Транснефть. Диаскан. Часть 4
Это был первый опыт работы с дефектоскопом для обнаружения трещин в стенке трубы, поэтому писали в память все подряд. Теперь вся надежда была на нашего спеца по ультразвуку Шерашова и программистов. Нужно было алгоритмически ограничить объем записываемой в память информации. Сохранить полезную и отсечь лишнюю.
Мужики в поте лица недели три корпели, не покладая рук и морща лбы, отвлекаясь только на обед, благо в Диаскане своя отличная столовая. Наконец, доложили главному конструктору о готовности ко второму этапу испытаний. Команда оформлять командировки последовала незамедлительно.
Каких-то пара дней и мы опять сидим в купе поезда. В том же составе, пьем коньячок, закусываем пирожками и прочей домашней снедью, кому что Бог послал. Пункт назначения тот же, трасса испытаний все та же. Дежавю какое-то. В этот раз выгрузились из поезда ничего не забыв, и даже бригада сопровождения дефектоскопа относительно трезвая. Нас опять встречали наши машины: автобус КУНГ и УАЗик - буханка. Добрались до перекачивающей станции без приключений и даже наш формальный руководитель испытаний Максимов лично сходил к начальнику станции и обеспечил наше заселение в вахтовку. Расположились по старой опробованной схеме — грузовую машину с дефектоскопом подогнали вплотную к окну комнаты программистов, кабели протянули из окна к дефектоскопу.
Свободные от работы метнулись на УАЗике в магазин, закупили продукты — хлеб, колбасу, яйца, ну и приложение в виде напитков. Приготовили скромный мужской обед на скорую руку, позволив себе только по рюмке чая и бокалу пива. А все потому, что старт был назначен всего через сутки. До вечера провели проверки дефектоскопа, тьфу-тьфу, вроде все работает. Спать отправились пораньше, только не спалось, переживали, как пройдет пропуск дефектоскопа на этот раз. То и дело ребята вылезали на крылечко вахтовки покурить — поговорить, наконец, угомонились.
С утра позавтракали, собрались, и колонной отправились к пусковой камере. Там нас уже ждали местные начальники и бригада рабочих. Дефектоскоп заправили в пусковую камеру и запустили, а я на УАЗике вдвоем с водителем поехал по проселкам вдоль трубы, отслеживая с помощью НМС прохождение дефектоскопа через задвижки на трубе вплоть до приемной камеры. Хорошо хоть задвижки через 30-40 км. Есть время и перекусить и поспать, пока дефектоскоп тащится по трубе. Остальным проще — они на КУНГе поедут только завтра, у них и скорость не ограничена, да и дорога по шоссе лучше.
Ехали мы вдоль трубы двое суток и только об одном мечтали, скорее бы доехать до финиша, да горяченькой еды поесть, да поспать на чистых простынях в нормальной кроватке. На станции приемки вахтовки нет, приходится селиться в придорожный мотель рядом со станцией. Мотель снаружи привлекательный, трехэтажный, на первом этаже большое кафе, кормят вкусно и не дорого. В прошлую командировку наша команда там уже базировалась. Номера с удобствами, хоть и многоместные. Ну, нам-то не впервой, бывало и хуже.
Созвонился с диспетчером, потом с Максимовым. Дефектоскоп ожидают через полтора часа, КУНГ подъедет через час. Пошли с водителем в кафе, ублажать изголодавшиеся организмы. Заказал себе соляночку и … куриные потрАшки. Так в меню было написано. В прошлый раз попробовал — очень вкусно, но за ошибочку пожурил. Обещали поправить меню, но за месяц ничего не изменилось. Видно экономят, а может у них русский язык другой. Спросил у официантки:
- Что же Вы не поправили ошибочку?
- А я Вас помню! Директор сказал, что такие умные, как Вы, здесь редко бывают, а остальные не замечают, так что не к спеху, — и мило улыбнулась.
Водитель мой весело заржал.
Дефектоскоп мы встретили успешно, считали информацию — результат почти как при первом пропуске. Опять километры не дописали, меньше, чем в прошлый раз, но памяти на всю дистанцию опять не хватило. Снова поехали домой на разборки и доработки.
