Бабушка Августа
- Бабушка Августа, мы сами принесем, сидите.
Ребята подскочили, накинули одежду и принесли из дровницы по три полешка. Дрова кололи сами сторожа, когда у них было свободное время. Основной их обязанностью было открывать ворота, пропуская на территорию завода машины с грузом, а также выпускать их. Дети жили в соседнем дворе. Бабушка Августа любили, когда они приходили, в свои восемьдесят два года она была одинокой. Жила она в заводском общежитии в маленькой комнатке, ее дочь уехала в другой город и не общалась с матерью. Бабушка знала только, что у нее есть трое внуков, и, когда приходили дети со двора, она представляла, что это они и есть.
Самый старший – Мишка – серьезный десятилетний мальчик в очках, очень любил играть с собакой, а семилетняя Машка, его сестра, каждый раз приносила веревочку и бантик, чтобы поиграть с котенком.
Лёнька – рыжий мальчишка, иногда даже приходил ночевать в сторожку, когда его мать, гроза всего двора Надежда Ахметовна, приводила очередного кавалера, с которым лихо напивалась в квартире, после чего шла бить стекла на припаркованных жигулях, принадлежащих соседям. Отца своего мальчик не знал, мать чаще всего даже не узнавала его, ласковые слова он чаще всего слышал от учителей в школе и от бабушки Августы.
Виталий – третий мальчик – обычно помогал наливать чай, а также таскал из дома конфеты – старушка очень любила сладкое к чаю. Она научила детей макать твердые кусочки сахара в горячий чай, с шумом высасывая из них жидкость, после чего закидывать их в рот и, щурясь, наслаждаться, как он тает во рту. Сегодня Виталий принес шоколадку. Смущаясь, он достал ее из кармана черной шубы, как говорили, «из чебурашки», и положил на стол.
- Вот, фабрики Крупской. Маме на работе много принесли, скоро новый год, всегда приносят.
Бабушка Августа улыбнулась, открыла шуршащую фольгу и разделила шоколадку на всех.
- Я вам принес, - сказал Виталий.
- Ты добрый мальчик, но в семье принято все делить поровну, поэтому, чай попьем с шоколадом, - улыбнулась женщина.
Она налила воду в чайник и поставила его на печку, а Маша расставила каждому чашки, в которые насыпали по горсти черного чая.
Вдруг на улице загудел КАМАЗ, бабушка накинула тяжелый ватник, выданный на заводе, сунула ноги в огромные валенки с галошами и вышла открывать ворота.
- Тяжело ей, - вдруг сказал молчавший Мишка.
Бабушка вернулась быстро, стряхнув с галош грязь – машины разбивали грунтовую дорогу, на которой снег мешался с липкой глиной. Чайник закипел, Виталий споро разлил кипяток по кружкам. Ребята с любопытством посмотрели на женщину, обычно за чаем наступало время интересных историй.
- Бабушка Августа, расскажите про геологию, - попросил Лёнька. – Я бы тоже хотел с рюкзаком по лесам ходить. А вы медведя видели?
Женщина взяла в руки подстаканник с граненым стаканом, каждый из присутствующих давно выбрал себе любимую чашку. Маша пила чай из маленькой чашечки со смазанной позолотой, Мишка брал себе белый высокий стакан, Ленька обожал кружку с лошадью, Виталий – темно-синюю кружку «70 лет Октября».
- Видела и медведя, - сказала она, отхлебнув чай. Взяв квадратик шоколадки, она рассмотрела его и положила в рот. Зубов у нее почти не было, поэтому она рассасывала шоколадку, наслаждаясь ее вкусом.
- Я родилась в 1910 году, когда первая война была, я совсем маленькая была, там мой отец и погиб. Не помню я его. А в 1945 мне уже тридцать пять было, я в геологию ушла, мой родитель немцем был, поволжским. Люди пальцами тыкали, поэтому, сбежала я. В экспедиции неважно, кто ты по рождению, важно, что ты можешь. Вот и таскала я рюкзак по лесам Карелии, золото мы искали. Пробы брали по квадратам. Неделю в лесу жили, в воскресенье в баню ехали на машине. Водителем Зосим работал, ух и лютый мужик был, починить ЗиЛ мог на колене. Я в него и влюбилась, поженились. Катьку родили. А потом сюда переехали, уже шестидесятые были. А потом она сбежала.
Все истории у бабушки обычно скатывались на жалобы на дочь, которая сбежала. Она достала из кармана платочек и промокнула слезы. Дети сидели тихо, они знали, что сейчас будет продолжение истории.
- В лесу хорошо было. Осень особливо. Бывало, наешься за день черникой так, что губы синие. А Зосим приедет за нами, букет ромашек притащит и хохочет. Я ему суну банку ягод, он весь измажется, что твой чубяк.
В речи бабушки Августы иногда проскакивали странные слова. Когда однажды Мишка спросил у нее, что они значат, женщина махнула рукой и сказала:
- Ну видно же, что чубяк. Не знаю, из сердца прозвища идут.
Лёньку она называла веснушонком. Мало того, что он был рыжим, так по его лицу и рукам были рассыпаны муравьишками огромное количество веснушек, к зиме они бледнели, зато на весеннем воздухе расцветали под лучами солнца.
- Что, веснушонок, опять мать загуляла? – спрашивала она у него, когда мальчишка прибегал ночью спать в сторожку. Он кивал, а она, пошамкивая губами, пускала его на свой продавленный диван. К нему прижимался Полкан, а на подушке дрых котенок.
Именно Лёнька и принес страшную новость. Был почти Новый Год, у каждого из детей дома уже стояла елка, дети решили собрать конфет бабушке Августе, которая должна была дежурить с 31 декабря на 1 января.
- Бабушка Августа. Ее нет. Умерла она, - выпалил мальчик и заплакал.
- Как нет? – спросил Виталий.
Маша сразу залилась слезами. Миша приобнял сестру.
Хмурые дети подошли к сторожке. На пороге стоял суровый Аркадий Федорович, сменщик бабушки.
- А, пришли? Все, закончилось ваше хождение. Увезли ее два часа назад, умерла на рабочем месте. Теперь начальству придется отписываться, ух, дюже много бумаг. Да и мне работать на новый год, эх, не могла потерпеть. Теперь жена скандал устроит, к родителям ее на праздник собирались.
- Простите, а вы можете на похороны ей конфеты принести? Мы вот собрали, любила их она.
Злое лицо Аркадия Федоровича разгладилось:
- Положу ей, скажу, что Вас.
На Новый год дети загадали желание, чтобы бабушке Августе было хорошо на облаках.
Свидетельство о публикации №225081401660