Бог без работы

Миллард Эриксон пишет в своем учебнике богословия о проблеме, которую Дитрих Бонхеффер назвал «взрослением мира»: «В прошлые времена Бог был ответом на загадки и решением проблем. Все непонятное объяснялось вмешательством Бога. Родилось даже выражение «бог пробелов», то есть пробелов в человеческих знаниях. Но по мере роста знаний роль Бога как объяснительного принципа соответственно сокращалась. Он оставлял одну позицию за другой. Геология, биология и психология постепенно заменяли Бога».

Также отмирала другая привычная функция всемогущего Создателя – решение проблем. Прежде, если в семье долго не рождался ребенок, молились Богу, как это делала, например, библейская Анна. В наши дни женщина идет к гинекологу, тот прописывает ей соответствующие препараты, и нередко ребенок появляется на свет. Раньше в месяцы засухи молились Богу о дожде. Сегодня можно найти облако с определенной степенью влажности, распылить в него йодистое серебро, и пойдет дождь. Или просто открыть кран и полить огород через шланг. Или установить капельный полив.

«Бог остается без работы», – резюмирует Эриксон. Привычное место, которое Он занимал в человеческих делах, заполняется другими средствами. Кажется, что Он уже не является необходимой частью мира, и в результате современные люди не видят необходимости в Его существовании, не понимают, зачем Он им. Технологии и наука, которые имеют дело с созданными Богом миром и ресурсами, создают у человека иллюзию всемогущества. Но это только иллюзия. Плывущее по небу облако, текущая из крана вода, сила для рождения ребенка – все от Него.

И нам нужна не только вода из крана для наших желудков, но и живая вода для наших душ.

14.08.2025


Рецензии