Россию мы потеряли в 17-м году или же вновь обрели

Или

Русская промышленность в начале XX веке.

Еще раз глянул в интернете на широко известный когда-то  документальный фильм господина Говорухина   «Россия, которую мы  потеряли». Нужно было по каким-то своим причинам. И я со спокойной совестью посмотрел.

Фильм злой по отношению к Советской России. И хвалебный по отношению к Царской России. И я здесь  не буду  отвечать  по каждой цифре Говорухина,  касающейся развития сельскохозяйственного и промышленного производства царской России – цифры в фильме  у Говорухина  ложные и в корне неверные. 

Врал  Говорухин без стеснения и без зазрения совести. Почему, не знаю, но это так. Хотя, если разбираться, то понятно почему. Его родители были из Донских казаков, которые воевали на стороне немцев в ВОВ и ушли семьями вместе с немцами во время отступления немцев из юга СССР. Их тогда было всех вместе почти пол миллиона человек.

Так вот, вернемся к нашим «баранам». А «бараны утверждают, что по уровню развития промышленности Царская Россия в начале двадцатого века занимала последнее место среди развитых стран мира. На первом месте США, далее идут Германия, Великобритания, Франция,  Австро-Венгрия, Япония. И лишь потом идет Россия. После России развитых стран в мире уже не было – одни африканские, восточные и южноамериканские страны.

Поэтому Россия встретила Мировую войну практически безоружной. Не было в достаточном количестве даже винтовок. Не говоря уж о пулеметах. В связи с этим  России пришлось винтовки сотнями тысяч  закупать в США,. в Канаде  и даже в Японии. И заодно еще и винтовочные патроны к ним, к четырем типам используемых винтовок в России в Первую Мировую войну.

Здорово(?!) было воевать русским солдатам  с таким обеспечением, не правда ли?

А  из авиации мы могли делать лишь деревянно-парусиновые корпуса с крыльями, а моторы опять же таки покупали во Франции и Англии. Про флот я  уже и  не говорю После  Цусимы флота у России практически не было. Заказали в Англии несколько крупных военных кораблей, но получить их так и не получили.

Однако, замедление промышленного роста в начале XX в. не означало, что отсутствовал спрос на продукцию промышленности, однако значительная часть этого спроса покрывалась за счет импорта. Как указывала английский экономист М. Миллер, в течение всего этого периода происходило быстрое увеличение импорта машин и оборудования из Германии и США , в связи с чем только за период с 1902—1906 гг. по 1913 г. импорт из одной лишь Германии вырос в два  с лишним раза.
 
Вместе с тем, даже по развитию базовых отраслей Россия значительно отставала от ведущих европейских стран. Например, производство металла в России в 1912 г. составляло 28 кг на человека, а в Германии — 156 кг, то есть в 5,5 раз больше[74]. Что касается более сложных и наукоёмких отраслей, то там отставание было намного большим. А  своего промышленного машиностроения и производства средств производства (станков и оборудования) в России в начале XX в. фактически не существовало.

Судостроительная промышленность была развита крайне слабо: за рубежом закупалось порядка 80 % нужных стране судов. А новые отрасли, такие, как  автостроение   и авиастроение, только начали развиваться незадолго до Первой мировой войны, но и здесь наметилось значительное отставание России от ведущих стран Запада. Так, в годы Первой мировой войны Россия выпускала в 4 раза меньше самолётов, чем Германия, Франция или Англия. Кроме того, почти 90 % русских самолётов были оснащены импортными двигателями, при том что двигатель являлся самым наукоёмким элементом конструкции, и его цена составляла более 50 % стоимости самолёта.

От 70 % до 100 % производственных мощностей в большинстве отраслей промышленности накануне Первой мировой войны контролировал иностранный капитал, в значительной мере — французский.  А  объем промышленного производства в России в 1913 г. в расчете на душу населения составлял 1/15 от соответствующего показателя США .
 
Отставание развития России от стран Запада в промышленности было более значительным, чем общее отставание экономического развития страны. Так, объем валового внутреннего продукта России на душу населения в 1913 году составлял 60 - 70 % от соответствующего немецкого и французского, 20%   от  — английского и 15 % — от американского показателя.
 
Поэтому, отставание  развития русской промышленности сыграли очень важную  роль в событиях Первой мировой войны, когда русская армия оказалась значительно хуже оснащенной военной техникой, вооружением, боеприпасами и обмундированием , чем другие воюющие страны.
 
Поэтому брать за основу взгляд  на дореволюционную Россию с помощью документального  фильма  режиссёра Говорухина под названием «Россия, которую мы потеряли»,  и  в котором Говорухин взахлеб рассказывал о прекрасной жизни  русского народа в дореволюционной России, мне как-то неловко. Слишком уж откровенное вранье этого господина Говорухина меня коробит.
 
