Градостроительство в древние и современные времена

ТОРГОВЛЯ — ВЕДУЩИЙ МОТИВ  В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГОРОДОВ: ВАВИЛОН, ЕГИПЕТ, АФИНЫ И РИМ: СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОРОДА: РАЗВИТИЕ ПАРИЖА: ГОРОДСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ: ПРЕОДОЛЕНИЕ  ЗАТОПЛЕННОСТИ В ЛОНДОНЕ: ВАШИНГТОН — ГОРОД, ПОСТРОЕННЫЙ ПО ПЛАНУ: ДРУГИЕ  АМЕРИКАНСКИЕ ГОРОДА.
***
С древнейших времен при выборе места для города руководствовались двумя мотивами: либо место выбиралось из-за естественных средств защиты, либо торговля собирала людей в определенном месте, вокруг которого они строили укрепления. В любом случае необходимость
защиты от внешних врагов определяла форму и
устройство города. Даже в этом западном полушарии вопрос
Оборона имела решающее значение. Луисбург и Квебек; Бостон, Нью-Йорк и Йорктаун; Макинак и Новый Орлеан; Чарльстон, Мобил, Виксбург и снова Новый Орлеан — эти названия напоминают об осадах и сражениях трёх войн.
Города-крепости в Европе имеют свои аналоги в поселениях с частоколом, которые возникли в индейских землях Северной Америки. Типичным примером является сам Чикаго. Только в последнее время город смог расширить свои границы, освободившись от ограничений, налагаемых необходимостью защищаться от врага.Первой царицей, чьи подвиги были увековечены, стала Семирамида, правительница Вавилона. И хотя в истории этой страны, запечатлённой на её памятниках, не упоминается даже имя этой воинственной правительницы, мы не можем игнорировать косвенные свидетельства античных авторов о величайшем торговом городе древности. Диодор рассказывает нам, что Семирамида, будучи человеком амбициозным и стремящимся превзойти всех своих предшественников в славных деяниях, приступила к строительству. Понте Молле, Рим.
великий город в провинции Вавилон. Сначала она получила подробные планы, составленные её архитекторами и художниками, затем собрала со всех концов своей империи людей, необходимых для строительства.
 Для развития торговли она расположила город на берегу реки Евфрат и окружила его очень высокой стеной, укреплённой множеством башен и настолько широкой наверху, что по ней могли разъезжаться колесницы. Через реку она перекинула мост длиной в пять фарлонгов с арками, каждая из которых имела пролёт в двенадцать футов.Вдоль обоих берегов реки она возвела насыпь шириной с крепостную стену.Временно изменив русло реки, она проложила в нём проход в виде туннеля, который служил связующим звеном между двумя её дворцами.
Оттуда она могла наблюдать за каждой частью города. Семирамида построила и другие города на берегах Тигра и Евфрата.
Там она основала торговые центры для продажи товаров, привезённых из Мидии,
Персии, Индии, Египта и других стран, до которых можно было добраться по двум великим рекам, которые в те древние времена соперничали с Нилом и Гангом.
 Таким образом, благодаря своей дальновидной политике она значительно обогатила купцов, торговавших в тех краях, и способствовала процветанию и величию Вавилона.
Древние египтяне, окружённые пустынями, меньше полагались на стены, чем на защиту, которую давала природа. Таким образом, избавленные от необходимости строить укрепления, они направляли свою энергию на создание таких монументальных сооружений, как Великие пирамиды и храмы, которые воплощают в себе цивилизация, которая на протяжении по меньшей мере девяти тысяч лет была предметом восхищения и удивления всего мира. Эти сооружения были построены в разные эпохи на одном и том же месте.]

