Кому и зачем нужна карательная психиатрия?
С инакомыслящими у карательной психиатрии есть два варианта. Первый – упекать туда, где будут залечивать в конец и не выпустят. Второй – туда, где будут доводить до состояния, из которого надо реально уже лечить (чем в последствии и заниматься), а выпускать тогда, когда человек сам готов признавать, что был «болен», но теперь его «вылечили». Т.е. вопреки воле человека при помощи процедур и препаратов ломать человеку волю и разум, заставляя его проникнуться убеждением, что он был «неправильным», а его «исправили». Для тех, кто представляет, что это такое, мера достаточно серьёзная.
Зачем вообще нужна карательная психиатрия, и почему нельзя обойтись одними репрессиями? Первая возможная причина в том, чтобы разбавить эффект, создаваемый репрессиями. Ведь если все проблемы с неугодными решать одними ими, то репрессий будет максимально много. А это будет работать на нагнетание негатива в отношении ситуации. А там уже многим будет недалеко и до сомнений в правильности системы. А вот если какую-то часть нелояльных вместо тюрем тащить в дурку, то это может работать на убеждение, что репрессий не так уж и много, ну а то, что кого-то «лечат», так это не «наказание», а «помощь», а значит, система не злая, а «добрая».
Вторая возможная причина в психологическом воздействии на массу народа, которое заключается в том, что если человек готов идти на эшафот (или на нары) за свои убеждения, то это может выглядеть, как героизм (пусть не для всех, но хотя бы для кого-то). А героизм может работать на уважение к проявляющему оный, а это уже и убеждения его выставляет в выгодном свете. Если же человек за свои убеждения идёт в дурку, то это уже не выглядит, как героизм. Это выглядит, как психоз, а всё, что в рамках психоза, героизмом уже не считается, потому, что это другая тема.
Сверх того, когда человека выпустят (а выпустят его только тогда, когда полностью убедятся в том, что его надёжно переделали), это продолжит работать на отторжение публики ко всем его идеям. Потому, что после того, как он сам будет говорить, что он был болен, это будет развенчивать все те убеждения, за которые держался он сам и продолжают держаться другие его бывшие единомышленники. И здесь карательная психиатрия снова оказывается более тонким инструментом, чем обычные репрессии.
Самая же интересная возможная причина третья. Дело в том, что у каждого человека есть лимит, в пределах которого он может вести себя спокойно и нормально, и если человека доводить сверх этого лимита, то он может срываться, и начать психовать. Психовать может в определённых ситуациях и нормальный человек, просто нормальному человеку достаточно просто выйти из условий, где его доводят, и он вернётся в нормальное состояние. Но в некоторых режимах «выйти» бывает некуда.
Представьте себе ситуацию, которую образно можно выразить, как случай, когда человек приходит к убеждению, что земля вертится, в то время, как идеология общества требует ото всех верить, что всё вертится вокруг земли. Чтобы сделать такие открытия (которые не каждому под силу), нужно напрягать мозг и думать. А чтобы противостоять пропагандистской машине, которая максимально плотной струёй льёт контент противоположной информации, надо напрягаться ещё сильнее. Это дополнительная работа для мозга в нагрузку ко всем остальным заботам, которые существуют у человека в обществе.
Это, как если бы вы работали на второй работе, куда нужно приходить после первой, и вместо того, чтобы идти со всеми отдыхать, отпахивать ещё одну смену. Как бы вы себя чувствовали через месяц-другой-третий такого режима? Ну вот что-то в этом роде (плюс-минус) будет и для инакомыслящего в такой системе. Он устаёт и нуждается в отдыхе.
Вот только на этом проблема не заканчивается, а только начинается. Если человек мыслит вопреки идеологии, то у него (в тоталитарном режиме) будут постоянные проблемы из-за того, что он не вписывается в систему. То от него обстоятельств требуют действий, которые совесть ему не позволяет сделать. То он вынужден делать то, за что ему потом становится стыдно перед самим собой. То его постоянно клюют люди за то, что он говорит не то, что они хотят услышать. То он постоянно мучается вопросом, что им сказать, чтобы его и не клевали и совесть не мучила. В общем, одно сплошное напряжение без передышки, и одна сплошная несправедливость.
Это, как если бы вам с утра целый день не везло. То птичка капнет вам на голову, то какой-то пьяный к вам полезет приставать и драться. То кто-то по неуклюжести зальёт кофе вам бумаги, которые вам очень важны, то кто-то вам масла на повороте нальёт, когда вы очень спешите. И всё время неудача за другой, и всё время, как специально (а вы при этом ещё очень долгое время без отпуска на двух работах работаете).
Через определённое количество случаев вы просто сорвётесь на ком-то и психанёте. И вполне возможно, это будет из-за мелочи, из-за которой обычно никто бы так срываться не стал бы. Ао вы станете, потому что накопилось. А будете пытаться загнать это всё внутрь себя ещё хуже потом будет.
Так же будет и с инакомыслящим, которого постоянно прессуют за его инакомыслие. Он будет рано или поздно на ком-то срываться. И для людей, которые считают, что виноваты не они, а его «неправильность», эти срывы и будут подтверждением его неправильности (ведь другие-то не срываются, а он срывается).
И вот в такие моменты он как раз и становится лёгкой добычей для карательной психиатрии. Просто бери его на экспертизу со специально обученными экспертами, зови в свидетели «потерпевших» – пусть подтвердят, что ты психанул тут-там-сям, и можно упаковывать.
У большинства обывателей даже и не возникнет вопросов, за что и почему. Ну зачем же психовать тут-там-сям? Поэтому карательная психиатрия имеет перспективы, как отдельный способ борьбы с инакомыслием.
Свидетельство о публикации №225081501001
Тэми Норн 15.08.2025 13:36 Заявить о нарушении