***


Рецензии
Автор на данном "материале" типа "нейтрален" в оценках. Где-то даже и "объективен" (своего рода). Но выдержать до конца нейтральный тон "не в силах" и "проявляет эмоции". Всё "дело", однако, не в конкретном фильме конкретного "деятеля искусства". И, да - всё же дело именно в том... Конкретный "советский человек" Говорухин (помимо его "казацкого" - или "казачьего" - как угодно) - человек ряда периодов "советской эпохи" и как "публичная личность" полностью эпохе соответствует. Как и продолжает до самой кончины в 2018 году "соответствовать" уже "другой эпохе" - "реставрации капитализма" и "рррыночных отношений". Впрочем, окончивший в 50-х гг. геологический факультет Казанского университета, "обсуждаемый" (сабж) геологом трудиться не пожелал и вскоре поступил в Московский институт кинематографии, а позднее попал в штат Одесской киностудии, в 1988 году перешел на Мосфильм. Нежелание быть геологом и предпочтения явно богемные в определённой степени "купированы" в советское время (точнее уже "совковое") необходимостью публичной поддержки "линии партии" и отражения в "творчестве" реальной советской действительности. Всё это "казачество" и "украинство" до поры, до времени оставлено "в глубине души". Никаких "критических выступлений" в эпоху "развитОго социализма" быть просто и не могло - идеологические комиссии на киностудиях работали исправно. "Украина" и "южане" в рамках позднего Союза действовали однозначно. Копили в домах "добришко" и "дефицит", даже и книги для заполнения мебельных гарнитуров из Румынии, ГДР и Прибалтики. Богема "тарилась" в "полузакрытых" магазинах по знакомству, носила кожу и дублёнки, недоступные "простым советским людям". Таков же был и сабж. Но таки из числа его фильмов (как режиссёр, актёр, сценарист, лишь много позднее - "продюсер") в советское время вышло два "культовых" -"Вертикаль" (1967) и "Место встречи изменить нельзя" (1987). Не геологи - так альпинисты. Всё равно "ррромантика". А "место встречи..." так вообще - героика и криминал... Все они - и Высоцкий, и Лужина, и снова Высоцкий и Конкин - богема в чистом виде, где-то даже и попса... но "лепят Горбатого" под "советских людей" вполне "убедительно". Впрочем...ни один из "положительных", или "нехороших" главных и второстепенных "персонажей" и исполнителей в дальнейшем в жизни ничем "хорошим" не отмечен. В определённой степени лишь Сергкй Юрский до кончины ничем скандальным себя не позиционировал. Многие (ныне уже покойные) как раз отмечены многочисленными браками-разводами, "светскими" скандалами, судебными тяжбами по наследству и прочему "материальному" достоянию. В дальнейшем Говорухин повторил проторенные пути богемной тусовки и снимал и участвовал в фильмах (и как продюсер тоже) явно "плакатного" формата о "красивой", "занимательной", "приключенческой" и "авантюрноЙ" сторонах жизни постсоветского "социума", либо формально - о советских (даже и сталинских) временах, но с "нетрадиционной" точкой зрения. То есть в духе уже "сванидзе" и им подобным. Начал он с "документальных" фильмов "Так жить нельзя" и вот с "обсуждаемого" тоже. Относительно же фильмов разных периодов "совка" для концепции режиссёра характерен выбор актёров тоже явно богемного антуража. Если Гайдай снимал "комедии", то выбор его круга был понятен - в сатирическом жанре как раз такие подборы и желательны - они для "советского человека" как отрицательные образы с формально "светлыми лицами" (ну - "мордочки" у них смазливые). Говорухин же "положительных персонажей" привлекает изображать самых богемных и скандальных (смотреть все его фильмы конца прошлого века и все нынешнего). То есть так или иначе - режиссёр вполне себе "соразмерен и современен эпохе" - чего бы ему "супротив" ожидания публики "переть". Как "шедевры" типа (не его, но в формате) "Брат" и "Брат-2" с Бодровым теперь предложены комиссией Думы (Елена Драпеко) к ограничению и запрету. Потому сАмому, автору настоящего поста не стОит так уж удивляться позицией и изобразительными средствами маститого "мэтра"... Низкий уровень жизни и низкий уровень "народного хозяйства" Российской Империи накануне Первой Мировой войны общеизвестны. Но "сванидзе" его "завсегда" поддерживали , рисуя картину прямо противоположную. И победа России (то есть нахождение среди стран-победителей) ничего особенного бы не изменила. Без "проклятых большевиков" Россия могла в лучшем случае стать теперешней Бразилией. Вроде всё есть - территория, ресурсы, население, даже и наука в нескольких городах... А "прорывов" нет. И уровень жизни "не очень". Аграрно-сырьевая страна.

