Остаётся память. Земля, сожжённая дотла, д. Пикали

Есть такие откровения, которые даются душе, когда их совсем не ждёшь. Они похожи на открытия чего-то нового в явлении, человеке или в самой себе.
Где рождается патриотизм? Он может родиться только на своей родной земле, выстраданный опытом, жизнью, судьбой.
Но бывает, это приходит тогда, когда так складываются обстоятельства, и ты попадаешь в атмосферу, где невозможно не проникнуться любовью к родине. У нас не очень любят пафос, всё больше креативность и сиюминутность момента.
День, когда участники фестиваля исторической поэзии «Словенское поле-2025» посетили мемориал, посвящённый погибшим жертвам, жителям д. Пикалиха Карамышевского района, сожжённой дотла, отличался и креативностью, и глубиной от осознания того, что мы посетили не просто место нашей исторической памяти. Мы стали свидетелями беспримерного подвига нашего народа в годы ВОВ.
Поэты прочитали стихи у мемориала.
Каждый читал о своём месте, откуда он приехал, где находится его родовая память, о том, как пострадал наш народ в годы ВОВ в разных населённых пунктах Советского Союза.
Не покидало ощущение сопричастности к той общей трагедии страны, выжившей из пепелища. Сколько по всему Советскому Союзу было сожжено и угнано в немецкое рабство советских людей. Советского Союза давно нет, но память осталась, и она не даст умереть тем свидетельствам, о которых говорилось на митинге.
Фестиваль исторической поэзии «Словенское поле-2025» в этом году посвящён 80-летию Великой Победы, и потому знаменательно, что первый день фестиваля был отмечен посещением мемориала памяти жертв, сожжённых фашистами в д. Пикалиха.
Автобус МЧС ждал поэтов, приехавших на фестиваль со всех концов необъятной России и из соседней Беларуси, особенно пострадавшей в годы ВОВ, чтобы посетить место, где увековечен подвиг нашего народа в годы ВОВ.
Великолепный организатор фестиваля, поэт Андрей Бениаминов, попросил всех застегнуть ремни, и мы поехали.
Приехав к мемориалу, мы увидели, что нас там ждут местные жители и СМИ.
Первое слово взял руководитель фестиваля Андрей Бениаминов, сказав, что надо помнить не только о Победе, о подвигах, о героизме, но и о том, какой ценой эта Победа досталась, и потому первое мероприятие проходит именно здесь.
«Таких деревень у нас по области насчитывается более 5000. Недаром в 2022 году по инициативе губернатора Псковской области Михаила Юрьевича Ведерникова был учреждён памятный день — день памяти сожжённых деревень, который является памятным днём Псковской области — это 22 октября.
Если говорить о деревнях, то, посмотрев на довоенную карту Псковской области, где названия на ней не помещались и наезжали друг на друга, на послевоенной карте и карте советских времён половины этих деревень уже не увидишь. Читая список этих деревень, я не нашёл деревни Скориха, где жила моя бабушка, Чёрного Вира, который был сожжён вместе с его жителями. Давайте митинг, посвящённый памяти жителей деревни Пикалиха, сожжённых фашистами, и памяти всех жителей сожжённых деревень не только Псковской области, но и России, считать открытым», — сказал Андрей Бениаминов.
Упомянув о белорусской Хатыни, он передал слово поэту из Витебска Лидии Шишко. Лидия рассказала, что родом она из деревни Рог, которая до войны насчитывала 300 дворов, сейчас осталось 18. Она поведала страшную в своей очевидности историю гибели её прабабушки Евдокии, которую фашисты, не добив, оставили мучиться, дом подожгли, и нашли её по башмакам и оставшимся ногам. Всё, что осталось от человека. Лидия является представителем фонда, занимающимся гуманитарной деятельностью, отправкой материального груза на Донбасс. Она прочитала у мемориала памяти своё стихотворение «Двести».
Многие поэты, выходящие к микрофону, рассказывали о своей малой родине, и приходило понимание того, что трагедия войны ощущалась в оккупации не меньше, а даже ещё больше, чем на фронтах.
Был на митинге и живой свидетель зверств фашизма в д. Пикалиха, ей было тогда всего три года. Скромно стоящая в толпе Ангелина Михайловна слушала выступающих поэтов. Что всколыхнул в её душе митинг, какие страшные воспоминания?
Во время митинга пошёл дождь. Природа плакала, и душа была созвучна природе. Сколько слёз принёс миру фашизм.
Представитель Смоленщины, поэт Мария Парамонова, рассказала о своей трагедии — сёстры её прабабушки были сожжены на земле Новосокольнического района. А дедушка по отцовской линии погиб и тоже от огня подо Ржевом, дом его сожгли вместе с жильцами. Мария прочитала стихотворение «Во имя добра».
Ольга Флярковская, поэт из Москвы, рассказала, что в её семье тоже были трагедии. Бабушка умерла от последствий Блокады, умер мамин брат, дед мужа погиб на Курской Дуге.
Ольга Флярковская прочитала стихотворение «Хилово».
Поэт из Гдова Андрей Теддер посвятил стихотворение женщинам, которые выжили.
Символичным было выступление самой юной участницы фестиваля из г. Красногорска Московской обл. Арины Иващенко.
Эта девочка зацепила душу. Арина является подростком, одним из представителей своего поколения, её интересует история нашей страны, и слушая её проникаешься мыслью, что и среди юных по возрасту есть те, кто потом продолжит эстафету памяти поколений, и не уйдёт никуда эта память, не растает, и не предадут, сохранят такие дети память о своих прадедах, живших и трудившихся на этой земле.
Пронзительно прозвучало в исполнении поэта из Санкт-Петербурга Валерии Рассохиной её авторское стихотворение «Русские белые печи».
В завершении митинга поэт Андрей Бениаминов стал читать своё стихотворение о деревне Чёрный Вир, потрясающее по своей глубине и значимости, и тут что-то случилось с аппаратурой, и на слушателей из динамиков полилась песня группы «Руки вверх». Можно представить, что было в душе поэта, когда вдруг, внезапно аппаратура выдала такой «шедевр», но не потеряв самообладания, он дождался, когда приведут в исправность аппаратуру и выключат эту музычку.
Андрей Бениаминов прочитал заново своё прекрасное стихотворение, и на этот раз ничто не отвлекло от его слушания. Над мемориалом возникла тишина. Минута молчания.
Поблагодарив всех за стихи, он предложил возложить цветы к мемориалу, и тут зазвучала другая песня, которую всей душою давно ждали, именно в этот момент поэты услышали «Журавли» Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова, а пел её никто иной, как Марк Бернес. Лучшее исполнение этой песни. И никто никогда не перепоёт это проникновенное исполнение. Никто. Как он работал над этой песней, известно, просчитывая каждый такт.
И, что интересно, символ России — белых журавлей, поэты увидели уже в другом месте — на следующий день на Священном холме. Они пролетали и что-то кричали нам с небес.
Может, они кричали о России.
А нам оставалось только с замиранием сердца смотреть им вслед.


Рецензии