К вопросу о борьбе с сатанизмом
Преамбула
Определение сатанизма, как общественно-культового течения, требует верного понимания термина, что подразумевает глубокие познания в области богословия, и демонологии, в частности. Так, например, определение, приводимое в одном из публикаций на эту тему, гласит:
«Сатанизм — группа религиозных культов и философских учений, в которых сатана (дьявол) понимается как символ протеста против христианства, индивидуализма и свободы от моральных ограничений»[1].
Сразу возникает вопрос: Сатана, или Диавол? Или это одноимённые понятия? Ответ однозначен, и он приведён в библейских текстах. В общем, Статана, согласно точному переводу имени, – это противостоящий, противоречивый. Ярким тому подтверждением служит полный перевод текста из книги Иова:
«6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.
7 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.
8 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.
9 И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?
10 Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле;
11 но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя?»[2]
В буквальном переводе, сделанном Щедровицким Д. В., вопрос имеет несколько иной вид: «в древнееврейском оригинале сказано не “…благословит ли он Тебя?”, а более резко: “…разве не проклянет Тебя в лицо?”»[3]. Но, чтобы проклясть в лицо, необходимо стоять напротив, лицом к лицу, то есть, стать противостоящим, или Сатаной…
Другое определение, приведённое на том же ресурсе, и вовсе не выдерживает никакой критики:
«Сатана (дьявол, Люцифер) – религиозный персонаж. Это верховный демон зла, властелин ада»[4].
Начнём с того, что Люцифер (лат. Lucifer – «светоносный»; от lux – «свет», и fero – «несу»), в римской астрономии соответствует Венере, в древнеславянской – Деннице, то есть, Венере вечерней. Дело в том, что Венера является одной из самых ярких планет Солнечной системы. Венера утренняя предвещает восход Солнца, и по мере его восхода, угасая, передаёт всю полноту света ему. Напротив, Денница, или Венера вечерняя, разгорается всё ярче и как бы замещает собой Солнце, что считается порочным.
Дьявол, на греческом ;;;;;;;;, – «клеветник». В новом Завете ему дано следующее определение: «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи»[5].
В Откровениях Св. Иоанна Богослова упоминается Аполлион – греческое именование Абаддона, властелина царства теней и ангела бездны[6].
И, если разобраться с именами не так уж и сложно, то логически выверенное прочтение библейских текстов может вызвать шок!
Итак:
«11 И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел».
«22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни»[7].
«1 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,
2 мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их»[8].
Интерес представляет пространное имя, данное человеку, но, имея примеры составления имён, как аббревиатуры от даваемого определения, имеем право применить данный приём и в этом случае. На иврите это имя может иметь следующий вид:
Адам
Л’берет
О
Хим
Аббревиатурой будет слово «Элох», или мн. ч. «Элохим»…
В таком случае, фраза «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас»[9] должна означать, что до этого он был «одним из», но, поскольку не следовал рекомендации не вкушать от дерева разумения доброго и худого, следует понимать, что человек стал «как один из», или «таким, как Бог», то есть, Михаилом:
«4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло»[10].
«24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни»[11].
В других изданиях Библии вместо «Херувим» написано «Михаил», а огненный меч является неотъемлемым атрибутом в иконографии Архистратига. Кроме того, в одной из молитв Требника прямо говорится об Архистратиге, противопоставившем себя Создателю…
Таким образом, прослеживается следующая последовательность грехопадения: человек, как полноправный член сообщества богов, или Элохим, утрачивающий такую принадлежность в результате ослушания и становящийся только похожим на члена этого сообщества, но уже выбывший из него, и, наконец, низвергнутый из мест первоначального своего пребывания. А чтобы вернуться, ему предстоит снова обрести образ и подобие, и, как непременное условие, подчинить себя Создателю, став Михаилом. Именно такой процесс инволюции с последующей эволюцией представлен в текстах Нового Завета в описании родословной Иисуса Христа в первом варианте от Авраама и до воплощения[12], а во втором – от воплощения и до Бога, или боогосыновства[13].
Для полноты раскрытия сущности понятия сатанизм, как противопоставления себя Творцу следует принять за основу представление о пребывании в Духе, исходящем от Бога-отца, что возможно лишь при определённом состоянии человека, достигаемого религиозным образом жизни, пребыванием в гармонии с божественным словом, формируемой молитвенным правилом при строгом соблюдении правил огласовки текстов и прочая. А любое отступление от этого и может классифицироваться как противостояние...
