1467. Хуторская чертовщина. Волчья напасть

       Через пару дней сытного и длительного отдыха, Пал Андреич упросил хозяйку привести его одежды в надлежащий вид, у него после долгих размышлений и лежания на печке созрела очередная задумка, которую он и задумал воплотить на скорую руку не откладывая на потом.
        Дав Василю поручение наловить с десяток воробьёв, собрался сходить в Прохладную и пообещав вернуться через пару дней обратно.
     Данное слово он сдержал, вернулся рано по-утру в приподнято приятном настроении, отоспавшись до обеда и после сытного застолья дал очередное поручение Васятке.
      Поручение оказалось не столь сложное, поджарить на костре, но не потрошить пойманных им воробьёв и для каждого из них приготовить полуметровые камышины.
      После того, как задание было исполнено и Василий занёс в хату аппетитно пахнувших поджаристых воробьиных тушек, то вскоре началось некое таинство приготовления.
  Подмигнув Васятке, Пал Андреич достал пузырёк с каким-то странным веществом, расстелил на столе газету и приступил кончиком ножа препарировать тушки воробьёв, делая не значительные разрезы на их животах.
            А дальше с загадочным выражением алхимика-отравителя всыпал из пузырька в разрезы тушек порошок в дозах только известных ему, заталкивая и массируя его среди кишок, с последующей передачей своему ассистенту.
      Надевая тушки воробьёв на камышины он ещё не совсем понимал суть происходящих действий, но делал это с тщательной педантичностью.
    Истратив половину порошка из пузырька, Злотазан запечатывает остаток с предупреждением даже не прикасаться к склянке, а своему ассистенту даётся ответственное задание, взять тушки воробьёв нанизанных на камышины и отправиться по дальше в степь, где через каждую пройденную версту втыкать камышину в снег.
      Васятка слегка тупил и не мог сообразить, для чего это вообще нужно.
            Ответ был скор и доходчиво объяснён.
-Понимаешь Василёк некую суть происходящих событий, тобой испорчено ружьё, что довольно скверно.
-Но я нашёл вполне подходящий выход для тихой и удачной охоты.
-В этих воробьях мною вложена смертельная доза мышьяка, оголодавшая лисица почуяв обворожительный запах прибежит и съест воробушка, не подозревая подлого подвоха, а вскоре откинет свои лапки, издохнув распластавшись на снегу.
-А ты Василёк раньком, ещё до рассвета, отправишься вновь в степь, где и подберёшь издохших лисонек.
-А наличие у тебя даже нескольких лисьих шкурок и будет ответом злым и завистливым языкам, откуда и с какой стороны у тебя хлещет денежный поток.
-Всё это Васяня во спасение наших честных имён от косых взглядов и повода для очередных сплетен, пусть завидуют твоей изобретательности добывать трудовую копеечку.
-Ну давай собирайся и в добрый путь.
-Отшагать тебе придётся Василёк не малый путь, а что ты хотел, оно ведь того стоит, для твоего же спокойствия стараюсь.
-Это Ивашка по молодости лет соображения толкового не имеет, если что и делает, то с подсказки выше стоящего звена.
-А ведь случись ему обмолвиться о тебе и твоих денежных тратах, как тут же начнётся, кто таков, откуда будет, где нёс службу и не состоял или не стоит в новообразованных бандах.
-Поверь Васюня, там умеют выуживать нужную им информацию, знают как это делается, применив ряд мер принудительного характера.
-Так что дуй в степь и помни, что это делается в твоих же интересах.
-А я ведь Вася, что тот комгак-перекати поле, сорвался с места, только и видели меня.
-Ну иди уже, довольно с тебя и этого наставления.

