Столб неба
1. История и происхождение.
Чжан Чжуан («стояние столбом») – древняя китайская практика статической медитации стоя. Первые упоминания подобных стоек относятся приблизительно к III веку до н.э. – в каноне «Внутренний канон Желтого императора» (Хуанди Нэйцзин) описаны статические позы стоя как способ укрепить здоровье, обрести внутренний покой и баланс организма . Изначально эти методы развивались в даосской среде и применялись для оздоровления и духовного самосовершенствования (так называемый даосский яншэн, «взращивание жизни»).
В последующие века техника стояния в неподвижных позах проникла в боевые искусства. Известно, что уже в эпоху ранней Цин (XVII век) монахи Шаолиня широко практиковали длительное стояние в стойках (например, знаменитая «конская стойка» мабу) для развития выносливости и силы ног. Шаолиньские воины могли стоять в глубоком приседе до полной исчезновения чувства дискомфорта, что существенно укрепляло мышцы ног и поясницы, формируя чрезвычайно устойчивый низкий центр тяжести. Однако те ранние стойки делались больше ради физической силы и терпения, чем ради внутреннего расслабления.
Новый этап развития практики связан с внутренними боевыми искусствами (нэйцзя). В стиле Синьицюань возникла стойка «Саньтиши» (;;;, «тройное соответствие небес, земли и человека»), где впервые соединились принципы расслабления, внутреннего культивирования энергии и одновременного укрепления тела. На основе этого опыта знаменитый мастер Ван Сянчжай (1885–1963) – ученик Синьицюань – разработал собственную систему Ицюань, в центре которой стояли упражнения Чжан Чжуан. Именно Ван Сянчжай ввёл современный термин «Чжан Чжуан» и показал, что регулярное стояние в правильной стойке способно полностью преобразить возможности бойца. Его школа Ицюань («бокс намерения») основана практически целиком на тренировке стоячих столбов и движениях, вырастающих из ощущения, развитого в статической стойке. Таким образом, к середине XX века Чжан Чжуан был осмыслен не только как оздоровительная гимнастика, но и как мощный метод взращивания внутренней силы в боевых искусствах.
(Примечание: название «Чжан Чжуан» переводится как «стоять столбом»; также встречаются названия «стояние столбом», «упражнение столба», или по образной позе рук – «обнимать дерево»).
2. Правильная техника исполнения.
Основная позиция в Чжан Чжуан – это стойка столбом «обнимая дерево», при которой человек стоит неподвижно, слегка согнув колени и округлив руки перед собой, словно обхватывая большой ствол. Несмотря на внешнюю простоту, правильная техника требует тонкой настройки каждого элемента позы. Ниже приведены ключевые положения тела при выполнении Чжан Чжуан:
Практикующий выполняет классическую стойку Чжан Чжуан «объятие дерева»: ноги слегка согнуты, руки приподняты округленно, как при охвате дерева. Голова оснащена датчиками – это кадр из научного эксперимента с регистрацией мозговой активности во время стоячей медитации.
• Ступни: Расположите стопы параллельно на ширине плеч, всей поверхностью на полу. Вес тела распределён равномерно на обе ноги и по всей ступне (с небольшим акцентом на передней части стопы). Носки смотрят прямо вперёд. Такое положение обеспечивает устойчивое «укоренение» и баланс.
• Ноги и колени: Колени мягко подсогнуты (никогда не выпрямлены до щелчка). Взглядом проверьте, что колени направлены в сторону носков и не выходят за линию носков вперёд . Внутренние паховые суставы (kua) раскрыты и расслаблены – представляйте, что слегка сидите на высоком табурете . Такое неглубокое «приседание» выравнивает таз и снижает напряжение в пояснице.
• Таз и поясница: Лёгким движением подверните таз вниз-вперёд, опуская копчик – это выпрямит излишний прогиб в пояснице. Не переусердствуйте: поясничный отдел должен просто выстроиться в линию с остальным позвоночником без напряжения. Представьте, что крестец «тяжелеет» и тянется к земле. Такое положение раскрывает поясничные позвонки и улучшает проток энергии вдоль позвоночника.