Столь строгое и однозначное понимание рассматриваемого вопроса не оставляет никакой возможности для использования каких либо вариантов; или человек пребывает в духе божием, либо находится под управлением иной силы. Третьего не дано. А, поскольку дух, или биополе, протекает через тело, то в религиозных текстах принято рассматривать закон этого процесса, а сам закон в Библии описывается соответствующими именами, что вызывает немало споров[14]. В то же время, динамику протекания биопотенциала через плоть могут задавать бесплотные силы – духи и демоны. Наиболее часто подобное влияние наблюдается у людей творческих, а также у одержимых, то есть, душевнобольных. И, если творческая личность представляет собой инструмент реализации потенциала какой-либо разумной сущности, не имеющей плоти, которая применяя различные способы и средства, использует в этих целях тело личности, вольно, или невольно попадающей под управление ею, то всякий восторгающийся продуктом творчества неосознанно принимает влияние той сущности, распространяя её влияние на все живые и неживые объекты окружающего мира.
Из такого понимания природы вещей и человека следует, что в большинстве своём вся жизнедеятельность человека является противопоставлением себя Творцу и приводит к отделению земли от неба и заполнению этого пространства не духом божиим, но человеческим! И получается, как пел Александр Городницкий, атланты держат небо[15]…
Что касается искажения религиозной символики, следует заметить, что далеко не всякое изменение привычного изображения служит признаком сатанизма. Так, например, крест апостола Петра, представляет собой перевернутый латинский крест. Этот символ связан с церковным преданием о том, что апостол Петр был распят вниз головой, считая себя недостойным умереть той же смертью, что и Иисус Христос. В современной культуре, перевернутый крест часто ассоциируется с сатанизмом и антихристианскими настроениями, но исторически он связан с христианским преданием, а не с сатанизмом
Подобное прочтение библейских текстов позволяет иначе взглянуть на проблему сатанизма и задаться вопросом о том, что если все преступные деяния преследуются по закону и, как направленные против человека, можем ли говорить о сатанизме, как о чём-то самостоятельном, требующем особого законодательного акта, или всё же довольно существующих, как охватывающих во всей полноте и то, что совершают люди, называющие себя последователями Сатаны, не ведая сути определений, названий, имён и терминов, но совершающие преступления, придавая им антирелигиозный оттенок и окрашенность? Или, как писал Тацит, Corruptissima re publica plurimae leges[16] – чем ближе государство к падению, тем больше в нём законов?
Поклонный крест в Советской балке
Символом православной церкви принято считать патриархальный, или патриарший крест с тремя перекладинами, верхняя из которых представляет собой titulus[17], введенный Понтием Пилатом. Другое название этого креста – Русский крест, или «крест св. Лазаря». Распространён в восточном Средиземноморье, Восточной Европе и России.
Ко времени Крещения Руси в Византии складывается тип крестовокупольного храма, который объединяет в синтезе достижения всех предшествовавших направлений развития православного зодчества. Согласно канону алтарь православной церкви должен быть ориентирован на восток, а главный вход в храм – на запад. Отклонение в несколько градусов от восточного направления обычно обусловлено астрономическими координатами точки, где всходило солнце в день закладки храма. Это обстоятельство нередко и определяло посвящение храма тому, или иному событию, либо святому.
Для произвольной широты азимут точки восхода Солнца определяется простой формулой:
Cos A = Sin D / Cos Ф
где A – азимут точки восхода, D – склонение светила, Ф – широта места наблюдения. Склонение Солнца составляет +23.5 градусов в день летнего, и -23.5о – в день зимнего солнцестояния.
Направление алтаря на север пришло из греческой традиции раннего христианства, представлявшего храм «кораблём спасения», что и объясняет корабельные термины в названии частей храма, например – неф, что значит – корабль. Такой корабль направлялся туда, где царит «движение и покой», то есть ориентиром служил северный полюс. Основным фактором, определяющим направление на север может быть культ Св. Николая, трансформировавшийся со временем из культа паромщика Харона в культ Санта Клауса на Западе и ошибочно приравниваемого к нему Деда Мороза у славян.
Впоследствии николаитсво признали недопустимым, видимо, под влиянием Откровений Св. Иоанна[18].
В более поздние времена, в секуляризованном мире ориентация алтаря на север или юг оправдывалась градостроительной ситуацией и другими чисто светскими причинами, что говорит о беспомощности архитекторов решить поставленную перед ними метафизическую задачу. Такие храмы оказывают не столь выраженное влияние на формирование христианской духовной среды, так как при их строительстве не выдерживали строгого соответствия направлению по сторонам света. Как правило, подобные отклонения наблюдаются в горных районах, либо там, где храм является декоративным элементом ландшафтного дизайна[19].
Подобные случаи не могут быть примером для подражания и оправданием непрофессиональных решений, так как грубо искажают идею храма.
Положение креста с распятием в храме соответствует его положению на Голгофе: лицом на запад. Такое положение неизменно для сооружаемых крестов любого назначения: будь то кресты на куполах, поклонные и т. п.
