Русский Моисей. 1919 ГОД
1919 ГОД.
В январе 1919 года Врангель свалился от сыпного тифа в весьма тяжёлой форме. Одно время его уже считали безнадёжным. Но, пробыв в беспамятстве 16 дней, он чудом выжил и стал поправляться. Кризис его состояния миновал. Весь период болезни жена его неотступно находилась рядом.
Только в середине марта он смог вернуться в часть. А в мае был назначен командующим Кавказской армией. Своим воинским искусством он сумел остановить продвижение 10 Красной армии, после чего погнал её до Царицына. Полтора месяца он провёл в непрерывных боях.
30 июня 1919 года армия, под командованием Врангеля штурмом овладела Царицыном. До этого времени, трижды предпринимался штурм города, но безуспешно для Добровольческой армии.
Помимо воинских талантов барона успеху способствовало появление танков на передовой, которые прорвали проволочные заграждения линии обороны противника.
В освобождённый Царицын прибыл генерал Деникин. Там он разработал план похода на Москву, который получил наименование «Московская Директива».
Врангель ознакомился с этим планом, после чего жёстко раскритиковал его, назвав «Смертным приговором войскам Юга России». Он полагал, что для успеха необходимо создание единого фронта с адмиралом Колчаком. После чего уже необходимо будет создавать непрерывное давление на красных, оттесняя их к Северу, в сторону армии генерала Миллера. Соединение дружественных армий он полагал произвести в районе Поволжья и Урала.
Однако Деникин категорически отверг предложение барона, настояв на своём варианте действий, который впоследствии подтвердил правоту Петра, провалив наступление и став катастрофой для Белой армии.
Главным направлением Антон Иванович избрал линию Харьков - Белгород - Курск и Орёл. Кавказской же армии Врангеля предписывалось идти к Москве через Саратов и Нижний Новгород. Армия барона перед тем была измотана боями и не получила полноценной передышки. Тем не менее он смог овладеть городом Камышин, который стал последним пунктом наступления на северо – востоке.
Однако, красные вскоре смогли её оттеснить к Царицыну. Фронт же белых армий оказался непомерно растянут более чем на тысячу вёрст, да ещё и выгнулся в сторону Орла, Тулы и Москвы.
В октябре месяце красные сумели перегруппироваться, благодаря насыщенности территории складами и железными дорогами, после чего стали выдавливать белых к югу.
Врангель был направлен под Харьков, дабы принять командование Добровольческой армией, которая сражалась на главном направлении и отступала. Но ему не удалось остановить катастрофу. По прибытии на место Пётр был поражён степенью разложения армии (пример все брали с пьянствующего генерала Май-Маевского). Войска занимались повальным пьянством и грабежами населения.
Барон распорядился убрать генерала Шкуро, который вёл разгульную жизнь, подавая плохой пример офицерству. Но Деникин велел перебросить Шкуро, поручив тому командование Кубанской армией.
В ответ на это Врангель 22 декабря пишет рапорт на имя Главнокомандующего Вооружёнными Силами Юга России. Вот строки того рапорта -это крик души порядочного человека, патриота армии и России: «… Наше настоящее неблагоприятное положение явилось следствием, главным образом, двух основных причин:
1.Систематическое пренебрежение нами основными принципами военного искусства.
2. Полное неустройство нашего тыла.
Гоняясь за пространством, мы бесконечно растянулись в паутину и, желая всё удержать и всюду быть сильными, оказались всюду слабыми… Продвигаясь вперёд, мы ничего не делали для закрепления захваченного нами пространства. На всём протяжении от Азовского моря до Орла не было подготовлено в тылу ни одной укреплённой полосы, ни одного узла сопротивления. И теперь армии, катящейся назад, не за что уцепиться.
Вот горькая правда. Армии как боевой силы нет… Надо иметь мужество глянуть правде в глаза и быть готовым к новым испытаниям…»
Свидетельство о публикации №225081500335
Максим Селиванов 2 22.08.2025 15:54 Заявить о нарушении