миссию человеческого бытия. Нет! – женщина творит мужчину в том смысле, что каждый мужчина попадает в руки женщины как «кусок сырой глины», из которого настоящего, успешного человека-то ещё нужно слепить!

«Она его слепила из того, что было» (из песни), «За каждым великим/успешным мужчиной ищи выдающуюся женщину» (популярное суждение) и, вероятно, подобные иллюстрации могут быть продолжены – они как раз по нашей формуле.

Однако, нельзя брать эту формулу буквально, поскольку, конечно же, мужчина творит себя сам, но это «творит себя сам» есть иное творение, нежели то, которое осуществляет по отношению к мужчине в своей миссии женщина – женщина создаёт благоприятный контекст, надёжный тыл, она даёт так необходимые мужчине понимание и поддержку в трудную минуту; настоящая женщина бескорыстна, не требует от мужчины благ и денег, она понимает труднейшее положение мужчины в мире (соработник Божий!) и многое, многое другое даёт ему, что в своём становлении мужчина никак не может предоставить себе сам – нужна именно женщина/жена. Настоящую женщину/жену ничто и никто не может заменить (замечу, что по сути это и актуальный комментарий к современной тенденции разрушения института семьи – это явление чудовищное, бесчеловечное!).

Бурно происходящая сегодня эмансипация женщины, конечно, преподносимая внешне броско, эффектно – как наделение женщины свободой, независимостью, равенством (обёртка западных поделок всегда великолепна), но в действительности лишающая женщину традиционных, естественных жизненных основ, подлинного женского бытия, как следствие, и самой возможности осуществить свою женскую судьбу. Брошенная в жёсткий мужской мир – борьбы, заработка и карьеры – женщина теряет себя, женщину(!) и невольно становится мужеподобной, в огромном числе случаев всего лишь «суррогатом мужчины». Стоит ли здесь удивляться мечте современной девушки о замужестве на генеральском сынке (вообще сынке высокого начальника) или сынке олигарха (вообще богатого человека), ведь это прежде всего позволяет ей остаться женщиной. И этой мечте альтернативы сегодня нет – не быть же «изодранной в кровь» на заработках и карьерной лестнице (ведь обещанное равенство предполагает, что «на ринг» женщине приходится выходить против заведомо более сильного соперника – мужчины), а это неминуемо.

В действительности же девчонка/девушка не генеральского сынка должна искать, а должна увидеть в вихрастом, веснушчатом пареньке своего двора будущего генерала, и не только увидеть и поверить в него, но и посвятить ему (и его генеральской судьбе – но здесь уже без какой-либо унизительной корысти) всю свою жизнь! Вот где начинает раскрываться женская миссия, которую ничто и никто не заменит, даже родители этого паренька.

Здесь же возникает и побочная формула – формула семьи. Семья – это не «два смотрящих друг на друга влюблённых голубка» (есть такая метафора), но организация совершенно асимметричная, где мужчина всегда смотрит вовне, смотрит на мир, который он творит (мир – его предмет), а женщина смотрит на мужчину (он – её предмет). Одновременно, эта формула становится и формулой крепкой семьи, здесь муж и жена взаимно дополняют друг друга и оба раскрываются в самой своей природной сути.

Однако, если наша формула справедлива, то она должна подтверждаться жизнью, человеческими, женскими судьбами – подобно тому, как формула миссии мужчины (по Соловьёву) имеет массу подтверждений, иллюстраций в политике, науке, искусстве, военном деле, предпринимательстве, её подтверждают судьбы многих тысяч великих, гениальных мужчин. Увы, вот такого массового подтверждения нашей формулы мы обнаружить сегодня не можем, но причина этого вовсе не в отсутствии соответствующих женский судеб (соответственно, и в отсутствии формулы предназначения женщины), но в отсутствии сегодня в культуре самой этой формулы (она провозглашена, вот сейчас, но пока неизвестна) – люди просто не смотрят через подобную призму на жизнь, а коли так, то и факты данного жизненного явления оказываются неузнаваемыми (заметим, что совершенно аналогична ситуация, например, и с неоткрытыми явлениями в науке и искусстве). Сами же созвучные нашей формуле жизненные ситуации достаточно часто встречаются, однако, меня не удовлетворял их масштаб – здесь нам требуется обнаружить жизненный факт исключительно масштабный, эпохальный, песенкой не отделаешься. И мне повезло, однажды в руки попала книга Марка Слонима «Три любви Достоевского», из которой я здесь расскажу о некоторых эпизодах жизни Фёдора Михайловича (далее ФМ) с третьей своей женой – Анной Сниткиной.

