Памяти Кедрова

ПАМЯТИ КЕДРОВА

С Константином Александровичем Кедровым  меня познакомил бывший Руководитель Администрации Президента России, а позднее - Председатель Союза писателей Москвы- Филатов Сергей Александрович.

Константин Кедров получил мировую известность, как русский поэт, поэт-авангардист, философ, литературный критик и литературовед, а также как создатель литературной группы «Добровольное общество охраны стрекоз» (ДООС) (1984) .

Он был член Союза писателей СССР , членом Союза писателей России и членом Российского союза писателей, и навсегда
останется автором термина метаметафоры и философской теории метакода и метареализма.

В мирской жизни Константин Александрович являлся кандидатом филологических и доктором философских наук, профессором Московского Литературного института имени А.М. Горького и лауреатом редкой среди европейцев, престижной южнокорейской литературной премии Манхэ (2013).

Думаю, если бы К.А. Кедров не стал литератором, из него получился бы замечательный физик. Он легко и конкретно говорил о теории относительности Альберта Эйнштейна и оперировал другими физическими понятиями, что меня-выпускника физического факультета университета по первому образованию, и удивляло, и радовало одновременно.

Кедров был великолепным рассказчиком, ходячей литературной энциклопедией. Цикл его лекций, прочитанных в Библиотеке искусств имени А.П. Боголюбова, является большим вкладом в  литературу и литературоведение. В 2022 году эти лекции были изданы хорошим, по современным меркам, тиражом, и стали достоянием общественности и всех почитателей творчества К.А. Кедрова.

Мне посчастливилось неоднократно присутствовать на литературных вечерах, чтениях, встречах, лекциях Константина Александровича, и каждый раз я поражался его остроумию, памяти и уникальности услышанного.



Он крайне бережно и внимательно относился к своим друзьям.
 
Естественно, я, иногда чрезмерно, пользовался привилегией заходить к нему в гости в любое время.


Знакомил с ним и его страстных почитателей.

Кедров был гостеприимным хозяином. Квартира его в Большом Гнездиковском переулке, в самом сердце столицы, находилась в знаменитом доме архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее.

Дом был построен в 1912 году, прозван Тучерезом, и удостоен стихотворения самого Владимира Маяковского о Москве будущего:

«Помните,
дом Нирензее стоял,
Над лачугами крышицу взвеивая?
Так вот:
теперь
под гигантами грибочком
эта самая крыша
Нирензеевая».

В разные годы в доме находились редакции журналов «Литературная учёба», «Советский писатель», «Вопросы литературы» и московская контора берлинской газеты «Накануне».

Именно здесь в 1929 году Михаил Булгаков встретил Елену Шиловскую, ставшую его женой и прообразом Маргариты в романе писателя.

Дом также связан с именами литературных деятелей: Константина Паустовского, Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского.

27 июля 2023 года в доме открылся Центр поэзии Константина Кедрова, зарегистрированный Министерством юстиции РФ.

Центр представляет из себя музей-квартиру Константина Кедрова.

Это полноценный музей с совершенно уникальными экспонатами. Перечислять их нет смысла, их надо видеть.
Здесь автографы выдающихся поэтов, их фотографии и книги с дарственными надписями и посвящениями, и портрет самого Кедрова работы выдающегося художника Никаса Сафронова, и фотопортрет жены Константина Александровича – поэтессы Елены Коцюба.

Сама обстановка и планировка квартиры, рояль и мебель, многочисленные награды и подарки, книги, принадлежащие перу Кедрова и его библиотека являются раритетами по факту своего существования. Ибо они – уникальны.

Кедров был неприхотлив в быту.

Константин Александрович был крайне спокойным, уравновешенным человеком. В его жизни было так много испытаний и бурь, что на всё происходящее он взирал с олимпийским спокойствием и взглядом философа-мудреца.

Он был верен друзьям.

Эта вера была взаимной.

Во многом и жизнь Константина Александровича продлилась, благодаря заботе, вниманию и участию друзей.

Не претендую на истину в конечной инстанции, ибо многих его друзей я не знал. Но обойти молчанием тех, с кем я встречался и был хорошо знаком, и тех, кто абсолютно точно продлил его жизнь, обойти молчанием не могу.

Во-первых, это Дмитрий Владимирович Кравчук- Президент Российского союза писателей, основатель порталов Стихи.ру и Проза.ру.

Именно Российский союз писателей и лично Дмитрий Кравчук был с Кедровым все его последние годы, помогая Константину Александровичу во всех его делах и устремлениях, поддерживая его всемерно, и по всем направлениям.

В последний путь Константина Александровича также провожал Российский союз писателей, взяв на себя все траурные мероприятия и расходы на отпевание, прощание в Центральном Доме литераторов, кремацию и похороны на Донском кладбище.

Во-вторых, директор библиотеки «Дом А.Ф. Лосева» Владимир Олегович Семёнов, писатель, публицист, политик и общественный деятель.

К этим людям я испытываю большое уважение за внимательное и бережное отношение к яркому человеку нашей эпохи.

Завтра исполняется ровно четыре месяца со дня ухода в другое измерение Константина Кедрова.

P.S.
В дополнение к статье «Памяти Кедрова», отмечу, что Константин Александрович обладал большим чувством юмора и прекрасной памятью. Частенько его собеседники самозабвенно хохотали от его метких цитат, афоризмов или сентенций.

Как-то, совершенно к месту, он процитировал довольно большой отрывок из Гоголя, прервав минут на пять общую беседу, пока все не отсмеялись. Что уж говорить о стихах разных поэтов, которых он знал великое множество.


Расскажу о двух рядовых случаях, свидетелями которых мне пришлось побывать.

Случай первый.

Провинциальный литератор Владимир Порядочнов из Тулы, в силу разных причин не был членом какого-либо творческого союза. Узнав об этом, Константин Александрович охотно откликнулся на просьбу В. И. Порядочнова принять его в члены ДООС и, с лукавым выражением лица, «благословил» стоявшего перед ним на коленях серьёзного литератора игрушечным пластмассовым мечом.

Случай второй.

 Бывший статс-секретарь Союза писателей России Жданов-Луценко за обеденным столом в доме К.А. Кедрова, вызвался показать окружающим, как надо изящно управляться с восточными палочками для еды. При этом все стоящие на столе суши, были съедены им единолично
Через неделю мы с братом, приехавшим из Саратова, пили чай с большим и нарядным тортом, сидя в гостях у К.А. Кедрова. «Хорошо, что торт не едят японскими палочками, а то нам бы снова ничего не досталось»- сказал радостно Константин Александрович, вспоминая события недельгой давности.


15 августа 2025 года


Рецензии