Об отношении к обстоятельствам
в Воплощении, потому что добродетель – это и заповедь, и Бог в Его действии. Преподобный Максим так и говорит: «Добродетель – это воплощенная заповедь», то есть слово понимается как Слово или Сын Божий.
Ни одна душа не может укрыться от Творца всяческих, и поэтому Господь знает, как поступит каждый еще до приведения его в бытие. На этом строится Божественное домостроительство. Произволение, о котором говорит святитель Игнатий, – это намерение человека совершить тот или иной поступок. Богу известны устремления любой души, и руководствуясь ими, Он обуславливает жизнь людей на земле, чтобы благим намерениям способствовать, а злые – использовать либо для вразумления, либо для наказания. Это домостроительство касается только сопутствующих обстоятельств и не затрагивает свободного произволения. В противном случае, будет нарушен главный принцип образа Божия в человеке – свободная воля. Домостроительство Божие касается только людей и означает такие действия Божества, которые направлены на приведение души к Творцу или на пресечение зла, когда дальнейшее проявление злой воли становится несовместимым с Промыслом.
Бог не может вмешиваться в свободный выбор, но научить Свое создание принимать верные решения, основанные на богопознании, нравственности и совести – является частью Его Промысла. Для этого Господь использует силу обстоятельств, которые имеют строго индивидуальную направленность.
Однажды у известного древнегреческого скульптура Праксителя спросили, как ему удается создавать такие прекрасные скульптуры. На это великий мастер ответил: «Я беру глыбу мрамора и отсекаю все лишнее». Тоже самое, образно говоря, производят и обстоятельства нашей жизни. Любое из них – это долото в руках Великого Зодчего, которым от души отсекается все лишнее. Таково предназначение обстоятельств, но далеко не всегда они таковыми становятся. Воздействие мира имеет единственную цель – привести падшего Адама к Богу, но достигается она крайне редко, в силу упорства и нежелания людей изменить жизнь с богопротивной на боголюбивую. Чтобы это случилось, нужно проникнуть умом в суть происходящего, отбросив внешние впечатления. Например, кого-то постигает: тяжелая болезнь. В подавляющем большинстве случаев человек сначала задается вопросом – почему это случилось, и наконец, – за что? И только очень немногие ставят правильный вопрос – для чего? И тогда на него дает ответ святитель Иоанн Златоуст: "Тленное мы получили тело не для того, чтобы из-за болезней увлекаться к нечестию, а для того, чтобы его болезнями утверждаться в благочестии".
Наша греховная природа ослепила очи разума, то есть умозрительное ведение мира и открыла его чувственное познание. Это привело к тому, что вместо понимания и созерцания вещей в их сути, то есть в их божественном предназначении или логосе, как учат святые отцы, человек под влиянием искаженных чувств ограничился познанием вещей по форме. Другими словами, для него окружающий мир такой, каким он его видит и воспринимает чувственно, то есть, образно говоря, для падшего разума золотом является все, что блестит. Поэтому, возникшие скорби и искушения, обычно приписываются козням недоброжелателей, действию природы, инфекциям, злому року или судьбе. Иначе говоря, виноват кто угодно, но только не я. Такое искаженное понимание скорбей обусловлено падшей природой человека, утратившего способность истинного ведения себя, мира и Бога.
