Василий Поленов, Заросший пруд
Картина Василия Поленова «Заросший пруд» 1879 г. является последней из трёх картин в серии работ, посвящённой уютным пространствам, имеющим свои традиции. Перед написанием «Заросшего пруда» были написаны картины «Московский дворик» и «Бабушкин сад». В 1877 г. Поленов возвращается из службы в армии к мирной жизни. Художник живёт в Москве в Дурновском переулке. В это время он начинает работу над картинами, изображающими места со своей историей. Это пейзажи, где можно увидеть как природу, так и архитектурные строения и людей. Здания занимают примерно столько же места на картине, сколько изображение растительности. Фигуры людей выглядят миниатюрными, увиденными на дальнем расстоянии, не отвлекающими внимания от ландшафта. Таким образом написаны «Московский дворик», законченный в 1878 г., и «Бабушкин сад» 1878 г. В 1879 г. появляется следующая картина на тему уединения в патриархальном мире. Пейзаж «Заросший пруд» создаётся под впечатлением поездки на дачу родителей художника в деревне Петрушки рядом с Киевом. Новое географическое положение вдохновляет Поленова на создание разных этюдов, запечатлевающих водоём и растения рядом с ним. Общее впечатление превращается в идею для картины «Заросший пруд». По настроению третий пейзаж напоминает два предыдущих. Но в нём есть и признаки деталей, обозначающие переход к другой мысли. «Заросший пруд» не изображает архитектурных строений, на этом пейзаже можно увидеть только природу. В правой части картины изображена женская фигура на деревянной скамье. Моделью для женского образа стала Вера Поленова-Хрущова, сестра художника. На первый взгляд сложно увидеть присутствие женщины сразу. Модель не выполняет главную функцию на картине, она воспринимается скорее как часть замершего природного мира. В композиции пейзажа используется диагональ. Из правой части картины, где фигура на скамье находится рядом с зарослями деревьев, протягивается песчаная тропинка, переходящая в деревянные мостки. Вода в пруду разливается от берега до нижней левой части картины, если выбрать диагональное расположение как точку зрения. Картину можно рассматривать в обратном направлении, тогда динамика движения будет направлена от столкновения пруда с берегом к тропинке и дальше в глубь растительной части пейзажа. Пруд мог бы стать небольшой частью пейзажа по сравнению с деревьями на берегу и травой, частично закрывающей воду. В видении художника пруд становится смысловым центром картины. Деревья видны не полностью, создаётся впечатление, что они уходят на задний план. Листья и кувшинки в пруду составляют отдельный природный мир. В цветовой гамме картины можно наблюдать много светлых оттенков зелёного. Вода в пруду изображена непрозрачной, отражающей зелень деревьев, нависающих над прудом. Трава, растущая вокруг пруда, напоминает сплетающийся венок. Гамма светлых и тёмных зелёных и бирюзовых оттенков перемешивается. Листва деревьев и затемнённый водоём образуют слияние земной и водной стихии. Кажется, что растительный мир опрокидывается в пруд, а в это время вода поднимается навстречу земле. Возможно, художник изобразил эту часть дачного мира как место, где останавливается время и где человек оказывается на границе между двумя стихиями. Здесь создаётся пространство творца для размышлений, вдохновения, обращения к мечтам.
На фото: модель из коллекции Олега Ажгихина «Времена года» с изображением летнего пейзажа.
Свидетельство о публикации №225081500500