Отличие школ от сект
Но есть и у кого нарекания она вызвала. У христофобов оно понятно, а почему вот и у благочестивых некоторых?
А потому, говорят, что на проповедях во храме мы никогда не слыхивали о двух полюсах у Библии. Уж не желаешь ли ты Писанию приписать, так сказать, биполярное расстройство? Сектантством отдает, между прочим…
Что текст мой им отдает - не согласен. А вот опасение благочестивого человека отдать внимание сектантскому чему-либо - понимаю.
Должны ли мы, православные, беречься от влияния сект? Это не вопрос: нам должно противостоять их влиянию и книга моя «Богослов» , надеюсь, какую-то внесла лепту. Лидеры сект это «волки в овечьей шкуре», от коих предостерегает Евангелие. Вопрос лишь: искусен ли современный клирик или благочестивый мирянин различать понятия два, одно из которых суть богомерзкая СЕКТА, другое — богословская ШКОЛА?
ДОГМАТ И ТОЛКОВАНИЕ
Сын церкви, такому различению не навыкший, впадает в иную крайность, нежели теплопрохладность (духовная индифферентность). В такую: ох! секта-секта! чур-чур меня! как бы душу не погубить!
Такие склонны шугаться от различий в истолковании даже микроскопических. Блюдут обыкновенно даже не догмат, а узкое свое собственное понимание догмата (не сознавая притом, что оно у них собственное и узкое). Такие всегда готовы, что называется, выплеснуть с водой и ребенка.
Ибо упускают из виду ПУТЬ, какой прошло христианское богословие. Да и продолжает его проходить поныне.
История нашей церкви неоднократно показывают: сколь вредоносны и богомерзки СЕКТЫ, столь могут быть цельбоносны, умостроительны, богоугодны богословские ШКОЛЫ.
СЕКТА.
Само название характеризует ее как нечто самонадеянно отделившееся. Самоотсекшееся. Противопоставившее себя церкви-матери да притом стремящееся — наскоком или сначала втершись в доверие — с нею разлучать ее чад.
Любая секта отличается от не-секты наличием такого намерения. Если же злонамеренности таковой нет - сообщество может представлять собой что угодно, но точно никак не секту.
Может представлять и нечто даже КОНТРАСТНОЕ секте. Такое как, например, богословская
ШКОЛА.
Рознясь между собой подходами, методологией, толкованиями — богословские школы духовно все пребывают в ограде церкви. Шлифуя разнообразные грани христологического, сотериологического учения. Новые открывая (или воскрешая «хорошо» забытые старые) духовные горизонты.
Именно разнообразие духовных школ делает церковь НЕУЯЗВИМОЙ ДЛЯ ЕРЕСЕЙ, коих возможно множество. (Это как в иммунологии, между прочим: на каждый антиген - инфекцию - да выработается свое антитело: молекула, что способна пресечь болезнь.)
Как сказано: «кто не против вас, тот за вас» (Мк 9:40).
Да, между богословскими школами имеются разногласия, отражающие вариативность подходов. Любая живая жизнь эту вариативность должна иметь. Иначе у нее не будет возможности отвечать на меняющиеся вызовы.
Враг рода человеческого неустанно, можно сказать, тасует колоду. Имея на руках карты лишь одной какой-либо масти благочестивому человеку шансов отбиться мало. Вот Бог и благословляет вариативность подходов, истолкований.
Но в богословии, как и в математической формуле, кроме переменных имеются, уж конечно, и постоянные. Последние составляют каркас, основу, аутентичность. Если в богословии переменные это ТОЛКОВАНИЯ, то постоянные это ДОГМАТЫ.
Секта самоотсечена чем? Она НЕ ПРИЗНАЁТ какие либо из двенадцати пунктов - догматов - христианского православного Символа веры. Или перевирает какие-либо из них (католики переврали своим филиокве девятый пункт Символа и в этом смысле латинство - секта). Или фантазирует секта какие-то дополнительные догматы самочинные (как вот Виссарион, к примеру, - сектант, но зачем УГОЛОВНО-то стали его преследовать?).
Школа же богословская всякая, достойная называться так, пребывает в ограде церкви, как было сказано. А что есть ограда эта? Она представляет собой СОГЛАСИЕ с двенадцатью догматами православного веры Символа. Нежелание к ним чего-либо прибавить или убавить. Понимание богословское, что необходимости ни малейшей в том нет.
А необходимо лишь непрестанное совершенствование ТОЛКОВАНИЯ. Пока толкование догматов позволительно, церковь и пребывает ЦЕРКОВЬЮ. Но если церковь запретит оное, рискует уподобиться сама… секте.
Секты не ограничиваются подписыванием адептов на набор догматов. Они еще и до миллиметра расписывают, как именно эти догматы понимать. У секты все затылок в затылок. Шаг в сторону на духовном пути понимается как попытка к бегству.
Невольно вспоминается анекдот:
Душа: - Где я?
Ангел: - В раю.
Душа: - А почему колючая проволока?
Ангел: - Так… РАЗГОВОРЧИКИ в раю!
Церковь отличается тем от сект, что благословляет богословские «разговорчики». По благословению церкви богословские школы спорили меж собой на Соборах вселенских в истории не единожды. И в спорах этих рождалась истина!
РУСКОЛАНСКАЯ БОГОСЛОВСКАЯ ШКОЛА
Сам даже священный наш Символ веры православный родился в напряженной дискуссии трех богословских школ: Александрийской, Антиохийской и Русколанской.
Сейчас об этих школах мало кто знает. А ведь на заре официального христианства они определяли всю его духовную жизнь.
