Осень в Михайловском. Игорь. Ч. 3

                СТРАНИЦЫ ИЗ ДНЕВНИКА. 1983 год

4 октября 1983.

    Сегодня мы с Зоей пошли пешком в Тригорское, через Михайловское, через Еловую аллею (без экскурсии). В парке Тригорского то же безмолвие, безветрие и та же пустота, что и вчера в Михайловском. Аллеи в начале парка чисто подметены, лишь кое-где видны одинокие кленовые листья. А дальше, в глубине, все аллеи усыпаны листвой желтого, бордового, коричневого цвета, словно устланы ковром (иначе не скажешь). А трава -ярко зеленая, свежа и чиста по-весеннему. Все красиво сочетается. Тихо-тихо кругом.

    Признаться, Зоина болтовня, ее восторги и громкие слова мешали мне:"Какая красота! Какая прелесть! Какие листья! Какие березы! Какие клены!" Я молча кивала головой и вбирала всю эту красоту в себя, накапливала, чтобы потом излить все в дневнике. Да, райский уголок. Лучше места я еще не видела. И время чудесное, пушкинское любимое. И мое. Ничего нет лучше осени, сухой, золотой, богатой красками. А грустно-то как... Счастливо и грустно. Листья медленно кружатся в прощальном танце.

           Простите, верные дубравы!
           Прости, беспечный мир полей
           И легкокрылые забавы
           Столь быстро улетевших дней!
           Прости, Тригорское, где радость
           Меня встречала столько раз!
           На то ль узнал я вашу сладость,
           Чтоб навсегда покинуть вас?
           От вас беру воспоминанье,
           А сердце оставляю вам...


           А.Пушкин

(Пишу по памяти)

    Сегодня у меня было прощание с Тригорским. Знаю, что никогда не вернусь сюда. Теперь у меня есть еще одно любимое место, добавилось к Петербургу и Риге.

    Мы были на семейном кладбище Осиповых-Вульф. Оно располагается на горке. Подниматься и спускаться надо по крутой тропинке. Кладбище обнесено каменной стеной. Здесь похоронены П.А.Осипова-Вульф, ее отец Александр Вындомский, Алексей Вульф. Есть несколько безымянных могил - странно. В центре этого маленького кладбища - остатки каменной часовни.
    Мы вернулись в парк. Все здесь восхищает, очаровывает и входит в сердце легко и навсегда. Уходила, оглядываясь на дуб уединенный, роскошно раскинувший свои мощные ветви. Живи и радуй всех, кто придет сюда после нас.

    От усадьбы в Тригорском до поворота на Михайловское пришлось идти по шоссе. Дорога однообразная, длинная, скучная, какая-то безрадостная, но другой нет. И вот поворот направо, здесь камень с надписью: Границы дедовских владений. В нескольких метрах от этого камня - место трех сосен, о которых Пушкин писал в стихотворении "Вновь я посетил". ТЕХ, пушкинских сосен, уже давно нет (погибли от молнии), но посажены другие и главное - точно так, как в стихах: две рядом, одна чуть поодаль и молодая поросль вокруг них.

    Дальше вниз уходит "дорога, изрытая дождями". Потом дорога идет вдоль озера Маленец. Оно, правда, маленькое, милое и очень чистое. Потом дорога идет лесом, то поднимается, то спускается. Она вся усыпана хвоей, это ее не портит, а наоборот украшает и добавляет штрихи к осенней картине.

    Да, вокруг трех сосен везде холмы, круглые, покатые, покрытые свежей зеленой травой и расположенные так, что один выглядывает из-за другого. Вот природа-рукодельница! И такой простор, такая панорама - никакие слайды не в состоянии это передать! Радуешься, что видишь все своими глазами. Здесь легко дышать, легко любить, потому что все русское, родное!

8 октября 1983.

                Слава тебе, безысходная боль!
                Умер вчера сероглазый король...

                А.Ахматова

*   *   *   *   *   *   *   *   *  *   *  *   *   *   *   *   *   *   *    *

    В 10 часов утра проводила Игоря в Псков. Места себе не нахожу - скорей бы уехать отсюда. Теперь по той дороге, где эти дни мы с ним гуляли вдвоем, иду одна. Сердце рвется на части.