С Достоевским, как человеком творческим, случалось такое, что ему «не писалось», а, поскольку он работал в журнале под периодический издательский заказ, то есть должен был выдавать рукопись строго к сроку, то эти моменты оказывались особенно тяжёлыми для него. Однажды, именно в таком состоянии, Достоевский мечется по городу и в какой-то момент встречает на Невском знакомого, который, услышав о затруднениях ФМ (не пишется), предлагает Достоевскому попробовать работать со стенографисткой. Писатель в этом случае мог бы просто наговаривать текст романа и не сдерживал свою мысль записью текста. Соответственно, помощница стенографировала бы речь писателя, а затем (уже после диктовки) переносила бы её в текст и отдавала ФМ (это она делала бы на следующий день) для редакции. Технически работа явно упрощается и писатель соглашается с предложением – едет на курсы стенографисток и здесь его знакомят с 18-летней Анной Сниткиной – одной из лучших стенографисток этих курсов. Начинается работа (ФМ пишет в это время «Игрока»), и удивительное дело – работа действительно пошла – роман написан за 21 день! Через короткое время после окончания романа ФМ, уже не представляющий жизнь без этой девушки, едет с предложением в семью Анны и в итоге женится на ней.

Что же видит Анна в своей новой семье. Достоевский окружён массой людей, во многом находящихся на его иждивении, это и семья первой жены (до её брака с ФМ), и семья умершего брата писателя, и другие родные и близкие, и неблизкие Достоевскому люди. Со всеми безотказный ФМ, вообще-то хорошо зарабатывающий, оказывается в итоге в постоянном безденежье. Материальное положение ФМ временами настолько трудное, что выглядит безысходным. И в какой-то момент Анна (а она видит, что Достоевского совершенно необходимо вырвать из этих обстоятельств) решается на предложение к ФМ поехать поработать за границу, тем более, что она знает – Достоевский об этом давно мечтал. Однако, ФМ встречает предложение скептически – поездка за границу потребует денег, а их нет. Но здесь Анна предлагает воспользоваться её долей полученным от умершего отца наследства. Достоевский, в конце концов, соглашается и они уезжают в Германию. Работа начинается с новой силой и очень скоро выполняются все обязательства перед редакторами издательств, покрываются долги, финансовое положение (теперь без семейного обременения) ФМ существенно улучшается, у Достоевских рождается первый ребёнок.

Но обнаруживается новая беда – ФМ, оказывается, игрок! Достоевский начинает проигрывать в карты и рулетку много денег, влезает в долги, опять перестаёт писать. Достоевский начинает занимать деньги у друзей, в редакциях, берет в долг даже у матери Анны, в конце концов ему все начали отказывать. Уже продано или сдано в ломбард всё более-менее ценное в доме. Работа у ФМ не идёт. Положение семьи – вдали от России, с маленьким ребёнком, без денег – становится опять критическим. И в какой-то момент Анна подходит к ФМ, снимает с пальца последнюю ценность – фамильный перстень – и говорит: «Фёдор Михайлович, я вижу Вам нужно как-то взбодриться, наверное, Вам нужно поехать сыграть. Вот перстень, его можно заложить и этого Вам хватит на игру. Возьмите!». ФМ берёт перстень, едет в казино и там вновь всё проигрывает!