         Выйдя под вечер из своего подворья Василий наметил себе путь дальнейшего следования, чтоб было не столь далеко, но в то же время с точной расстановкой приманок с большим обхватом площадей. 
       Выйдя на гребень водораздела и окинув своим богатырским взглядом степь простирающую до самого горизонта наметил себе не столь дальний, но вполне логичный путь передвижения.
         Пройдя вдоль гребня в сторону заката примерно через версту воткнул первую приманку, а свернув с этого места по направлению снежных гор через определённое расстояние поставил ещё три, затем повернул на восток установил ещё три и пустился в обратную дорогу, воткнув остальные.
      Вернулся Васятка к себе уже затемно, ну как затемно, хоть по времени уже была ночь, но всё одно снег отсвечивал свет и было довольно видно.
         Завалившись в хату, именно завалившись с усталости, бухнулся на лавку с трудом разделся, от ужина отказался, ушёл в свою комнату и улёгся спать.
          За долго до рассвета с трудом поднявшись и по совету своего квартиранта прихватив мешок отправился собирать пушнину, особой надежды на успех не питал, но первая съеденная приманка и хождение по оставленному следу, оказалась удачной, пришлось изрядно походить по степи и вот он первый трофей положенный в мешок.
          Длительное хождение по степи не лучшее средство для приятных развлечений, вторая издохшая от отравления лиса им была обнаружена далеко в степи, считай почти у самого канала.
       Оно вроде бы приятная ноша за плечами, да усталость своё берёт, в таком случае до дому бы дойти, по снегу особо не походишь и не столь глубок, а всё одно выматывает.
         Как часто бывает, когда усталость валит с ног, то уже ничему не рад, да и в голове голосок подзуживает, отставить свои хождения на вечерок, а Василий как человек слабой натуры согласился на договорённость с самим собой и побрёл обратно, неся в своём мешке две издохших от мышьяка лис.
            Своим возвращением без особой радости оповестил Пал Андреича, сообщив ему о найденных двух лисах с которых ещё только предстояло снять шкурки.
         В таком случае для поднятия тонуса и настроения под сытное угощение распили по стакану крепчайшего сиводрала, что заметно придало сил и завязался разговор.
             Василий не без интереса слушавшего его Пал Андреича поведал ему о своих похождениях, сообщив, что всего сразу проверить не смог, что было воспринято с пониманием к его невероятной усталости.
         Да и как было не понять Васятку выглядевшего тем самым воробышком нанизанным на камышину, ему бы обеих лис ободрать и на этом на сегодня с него вполне достаточно.
         Из сострадания к Василю было отложено вечернее хождение, ещё свалиться где ни будь и замёрзнет присев отдохнуть, задремав с усталости.
       Утренний обход оказался не столь удачным, всего найдена одна лиса, а вот все оставшиеся выставленные тушки были съедены за день птицами.
         Пришлось устроить новую охоту на воробьёв, пользуясь не столь хитрым приспособлением как таз, палка и привязанная к ней верёвка.
          Только вот воробьи быстро обучающаяся птица, всей стайкой не лезли под таз склёвывать приманку в виде крошек хлеба и горсточки пшена, проявляли смекалку скакали и порхали вокруг, заскочит один другой склевали хлебную крошку или зёрнышко и ходу обратно.
         Но и Васятка сумел приноровиться к их манере хитрить и изворачиваться, прячась за дверьми и поглядывая через щелку, в нужный момент дернет за верёвку, вот и попался воробушек-воришка, которому судьбой уготовлено стать отравленной приманкой.