Суть Православия, как раз в том и состоит, чтобы научить обращать внимание на себя и в себе видеть причины случившегося. Неспособные или отвергнувшие это познание, всегда ищут их на стороне, а значит обречены на повторение искушений из раза в раз, бродя по кругу жизни. Господь до тех пор будет пропускать душу через жернова скорбей, пока разум не поймет, что нужно менять не мир, а свое отношение к нему. А это возможно только через изменения себя, точнее, своего мировоззрения. В основе перемены души ко благому лежат точное знание Православной веры и понимание Промысла Божьего о человеке. Зная, что без воли Господа ничего не случается, разум начинает осознавать, что Промысел изменить невозможно, а свое отношение к обстоятельствам и можно, и нужно. И если такое понимание приходит, то все скорби либо исчезают, либо значительно ослабевают в своей силе. Например, умер долгожданный и любимый ребенок. Какая скорбь может быть сильней! Не ведающий Господа родитель, впадает в отчаяние, проклинает и мир, и Бога и себя; убивается с горя, утрачивает способность адекватно мыслить, совершает множество необдуманных и тяжких поступков. Он ищет виновного и в этих поисках «поедает» сам себя и ближних. Затем, как итог, следует ненависть к людям, жизни, Богу и к себе. Душа погружается в страшный мрак злобы, уныния, отчаяния и безысходности.
По-иному ведет себя верующий. Он знает, что смерть, посланная Господом, не может быть злом, ибо Бог не творит зло. Следовательно, этому есть причина, в основе которой – благо, то есть спасение человека. Святитель Иоанн Златоуст писал: "Никто не свободен, кроме того, кто живет для Христа; он стоит выше всех переживаний, и если он сам не захочет сделать себе зла, то другой никогда не будет в состоянии сделать ему это". Чтобы мыслить такими категориями нужно иметь крепкую веру, которая проявляется в следующем. Дети даются нам либо для вразумления, либо для проявления добродетелей, либо как наказание. По этому же непреложному закону действует всякое попущенное искушение.
Вразумление – означает, что с появлением ребенка в семье возникают новые отношения, ведущие к изменению образа жизни родителей. У них появляются новые заботы, обязанности, увлечения; радость и печали сменяют друг друга, формируя иное отношение к действительности. Таким образом, ребенок вразумляет родителей насущными потребностями, болезнями, необходимостью ухода, заботы, обучения. Воспитанием отец и мать передают малышу знания и обычаи, полученные от своих родителей, и через это воспитываются сами, приводя его к добру и оберегая от зла. Возникают новые семейные реалии субъекта и объекта, то есть ребенка и родителей, которые служат общему воспитанию членов семьи.
Добродетели заключаются в том, чтобы отец и мать в своих обязанностях придерживались правила золотой середины или «царского пути». Другими словами, в этом деле должна преобладать разумность и вера. Однако это возможно только в том случае, если «царским» путем идут сами родители. В противном случае, будет перекос либо в сторону попустительства и потакания, либо в сторону запретов, принуждения и насилия. Вопрос понятия добродетели очень сложный и сейчас мы его касаться не будем.
Наказание – наступает в том случае, когда иного способа вразумить горе-родителей нет. Кстати, исходя из этих же целей, Бог детей и не дает. Но это совсем другая тема для разговора. В старину, когда травы и примочки не помогали вылечить язву, лекарь шел на крайние меры – прижигание раскаленным железом. То же самое значение, но для души, имеет смерть первенца, тяжелая болезнь или утрата ближнего. Еще до появления младенца Бог знает в какое время и при каких обстоятельствах заберет душу ребенка обратно. Следовательно, смерть дитя предопределена Промыслом ради спасения души родителя. Прижигая смертью сына, как раскаленным железом, душу отца, Бог напоминает ему о тяжких грехах и вразумляет оставить зло и обратиться к добру. Это касается и матери. Более того, именно к женщине, как к матери, обращено взыскание Божие в большинстве случаев.
Те, кто вразумляются наказанием, получают утешение либо в благих обстоятельствах жизни, либо в рождении нового малыша. Кстати, по общему учению Церкви души детей в возрасте до 7 лет, минуя мытарства, отходят в места упокоения праведников, что для верующих родителей – сильнейшее утешение, ибо они могут предстательствовать за отца и мать. Я взял за пример смерть детей, поскольку это одно из самых скорбных обстоятельств в жизни всякого нормального человека. И правильное отношение к нему не только возвращает на путь ко Христу, но и уподобляет Богу-Отцу, Который отдал Своего Единородного Сына на смерть ради спасения людей.
