Беседа 1. Рождение народа как Церкви
А.Е.Иванов
Вторая книга Пятикнижия – Исход, повествует о том, как заново рождалась Церковь после веков молчания и забытья. В своей истории Церковь Божья принимала различные формы общности: райская – ветхозаветная – Вселенская. Вся мистическая история нашего мира это история Церкви. После разрушения райской Церкви, творение продолжает сохраняет своё призвание в существовании Церкви, которое в своей полноте осуществляется именно после Голгофы, а точнее - после Пятидесятницы. Все основные формы церковной общности были обозначены ещё в первой книге Священного Писания – Бытие: 1 - Райская Церковь – Адам и жена. Но после грехопадения церковное сознание, как связь человека с Богом, затмилось. 2 - Род. Поначалу это был род Сынов Божьих от Адама и Сифа. После Потопа это был род Ноя. А после Вавилонского столпотворения род Ноя разделился на этносы, и потомки сына Ноя и Сима утратили веру в Единого Бога. Это был перерыв в сознании Церкви. 3 - Семья: Авраам, Сарра Исаак, Иаков, Иуда и братья. Эта семья вынуждена была уйти в Египет, утратив веру в Единого Бога. Это был ещё один перерыв в сознании Церкви. 4 - Народ как Церковь. Эта Церковь была обещана Богом Аврааму: «Сотворю тебя в народ великий» (Быт.12) Народ как Церковь родился только после выхода евреев из Египта. Это эпохи теократии, судей, царств, пророков, плена. Далее, перед пришествием Христа, наступили века молчания, когда не стало пророков в Израиле. Появились фарисеи и саддукеи. Это был следующий перерыв в сознании Церкви. 5 - Вселенская Церковь. Она обрела своё начало именно с пришествия Христа. Она была обещана ещё Аврааму, которому Бог сказал: «Благословятся в тебе все племена земли» (Быт.12:3). Это конечная форма церковной общности, и «Врата ада не одолеют её» (Мф.16:18). Бытие Вселенской Церкви уже непрерывно. В жизни Авраама можно было наблюдать совпадение событий: и утверждение веры в мире, и созидание семьи верующего как Церкви, что и описано в книге Бытие. Книга Исход примыкает к первой книге. Главная тема книги Исход повествует о том, как народ, произошедший от Авраама, превращался в Церковь. Но что стало с потомками Иакова Израиля, когда в Египте они утратили богопочитание, мы не знаем. В историческом смысле между двумя формами общности – семьёй Иакова и потомками Авраама - Исаака и Иакова, как народ Израиля, лежит неизвестность, так же, как и между исторической хронологией книг - Бытие и Исход. Потомки Иакова пришли в Египет как большая патриархальная семья. Но пришло время, чтобы из семьи начал возникать народ Церкви. В Египте народ должен был вырасти и созреть как плод во чреве матери, однако земля египетская не была материнским лоном. Она лишь заключала и питала его как пленника и раба, но должна была в своё время, в муках, еврейский народ из себя извергнуть, который затем должен был умереть как раб и родиться заново в свободе как народ Божий Израиль. Как семья Авраама должна была выйти из Месопотамии в Палестину, чтобы родиться как Церковь, так же и евреи должны были выйти из Египта в Палестину, чтобы родиться как народ. Это был трудный процесс, но возобновление церковного сознания у народа было быстрым, как вспышка, во время жизни одного поколения. Позже, рождение Вселенской Церкви с пришествием Христа Спасителя было таким же быстрым, в одном поколении.
