Новый Филипок
... И вот наступило долгожданное, первое сентября. Рано утром, тайком от родителей, я вышел из дому и направился по дороге, по которой, как я видел, весёлыми группками шли дети. Школу я увидел издалека – это было одно-этажное серое здание, длинное, со множеством больших, продолговатых, бле-стевших свежевымытыми стёклами, окон.
Напротив школы, через дорогу, находился базар, где, расположившись за сколоченными наспех деревянными стойками, кучки весёлых женщин и му-жичков бойко торговали нехитрой, огородной, и приготовленной в домашних условиях, продукцией. Повсюду видны были мешки с картошкой, вилки капу-сты, огурцы, вкусные пирожки с ливерной колбасой, висели на стойках связки с чесноком, луком, красным перцем.
Кое где мелькали на стойках и чёрные, тонкие дольки самодельной же-вательной резинки - любимое лакомство послевоенных детей. Встречался из-редка, разложенный на обрывках мятых газет, и нехитрый скобяной товар: гвозди, крючки, лопаты, пилы, молотки, дверные ручки, защёлки. Справа от школы стояло высокое, полуразрушенное здание, которое пугало меня чёрны-ми дырами вместо окон. Слева же от школы открывался вид на уходящее за горизонт озеро, которое в то утро я увидел впервые и, может быть, именно поэтому оно показалось мне каким-то особенным, необычайно голубым и торжественным.
Во дворе школы находилось уже много детей и взрослых, все были нарядно одеты. То тут то там слышны были возгласы оживления, на лицах сияли ве-селые улыбки. Играл духовой оркестр. Увидев всё это, я остановился в рас-терянности, вся моя решительность мгновенно улетучилась. Дело в том, что в дет-стве я отличался какой-то странной, смешившей всех, стыдливостью.
Стоило маме послать меня, например, к соседям за спичками, как я мог потратить на это значительно больше времени, чем требовалось. Меня приво-дила в ужас мысль, что вот сейчас, когда я войду к соседям в дом, на меня начнут смотреть сразу несколько человек, а я должен буду просить у них нуж-ный маме коробок, отвечать на их вопросы и, что ещё хуже, принимать от них какие-то угощения.
И, чтобы хоть как-то облегчить свою, незавидную, участь /а спички нужно было достать во что бы то ни стало, иначе русская печь останется не растоп-ленной, а это значит - не будет сварена к обеду и приходу отца еда/, я по-ступал следующим образом: до соседских дверей я добирался ещё более или менее бодро, а затем останавливался в шаге от них, сосредотачивал всё своё внимание на дверной ручке… и ждал.
У меня не хватало решимости постучать, как учила мать, в дверь. Так я мог простоять очень долго. И попадал к соседям только после того, как кто-то случайно выходил из дому в сени, или, наоборот, приходил с улицы в дом. По-сле естественного, радостного, как всегда, удивления соседей и расспросов с улыбкой - зачем же ты, такой маленький, пожаловал к нам?, я чувствуя прилив какого-то нелепого стыда, мгновенно заливался краской.
Соседи замечали это и, как назло, начинали разговаривать со мной как-то особенно ласково, улыбаясь и всё время переглядываясь между собой, от чего я краснел ещё больше, становясь, видимо, в это время уже совсем пунцовым. Наконец, пробормотав быстро что-то про спички, которыми мае нужно обяза-тельно растопить печь, я получал злополучный коробок и пулей вылетал на улицу. Потом долго ещё не мог прийти в себя, во всех подробностях переживая свои, недавние, злоключения.
Итак, увидев во дворе школы такое, большое, количество людей, я рас-терялся. "Что же делать дальше, куда идти, к кому обратиться – ведь я здесь ни-кого не знаю! – в отчаянии думал я, бродя в стороне от школы и не решаясь по-дойти ближе. Наконец я заметил, что дети с родителями, стоявшие до сих пор во дворе, один за другим стали заходить внутрь здания.
Я осмотрел, на всякий случай, своё скромное одеяние: на мне был про-стенький свитерок, не раз уже стиранные штанишки, стоптанные изрядно сан-далии, и, превозмогая страх, двинулся вперёд. Вслед за всеми я протиснулся в какую-то длинную комнату, в которой стояло много деревянных, незнакомых мне, сооружений с сидениями. Мальчишки и девчонки, вошедшие в комнату раньше меня, уже уселись за эти сооружения и громко хлопали по ним ладо-шками, толкая друг друга, смеясь и корча друг другу смешные рожицы.
Всё вокруг блестело, пахло свежей краской. Тут же, возле стен, стояли ро-дители, которые то и дело одёргивали своих, не в меру расшалившихся, чад. Я с трудом примостился на самом дальнем, свободном ещё, сидении и, дрожа от стра-ха, стал ждать дальнейших событий.