Дети – принадлежат Богу и являются Его даром. Поэтому со смирением, перенося скорбь утраты, благочестивые родители, тем самым, приносят ребенка в дар Богу, жертвуя им, как Отец пожертвовал Сыном. Они, как Авель, приносят в жертву лучшие плоды, и через это уподобляются Отцу в жертвоприношении Сына. Это, конечно, не значит, что смерть детей нужно принимать чуть ли не с улыбкой на лице. Я говорю о том, что к ней следует правильно относиться; скорбь не должна служить поводом к отчаянию, но к исправлению с упованием на милость Божию. Пример тому Многострадальный Иов, который узнав о гибели детей, сказал: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов.1:21).
Другое, немаловажное обстоятельство врачевства Божия силой обстоятельств – безденежье и нищета. Эта участь постигла всякого, кто Богу не безразличен. Нищета – смиряет, учат святые отцы. Оказавшись в тяжелой ситуации, испытывая нехватку, порой самого необходимого, человек не думает о себе нечто высокопарное и не тщеславится. «На кресте не превозносятся», – говорил митрополит Антоний Сурожский. Нуждающийся занят лихорадочным поиском средств и ему не до самомнения. Когда люди получают прибыль, имеют деньги и достаток и не испытывают нужды, они приписывают все это себе любимому – своим успехам, талантам, уму, изворотливости так далее. Как правило, никто в такие моменты про Бога не вспоминает; и не потому, что человек – безбожник или негодяй, а в связи с тем, что так устроена наша природа. В благополучии дьявол закрывает очи разума и усыпляет ум отсутствием проблем. Но это позиция страуса, поскольку внутренние процессы, разделяющие Бога и человека особенно разрушительны в состоянии благоденствия.
От людей это сокрыто, но от Бога ничего утаится не может. Поэтому для восстановления богообщения, Господь сначала испытывает душу достатком и сытостью, а затем посылает скорби и искушения, преследуя двоякую цель. С одной стороны, спустить грешника с небес на землю и показать ему всю слабость и немощь собственных усилий, а с другой – устранить препятствия для движения к Создателю, ибо, как сказал Христос: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19:24). При этом, важно понимать, что бедность – это не порок и не унижение, поскольку: "Ни богатство, ни бедность не составляют сами по себе зла, – как учит святитель Иоанн Златоуст, и он же продолжает, – но делаются оба таковыми по изволению пользующихся ими".
В этих словах есть глубокий богословский смысл. Занятый поиском средств пропитания, коммерцией, политикой, обогащением, властью человек, слишком далек от Бога и размышлений о нем. Его усилия направлены на более приземленное и материальное. По учению преподобного Максима Исповедника Царство Божие, о котором говорит Спаситель, – это истинная вера, поскольку и верою познаем (Евр.11:3), и через веру спасаемся, возвращаясь умом к Творцу. Нельзя одновременно смотреть на небо и на землю. Чем занят человеческий ум, к тому душа и стремится, ибо: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», – говорит Христос. (Мф.6:21). Вот ради обращения сердца или возвращения «блудного сына» Господь и отнимает у заблудшего благоденствие, принуждая «питаться свиными рожками» (Лк.15:16), которые, согласно словарю А. Даля, означают «ничего», то есть, – умирать с голоду.
Тогда душа и вспоминает про Отца Небесного и стремится пасть к Его ногам. К сожалению, в наше время такое обращение встречается крайне редко. Чаще люди начинают искать виноватых и пускаться во все тяжкие, чтобы выжить. Причина всему – незнание и неверие или маловерие. Человек не задумывается над тем, что все, чем он владел было не его, а послано свыше, то есть истинным обладателем и Подателем всех благ. Все деньги, имущество, благополучие – даются Господом, а не приобретаются личными усилиями, а, следовательно, исчезая, возвращается к Тому, Кому по праву принадлежат. Апостол Павел писал: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1Кор.4:7).