• Спина и грудная клетка: Позвоночник вытянут вверх от копчика до шеи – спина прямая, но не напряжённая. Грудь слегка расслаблена (не выпячена вперёд) – на выдохе дайте грудине немного «провалиться», раскрывая заднюю поверхность между лопатками. Опустите плечи вниз, позволяя лопаткам скользнуть вниз по ребрам. Такое положение выпрямляет ось позвоночника и раскрывает грудной отдел, не сковывая дыхание.
• Голова и шея: Держите голову прямо, макушкой тянитесь вверх, как будто голову подвесили за невидимую нить к небу . Подбородок чуть уберите назад и вниз, как бы «подтыкая» его – это распрямит шейный отдел и откроет пространство в основании черепа . Шея расслаблена; не запрокидывайте и не опускайте сильно голову – взгляд должен оставаться горизонтальным. Представьте ось (линию отвеса) от макушки (точка Байхуэй на темени) через центр тела к промежности – эта линия должна быть вертикальной .
• Руки: Для новичков руки можно сначала держать опущенными вдоль тела. При этом кисти не прижаты плотно: оставьте небольшое пространство в подмышках (вообразите, будто под каждой подмышкой зажато маленькое яблоко) . Плечи и локти расслаблены, опущены вниз ; запястья и пальцы тоже расслаблены, пальцы слегка расставлены. По мере освоения стойки поднимите руки вперёд на уровень грудной клетки, округлив их, как будто вы обнимаете широкое дерево или держите большой шар. Ладони обращены внутрь (к груди) на расстоянии ~30–40 см, пальцы направлены друг к другу. Локти «висят» вниз, не приподнимайтесь плечами. Такое положение называется «обнимать дерево» (она же стойка Чэн Bao, «поддерживая объятие») и является классическим в Чжан Чжуан. Если руки устают, можно опустить их ниже на уровень живота (нижнего Дантьяня), а затем снова поднять – важно не перенапрягать плечи на первых порах .
• Положение языка и челюсти: Губы сомкнуты мягко, зубы не стиснуты (челюсть расслаблена). Кончик языка легко касается нёба – точки сразу за верхними передними зубами . Это «замыкает цепь» энергетических меридианов Жэнь и Ду (проходящих через переднюю и заднюю срединные линии тела) согласно канонам цигун.
• Взгляд: Держите взгляд расслабленным. Рекомендуется смотреть вперёд, слегка расфокусировав глаза, или чуть вниз перед собой. Новичкам не советуют закрывать глаза: у многих это вызывает потерю равновесия или сонливость. Полуприкрытые или мягко открытые глаза помогают сохранять и концентрацию, и расслабление одновременно. Опытные практикующие иногда закрывают глаза, чтобы лучше уйти вниманием внутрь и успокоить ум .
• Дыхание: Дышите естественно и спокойно носом. Вдох и выдох плавные, без шумов; дыхание «животное» (диафрагмой) – живот на вдохе слегка расширяется, на выдохе возвращается назад. Не форсируйте дыхание и не задерживайте его – цель дать ему успокоиться и постепенно замедлиться. Каждым выдохом отпускайте напряжение из тела, «оседая» всё глубже в позу . Через некоторое время дыхание станет тихим, глубоким и ритмичным, что указывает на вхождение в медитативное состояние цигун.
• Внимание и психическое состояние: В Чжан Чжуан ум и тело работают как единое целое . Старайтесь удерживать мягкое внимательное присутствие в теле – например, сконцентрируйтесь на ощущениях тяжести в стопах или на области нижнего Дантьяня (центр живота). Это помогает укоренить сознание в теле и успокоить нервную систему. Сохраняйте состояние спокойной бодрости: вы как бы настороже внутренне, но без лишнего мышечного напряжения. Посторонние мысли неизбежно будут появляться – не цепляйтесь за них; пусть проходят мимо «как облака по небу». Со временем практики вы научитесь все глубже расслабляться, оставаясь при этом собранным и внимательным. Именно такое сочетание релаксации и настороженности делает стоячую медитацию уникальной.
Завершение упражнения: После окончания нужного времени стойки плавно опустите руки (если были подняты) и верните их к бокам. Можно слегка потереть ладони и приложить их к низу живота (области даньтянь) на несколько секунд, «собирая» энергию. Сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем мягко подвигайте руками, ногами, выполните несколько неглубоких наклонов или встряхиваний тела. Это поможет разогнать возможный застой энергии и вернуть мышцы к движению. Практикующие цигун нередко по завершении выполняют легкий самомассаж или постукивания по основным меридианным точкам, чтобы усилить циркуляцию энергии.
