Амвросий Оптинский. Жить - не тужить

(отзывы)
-----------------------------------------
«Жить - не тужить. Поучения преподобного Амвросия Оптинского (Гренков)». Изд-во «Летопись», 2018 г.
-----------------------------------------

Оптина Пустынь – величайшая святыня Русской земли, прославившаяся своими Старцами, духоносными прозорливыми монахами. На протяжении почти 100 лет – от поселения первого старца Льва (апрель 1829 г.) и до закрытия монастыря (в 1923 г.) – это один из наиболее значительных духовных центров России. Именно здесь было положено начало творческому и духовному сотрудничеству с русской просвещенной интеллигенцией и дворянством, что не только оставило выдающийся след в русской культуре, но и оказало значительное влияние на нравственность русского общества.

К слову сказать, с точки зрения социума, Старчество не имело отношения к какому-то определенному церковному «сословию». Составлявшие его цвет Старцы были, в основном, людьми простого звания. Однако не за «мудрыми народными советами» обращались к ним члены царской семьи или великие русские писатели, а за духовным руководством. Способность к которому берется не из «множества умных книг» или житейского опыта, но потому как «многими подвигами стяжали они дар рассуждения,… дар прозорливости», а также способность «молитвою постигать волю Божию о человеке».

Одним из таких 14 прославленных Старцев  Оптины был Амвросий Оптинский, небольшой сборник кратких поучений-рассуждений которого, предлагает Издательство «Летопись». Глубину, простоту, прозрачность высказываний и даже долю шутливого доброго юмора, «шуток-прибауток» отмечали все, кто беседовал со Старцем Амвросием лично. «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение»; «Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог»…

В такой же ясности и простоте, незатейливых теплых, участливых словах нуждаемся сегодня и мы, живущие сто лет спустя. В искренних человеческих словах поддержки, живительном диалоге. Да только не с очередным сконструированным «экспертом», виртуальным «властителем дум» или самоназначенным «авторитетом по всему на свете»…  (Впрочем, собеседник-то является человеку, - как заметил русский и советский нейрофизиолог, академик (а также князь, в монашестве – Алипий) А. А. Ухтомский – таким, каким он его «заслужил»: т.е. мы в состоянии воспринимать в другом человеке только то, к чему были подготовлены всем своим предыдущим опытом. Так что, скорее всего, «срезонирует» то, что… ближе и понятнее.

А вот, что «отозвалось» сегодня при чтении кратких поучений Амвросия Отинского мне (быть может, кому-то тоже, при чтении, отзовется):

«Всякому классу людей своего рода бывают искушения. Касательно же себя нужно искать успокоения в собственной совести и молитве, веруя, несомненно, что подобными искушениями очищаются наши согрешения, происходящие от несправедливого мнения и подозрения в отношениях других. Преподобный Марк Подвижник пишет, что кроме сих средств, то есть терпения и молитвы, невозможно избавиться от тяжести искушений». …


Пс: Несмотря на то, что книга умещается на ладони, сделана качественно, оформление спокойно-приятное, шрифт не «слепой», а в корешок «вшита» закладка, что тоже удобно. Однако о том, что текст книги печатается по уже издававшемуся сборнику («Душеполезные поучения преподобного Амвросия Оптинского». Оптина Пустонь, 2012 г.), написано лишь в конце, фактически, в «выходных данных». И это тем более странно, потому что никакого «вступительного слова», предваряющего данный сборник (кем-то и когда-то отобранных высказываний) нет. На мой взгляд, стоило бы разместить, хотя бы несколько слов, как об авторе: <Преподобный Амвросий Оптинский (в миру – Александр Михайлович Гренков) – священнослужитель Русской православной церкви, иеросхимонах. Одним из первых оптинских старцев прославлен в лике святых 6 июня 1988 года на Поместном соборе Русской православной церкви; почитался при жизни как старец>, так и о феномене Старчества и значении Оптины для России. Ведь для кого-то эти тексты могут оказаться первым знакомством с уникальной личностью автора, олицетворявшим собой не менее уникальное явление.


Рецензии