С. Максимов. Бродячая Русь Христа ради

 (отзывы)
---------------------------------------------
Максимов Сергей Васильевич «Бродячая Русь Христа ради». Изд-во «Азбука классика», серия «нон-фикшн», 2024 г.
---------------------------------------------

Когда мы говорим, что массовое перемещение людей по миру стало возможно только, благодаря автомобилям, поездам, пароходам и самолетам – это не совсем так. Мир, то есть люди в нем, постоянно перемещались. В результате перемены климата; в поисках лучших условий жизни; вследствие войн; вслед за географическими открытиями; пускаясь в паломничество по святым местам… Кто-то отправлялся «за тридевять земель» на заработки; кто-то потому, что ему предстоит «учиться в университете» …

Возможно, любители истории или русской литературы вспомнят о том, что были во времена оно такие путники, которых называли «калики перехожие». Это были такие странствующие, действительно, зачастую калеки, увечные и юродивые, которые зарабатывали себе на пропитание тем, что пели духовные стихи или былины, рассказывали, «религиозные» и «чудесные» истории, иногда пытаясь продавать дешевенькие книжицы той же тематики, перемещаясь от одного населенного пункта к другому. Припоминаю, что встречала такой сюжет в житийной литературе. Будущий святой, благодаря этим самым странникам (часто, ещё ребенком) слышит от них преобразившее всю его дальнейшую жизнь «слово», и… далее, те идут искать себе кусок хлеба, а будущий святой, после такого события, покидает отчий дом и отправляется на поиски пищи духовной…

Или, кто-то, быть может, вспомнит о «погорельцах»: истинных – ибо деревянные дома, если уж случилось такое несчастье, горели «хорошо и быстро», обрекая бывших жильцов на мучительные скитания целыми семьями; и – мнимых, по разным причинам называющих себя таковыми «чужим людям»…

Короче, по России бродили не только «очарованные странники». О чем я, с нескрываемым интересом, и узнала из книги «Бродячая Русь Христа ради». «Ходил из конца в конец православной Руси и странник за усердным подаянием, «апостольским способом в подвиге добром подвизался», и притом с таким сердечным убеждением, что способ этот глубоко укоренился и в следующих поколениях и в нетронутом виде дожил до наших времен», - так начинает свою первую главу «Прошаки и запрощики» автор. Сергей Васильевич Максимов – писатель, этнограф, исследователь народного быта, написавший эту книгу в 1877 году, после поездки в Северо-Западный край, куда был командирован Императорским Русским географическим обществом… Однако ученый не просто описывает быт и обычаи изучаемого им населения, проживающего на тех или иных территориях. На первый план автор решает вывести такое явление народной жизни, как странничество – с его различными социокультурными и бытовыми особенностями.  Чем, скажем, отличается «нищая братия» от «прошаков» и «запрощиков»? А, кто такие «кубраки» и «лабори»? ..  Поверьте, самостоятельно ответить на такие вопросы затруднительно было бы не только нам, но и современникам ученого.

Книга не только познавательная и бытоописательная, но она, к тому же, написана талантливым литератором, поэтому читается, словно смотришь кино: живое, самобытное, местами, стоит сказать, весьма невеселое. Да, это не про каких-то сказочных горбатых гномов и «подземных королей», а, что называется, «за жизнь». Как у Лескова, к примеру…

«Пробовал бродячих нищих и слепых старцев великий хозяин земли своей Петр Первый пристраивать к местам, чтобы не толкались, не мешали и не напоминали бы царю про старые, немилые ему времена: приказывал монастырям строить богадельни, велел ловить и вязать всякую без разбора нищую братию, писал строгие указы, не один раз их напоминал и повторял – убогим удалось-таки пережить и это самое тяжелое для них время…», - нет, это не Лесков, это в одной из глав «Бродячей Руси…» пишет С. Максимов.

…Ну, и как тут Россию умом понять? Если крыше над головой и миске, пусть пустого супа, а то и с куском хлеба (который ещё пойти, поискать нужно, а лапти, поди, прохудились давно, да и от одежды, одни лохмотья с прорехами) предпочитают эти странные люди – вольницу и распутицу нехоженых дорог, заунывные песни у костра в продуваемой со всех сторон степи, да какую-то не менее странную веру, гонящую их ото всех благ человеческих всё дальше и дальше… О чем это?! Зачем, кому нужны такие истории о нищебродах и убогих в нашем дивном цифрово-целлулоидном, переполненном сытыми, стремящимися к самодостаточности и успешности людьми и товарами потребления на каждый их чих, мире? (Кроме членов Императорского географического сообщества, конечно…)?...

А вот мне кажется, что нужны. «О чем это?» - я бы сказала: и о нас тоже. И если у Юнга или Кэмбелла вы не встречали такие архетипы… В общем, есть над чем поразмыслить. В очередной раз.


Рецензии