Примечание: хотя приведённая выше стойка «обнимающее дерево» является базовой и самой распространённой, в традиции известно множество (по некоторым данным, до 200 ) вариантов стоек Чжан Чжуан. Они могут различаться положением рук (на разной высоте, в различных жестах), шириной стойки, глубиной приседа и прочее. В боевых стилях применяются и асимметричные стойки (например, одна нога впереди), такие как упомянутая Саньтиши в Синьицюань, или стойки на одной ноге, и т. д.. Однако принципы выравнивания тела и расслабления остаются едиными во всех вариантах.
3. Физиологическое воздействие на тело.
Чжан Чжуан зачастую описывают как изометрическое упражнение с элементами медитации, способное благотворно влиять на различные системы организма. При регулярной практике отмечаются следующие физиологические эффекты:
• Мышечная система: Статическое удержание позы при «активном расслаблении» укрепляет скелетные мышцы, особенно ног, бёдер, спины и плечевого пояса. Несмотря на отсутствие видимых движений, мышцы работают изометрически, становясь сильнее и выносливее. При этом уникальность Чжан Чжуан в том, что мышцы учатся напрягаться без излишнего напряжения – со временем ноги, позвоночник и плечи становятся «очень сильными, но при этом расслабленными». Уходят привычные зажимы, увеличивается эластичность мышц и сухожилий, благодаря чему тело приобретает большую гибкость. Особенно полезно это для глубоких постуральных мышц: стойка развивает способность удерживать правильную осанку за счёт сбалансированной работы мускулов корпуса.
• Суставы и позвоночник: Правильное выравнивание тела в стойке разгружает суставы и позвоночник. Вытяжение позвоночника (за счёт тянущего ощущения от макушки и «подобранного» таза) способствует декомпрессии межпозвоночных дисков и освобождению зажатых нервных корешков. Это может снизить хронические боли в спине и улучшить подвижность позвоночного столба. Неслучайно стойка столбом уделяет особое внимание распрямлению поясницы и раскрытию позвоночно-крестцового сочленения – в результате улучшается осанка и работа спинномозговых нервов. Суставы ног (голеностоп, колени, тазобедренные) при мягком полусогнутом положении получают приток крови и укрепляются статической нагрузкой без травматичных движений. Согласно исследованиям, регулярный стоячий цигун повышает стабильность позвоночника и улучшает баланс распределения нагрузки на стопы, что особенно полезно для профилактики нарушений осанки и артрозов. Практикующие часто отмечают, что стойка помогла им уменьшить хруст и скованность в суставах, сделать тело более цельным и устойчивым.
• Нервная система: Чжан Чжуан оказывает одновременно тонизирующее и успокаивающее действие на нервную систему. С одной стороны, статическое усилие приучает организм эффективнее рекрутировать нервно-мышечные связи – в боевых искусствах считают, что такая практика укрепляет центральную нервную систему и улучшает координацию движений всего тела. С другой стороны, медитативный характер стойки активирует парасимпатический отдел нервной системы: глубокое дыхание и расслабление снижают уровень гормонов стресса. Наблюдения показывают, что стоячая медитация помогает сбалансировать активность симпатической и парасимпатической нервной системы, то есть перевести организм из режима «бей или беги» в режим отдыха и восстановления. В клинических экспериментах зафиксированы благоприятные нейрохимические сдвиги у практикующих цигун-стойки – в частности, нормализация дофаминергической активности мозга и регуляция работы гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси (системы стресса). Это выражается в лучшем настроении, снижении тревожности и улучшении когнитивных функций. Современные нейрофизиологи даже измерили мозговую активность во время Чжан Чжуан: с помощью fNIRS-сканирования обнаружено увеличение кровоснабжения отделов префронтальной коры (DLPFC, VLPFC) и усиление функциональной связи между полушариями во время стояния (по сравнению с обычным стоянием без медитации). Проще говоря, стоячая медитация «будит» лобные доли мозга, связанные с вниманием и эмоциональным контролем, что подтверждает её успокаивающе-собирающий эффект.
