50 легенд. Александр Пашков

ПЕРВАЯ СЕРИЯ. ВРАТАРИ
№ 9
АЛЕКСАНДР ПАШКОВ
     Вряд ли найдется в советском хоккее еще один игрок с такой извилистой судьбой, как у Александра Пашкова. Ведь Пашкову удалось выступить за все пять московских клубов, а также за «Химик», который хоть и был прописан в Воскресенске, на самом деле в течение долгого времени формировался из коренных москвичей.
     Столь же необычна история выступлений Пашкова за сборную СССР. Впервые он занял место в главных воротах страны еще двадцатилетним, в 1965-м году. В течение семи лет тот матч оставался единственным. В 1972-м Пашков попал на Олимпиаду в Саппоро, сыграл одну игру (против Польши) и снова пауза. И уже под занавес – чемпионат мира 1978-го, еще две игры. Итого за 13 лет – три недолгих призыва в сборную, золотые медали Олимпиады и чемпионата мира. Удивительная карьера.
     А начиналось всё на заводе «Серп и молот». Сам Пашков рассказывал, что в ворота заводской команды его поставили, потому что тогда он очень плохо катался на коньках. Впоследствии, уже став известным вратарем, Пашков всегда уделял конькобежной подготовке особое внимание.
     Первым его «большим» клубом стал «Локомотив». Через пару лет Пашков перебрался в «Крылья советов». В 1967-м Пашкова призвали в армию и он оказался в ЦСКА, у Тарасова. За армейцев тогда, помимо Пашкова, выступали еще два голкипера – Толмачев и Толстиков. Тарасов, выпуская этих троих вратарей поочередно, организовал своеобразный конкурс за звание основного. Когда появился Третьяк – вопрос отпал сам собой.
     У московского «Динамо» в тот момент не было сильного вратаря и Тарасов можно сказать сосватал Пашкова своему вечному коллеге–сопернику Чернышеву. Динамовский период стал самым плодотворным в карьере Пашкова. С «Динамо» он стал обладателем Кубка СССР, завоевывал медали чемпионата, из «Динамо» его взяли на Олимпиаду.
     Покинул «Динамо» Пашков из-за пресловутого квартирного вопроса.  Жена ждала ребенка и в однокомнатной квартире становилось тесно. Пашков попросил динамовское руководство помочь с расширением жилплощади. Чернышев болел и практически перестал заниматься делами клуба, другие руководители не имели достаточного влияния (А ведь «Динамо» в те годы курировал КГБ). Зато воскресенский химкомбинат обеспечивал игроков московскими квартирами. И Пашков перебрался в «Химик».
     Переход Пашкова в «Химик» ознаменовался крайне неприятным происшествием. В игре на приз газеты «Советский спорт» (был такой разминочный турнир, предварявший игры чемпионата страны, аналог предсезонных матчей НХЛ) «Химик» играл против московского «Динамо». Пашков столкнулся со своим бывшим одноклубником Валерием Васильевым и тяжелой вратарской клюшкой сломал Васильеву нос и чуть не выбил глаз.
     Васильева увезли в больницу, Пашкова прямо со стадиона забрали в отделение милиции. «Если бы дело было не на льду, тебя посадили бы за нанесение тяжких телесных», - сказал следователь. Пашкова дисквалифицировали и отлучили от хоккея на год.
     Впоследствии оба участника – и Пашков, и Васильев - утверждали, что это был чисто игровой момент. Но про инцидент написали газеты и это породило многочисленные слухи.  Говорили, что Пашков из «Динамо» уходил со скандалом и что у него был личный конфликт с Васильевым и поэтому в течение матча защитник вратаря провоцировал.
     Скорее всего, суровое наказание было вызвано тем, что Васильев являлся одним из ключевых игроков сборной страны, а нанесение травмы игроку сборной квалифицировалось тогда как государственное преступление.
     Руки Пашков не опустил и продолжал ежедневно выходить на тренировки. Он числился работником химкомбината, там он ежемесячно получал зарплату. А руководство клуба подсуетилось и дисквалификацию сократили до трех месяцев
     В середине 70-х хоккейные статистики стали вести учёт нанесенных по воротам ударов. Подсчитали они и процент ударов, отраженных вратарями. Пашков по этому показателю оказался лучшим в лиге, опередив самого Третьяка.
     Журналисты почему-то связали этот результат с особой оборонительной тактикой тренера «Химика» Николая Эпштейна. Писали о том, что воскресенская защита самая жесткая в стране, а некоторые игроки «Химика» имеют репутацию отъявленных костоломов. Но защита защитой, а броски-то отражает вратарь. И Пашков делал это лучше всех.
     Спартаковские болельщики (которых, как я подозреваю, у нас в стране большинство) наверно зададут резонный вопрос – а когда это Пашков выступал за «Спартак»?
     В красно-белой форме Пашков отыграл всего один матч, но какой! Накануне нового 1978-го года «Спартак» отправился в североамериканское турне. Тогда было принято укреплять выезжающие за океан клубы игроками других команд. «Спартак» нафаршировали игроками «Крыльев», а в ворота мобилизовали воскресенца Пашкова. И 6 января 1978-го года Пашков в форме «Спартака» вышел на лёд монреальского «Форума» против корифеев «Канадиенс». Матч «Спартак»  ожидаемо проиграл (2:5), а лучшими игроками были признаны Ги Лафлер и Александр Пашков.
     За этой игрой с трибуны наблюдал старший тренер сборной СССР Виктор Тихонов. Игра Пашкова так его впечатлила, что он пригласил 33-летнего вратаря в сборную, где Пашков должен был заменить многолетнего бэкапа Третьяка – Александра Сидельникова. Болельщики шутили: «Тихий одного рыжего на другого поменял». Соль шутки заключалась в том, что Пашков был похож на Сидельникова не только цветом волос, но и непростым характером.
     Третий приход Пашкова в сборную оказался столь же коротким, как и два предыдущих.  К олимпийской медали Саппоро прибавилась медаль чемпиона мира, но в сборной Пашков не задержался. На горизонте восходила звезда Владимира Мышкина.
     Долгое время в советском хоккее не было тренеров вратарей. Присмотревшись к канадскому опыту, наши хоккейные руководители решили исправить этот пробел и в 1987 году в сборной СССР ввели такую должность. Пашков тогда как раз закончил тренерские курсы и вполне естественно он эту должность и занял, став таким образом первым тренером вратарей в нашей хоккейной истории.
     Из более двух десятков прошедших через его руки киперов, Пашков впоследствии всегда выделял двух - Евгения Белошейкина и Артура Ирбе. Первого – за невероятный природный талант, второго – за столь же невероятные упорство и честолюбие.
     В 90-е годы Пашкова, как и множество других граждан нашей страны, закрутил водоворот событий. Одно время пришлось даже работать завхозом в банке. Потом Пашков вернулся в хоккей – был тренером вратарей в ЦСКА, ярославском «Торпедо», «Салавате». Комментировал хоккей на только что созданном телеканале «Спорт».
     Удивительно, но при всей своей репутации человека капризного, режущего правду-матку невзирая на чины и должности, Пашков умудрялся не портить отношений даже с такими хоккейными диктаторами, как Анатолий Тарасов и Виктор Тихонов. Думаю, мэтры понимали, что честность и трудолюбие неразрывно связаны друг с другом. А именно эти качества являются залогом и постоянной востребованности, и спортивного долголетия.


Рецензии