Итак, главная спасительная мысль книги Исход - рождение души, народа и народов в Церковь и в Жизнь Вечную. В еврейском тексте трудности рождения евреев в народ Церкви передаётся глаголом – «ХУЛ» - рожать в муках, извергать, бурно рождать. Таким же глаголом определялся процесс рождения, сотворения Богом Земли и Вселенной. «Прежде чем горы родились, Ты изверг землю и мироздание, от века и до века Ты Бог» (Пс.89). Пророк Исайя повествует о том, каким тяжким было рождение Саррой своего первенца Исаака, и по сопоставлению с этим рождение евреев в народ: «Взгляните на камень, из которого вы изсечены, на Авраама отца вашего, и на Сарру, которая родила» (извергла). Как Господь из небытия изверг мироздание, как Сарра из полного бесплодия родила сына, так из неведения рабства и забвения родился Израиль как форма Церкви. Однако эти сравнения возникают лишь тогда, когда Бог упрекает народ в неверности: «Ты отверг камень, который родил тебя и забыл Бога, который родил (изверг) тебя» (Втор.32:18).
Спасение младенцев
В начале созидания Вселенской церкви в Писаниях описан сюжет умерщвления младенцев, от которого был сокрыт Спаситель. А при создании народа как ветхозаветной Церкви мы находим сюжет спасения младенцев в контексте особенного спасения пророка Моисея. Перед рассказом об этом спасении есть раздел об упоминании основных родовых колен Израиля по именам, т.к. и первые слова книги Исход повествуют: «И это имена…» Итак, начало книги Исход:
---«И это имена сынов Израиля, вошедших в Египет с Иаковом каждый и дом его вошли: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон и Вениамин, Дан и Ниффалим, Гад и Ассир. И было всех душ, что вышли из чресл Иакова 70 душ. И Иосиф был в Египте».---
Выражение «Выйти из чресл» говорит о первенстве рождающей силы, т.е. о главенстве отцовства и передаче родства через него. В книге Бытие Авраам требовал клятву от слуги положением руки под чресла свои, как под источник всего родства своего. Далее, необходимо обратить внимание на разночтения, по которому в масаретском тексте в Египет вошли 70 душ, а по Септуагинте - 75. Это имеет важный богословский смысл в представлении того, что каждому народу Бог дал ангела-хранителя. В книге Второзаконие, гл.32, написано, что когда Господь разделял народы после вавилонского столпотворения, Он поставил пределы народам по числу ангелов Божьих. Таким образом, согласно Септуагинте, каждый народ имеет небесного покровителя. Однако в масаретском тексте сказано, что небесный покровитель есть только у Израиля и пределы народам поставлены только по числу сынов Израиля, т.е. 70, ибо это число названо как результат рассеяния народов. Но почему число народов после вавилонского рассеяния должно совпадать с числом сынов Израиля, пришедших в Египет? Это до конца не понятно. Согласно Септуагинте с Иаковом в Египет пришло 75 человек. Зачем нужны такие детали?.. Затем, что надо быть внимательным к подобным разночтениям, несущим в результате всего духовный смысл. Далее по тексту:
---«И умер Иосиф и все братья его, и всё поколение то, и сыны Израиля плодились и кишели, и множились, и усиливались весьма-весьма, и наполнялась земля та ими».---
Кишение - это высшая степень размножения в органическом мире. Так было сказано о водах при сотворении мира.
---«И восстал царь новый над Египтом, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израиля многочислен и сильнее нас. Давай поступим мудро с ним, чтобы не умножился, и будет, если случится война, то не присоединился бы так же он к врагам нашим, и не воевал с нами, и не поднялся бы из земли».---
Здесь важно то, что в глазах египтян евреи уже не семья, а народ. Фараон боится многочисленности евреев, но и не хочет выпускать их как рабочую силу.
---«И поставили над народом начальников повинностей, чтобы угнетать его тяготами их, и народ построил города запасов для фараона Пифом и Раамсес».---
Сказано – «угнетать», что также означает - смирять. Как было сказано Богом Аврааму: «Пришельцем будет семя твое в земле не своей, и поработают им и будут смирять их» (Быт.15). Часть пророчества: «поработают им» относится ко времени, когда жил Иосиф. Вторая часть: «будут угнетать их» - после смерти Иосифа. Что касается построенных городов - Пифом, переводится, как дом бога Атума. Город Раамсес - резиденция фараона Раамсеса Второго. Далее:
---«И поскольку угнетали народ, постольку он умножался и распространялся. И боялись египтяне пред сынами Израиля».---
Боялись - ещё имеет смысл отвращения и отстранения от евреев.