           Через день подготовив отраву из воробьёв, Василий под вечер отправился расставить приманки, но не стал как первый раз углубляться в степь, а натыкал их за водораздельным гребнем, чтоб далеко не ходить.
          А по утру, когда он пришёл проверить, то его ожидал неожиданный сюрприз.
          Вначале была найдена по оставленным следам лисица, а за межой поместий ближе к соседнему хутору заметил что-то серое и довольно внушительного размера.
          Как было не подумать, что чья то собака учуяв запах жареного прибежала и съела отравленную приманку.
          Из интереса подойти ближе, сам тому не веря, обнаруживает издохшего волка, неожиданно и к тому же необычное везение, только подумать, как вскоре заговорит весь хутор, что Василий Харитонов сумел убить  волка.
         Такую тушу в мешок не положишь и на себе не уволочёшь, не бросать же ему лису, зря что ль за ней столько пройти пришлось, в таких неординарных случаях мысли работают с невероятной интенсивностью.
        Ничего он оставлять не собирается, мало ли кто шастает в этих местах, подберут и спасибо не скажут.
           Сняв с себя ремень и накинув на шею оскалившегося в предсмертной агонии волка, забросив мешок с лисой себе за спину и поволок за собой по снегу волка.
         Трудно и тяжко, а чего поделать, тащить приходится.
        Тут бы за гребень переволочь, а там под уклон легче будет.
  Истратив изрядное количество сил и пропотев, что в жаркой бане сумел доволочь до оврага, а там ещё немного усилий и вот он тот самый случай, когда  небо решило над ним сжалиться, а на задах своего двора показался внук Марии Малиничкиной с санчатами в руках.
           Василь бросив мешок и отпустив ремень замахал руками, закричал во всю глотку, махая хлопцу одолжиться санками.
       Пацан смотрел в его сторону и не понимал, чего от него хочет этот дядька.
           Тогда ничего не оставалось, как ухватить волка за хвост и приподнять,  прося помощи и по содействовать временным одолжением его санок.
          Сообразив чего от него хочет дядька, направился к нему имея интерес взглянуть на волка.
       И тогда на зависть всем пацанам собравшихся с утра на горке Сашка Малиничкин  вкатил на хуторскую улицу свои санки, на которых во всю длину возлежал огромный волк, а следом с мешком за спиной вышагивал  Василий Харитонов.
          И вот уже окружённый шумной ватагой ребят шествовал по хуторской улице удачливый охотник, а поравнявшись с двором Гурковых и заметив не без удивления смотревшего на шествие у своих ворот Николая, решил съязвить.
-Ну что охотник, всё дома сидишь?!
-А я вот с утречка лисичку и волчару поимел.
-Это тебе не зайцев чужих подбирать!
-Так то! Знай наших, Коля!
           Помпезное шествие продолжалось, вот он триумфатор славы Василий Харитонов, можно сказать был на седьмом небе от счастья нахлынувшего на него, пусть люди посмотрят и позавидуют, не каждому из них дано подняться с низов на самый верх. 
          Приятно слышать, когда вокруг тебя орёт малышня:
-Дядька Васька убил большого волка!
           Сообщая каждому, кто из интереса выглядывал из своего двора.
        Опять же торжественно вышагивая окружённый гурьбою ребятни, подходя уличной дорогой, поглядывал в сторону двора, где проживал хуторской председатель, из возникшего тщеславия имел большое желание услышать от него хвалебную речь в свой адрес.
         Но председатель чего-то не спешил и даже не проявил интереса хотя бы выглянуть в окно, ведь по существу своеобразия вещей процессия собралась на улице не малая, мог бы и поинтересоваться по какому случаю устроили  шумное хождение.
            Выходит, что председатель не желает проявить к нему своего уважения, что несколько расстроило удачливого охотника, а немного поразмыслив, успокоил себя мыслью, возможно его нет дома, возможно он в клубе или же ушёл в станицу доложиться начальству о проделанных им делах.
             Да и чего огорчаться по пустякам, вон дед Юрка у ворот стоит цигарку курит, вот кто его поймёт и выслушает, да ещё даст доброе напутственное слово.
      Свернув с дороги и подойдя к двору Портянко, с лучезарной улыбкой на своём лице по приветствовал старика.
-Здорова деда!
-Вижу стоишь посасываешь цигарку, да дым в небо пускаешь.
-А я вот с утречка по-раньше пробежался по степи, лисичку того, вот тут у меня в мешке лежит, да волка угораздило зашибить.
-Вон у пацанов на санках лежит, ели уместился, хвост следом волочётся.
-Сашка! Волочите волка ко мне во двор!
-А я сейчас подойду!
             Дед Юрка был заметно удивлён, даже раскрыл рот, позабыв потягивать цигарку и пока собирался с мыслями, Васятка второпях ему и говорит.
-Побежал я дедуля, опосля поговорим.
-Шкуры надлежит содрать, да определиться, куда туши деть.
               Василь торопливой походкой поспешил вслед шумной ребятне, завернувших всей гурьбой к его двору.

