Хохот шамана

Там, где высокие деревья держат на своих ветках-руках небо, а лучи солнца играют на их стволах яркими красками, там, где живут сильные люди и диковинные звери, во дворце посреди леса жил великий шаман по имени Амник. По щелчку пальцев его сдвигались тучи, принося дождь в высушенные солнцем земли, движение его брови вызывало луну на небо, чтобы юные девушки в деревнях танцевали во славу ее.

Перед дворцом стояла очередь из желающих получить благословение шамана или попросить. Великие дары приносили люди, взамен получая не менее великие дела.

Амник сидел в удобном кресле, листая книгу и потягивая свежевыжатый апельсиновый сок, принесенный игуанами.

 - Говори, что ты хочешь? – приказал он очередному просителю.

 - Великий, о твоем могуществе слагают легенды, мы слышали много историй о том, как ты помог людям, - пропел крестьянин, падая ниц.

 - Давай к делу, у меня таких, как ты – целый двор, - захохотал шаман.

- Моя деревня находится высоко в горах, зимой на вершины выпадает снег, а потом мы все лето собираем талую воду и поливаем ею наши террасы, на которых растет пшеница. О, великий, в этом году снега было так мало, что нам не хватит воды до сбора урожая. Помоги нам, иначе деревня умрет с голоду!

Шаман подвигал бровями, напряг челюсть и заявил:

 - Возвращайся к себе, завтра пойдет дождь!

 - Спасибо, великий, прими камни в дар, эти изумруды и рубины сияют глубоко в пещерах, мои родичи добыли их специально для тебя!

 - Положи в угол и уходи! – проворчал шаман.

Так продолжалось ежедневно, пока в один далеко не прекрасный для Амника день в зал не вбежал вооруженный мужчина:

 - Ты – не шаман, ты – лжец! Мы заплатили тебе за ясное солнце, а у нас полил дождь! Деревья ипу-перту осыпались, даже не дав цветов. В этом году не будет веселого напитка ипу, который продается на праздниках урожая, заставляющего танцевать всю ночь напролет. Верни нам цветение деревьев!

Толпа во дворе зашепталась, некоторые начали уходить сразу, а остальные приблизились, чтобы услышать ответ.

 - Ты, верно, обманываешь меня и людей! Я – великий шаман, я учился тридцать лет, чтобы управлять природой и судьбами, движение моих пальцев сотрясает горы, а, если я моргну, пойдет дождь! Уходи, не пудри мозги людям!

 - Если ты великий, моргни, пусть пойдет дождь! Тогда я возьму свои слова обратно! – прокричал воин.

 - Моргни! Вызови дождь! – заорала толпа.

Шаман встал, поправил свои яркие одежды простер руки и моргнул. На улице светило яркое солнце, на голубом небе не было ни одного облачка. Он огляделся, люди ждали чуда, тогда он моргнул и одновременно щелкнул пальцами. Лучи солнца продолжали палить землю.

 - Обманщик! – закричали люди и выкинули его из дворца. – Уходи, иначе мы убьем тебя!

Растерянный шаман скрылся среди деревьев, дошел до поваленного ствола дерева, сел на него и задумался. Такое с ним случилось первый раз. Тридцать лет ушло на обучение, развитие, медитацию, чтение книг и молитвы богам. Он стал – великим шаманом, а теперь боги отвернулись от него.

 - Если они от меня отвернулись, я сам пойду к ним, - решил Амник, зашнуровал потуже сандалии и отправился в сторону древнего города Упок-Тар, где жил дракон – бог всей природы, - я найду его и заставлю все вернуть. Среди леса раздался хохот шамана.

Через час его решительность немного потерялась, он проголодался. По щелчку пальцев мудрые игуаны не принесли ему напиток, обезьяны же корчили мордочки и кидались тухлыми ягодами в ответ на его просьбы.

К вечеру он, еле волоча ноги, дошел до плантаций, где босоногие мальчишки, взбегая по стволу, собирали плоды тук-тук – дикой дыни, растущей на дереве.

 - Мальчишка, дай мне один плод! – приказал Амник.  – Я - великий шаман, очень голоден.