---«И заставляли работать египтяне сынов Израиля с жестокостью, и делали горькой их жизнь работой тяжёлой с глиной и кирпичами, и всякой работой в поле, всякой работой их, на которой они работали с жестокостью».---
В книге Левит имеется запрет на жестокое обращение с наёмными рабочими в память о жестокостях над народом в Египте, где евреи работали над производством кирпичей. Это был не обожжённый кирпич, смешанный с соломой и высушенный на солнце. Выражение «работой работали» говорит о сути жизни евреев, о том, что рабство было полное во всех сферах деятельности. Далее:
---«И сказал царь Египта родопомощницам евреек, имя одной Шифра, и имя другой Фуа. И сказал он: когда повиваете еврейку и видите её на ложе схваток, то если сын он, то убивайте его, а если дочь она, то пусть живёт».---
Эти имена говорят о том, что повитухи, скорее всего, были египтянками. Однако в Септуагинте имена повитух еврейские. В книге Исход идёт речь о рождении народа Израиля, который Египет из себя изверг в муках, поэтому тема рождения младенцев у евреев имеет важный символический смысл.
---«И убоялись родопомощницы Бога и не делали, как сказал им царь Египта, и оставляли жизнь мальчикам. И призвал царь Египта родопомощниц и сказал им: почему вы совершили дело это и сохраняли жизнь мальчикам? И сказали родопомощницы фараону, что не как женщины Египта еврейки, живо рожают, прежде чем входят к ним родопомощницы и рожают. И благодетельствовал Бог родопомощницам и умножался народ, и усиливался весьма. И было, поскольку боялись родопомощницы Бога, то Он создал им дома».---
«Дома» в этом контексте надо понимать как потомство и род их. Итак, тема родов и рождение семьи Израиля в народ это главная тема первой части книги Исход.
---«И приказал фараон всему народу своему, говоря: всякого сына рождённого в реку бросайте его, а всякую дочь оставляйте».---
Фараон решил использовать иной способ избавления от еврейских младенцев, и именно в это время рождается Моисей. С этого начинается вторая глава книги Исход:
---«И пошёл муж из дома Левия и взял дочь Левия». (это значит, что Моисей родился в доме левитов, и его отца звали Амрам, а мать Иохаведа): «И зачала жена и родила сына, и увидела его, что хорош он и прятала его три месяца».---
Возможно, рождение Моисея совпало с началом разлива Нила, которое продолжается три месяца. В это время родители могли не опасаться неожиданного посещения египтян:
---«И она уже не могла прятать его, и взяла для него ковчег из тростника, и осмолила его смолой и асфальтом, и вложила в него ребёнка, и положила его в камыше у берега реки».---
Здесь спасение младенца Моисея сопоставляется со спасением Ноя в водах Потопа. Ковчег Моисея называется по-еврейски – «тева». Это слово в Св. Писании встречается только дважды - здесь, и при постройке и обмазке смолой ковчега Ноем.
---«И стала сестра его вдали, чтобы узнать, что сделается с ним. И спустилась дочь фараона мыться к реке и прислужницы её шли рядом с рекой, и она увидела ковчег посреди камыша и послала рабыню свою взять его».---
Итак, первый эпизод из жизни еврейского народа показывает его крайне бедственное состояние. Во-первых, в народе утратилась вера в Бога единого. Во-вторых, народ был в полном порабощении. В-третьих, Верховная власть Египта дала поведение топить младенцев в воде. Именно из этого бедственного состояния Господь начинает дело спасения своего народа от невежества, рабства и смерти. А имя вождя и пророка Моисея обозначает начало идеи этого спасения, ибо имя его означает – «извлечённый из воды», т.к. и он сам был спасен. Здесь уместно заметить, что и дело спасения Христа Спасителя тоже началось от его зачатия и младенчества.
Свидетельство о публикации №225081501688