• Кровообращение: За счёт длительной статической нагрузки улучшается периферическое кровообращение – мышцы, оставаясь в статическом напряжении, стимулируют приток крови, особенно в нижние конечности. Одновременно происходит расширение капилляров при расслаблении – это способствует лучшему питанию тканей. Традиционная медицина Китая говорит, что «ци и кровь следуют друг за другом» – нормализация тока ци ведёт к улучшению циркуляции крови. Ряд медицинских исследований в Китае отмечает, что практика Чжан Чжуан помогает снизить артериальное давление и уровень холестерина в крови, улучшает показатели реологии крови . Также отмечено благотворное влияние на сердечно-сосудистую систему в целом – сердечный ритм успокаивается, улучшается вариабельность сердечного ритма (HRV) за счёт активации парасимпатического тонуса. Некоторые работы сообщают о нормализации уровня глюкозы и гликированного гемоглобина у пациентов с диабетом 2 типа при регулярных занятиях стоячим цигун. Таким образом, Чжан Чжуан можно рассматривать как мягкую кардиотренировку и способ профилактики гипертонии и сосудистых нарушений.
• Гормональная система: Медитативное стояние опосредованно влияет и на эндокринный баланс. Как упоминалось, уменьшается секреция стрессовых гормонов (адреналина, кортизола) за счёт успокоения симпатической нервной системы. Более того, глубокое дыхание и расслабление улучшают работу гипофиза и гипоталамуса – главных регуляторов эндокринной системы. Есть данные, что практики цигун (включая статические) способствуют повышению уровней эндорфинов и серотонина – нейрогормонов, отвечающих за чувство благополучия. Это коррелирует с субъективными ощущениями спокойного удовольствия после хорошей стойки. Также в китайской литературе по цигун упоминается гармонизация «внутренних органов» через баланс Инь-Ян энергий – а работа органов тесно связана с выделением гормонов. Хотя механизм этого сложно измерить напрямую, многие практикующие отмечают нормализацию аппетита, улучшение сна, увеличение жизненной энергии – косвенные признаки сбалансированной гормональной деятельности.
• Дыхательная система: Правильное дыхание – ключевой элемент Чжан Чжуан. Постепенно практикующий переходит на глубокое диафрагмальное дыхание, что увеличивает экскурсию легких и вентиляцию нижних отделов. В результате улучшается снабжение крови кислородом и выведение CO;. Наблюдается тренировка дыхательной мускулатуры: диафрагма и межреберные мышцы работают эффективнее, дыхание становится более экономным. Медленное дыхание в стойке также повышает вариабельность сердечного ритма и связанную с дыханием синусовую аритмию – это считается показателем здорового тонуса вагуса (блуждающего нерва) и общей стрессоустойчивости. В одном из исследований упомянуто, что стоячая медитация улучшает показатели функции легких и даже может способствовать увеличению жизненной ёмкости легких. Субъективно люди ощущают, что «дышать стало легче», исчезает привычка поверхностного дыхания. Кроме того, концентрация на дыхании успокаивает ум, что связано с предыдущими пунктами о нервной системе.
• Равновесие и координация: Одно из заметных физических изменений от Чжан Чжуан – улучшение чувства баланса. Поза тренирует проприоцепцию – ощущение положения тела в пространстве. Мелкие корректирующие колебания, которые происходят в мышцах во время неподвижного стояния, учат организм удерживать равновесие на тонком уровне. Исследования с платформами показали, что практикующие стоячий цигун имеют меньшую амплитуду колебаний центра тяжести и более равномерное распределение давления на стопы при спокойном стоянии . Практически это означает более устойчивую осанку и меньший риск потерять равновесие при внешнем воздействии. Пожилым людям такая тренировка помогает в профилактике падений – не случайно упражнения «стоять как столб» входят в некоторые реабилитационные программы по улучшению равновесия. Также развивается координация движений: стояние учит чувствовать тело как единое целое, задействуя синхронно разные группы мышц. Многие мастера боевых искусств утверждают, что без основы Чжан Чжуан невозможно достичь по-настоящему слаженного, «цельного» движения в поединке. Современные исследования подтверждают это: стоячая медитация улучшает кинестетическую осознанность и телесную осознанность – способность мозга отслеживать положение частей тела. Это приносит пользу не только в спорте, но и в обычной жизни – улучшается осанка при ходьбе, легкость движений, снижается риск травм из-за неловких движений.