Дело на этом не закончилось, пришлось ездить и в третий, и в четвертый раз. Командировки отличались только погодой. Если первые две пришлись на лето, то четвертая пришлась уже на позднюю осень. Снега еще не было, но иней по ночам выпадал регулярно.
Главного конструктора Мирошника в Транснефти, похоже, так накачали, что на приемку дефектоскопа он лично приехал из Луховиц на джипе с водителем. Пришлось нам встречать его у мотеля, заселять, а потом и сопровождать к приемной камере. Уже стемнело — осень все-таки.
Я с помощью НМСки определил, что дефектоскоп полностью в камере и дал разрешение на закрытие впускной задвижки. Теперь дефектоскоп был изолирован от трубопровода и можно было сбросить давление в камере. Тут просто — открутили манометр и сбросили давление. Сливать нефть и открывать крышку камеры еще рано, нужно дождаться выключения дефектоскопа, иначе от случайной искры может произойти взрыв паров нефти в камере.
Дефектоскоп выключается автоматически через час после сброса давления, при этом прекращает пищать его звуковой сигнализатор. Пока суть да дело, собрались в КУНГе погреться, там уже печку запустили. За камерой присматривали местные рабочие, слушали писк дефектоскопа. Послушали час, полтора, дефектоскоп не выключается, пищит по-прежнему. Возник извечный вопрос «Что делать?»
Кто-то предложил ждать, пока не разрядятся батареи. Отвергли программисты — есть риск потери данных пропуска. Мирошник предложил раздобыть баллоны с азотом и заполнять камеру по мере слива нефти. Где достать азот среди ночи, да еще и с подключением к патрубку камеры проблемы будут. Пока все найдем, батареи разрядятся.
«Патрубок» - сверкнуло в голове. Я вспомнил, что на этой камере чуть подтекала впускная задвижка, поэтому из патрубка, на котором стоял манометр, сочилась нефть и местные рабочие ругались, что им камеру отмывать надо. С нами в КУНГе сидел местный бригадир и я спросил его:
- А патрубок на камере сейчас открыт?
- Ну, мы давление скинули, а потом манометр на место вкрутили. А то сочится нефть. А что?
- А то, что жидкости несжимаемы и натекание даже нескольких кубиков нефти в камеру повышает давление. Гляньте, сколько там на манометре сейчас.
Бригадир пулей метнулся к камере, вернулся весь красный:
- Около пяти атмосфер.
- Ну вот, а при трех атмосферах у нас дефектоскоп включается. Открывайте патрубок и пусть ваша чертова нефть сочится. Ведро подставьте, наконец! Рационализаторы … !
Через час дефектоскоп отключился. Мы с водителем поехали в мотель, все таки мы уже третьи сутки без нормального отдыха, а в считывании информации мы не участвуем. Заглянули в кафе и выпили по чуть-чуть для расслабона, «да с потрАшками!» Следующий день отсыпались.
В Диаскан через несколько дней мы все вернулись в ранге победителей. Дефектоскоп успешно прошел приемочные испытания, Мирошнику карьеру спасли, нам премии перепали. Жизнь продолжалась!
Свидетельство о публикации №225081500053
Я вырос в Азербайджане, так там перлы встречались на каждом шагу, например, в одном магазине был ценник "Уши рака", я долго не мог понять, что это за такие уши рака? Подозвал продавщицу, она мне показывает пакет с макаронами в форме ракушки.
Насчет 5 и 3-х атмосфер возник законный вопрос:
А дистанционно выключать дефектоскоп не додумались или было физически невозможно?
Леонтий Хачатуров 16.08.2025 22:50 Заявить о нарушении
Николай Михневич 16.08.2025 23:00 Заявить о нарушении
Николай Михневич 16.08.2025 23:06 Заявить о нарушении
Леонтий Хачатуров 23.08.2025 11:29 Заявить о нарушении
Николай Михневич 23.08.2025 15:26 Заявить о нарушении