Исаак Левитан, Весна. Большая вода
Пейзаж «Весна. Большая вода» 1897 г. имеет разные варианты знаков препинания в названии. Есть предположения, что в реальности художник мог видеть такое явление природы в Тверской губернии. Первоначальная идея пейзажа, наполненного водой, могла возникнуть от 1895 до 1897 гг., или, возможно, в 1894 г., во время нахождения художника за границей как воспоминание о родных местах. Местом первого показа картины публике стала 24-я выставка Товарищества передвижных художественных выставок. Картина включается в искусствоведении в «мажорную серию» работ Левитана 1895–1897 гг. Несколько картин изображают весеннюю или осеннюю природу в ярких и жизнерадостных красках. Если на картине весеннее время, весна показана солнечной и ясной. В изображении осени использованы чистые и яркие тона, она выглядит «золотой», такой, какой осень бывает в своём начале. По сравнению с такими картинами, пронизанными светом, другие пейзажи Левитана выглядят более сдержанными, имеющими затенённость. «Весна. Большая вода» изображает выход реки из русла, в результате чего деревья, стоящие на земле, оказываются среди водоёма. Если приглядеться к заднему плану картины, можно заметить дома, стоящие в окружении воды. Это небезопасное явление природы. Картина Левитана изображает напряжённый сюжет в цветовой гамме, которую можно назвать праздничной. На картине много оттенков голубого, светлых на небе и насыщенных в воде. Растительный пейзаж состоит из золотистых тонов. Внешне он напоминает период золотой осени. Возможно, золотистая гамма образуется в результате солнечного света. Тонкие стволы берёз создают ещё большее впечатление света. Если не знать о том, что реальное событие, изображённое автором – половодье, можно подумать, что это романтическая природа, написанная под впечатлением весеннего календарного праздника. Впечатление, производимое картиной «Весна. Большая вода» на зрителей и критиков, можно назвать скорее нежным и чарующим, чем бурной радостью, присущей другим картинам «мажорной серии». Возможно, тема весеннего разлива реки означает идею о весеннем обновлении, о переосмыслении в душе смотрящего, об отказе от того, что может помешать духовному очищению. «Весна. Большая вода» становится радостным событием скорее для души, чем для земного бытия.
На фото: модель из коллекции Олега Ажгихина «Времена года» с изображением весеннего пейзажа.
Свидетельство о публикации №225081400988