            А в это время Злотазан беспечно полёживал на печке, предавшись мечтам и предстоящем сборе наложенной контрибуции на Гаврилу Кондратюка и его приспешников, да вдруг заслышал шум у двора невольно засуетился, где-то даже подумал о возможном выяснении обстоятельств по внезапно разбогатевших супругов Харитоновых.
         Оно бы перебраться на чердак, собрать все свои вещички и временно притаиться спрятавшись в ворох сена, а выбрав удачный момент дать незаметно дёру.
        Приоткрыв дыру на чердак  прислушался к голосам, понятнее понятного, что это была хуторская детвора, только чего им понадобилось толпиться у двора, неужели ожидают прихода или приезда важных лиц, имея намерения арестовать Василя?
           Да вот же восторженный голос Василька,  утвердительно восхищённый с признаком выразительной радости, а это уже интересно, чего же в действительности происходит на дворе?
           А Василёк командирским голосов отдаёт команды протащить санки до летней кухни и там свалить волка.
                Волка?
   А вот это даже интересно знать, откуда он его припёр, неужто нажрался жареных воробьёв и отравился?
       Эх Харитоша, Харитоша, не дальновидный ты человечек, голова большая, а ума с гулькин нос, сейчас слух разнесётся по хутору и пойдёт народ поглазеть на волка, и тогда этот двор наполниться хаосом и превратиться в подобие свадебной церемонии, а иные доброжелатели полезут в хату обмыть такое значимое событие.
         Пришлось окликнуть хозяйку зашедшую в сенцы.
-Лидусик, кормилица ты наша, сделай милость, позови своего муженька в хату.
-Есть у меня к нему одно важное поручение.
           Вскоре в хату вошёл Василий и своим радостным сиянием наполнил комнату, осветив даже самые тёмные углы и уже с порога было собрался похвастать, как был одёрнут Пал Андреичем.
- Что ж ты Васька паразит делаешь!
-Ты зачем волка заволок во двор?
           Так Павл Андреич хочу с него шкуру содрать,
                не совсем понимая возмущения своего квартиранта ответил Василий.
-Это с тебя надо шкуру содрать, чтоб хоть малое понятие имел.
-Сейчас мужичьё повалит посмотреть на волка, представляешь какое столпотворение начнётся?
-До вечера не разойдутся, так ещё в хату полезут истребуют с тебя проставиться, понимаешь куда я клоню?
-Волка отволоки к воротам, пусть там на него и глазеют, а во двор никого не пускай, нечего им здесь делать.
-Я как-то не подумавши Пал Андреич, на радостях совсем ошалел.
-Сейчас всё поправлю, как есть исправлюсь.
-Обожди не торопись, чтоб о твоём тайном промысле не дознались, придумай вполне достоверную историю.
-Если найдутся зануды, а такие обязательно придут посмотреть на волка и станут выискивать, куда ему пришёлся заряд дроби, то для таких умников предоставь своё ружьё с поломанным прикладом.
-Вот и объяснишь этим дотошным людишкам, что приклад  сломал не о башку зайчишки, а вынужден был применить и пришибить волка кинувшегося на тебя.
-Ну чего мне тебя учить придумывать залихватские истории, у тебя на такие случаи довольно правильно подвешен язык.
-Больше страсти и ярости, люди больше склоны верить выдумкам, чем выслушивать правду.
-А правда, она у каждого своя, кто по напористее и нагл, тот и докажет свою правоту.
-Так что не жалей своего красноречия, поливай словами, что тот дождь в сильный ливень.
-И вот ещё чего, царапни гвоздём по рукам, отставь отметины для большей убедительности.
-Вот ещё чего, поешь по плотнее, да прими стакан сиводрала, иначе потом времени не будет, народ повалит, что те мухи на свежее дерьмо.
          Злотазан как в воду глядел, после того как по хутору слух прокатился, потянулся народ ко двору Харитоновых, будто никогда не видели такой диковинки, как волк.
          Люди приходили, глазели, качали головами, такой  волчара не то чтобы овцу утащить, так и телушку запросто зарежет, вон какими клыками ощетинился, что те острые ножи.
       Хвалебные слова говорили, а Васятка расхаживал по двору павлином заморским, сказывая, как ему удалось одолеть волка.
       Уже который раз рассказывал, даже со счёта сбился, приходили новые слушатели и он вновь без устали повторял сочинённую на его усмотрение историю.
-Я ведь люди добрые раньком, когда вы все спали своё ружьишко на плечо и айда на охоту. 
-Знамо по каким местам ходить, чтоб зайчишку или лису подстрелить.
-И случилось мне забрести на земли соседнего поместья, иду себе и беды не замечаю, а тут из старого окопа на меня вдруг выскакивает этот зубастый волчей, с рыком пасть раскрыл, что страшно слышать и смотреть.
-Ну я на вскидку и бабахнул, да видно впопыхах промахнулся, а он озверевший до безумия на меня кинулся.
-Ну думаю всё Васька, отжил ты своё, сейчас тебе серый вцепиться в горлянку и удушит, можешь попрощаться со своей жизнью, даже патрона не успеешь поменять в своём ружье.
-И не поверите, мне так жить захотелось, хоть плач, да разве такой серый разбойник вздумает пощадит?
-Что мне оставалось делать, как не защитить себя, больше-то некому, тогда я перехватываю берданку за ствол да и шасть волка по башке, он и свалился мне под ноги.
-Оглушил я его таким манером, оно бы воспользоваться моментом и перезарядить ружьё, а приклад-то того хрясь и переломился.
-Что в таком случае делать прикажите?
-Так я второпях снимаю с себя ремень и пока волчище не очухался набрасываю ему на шею и давай душить.
-Уж сколько времени прошло, как он испустил последний дух не знаю, мне это показалось целой вечностью.
-А когда сообразил, что всё ему, полная хана, поволок хутору.
-Уморился, не приведи тебе господь, весь потом изошёлся, что в парной бани побывал, а когда доволок волчея до краю оврага, гляжу внучек Маруськи Малиничкиной с санками у своего двора.
-Ну я ему кликнул, чтоб санки одолжил, вот с ним и приволокли волка прямо к моему двору.
        Не обошлось и без тех, кто не особо-то и поверил Васятке, так он так расходился, что сходил в хату и вынес на показ свою берданку, тыча им на свежий скол приклада.
           Какие могут быть сомнения, когда вот оно доказательство, даже на прикладе обнаружилось несколько серых шерстинок.
          Да и без председателя в этот день не обошлось, пришёл взглянуть на волка, а вот с его подачи станичному начальству у Харитоши и начнутся неприятности.
           Но это случиться несколькими днями позже, а сейчас он себя чувствовал героем дня, а героям, как полагается воздают почести, чем он и пресытился под вечер по самое горло.

                14-15 август 2025г.

          


Рецензии