После того как были созданы средства защиты, стремление человечества к порядку и великолепию нашло выражение в произведениях искусства, которые оценивались только по любви горожан к своему городу.
У народа развилось чувство собственного достоинства, и в его распоряжении были средства для реализации своих замыслов. Нигде больше эти условия не сочетались так, как в Афинах во времена Перикла.
Год за годом терпеливые археологи извлекают на свет массивные
стены, которыми древние афиняне защищали свою цитадель от
захватчиков. А когда безопасность была обеспечена и в казне
накопилась дань от союзников, греческая страсть к красоте нашла
выражение в общественных зданиях, которые на протяжении веков
Акрополь в Афинах входит в число самых известных мест в мире. Плутарх
подчёркивает тот факт, что все эти начинания, каждое из которых в
отдельности могло бы потребовать нескольких поколений людей,
были осуществлены в период расцвета политической карьеры одного
человека. «Трудами Перикла, — утверждает тот же автор, —
особенно восхищались, потому что они были сделаны быстро и
прослужили долго.
Ибо каждое отдельное произведение его творчества уже тогда, за свою красоту и изящество, было античным; и всё же оно было энергичным и
свежесть и по сей день выглядит так, как будто ее только что исполнили. На этих его работах есть своего рода налет новизны, оберегающий их от
прикосновения времени, как будто в них есть какой-то вечный дух и бессмертие
жизненная сила смешалась в их композиции ”.
Как Афины олицетворяют высшую гражданскую красоту, которую когда-либо видело человечество, так и Рим олицетворяет власть и её великолепие. Она называла себя владычицей мира, и сегодня она
Рим по-прежнему может претендовать на свой другой гордый титул — «Вечный город».
 Только с приходом римлян мы начинаем получать
сочетание элементов, которые являются главными характеристиками
современного города, а именно: возможности для здоровой жизни
большинства горожан. «Парки, сады, лужайки и общественные площади, —
говорит Ланчиани, — с полным правом можно назвать лёгкими города.
И если здоровье и общее благополучие города зависят от нормальной
и здоровой работы его органов дыхания, то Древний Рим в этом отношении
В этом отношении его следует считать самым здоровым городом, который когда-либо существовал на земле».
[2] Этот автор перечисляет существовавшие в конце III века после
Христа восемь общественных парков, или зелёных зон, предназначенных в основном для пеших прогулок и гимнастических упражнений; восемнадцать общественных площадей и около тридцати парков и садов, которые сначала были разбиты частными лицами для собственного удобства, но впоследствии перешли в собственность империи в результате покупки, наследования или конфискации. Кроме того, там были кладбища, мраморные города мёртвых, окутанные тенью
величественные кипарисы и плакучие ивы; священные ограды храмов с их колоннадами и фонтанами; портики, специально построенные для того, чтобы горожане могли с комфортом прогуливаться в жаркую или дождливую погоду; и, наконец, огромные термы — заведения, оснащённые всеми возможными удобствами для поддержания здоровья тела и развития ума.
Из первоначальной рыночной площади, занимавшей болотистую местность между
Палатинский холм и Капитолий постепенно обрастали Римским форумом с храмами, сокровищницами, местами для иностранных послов, зданием сената, зданием суда, триумфальными арками и историческими памятниками. Здесь действительно находился гражданский центр Рима, место, где совершались религиозные обряды, велись дела и принимались политические решения. К собственно Форуму примыкали другие форумы, подаренные государству или купленные за деньги, как в случае с Цезарем.
Форум обошёлся в 44,45 доллара за квадратный фут, или более чем в четыре миллиона долларов.
Один только земельный дар Траяна в четыре раза превышал эту сумму, а завершённый
Это сооружение считалось шедевром римской архитектуры золотого века.

 В римских банях, как общественных, так и частных, одновременно могли находиться 62 800 человек. Кроме того, в каждом римском доме были бани. Прекрасные портики позволяли
пересечь под защитой навесов всю равнину Марсова поля,
протяжённость которой составляла от двух до трёх миль. Подобные
сооружения соединяли все крупные здания города, служившие
рынками, биржами, картинными галереями и удовлетворявшие
тысячу различных потребностей.
Прекрасные сады с зарослями самшита, лавра и мирта, с озёрами и фонтанами были окружены этими портиками, которые сами по себе были архитектурными творениями из редкого мрамора, а полы часто были инкрустированы яшмой и порфиром. Окружающие холмы и долины между ними, которые когда-то были свалкой городских отходов, были превращены в великолепные сады, образующие зелёные полосы длиной иногда более двух миль в одной композиции.

Сегодня, после столетий разрушений и упадка, Рим обретает новую жизнь
жизнь. Население города быстро растёт; с 1870 года на общественные работы и благоустройство были потрачены десятки миллионов долларов.
Были проложены широкие магистрали, памятники прошлого
открылись свету и воздуху, а пагубные условия, которые на протяжении веков упадка нависали над городом, как туча, были устранены благодаря разумным мерам по санитарии.
Великие поместья знатных семейств были переданы в общественное
пользование, и снова во всём цивилизованном мире ощущается
притягательная сила Рима.

В течение долгих веков, последовавших за разрушением и упадком древней цивилизации, не было создано ни одного крупного общественного или декоративного сооружения.
Старые сооружения больше не поддерживались.
Когда в Европе вновь начало формироваться национальное самосознание, а объединяющие силы христианства и римского права стали сплачивать человечество, города Италии, Германии, Франции и Англии стали сильными и богатыми благодаря промышленности и торговле.
По всей Западной Европе чувство постоянства и силы нашло выражение в
возрождение и украшение городов. Везде людей вдохновлял один и тот же дух, хотя в каждой стране способ выражения этого духа принимал характерную форму; и поскольку жизненным принципом была религия, собор стал воплощением высшего выражения гражданского искусства.

 Ни один город в мире, по словам Чарльза Элиота Нортона, не пробуждает поэтическое воображение сильнее, чем Венеция. Возникнув на заре современной Европы, она связала традиции старой цивилизации с новыми условиями. Казалось, что судьба, которая управляла её началом, была такой же, как
Она выросла, и в её жизни не было места случайностям, всё определялось дальновидностью и мудрыми советами. Её государственные деятели были самыми способными, её торговцы — самыми предприимчивыми и успешными, её моряки — самыми смелыми, а её ремесленники — самыми искусными в своё время. Любовь, которую питал к ней народ, была глубокой и сильной, как страсть.[3] То же самое, что и с Венецией, в не меньшей степени произошло с Флоренцией, Сиеной и другими независимыми городами Италии, которые соперничали друг с другом не только в силе, но и в красоте
и в любви, которую питают к ним их граждане. И сегодня их очарование
делает их прибежищем людей со вкусом и утонченностью, спустя много лет после того, как их могущество пошло на убыль, и осталась только их красота.


Рецензии
Мост Понте Молле, Рим, 2025.

Вячеслав Толстов   14.08.2025 10:55     Заявить о нарушении
Ponte Milvio, Ponte Molle) — мост через реку Тибр в Риме на древней Фламиниевой дороге (Via Flaminia), проложенной в I в. до н. э.

Вячеслав Толстов   14.08.2025 10:59   Заявить о нарушении