Мальчик, спустившись с дерева, держа в одной руке нож, а в другой – связку тук-туков, заявил:

 - Если ты так велик, прикажи дыням упасть к твоим ногам! Если не можешь так сделать, то делай, как мы – залезь на дерево и возьми столько, сколько надо. А те плоды, которые собрали мы – это ужин всей нашей деревни.

Громко хохоча, они убежали, оставив шамана одного.

Южная ночь упала на джунгли так быстро, что Амник едва успел моргнуть. Желудок его издавал громкие трели, перекрикивая вопли обезьян в лесу. Он, вздохнув, подошел к дереву, обхватил его и попытался подняться по стволу. К его удивлению, это оказалось очень сложно – больше двадцати сантиметров он преодолеть на смог. Решив попробовать снова шаманскую силу, он щелкнул пальцем и топнул ногой, приказывая дереву скинуть свои плоды. Ему показалось, что в листьях прошуршала усмешка.

 - Ах так! – вскрикнул он, разбежался, подпрыгнул и поднялся по стволу по два метра. Заветные дыни были еще очень далеко. Шаман посмотрел вниз и понял, что ему страшно слезать.

Утреннее солнце застало его на стволе дерева в полуметре от дыни, практически без сил.

 - Эй, шаман, ты за ночь сделал большой путь, - прокричал ему мальчик. – Смотри, тебе осталось совсем чуть-чуть. Старайся.

Тут он достал кусочек дыни, который принес с собой, и откусил. Шаман от голода чуть не свалился с дерева, но, стиснув зубы, продолжил движение, сантиметр за сантиметром приближаясь к плоду. Когда он схватил его, то не смог оторвать и повис, держась за тук-тук.

 - Глупый ты человек, дыни можно только отрезать, - заявил мальчик, легко взбежал по стволу и помог ему вернуться на ствол и срезал дыню. – Учти, я сделал это только потому, что ты сам добрался до награды.

Спустившись на землю, Амник вгрызся в мягкую плоть тук-тука, поняв, что вкуснее до этого он ничего не ел. Оглянувшись, шаман понял, что мальчишка куда-то исчез. Взяв с собой половину дыни, он направился дальше. Плод отлично утолял жажду и голод.

Дорога вела через джунгли, изредка прорываясь сквозь руины забытых городов. Странные статуи улыбались или грозили ему в след. Он подошел к ущелью, остатки моста висели, смытые сильным ливнем. Амник сел и задумался, как ему перебраться на другую сторону. Из леса раздалось пение, оттуда вышел мужчина, который нес на плечах связку огромных листьев – ими обычно покрывают кровли дома.

Мужчина срубил бамбук, росший рядом, кинул его через ущелье и прошел по нему, как канатоходец.

 - Подожди, я – великий шаман, приказываю тебе, перенеси меня на ту сторону, - крикнул Амник.

 - Если ты великий шаман, прикажи, и скалы соединяться, чтобы ты просто шагнул через пропасть, - пропел ему в ответ сборщик листьев, уходя в лес.

 - Я должен попасть к дракону, - шептал Амник, трогая одним пальцем бамбук. - Если это может делать какой-то крестьянин, то я, великий, тоже могу!

Он аккуратно заполз на палку и начал двигаться по ней, однако, та завращалась, и шаман оказался спиной вниз. Под ним гремела река, разбиваясь об яркие камни.

 - Неееет, - шептал он, - нет, я должен.

 - Представь, что ты – муравей, - услышал он слова мужчины, который вернулся, кинул еще одну бамбуковую палку и перебежал через ущелье.

 - Я – муравей, я могу ползти по палке, - шептал шаман, с закрытыми глазами двигаясь вперед. К вечеру он дополз до края, а собиратель листьев за день проделал такой же путь десять раз.

Амник вылез на край ущелья, руки и ноги его тряслись, он никогда не испытывал ничего подобного.

 - Подожди, сколько ты учился этому? – спросил у мужчины.

 - Я до сих пор учусь, - засмеялся тот, пробегая по бамбуку со связкой листьев и скрываясь в лесу.

Небо заволокло тучами и пошел ливень, какой бывает только в джунглях – стена дождя соединила небо и землю.

- Деревня, я должен попасть в деревню, - прошептал шаман и направился в ту сторону, куда ушел сборщик листьев. Дождь бил его по голове, намочил всю одежду, ноги вязли в грязи, замедляющую движение.