Историки церкви, впрочем, представление об Александрийской и Антиохийской школах имеют. Но даже и они в наше время, похоже, спросят: а вот РУСКОЛАНСКАЯ богословская школа - что это?
А это та, которую Антон Карташев называет школой Малоазийской в своем хрестоматийном трактате «Вселенские соборы». И - справедливо вполне, потому как лишь Русколанская есть прямая наследница богословия знаменитых семи церквей Откровения, которые все находились «в Асии»: в Малой Азии.
А вот Алексей Соболевский называл эту школу, говорят, Скифской, да только рукопись того готовившегося труда была конфискована ревтрибуналом в 1918 году.
Иные сомневаются: царский академик был славистом, лингвистом - что ему до истории ранней церкви?
Но забывают, что Соболевский ведь был ЦЕРКОВНО-славистом по преимуществу. А значит круг его интересов научных вполне дисциплину такую мог и включать.
Тем более, что жил профессор во время, когда еще не забыли, что скифы - заиорданские, малоазийские, русколанские - явились одним из первохристианских народов наряду с эллинами, римлянами, коптами, прочими.
Соболевский практиковал системный подход. Учил о взаимообусловленности языка-духа-веры. Поэтому и сумел предсказать еще в 1906 году: попытки раздуть из южно-русского диалекта некий «украинский язык» обернуться рекою крови!
Но возвратимся к теме: именование Русколанская не менее справедливо для богословской школы, чья точка зрения восторжествовала на первом вселенском соборе церкви, чем два названия, которые помянуты были выше. Хотя бы потому что ее представителей на соборе том в городе Никее возглавлял русколанский великий князь Бус Белояр, а он явился для Русколани тем же, чем Константин для Рима.
Кто-то из читателей задается уже вопросом наверное: а почему вообще внимание к ней такое? Она сейчас-то хоть существует еще, эта Малоазийская-Скифская-Русколанская богословская школа?
Да, божьей милостью эта школа продолжает существовать. Пережив своих некоторых ровесников. Сейчас она представляет собой то именно, что известно из книг писателей-традиционалистов (книги РСТ: https://books.svainstitute.ru/ ) как Русская Северная Традиция (Книга Вехи северного ведизма - книги РСТ).
Хранимое нашей школой философское учение гипербореев не противоречит ни одному из Двенадцати положений православного христианского Символа веры. (Хоть, может быть, кому-то на первый взгляд и покажется, что будто это не так, но такой пусть просто изучит глубже.)
Уместно процитировать Карташева: «Догматы вечны и неисчерпаемы. Этапы их раскрытия в сознании и истории церкви, определения, “оросы” Вселенских соборов не есть могильные плиты, приваленные к дверям запечатанного гроба навеки закристаллизованной и окаменелой истины. Наоборот, это верстовые столбы, на которых начертаны руководящие безошибочные указания, куда и как уверенно и безопасно должна идти живая христианская мысль, индивидуальная и соборная, в ее неудержимых и беспредельных поисках ответов на теоретически-богословские и прикладные жизненно-практические вопросы», то есть Антон Карташев учит об «историческом развитии» догмата, которое и прослеживает во «Вселенских соборах», своем хрестоматийном трактате.
Итак. Есть догматы, а есть и толкования догматов. И секта отличается тем, что какие-то православные догматы не приемлет, а то так и пытается навязать сверх или вместо них свои собственные. Тогда как богословские школы богословствуют именно с опорой на догматы, в православии общепризнанные.
Догматы суть аксиомы духовные. Они даруют возможность общего языка духовного, благодаря которому богословские школы православные (шире — христианские вообще) сохраняют возможность прийти к согласию.
Двенадцать положений православного Символа веры бесспорны, но надо притом учитывать, что толкование их возможно на различную глубину и включает разные уровни осмысления богословского и потому не терпит какой-либо заорганизованности буквалистской (2Кор 3:6), шаблона.
Это понимали отцы раннехристианской церкви. Это сознавали и сознают православные святые разных веков. А уж коль скоро благословлено отношение таковое к самим аж догматам, кольми же паче невозбраняемо толкование текстов Библии!
ТОЛКОВАНИЕ (достойное имени своего) представляет живую духовную церкви жизнь, которая «дышит где хочет» (Ин 3:8). И толкование, можно даже сказать, РАСЦВЕТАЕТ по мере развертывания истории церкви.
Потому что чем ближе скончание времен, чем остается времени меньше — тем большее открываются взору духовному, подъемлющемуся от времени к вечности, тем сиятельнее высоты смыслов!
Откровение свыше не может застыть, огрубеть, формализоваться. Формализовав откровение церковь рисковала бы сама уподобиться секте. Не мерой дает Бог духа (Ин 3:34)!
В этом и состоит отличие школ от сект: если секта догматы отрицает или перевирает, то школа богословская ЧТИТ их исследованием углубленным живым и даже, можно сказать иногда, реанимирует в смысле, какой несет собой ПАЛИНОДИЯ.
Но палинодия представляет собою тему отдельную.
ВЕХИ:
Секта отрицает или перевирает пункты Символа веры, а школа толкует их.
Русколанскую богословскую школу называли Малоазийской и Скифской.
Скифы - заиорданские, малоазийские, русколанские - явились одним из первохристианских народов наряду с эллинами.
Малоазийская школа наследовала богословие семи церквей Откровения.
Русколанская школа известна теперь как Русская Северная Традиция.
БИБЛИЯ:
«Кто не против вас, тот за вас» (Мк 9:40).
«Дух дышит где хочет» (Ин 3:8).
«Не мерой дает Бог духа» (Ин 3:34).
Свидетельство о публикации №225081400847