4. Энергетическое воздействие в традиции цигун и ТКМ.
С точки зрения традиционной китайской медицины (ТКМ) и цигун, Чжан Чжуан – мощная техника для работы с внутренней энергией ци. В статическом стоянии достигается уникальное сочетание внешнего покоя и внутренней активности: говорилось, что «движение заключено в покое, а покой присутствует в движении». Внешняя неподвижность тела (начало Инь) позволяет ощутить тончайшие внутренние движения энергии (проявление Ян), благодаря чему практика стояния гармонизирует Инь и Ян в организме.
Циркуляция ци и меридианы: Правильная стойка открывает основные энергетические каналы (меридианы), устраняя блокировки в движении энергии. В ТКМ существует убеждение, что болезнь – это дисбаланс или застой ци, и наоборот свободная циркуляция ци ведёт к здоровью. Чжан Чжуан традиционно применяют как способ устранения энергетических блоков: глубокое расслабление мышц и раскрытие суставов позволяют ци беспрепятственно течь по меридианам. В упомянутом даосском трактате Хуанди Нэйцзин есть советы, фактически предвосхищающие практику стояния: «укрепляя Ци и успокаивая дух, стой прямо, не двигаясь, чтобы Ци текла ровно и гармонично» – это как раз про Чжан Чжуан. Практикующие стоячий цигун часто испытывают ощущения тепла, покалывания, текучести в разных частях тела – в традиции их рассматривают как признаки того, что ци начала двигаться свободно, пробивая застойные зоны . Например, чувство тепла в ладонях или стопах указывает на усиление потока по меридианам перикарда и почек соответственно, а мелкая дрожь в мышцах – на высвобождение глубоко залегавших напряжений (блоков ци). Со временем регулярных занятий меридианные каналы “прочищаются”, и ци равномерно наполняет все органы и конечности, питая их. Это сопровождается улучшением самочувствия на физическом уровне.
Даньтянь и внутренняя сила: В энергетической картине человека особое место занимает нижний Даньтянь – область в центре живота ниже пупка, считающаяся основным “резервуаром” врождённой ци. В практике Чжан Чжуан уделяют внимание даньтяню: ум держат в этой области, дыхание как бы наполняет её – говорится, что «Даньтянь задействован в практике стояния столбом». Таким образом, стойка способствует накоплению и уплотнению внутренней энергии в нижнем даньтяне. В даосских дисциплинах это рассматривается как фундамент развития внутренней силы (нейгун). Физически ощущается усиление “ядра” тела – появляется стабильное чувство центра тяжести внизу живота, связанное с каждой частью тела. С точки зрения внутренней работы, Чжан Чжуан тренирует умение направлять энергию намерением (;, «и»). Стоя неподвижно, практикующий учится проводит внутреннюю работу: мысленно сканировать тело, расслаблять напряжённые участки, “усиливать” слабые места вниманием. Этот процесс укрепляет связь между сознанием и телом, между “И” (намерением) и “Ци”, что лежит в основе искусства внутренней силы.
Мастера нэйцзя описывают феномен, когда тело в стойке превращается в единый связанный механизм: «представьте тело как единую сеть эластичных тканей и фасций, сходящихся в центре – даньтяне. Когда вы замираете в стойке, эта эластичная сеть растягивается и заряжается потенциальной энергией, соединённой с центром». Каждая правильная микрокоррекция позы натягивает ту или иную группу сухожилий и фасций, накапливая в них упругое усилие. Если стоять регулярно, соединительная ткань, сухожилия и мышцы становятся упругими и сильными, способными удерживать всё больший запас этой потенциальной энергии. В боевом применении это означает, что практикующий может в нужный момент “высвободить” накопленную силу одним намерением – отсюда невероятные истории о мастерах тайцзи, легко отбрасывающих противников мягким движением. В оздоровительном же аспекте такой подход означает укрепление организма на глубоком уровне: тело становится подобно натянутому луку – сильному, но гибкому, а циркуляция энергии делает его «единым целым».