Но здесь происходит невероятное – с этого момента (вернувшись с этой драматичнейшей игры) Достоевский больше никогда в жизни не брал в руки карты и не играл в рулетку. Надо полагать, ФМ настолько был потрясён поступком Анны, что это перевернуло всё его существо – он перестал быть игроком! Достоевский очнулся, и вновь у него пошла работа, восстановились отношения с издателями, пошли деньги, финансовое положение семьи выправилось и стало существенно укрепляться, родился второй ребёнок.

Через некоторое время финансовое положение настолько окрепло, что, как Достоевские и планировали, стало возможным вернуться в Россию. Они это вскоре и сделали.

Однако, возвращение в Россию вернуло и неурядицы «большой семьи» Достоевского – опять начались бесконечные просьбы близких о помощи деньгами, вновь денег стало не хватать, начались и проблемы с редакторами и кредиторами, ситуация опять становилась угрожающей. Анну это положение, естественно, не могло устроить и она выходит к мужу с предложением: «Фёдор Михайлович, я вижу, Вы совершенно неспособны вести семейный бюджет, давайте эту обязанность я возьму на себя, а Вы занимайтесь своей писательской работой». Достоевский с радостью соглашается с предложением жены и она берётся за дело. Но Анна взваливает на себя не только ведение семейного бюджета, но она берёт на себя и всю посредническую деятельность по взаимодействию с издательствами и кредиторами Достоевского. Через некоторое время Анна нормализует все издательские и финансовые дела мужа, добивается улучшения отношений и в «большой семье» (прежде всего устраняет обременительные и неоправданные финансовые требования к ФМ) и работа вновь закипела.

Вот такая жизненная история. Нет сомнения, что по гениальности поступков Анны Достоевской (чего стоит один заложенный ею перстень в ситуации «долговой ямы» семьи и ради чего?! – чтобы послать мужа на игру в казино, снова проиграть? – нет, конечно, это её гениальная женская интуиция подсказала, что так надо, что здесь открывается надежда) – и именно поступков женщины/жены – она может быть поставлена в один ряд с величайшими мужчинами. Но это именно гениальность женщины, на такое самоотречение  мужчина просто не способен.

Я специально данной темой (миссия женщины) не занимался и материала у меня немного, но отмечу, что помимо Анны Достоевской на меня большое впечатление произвела Клавдия Бугаева (гражданская жена Андрея Белого), написавшая Воспоминания о поэте и так, что её самой в книге воспоминаний (первая часть книги) вообще нет! Правда, во второй части книги она стала писать как раз о своих творческих интересах, но эту часть я воспринял просто как отдельную книгу и о другом.

Думаю, интересна в контексте нашей темы и императрица Екатерина Великая – «женщина на троне» и никакой эмансипации(!), сумела прожить выдающуюся жизнь и именно женщиной. Явление.

О том, насколько современному миру не хватает такой женщины, можно не говорить – читателю всё ясно. Искорёженный эмансипацией женский мир движется к небытию. Запад, конечно, к этому и стремится, и ладно бы, но нам-то необходимо решать свои демографические проблемы. Да и о женщинах следует подумать, но не через призму эмансипации (это совсем для дурачков), а подумать, как бы помочь женщинам осуществить полноценную женскую судьбу. Это трудно, но именно в этом направлении следует двигаться.

Тема огромная, но необходимо хотя бы привлекать к ней внимание.


Рецензии
Современные мужчины не ценят таких женщин. Как только они достигают успехов, они меняют жен на более молодых (как Галустян или Товсик, например).

Ева Голдева   14.08.2025 05:38     Заявить о нарушении
Уважаемая Ева, важно то, что "таких женщин" (по-женски талантливых) крайне мало, но талантливых, достойных мужчин тоже крайне мало! Поэтому встретить достойного человека сложно как мужчине, так и женщине. В этом серьёзная жизненная проблема.

Однако, достойный человек всегда увидит достойного человека. Но до "достойного человека" (до жизненной зрелости) ещё нужно дорасти, а это непросто! Многие до замужества и женитьбы это сделать не успевают, да и ко второй, третьей попытке многие всё ещё не готовы.

Упомянутые Вами персонажи из этой компании. Что о них говорить!?

Александр Авилов 2   14.08.2025 11:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.