Вдруг шум и крики как-то сразу, в один миг, прекратились, и я увидел, что в комнату, один за другим, вошли трое взрослых людей. Впереди шёл вы-сокий мужчина в больших, тёмных очках, с папкой под мышкой, худой и, как мне показалось, ужасно сердитый. Он мне почему-то сразу напомнил соседского индюка Гошу, которого я постоянно дразнил и гонял по двору, если он на него иногда заходил.
Хотя и мне от этой, немалой по размерам, домашней птицы порой тоже частенько доставалось. Это случалось тогда, когда тот, распушив свои черные перья, раздув свой красный кадык и воинственно гогоча, переходил от пассивной защиты в атаку, успевая пару раз больно клюнуть своего, вечного, обидчика в лодыжку или в другое, более мягкое место, прежде чем я успевал убежать от него, заскочив на крыльцо, или спрятавшись в большом амбаре, на сеновале.
За высоким мужчиной катилась, как колобок, маленькая, пухленькая женщина средних лет, с гладко зачёсанными нсазад, черными волосами. Она приветливо здоровалась на ходу с родителями, называя некоторых по имени и отчеству. Замыкала тройку молоденькая, стройная девушка с длинной, русой косой, уложенной колечками на затылке, тихая и скромная.
"Ну вот, - думал я, - сейчас и начнется тот самый, таинственный, урок и я начну учиться. Это, конечно же, вошли учителя, о которых я так много уже слышал".
Но, к моему разочарованию, всё началось совсем не так, как я думал. Длинный дядя, вынув из папки и разложив на столе какие-то бумаги, внима-тельно посмотрел на притихших детей и родителей и сказал:
- Дорогие дети! Мы поздравляем вас с началом учебного года! Желаем вам получать на уроках только пятёрки, быть примерными во всём и всегда слу-шаться ваших учителей и родителей!
Голос мужчины был каким-то монотонным и скрипучим и абсолютно не понравился мне.
- А теперь, чтобы лучше познакомиться с вами, дети, - продолжал всё так же бесстрастно мужчина, - мы назовём вас по фамилии, имени и отчеству, а вам, при этом, нужно будет встать.
После этого мужчина сел. А полная женщина открыла лежавшую на столе тетрадь, и, то и дело заглядывая в неё, стала называть фамилии и имена учеников. Те каждый раз быстро поднимались, и, напряжённо глядя на женщину, которая задавала им какие-то вопросы, как могли, отвечали ей. Иногда о чём-то спрашивала родителей и мужчина.
Наконец все дети были опрошены. Мою фамилию, естественно, никто не назвал, хотя я втайне надеялся на это. И, словно услышав меня, высокий муж-чина встал, внимательно посмотрел на собравшихся в комнате малышей, и вдруг спросил:
- Дорогие дети, кого мы ещё не назвали, поднимите руки?
Но рук никто не поднял. Я тоже. Всё внимание моё было сосредоточено на мужчине. Я понимал: если ко мне придёт сейчас беда, она придёт именно от него, этого сухого, похожего на индюка, начальника, на кого все смотрят почему-то с таким уважением.
Дело в том, что мужчина этот, не дождавшись ответа, стал медленно об-водить своим взглядом притихших детей. Он делал это не спеша, всматривался иногда подолгу в очередное, попавшее в поле его зрения, лицо. Но, тем не ме-нее, голова его, хотя и медленно, но неумолимо продолжала приближаться к тому месту в конце комнаты, где сидел я.
Как страстно желал я тогда, чтобы взгляд этих, цепких, пронзительных глаз не задержался, прошёл мимо меня! Чтобы не случилось сейчас, на виду у всех, того позора, когда я вновь, ни с того ни с сего, зальюсь вдруг краской внезапного, мучительного, непонятного для меня самого, стыда. Но, как бы я ни молился и не заклинал тайком своё, спасительное, желание, уже совсем скоро, через каких-нибудь пару секунд, я понял: произошло непоправимое! Что взгляд этот всё же остановился. И что мужчина, похожий на индюка Гошу, в упор смотрит не а кого-нибудь, сидящего по-соседству со мной, а именно на меня.
Внутри у меня всё оборвалось, меня охватил внезапный озноб, я перестал чувствовать своё тело.
- Так есть у нас такие, не названные ещё, дети… или их здесь нет? - почти не раздвигая своих тонких, бескровных губ повторил вопрос мужчина, продол-жая пристально рассматривать меня.
Я сидел, ни жив ни мертв, потеряв всякую возможность ориентироваться в происходящем, и вообще о чём-либо думать. К тому же, на мою беду, головы присутствующих в комнате взрослых тоже тоже стали поворачиваться в мою сторону. Но мужчина упорно не отводил от меня взгляд, и нужно было что-то делать, чтобы прекратить этот, возникший внезапно, сеанс молчаливого, упорного гипноза на расстоянии...
2025
Свидетельство о публикации №225081401834