Люди об этом либо никогда не слышали, либо давно забыли. Такое простительно мирянам, но совершенно не позволительно духовенству, которое не меньше подвержено унынию и отчаянию в скорбях, чем прихожане. Это, что касается незнания; а маловерие проявляется в том, что, не поверив словам Писания: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику» (Пс.54:23), бедствующий пытается решать проблему собственным умом и силами; а это, как правило, только усугубляет скорби и толкает в погибель. Но и здесь Бог не оставляет человека: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28), – призывает скорбящих Христос, но, к сожалению, Его мало кто слышит.
Мы рассмотрели отношения разумной души к скорбным обстоятельствам, но не меньшее значение имеет правильное отношение к радостям и благополучию. Терпеть одни искушения человеку не под силу, Поэтому Господь иногда им на смену посылает и утешения, которые, как пластырь, обезболивают душевные раны. Происходит, своего рода закалка души, как клинка меча, для последующей брани. В эти редкие мгновения жизни всегда важно помнить, что любая радость, удовольствие, наслаждение быстро проходят, а значит по отношению к ним нужно быть весьма осторожным. Внимательность к своим чувствам в приятных событиях позволяет, во-первых, смягчить удар неминуемых новых скорбей, а во-вторых, не дает развиваться страстности, которая, в силу ее природы, всякое чувство – радостное или скорбное многократно усиливает. Радоваться нужно в мире сердца, тогда и искушения обретут свой мир в боголюбивой душе.
Свидетельство о публикации №225081500491
Действительно, все обстоятельства - от Бога. Человеку не дано власти выдвигать обстоятельства. Но от отношения к обстоятельствам многое зависит в жизни человека. При одних и тех же обстоятельствах можно быть счастливым или хотя бы не испытывать несчастья, и самым несчастным на земле... Примеров можно привести много: потерял кошелёк, украли золотое украшение, ушёл любимый, постигла болезнь, сгорел дом, умерла бабушка и т.д.
Верующий утешит себя словами подобно библейскому Иову: "Бог дал - Бог взял".
А Бог поругаем не бывает. "Немудрое Божье мудрее человеческого и немощное Божье сильнее человеческого"(библейский текст). Лишь Богу виднее, что лучше для каждого в плане спасения его души.
На моём личном примере вижу Промысел Божий.
Спасаясь от войны и полнейшего хаоса, переехала в другую страну, бросив всё, что имела нажитого: приватизированную квартиру и имущество... Прошло три с половиной года. В моём возрасте за 70 и хронических болезнях вернуться назад уже нет никаких сил. Всё пропадёт... Поначалу сильно переживала да и ностальгия по родным местам не давала покоя. А потом сказала себе: "Бог дал и Бог взял". Но в другой стране дал мне многое взамен! И съёмное жильё, где никогда не бывает сбоев со светом, водой, связью, Интернетом, где мебель и техника кроме компьютера - от хозяина. Моё пособие по старости теперь не 120 долларов, а превышает 1000$ + дают хорошую дотацию на оплату жилья. Родственники и чужие люди надарили посуды, белья, одежды. Докупить пришлось немного совсем. Так пусть, думаю, то, что я оставила, принесёт пользу нуждающимся там, где оставлено. В мои годы земное странствие подходит к финишу. А в мир иной всё равно ничего с собой не взять...
Вот и успокоилась моя душа на этом...
Господа за всё благодарю: за скорбь и за радость, ибо сказано, чтобы за всё благодарили. Хлеб духовный, однако, премного дороже хлеба насущного.
Хорошо живу. А роскошь только губит душу. "Попечения о плоти не превращайте в похоти" - писал Апостол Павел.
Изменила отношение к обстоятельствам и из несчастной стала вполне себе счастливой...
Спасибо, Игорь, за статью. И к психологу ходить не надо!
С искренним уважением к автору,
Вера Шляховер 17.08.2025 18:05 Заявить о нарушении
Игорь Устичев 17.08.2025 18:03 Заявить о нарушении