Гармонизация Инь-Ян и профилактика болезней: С позиций ТКМ, стоячая медитация приводит организм в состояние внутреннего равновесия. Статика (покой, Инь) рождает внутри динамику (движение ци, Ян) – это гармонизирует Инь и Ян начала в теле. Например, верх человеческого тела относится к Ян, низ – к Инь; при стойке столбом происходит «соединение Неба и Земли»: макушка (точка Байхуэй) тянется к небу, стопы (точки Юнцюань) – к земле, а посредником выступает позвоночник и вся система меридианов. Язык, касающийся нёба, замыкает микрокосмическую орбиту (соединяет Ян-меридиан Ду и Инь-меридиан Жэнь), что выравнивает циркуляцию энергии по передне-задней линии. В целом организм приходит к состоянию, называемому в даосизме «тройное единство» (Небо-Земля-Человек в гармонии). В таком сбалансированном состоянии естественные процессы саморегуляции работают оптимально: китайцы говорят, что «ци приходит в норму, и тело само себя исцеляет».
Практика Чжан Чжуан, выполняемая регулярно, воспринимается как профилактика множества заболеваний: по китайским исследованиям, стоячий цигун помогал облегчить состояние при гипертонии, диабете, хронических болях, бессоннице и других расстройствах. Разумеется, с позиций западной науки это объясняется совокупностью описанных выше физических факторов (улучшение кровообращения, снятие стресса и т.д.), однако сами практикующие часто описывают эффект на уровне энергии: «возвращается внутренняя гармония, болезни отступают».
5. Рекомендации по длительности и регулярности практики.
В достижении ощутимых результатов решающую роль играет регулярность занятий. Мастера цигун говорят: «лучше меньше, да чаще». Оптимально практиковать Чжан Чжуан ежедневно, пусть даже понемногу. Если ежедневная практика затруднительна, старайтесь вставать в стойку хотя бы 3–4 раза в неделю, поскольку такой режим уже даёт заметные положительные сдвиги. Нежелательно превращаться в «воинов выходного дня», когда человек пытается компенсировать редкость занятий очень длительными стояниями – от эпизодических перегрузок меньше толку, чем от стабильных умеренных тренировок.
Длительность одной сессии подбирается постепенно. Новичкам многие инструкторы советуют начинать буквально с 1–2 минут стойки за раз . Даже две минуты, проведённые в правильном положении, могут ощутимо успокоить ум и прояснить сознание, слегка повысить уровень энергии. Кроме того, короткая сессия помогает лучше сконцентрироваться и предотвратить «брожение ума» – неподготовленному человеку трудно стоять длительно без отвлечений. По мере того как 2-минутная стойка станет комфортной, длительность увеличивают – до 5, 10 минут и более. 10 минут ежедневной практики часто называют ориентиром, при котором начинают явно проявляться позитивные изменения: прилив бодрости, ощущение «зарядки» энергией, более спокойная реакция на стресс в течение дня. Многие любители цигун отмечают, что после примерно 2–4 недель таких регулярных занятий они почувствовали отчётливые перемены – улучшение осанки, снижение напряжённости, более ровное настроение.
Дальше можно постепенно довести продолжительность стояния до 15–20 минут в день (некоторые делают несколько подходов по 10–15 минут). В традиционных школах внутренних боевых искусств продвинутые ученики стоят по 30–60 минут и дольше за сессию. В литературе упоминается, что мастера могли проводить в стойке до двух часов подряд. Однако такие цифры не являются обязательными и уж тем более недостижимыми для обычного человека. Важнее всего – качество практики, то есть правильность позы и глубина расслабления, а не рекордная длительность . Пятнадцать минут осознанного стояния принесут больше пользы, чем час мучительного терпения в неправильной позе. Всегда слушайте сигналы своего тела: лёгкая дрожь и усталость в мышцах – это нормально для начала, но острая боль или чувство перегрузки – знак прекратить упражнение.
Из практических советов: выбирайте время, когда вас никто не потревожит – утром для заряда энергией или вечером для успокоения; занимайтесь в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе. Можно включить тихую расслабляющую музыку или выполнять стойку в полной тишине – кому как комфортно для концентрации. Полезно вести дневник самочувствия, чтобы отслеживать прогресс. При грамотном подходе уже через месяц-другой вы, скорее всего, заметите улучшения в гибкости, уровне стресса, осанке и общем самочувствии.
(Для разнообразия можно осваивать разные позы Чжан Чжуан – их, как отмечалось, множество. Например, стойка Уцзи – базовое положение с руками вниз, стойка «Объятие дерева» – с поднятыми руками, «Стояние на одной ноге», различные боевые стойки. Меняя позиции рук и ног, вы будете нагружать несколько по-иному мышцы и меридианы. Однако в начале лучше отработать один-два базовых варианта, чтобы твердо усвоить принципы).