      Всё пройдет: и печаль, и радость,
      Всё пройдет: так устроен свет.
      Всё пройдет, только верить надо,
      Что любовь не проходит, нет.

Асфальт мокрый после вчерашнего дождя, но уже светит солнце. Тепло. День должен быть хорошим. Прощайте, все! И солнце, прощай! Спасибо всем, кто дал мне счастливую возможность побывать ЗДЕСЬ! Как трудно теперь возвращаться к моей обычной жизни: дом-работа, работа-дом. Мне нужно, по крайней мере, еще неделю, чтобы прийти в себя после ВСЕГО.

    Ах, Игорь, Игорь, мой сероглазый король! Как я быстро к тебе привязалась сердцем. Я без чувства не могу жить! И опять все в душе болит от расставания. "Любовь, зачем ты мучаешь меня?"

    Как он сейчас хорошо сказал перед тем, как сесть в автобус:
  - Матушке, батюшке поклон, брату пожми руку и поцелуй сына.
  - Прямо так и поцеловать от тебя?
  - Да, крепко обними и поцелуй.


Сейчас попробую хотя бы бегло восстановить события этих сумасшедших дней. Все так закрутилось вихрем. И вот уже конец. Мой чудесный октябрь. Мое любимое Михайловское, которое теперь невозможно вспомнить без Игоря.

    Итак, 2 октября, воскресенье.

Мы приехали после экскурсии из Пскова, устали страшно, но мне все равно захотелось пойти на танцы. Я уговаривала Зою пойти со мной в первый и последний раз, просто посмотреть, послушать музыку и потанцевать в кругу. Она ворчала, что я ее, старую бабку (34-х лет), заставляю краситься и наряжаться. На танцах я сразу увидела и выделила двух молодых людей, высоких, красивых, черноволосых. Чем-то они заметно бросались в глаза даже в такой многочисленной толпе. Они держались как-то особенно, вернее, не они, а ОН один - Игорь. Высокий рост, необыкновенно прямая осанка, широкие развернутые плечи и гордо посаженная голова. А походка... король, одним словом. Именно это слово сразу пришло мне в голову.

    4 октября, вторник.

Мы с Зоей ходили в Тригорское. На обратной дороге мы встретили тех двух молодых людей, всем видом показывающих, что они знают себе цену. Мы перебросились взглядами.
    Вечером мы идем на танцы и решаем пригласить этих красавцев на белый танец. Объявляют белый танец. Я подошла к Игорю. На лице у него изобразилось удивление. Он улыбнулся как-то снисходительно. Улыбка мне не понравилась. Он обнял меня так хорошо - меня мгновенно бросило в жар. У меня чуть не закружилась голова. Я не могла посмотреть ему в глаза. Объявляют второй белый танец, я опять его пригласила. Теперь мы познакомились и немного поговорили. Он из Ростова-на-Дону, закончил в этом году Ростовский университет,он физик-радиоэлектронщик, был на учениях в армии 3 месяца. Сейчас отдыхает по путевке, потом начнет работать.

    Он не танцевал быстрые танцы в кругу и никого не приглашал на танец.
Произошла драка на танцах, и танцы прекратили раньше времени. Мы с Зоей почти дошли до выхода, как вдруг снова услышали звуки музыки. Я попросила ее вернуться хотя бы на один танец. Иногда возвращаться - неплохая примета. Один танец был быстрый, следующий - белый. Меня неудержимо потянуло к Игорю, и я не стала этому сопротивляться. Отыскала его глазами и смело направилась прямо к нему. Он не спеша встал и пошел танцевать, сказав, что с недавнего времени танцевать не любит. Он пришел сюда, чтобы послушать музыку. После этого танца мы вышли в фойе, он курил, и мы разговаривали. В это время танцы закончились, и мы, не договариваясь ни о чем, ушли вместе. Эту ночь мы гуляли до 2-х часов. Было удивительно тепло и безветренно. После всех предыдущих холодных дней такой был впервые. Для нас.


Продолжение следует


Рецензии