Вадим Леонов   15.08.2025 00:01     Заявить о нарушении
Да (в азилии) ещё и "голые карнавалы" и "секс-туризм"...Зачем наука и промышленность, технологии и "технические достижения"? Тепло же...и бананы на пальме...Впрочем, Лула ихний хочет "прогресса" и "технологических прорывов" и образованного населения... А населению учиться и работать лень. Нефть же кормит...и туризм процветает...ну и "специфика" (менталитет).

Вадим Леонов   15.08.2025 00:17   Заявить о нарушении
Я в жизни никогда не был нейтральным. Ведь я был изобретателем. А изобретатель всегда вмешивается в существующую на заводах технологические процессы и предлагает свои, более новые и более совершенные. Самое поразительное здесь то, что и я по первому своему образованию являюсь геологом. И лишь потом я из геологии перешел в сварку. И то лишь потому, что на нашей геологической базе была сварка и я научился сварочному делу.
Писать, как прозу, так и поэзию, я тоже научился в геологии. И даже поступал в литературный институт. И как не странно, поступил и учился у самого Паустовского.
Но потом ушел. Ушел сам. Хотя Паустовский меня уговаривал остаться. И потому он мне оформил годичный академический отпуск. Но вернуться в литературный я уже не вернулся. Жизнь понесла по другим путям. Я уехал в Байконур и стал монтажником. Но писать не бросил. У меня литературная страница в интернете и три изданные книги. Одна книга, это сборник стихов, а две другие, мои романы.
Вот и все. Такова "моя се ля ви".

Виталий Овчинников   15.08.2025 13:48   Заявить о нарушении
Вы не о том сейчас. В данном "посте" ведь речь идёт о Говорухине и его "вранье". А Вы (пользуясь типа случаем) - свою биографию излагаете... Но "геолог" - понятие неоднозначное. Например писатель Иван Ефремов - "фантаст", но тоже геолог по первичному диплому и палеонтолог потом (доктор биологических наук), археолог тоже древнего периода. Фантастом он потом стал...сначала пишет именно "геологические" произведения. Под конец жизни он "философ" и "критик" (не диссидент) "совка", против евреев тоже отмечен "писаниями" - достали они его. С Генри Фордом о "вреде еврейства" для индустрии согласен был. Под надзором спецслужб до конца жизни (архив арестован после смерти).Поскоьку меня интересовали физико-математические и стыковые биофизические аспекты естествознания (по первому диплому биохимик и биофизик), все советские "курсы математики и физики" для всех естественных наук для меня не чужды. Имею такие и для геологов (университетов). Вполне достаточно для "науки" о Земле. Но мне такой уровень "низковат". Физическую химию постигал аж по спецкурсу для космического отделения МИФИ. Но беллетристикой не могу себе позволить... Книги (монографии) "пишу" исключительно "профессиональные" (на стыке). Вам желаю дальнейших успехов художественной прозы. Всё же Паустовский - личность высокого уровня. А Говорухин... ну Бог ему судья... хотя он после выхода "Место встречи..." в интервью довольно скромен был. Типа - "время покажет" какова картина и её достоинства...Но сам он стал типичный тусовщик и пиар-манагер самого себя. Даже "Ворошилоский стрелок" - попсовая поделка и сам Михаил Ульянов фильм не спас - популизм так и прёт на ленте.

Вадим Леонов   16.08.2025 02:11   Заявить о нарушении
Я извиняюсь, но меня не интересуют "физико-математические и стыковые биофизические аспекты естествознания". Это не мое. Было, есть и будет всегда не моим.

Виталий Овчинников   16.08.2025 10:47   Заявить о нарушении
Вам никто их и не предлагает здесь. Мои "отклики" (типа рецензии) носят характер "гуманитарных" критических "замечаний" и "оценок" художественных достоинств Вашего творчества. Достаточная естественно-научная и технологическая подготовка при несомненном интересе к историко-философским и социально-политическим аспектам бытия (и его экономическим основам) позволяет мне (в какой-то мере) формировать свои мнения и высказывать суждения по "общим вопросам" текущего момента. Попутно обращаю Ваше внимание на нежелательность использования в литературных изложениях (произведениях), а также в ответах и замечаниях личного местоимения первого лица единственного числа. В данном аспекте в своих рецензиях, замечаниях и сообщениях стараюсь придерживаться и придерживаюсь такого неписанного правила хорошего тона. Всё же "я" - последняя буква русского алфавита...

Вадим Леонов   16.08.2025 14:08   Заявить о нарушении
Видите ли, но на своих страницах интернете, я пишу и публикуюсь сам, поэтому могу себя называть, как хочу. Вот и все!

Виталий Овчинников   18.08.2025 22:37   Заявить о нарушении