6. Мнения современных специалистов и научные исследования.
• Взгляд современной медицины: Специалисты в области реабилитации и спортивной медицины все чаще обращают внимание на пользу статических упражнений типа Чжан Чжуан. Например, физиотерапевты отмечают, что правильная стойка разгружает позвоночник – вытянутое положение оси тела «значительно декомпрессирует межпозвоночные диски и всю нервную систему» . Это делает стоячую медитацию ценным средством профилактики остеохондроза и невралгий. Мануальные терапевты также ценят её за способность снимать хроническое мышечное напряжение: «ноги, спина и плечи становятся очень сильными, но при этом расслабленными; лишнее напряжение уходит из суставов и мышц, делая их более гибкими и эластичными».
В целом врачи сходятся, что умеренная статическая нагрузка в сочетании с дыхательной гимнастикой благотворно влияет на опорно-двигательный аппарат и нервную систему, а противострессовый эффект стоячей медитации способствует оздоровлению в широком смысле. Нередко Чжан Чжуан рекомендуют как часть комплексной терапии тревожно-депрессивных расстройств, для реабилитации после травм позвоночника, при вегетативных нарушениях. Конечно, западная медицина требует дальнейших исследований, но уже сейчас стоячий цигун постепенно интегрируется как безопасная практика mind-body (для тела и ума) в программы оздоровления.
• Научные исследования: Научный интерес к Чжан Чжуан возрос в последние десятилетия, особенно в Китае. Проведено несколько клинических исследований и пилотных проектов. В обзорах отмечается, что практика улучшает показатели психического здоровья – уменьшает симптомы тревоги, депрессии, бессонницы, повышает способность справляться со стрессом. Физиологические исследования зафиксировали уже упомянутые эффекты: снижение кровяного давления, холестерина, стабилизация сахара крови, улучшение баланса и гибкости, уменьшение хронической боли. Например, в одном эксперименте со студентами регулярные занятия Чжан Чжуан на протяжении 8–10 недель привели к значимому повышению силы и устойчивости спинных мышц, улучшению равновесия и снижению уровня усталости по сравнению с контрольной группой. Другое исследование, проведенное методом функциональной НИРС (ближней инфракрасной спектроскопии), выявило, что во время стоячей медитации увеличивается кровоток в префронтальной коре мозга и активируются связанные с вниманием участки. Это объективно подтверждает, что практика улучшает когнитивные функции и способность к концентрации. В целом, данные свидетельствуют: стоячий цигун может быть эффективным немедикаментозным средством оздоровления – в частности, для пожилых (улучшение баланса, профилактика падений), для людей сидячих профессий (коррекция осанки, избавление от последствий гиподинамии) и для лиц с хроническим стрессом. Конечно, многие исследования пока носят предварительный характер. Китайские ученые отмечают, что не хватает крупных рандомизированных испытаний, и такие работы уже запланированы – например, 10-недельное РКИ среди студентов, где будут измерять биомаркеры воспаления, показатели ВСР, ЭЭГ и другие объективные параметры влияния Чжан Чжуан. В ближайшие годы наука, вероятно, даст более точный ответ, но уже сейчас совокупность имеющихся данных указывает на пользу этой древней практики для современного человека.
• Мнения мастеров и инструкторов: В среде практикующих цигун и боевые искусства Чжан Чжуан традиционно имеет репутацию краеугольного упражнения. Многие известные мастера напрямую учили: «Если не стоять столбом – нечего говорить о подлинном мастерстве». Ван Сянчжай – основатель Ицюань – сделал стоячую медитацию базой своего стиля и считал, что именно она развивает природную силу и интуитивное чувство тела. Современные наставники цигун также высоко оценивают стойку. Например, мастер Лам Кам Чуэн называет её «Практикой Наполнения Энергией» и пишет, что 15 минут стояния в день могут преобразить здоровье. Публикации на эту тему часто выходят под образными заголовками вроде «Стоя, как дерево, обретаешь корни здоровья». Это простое, но чрезвычайно мощное упражнение для повышения энергии, ясности ума и внутренней силы.
Свидетельство о публикации №225081400911