- Там крыша, мне помогут, - упрямо шептал он, еле волоча ноги. За поворотом показалась деревня, на удивление, над ней светило солнце. Шаман подошел к краю и уперся в невидимую стену:

- Срочно пустите меня, - закричал он. На просьбу вышла красивая женщина в богатых одеждах с доброй улыбкой на улице.

- Чего ты хочешь, путник?

- Я вымок и замерз, почему сила не пускает меня в деревню? Я - великий шаман, приказываю впустить меня, накормить, предоставить лучший дом для проживания.

Женщина пожала плечами и ушла.

- Что??? Как ты смеешь, женщина, не выполнять мой приказ! Немедленно вернись и впусти меня! По одному моему щелчку пальцев разойдутся тучи, а потом зальют ваши дома!

Он стал прыгать, щелкать пальцами и корчить рожи, однако, ничего не менялось.

На крышу хижины сел попугай, посмотрел на бесноватого и вылетел в дождь. К удивлению шамана, птица не намокла.

- Кто ваш шаман, откуда у него такое могущество? - взмолился он.

Снова появилась та женщина, перебирая в руке нефритовые бусы, она сказала:

- У нас нет шамана, просто мы верим, что дождь мочит только тех, кто хочет быть мокрым. Поэтому над нами всегда светит солнце.

- Ты лжешь, женщина, я не хочу, чтобы быть мокрым, однако, так и есть! Зови своего шамана, он должен склониться перед моим могуществом!

Она снова пожала плечами и ушла.

Амник устал от дождя, от своей мокрой одежды, от того, что даже негде посидеть - везде стояли огромные лужи. Изумрудная жаба пропрыгала мимо, проквакав, как ему показалось, оскорбление. В какой-то момент уставший шаман просто закрыл глаза и, смирившись со своей судьбой, опустился за землю.

Не заметив как, он уснул. Ему снились грозовые тучи, по которым шаман ходил, улыбаясь, иногда из них шел дождик, который принимался им как радость. Проснулся Амник от того, что на его лице играли солнечные лучи.

- Дождь - это счастье, - прошептал он, - солнце - это счастье. Их надо принимать.

Шаман встал, поправил одежду и гордо прошел через деревню, где все улыбались.

Дорога пошла вверх, стало холоднее, начали появляться небольшие статуи драконов - он ступил в город Упок-Тар. Поднявший к горе, шаман увидел каменного дракона, покоящегося наверху.

- Эй, дракон, я пришел к тебе! Пережил столько всего. Отомри и помоги мне вернуть мою силу! Я- великий шаман!

Из ноздрей дракона тек дым, уходящий в ущелье.

- Эй, ты, так называемый бог, ты - камень! А я - живой! Я - великий, просто на время потерял свою силу! - тут шаман захохотал, эхо поймало его смех и отразило от гор, потеряв в ущелье.

- Ты уверен, что ты - живой? - раздался голос сзади.

Амник обернулся - на стволе сидела маленькая ящерка.

- Не отвлекай меня, я говорю с драконом! Беги ешь мух, занимайся своими делами, - заявил шаман, отмахиваясь от рептилии. - Эй, бог, говори со мной, быстро!

- Глупый Амник, ты ищешь величие в размере, пытаешь подавить всех своими достижениями, но не готов слушать мир.

- Мир должен слушать меня! - взревел шаман.

- Поэтому он и отторг тебя! Когда я подхожу к пределу, я становлюсь ящеркой, а окостеневшая часть остается тут. Тысячелетия за тысячелетиями я меняюсь вслед за миром, поэтому, до сих пор, я и живу. А ты, если не поменяешься, умрешь!

- Что? Ты? Он? Великий бог - маленькая ящерка?

Он упал на землю и захохотал от своего бессилия перед судьбой.
***
Через год во дворец великого шамана вошел путник в белых одеждах. Двор пустовал, хотя ранее он всегда был заполнен людьми. Внутри помещений скопилась грязь и паутина, кое-где светились лужи из-за протекшей крыши.

Оглядевшись, мужчина оторвал от полы рубашки кусок и приступил к уборке - за год помещение пришло в негодность, а все сокровища растащили крестьяне.

- Вы - великий шаман? - раздался голос от дверей, когда он домывал пол.

- Зови меня Амник, - ответил он, - чем я могу помочь?


Рецензии