Особенностью Русского креста является наличие нижней косой поперечины. Возникновение косой балки креста, служившей подножием Христу, в около-церковном предании объясняется расположением по обе стороны распятых разбойников, один из которых раскаялся, а под тяжестью греха второго левый, то есть, южный, правый для стоящего лицом на восток наблюдателя, конец балки опустился вниз. Иногда говорят о наклонной балке, как о пути восхождения на небеса. Такое пояснение не находит прямого соответствия текстам, тем не менее, формирует яркое образное восприятие, которое прочно вошло в сознание верующих. Однако, на практике, угол наклона этой балки креста не является фиксированным, а соответствует широте места. То есть, в Палестине этот угол примерно равен 30о и увеличивается, по мере удаления на север. Таким образом, этот угол для Севастополя составит чуть больше 40о, а на Соловецких островах – 65о.
16 ноября 2011 состоялось освящение поклонного креста на скале в Советской балке в Инкермане, установленного военнослужащими базы вооружения ВМС Украины совместно с Севастопольским благочинием. И, если угол наклона балки креста ещё соответствует принятым правилам, то положение самого креста является зеркальным отражением принятого в православной церкви распятия. Такое положение не только противоречит устоям, но и может считаться надругательством над символом, сродни его переворачиванию вверх ногами.
Допущение такого просчёта, либо совершение такой ошибки по недосмотру, неприемлемо в городе, находящемся на месте официально признанного местом принятия православия киевской Русью. Тем более, что крест виден при въезде в город со стороны Инкермана и, собственно, монастыря Свмч. Климента, папы Римского. Это несоответствие устоявшемуся правилу бросается в глаза, в том числе группам иногородних паломников, нередко задающих вопрос о правильности расположения креста, что приводит в замешательство сопровождающих группы священников.
Издавна символ используется как средство воздействия на человека и его сознание. Механизм этого воздействия известен ограниченному кругу лиц, и не связан ни с племенной, ни с национальной, ни с расовой принадлежностью человека, оказывая определённое влияние на его поведение и духовное состояние[20]. Изменение сознания, духовного и эмоционального состояний человека вызывает изменения окружающей среды. Искажение символа, его неверное отображение не только извращает само вероучение, но может вызвать самые неожиданные, и, скорее всего – неблагоприятные, последствия. Эта особенность является непременным условием сохранения и передачи символов в первозданном виде, объявление их священными, то есть, неизменяемыми во времени. А каждого, кто эти изменения вносит – предают анафеме, сопровождая описания страшными проклятиями[21]. И, если не понимание, или знание такой взаимосвязи, то никак не страх, но почитание самого учения и не нами установленной многовековой традиции, обязывает к скорейшему исправлению допущенной неточности.
Вид со стороны монастыря Свмч. Климента:
Вид при подходе ко кресту с запада:
https://sevastopol.press/image/5/4295-600x0.jpg
Вид снизу, с северо-востока:
https://sevastopol.press/image/5/4294-600x0.jpg
Вид ночью с востока:
Почему храмы всегда обращены алтарем на восток?
Ветхозаветная скиния была обращена своей святая святых на запад и дверью, ведущей в святилище, – на восток в знак того, что верующие Ветхого Завета еще ожидали пришествия, как востока свыше, обетованного Мессии. Мы, христиане, исповедуем уже пришедшего в мир Спасителя нашего Иисуса Христа, а потому и храмы своим алтарем, и себя самих в своих молитвах обращаем лицом к востоку как стране света, где пребывает Солнце Правды – Спаситель наш. На востоке, в земле иудейской, Господь Иисус Христос, о котором мы должны вспоминать при богослужении, и родился, и жил, и пострадал для нашего спасения. Там же, на востоке, было и блаженное жилище первых человеков[22].
На заре христианства храмы ориентировали алтарём на север, рассматривая храм как неф, или корабль, от лат. navis, как символа раннехристианской церкви, ведомого Св. Николаем на север, туда, где царит движение и покой, или вращение вокруг неподвижной точки.
Христиане ...усвоили высшее символическое значение востока, потому что на востоке был рай; сверх того, страна эта вообще признавалась символом добра в противоположность западу, символу зла; и сам Христос олицетворяем был в образе этой страны: «Восток имя Ему...», «Восток с высоты...». Отсюда объясняется древний обычай при крещении обращаться сначала лицом к западу, а потом – к востоку, в знак отречения от диавола и сочетания со Христом; отсюда также произошел обычай при совершении торжественных процессий и венчаний двигаться по направлению к востоку. Под влиянием таких символических воззрений на восток явился обычай обращаться в молитве к востоку, а вместе с тем и обычай обращать алтарь христианского храма к востоку. Обычай католиков и протестантов обращать храмы алтарем к западу основан на отдельных случаях обращения древних храмов алтарем к западу, а не на общем обычае, и вполне установился на Западе не ранее XIII в[23].
Запад, в отличие от Востока, как страна заходящего, как бы умирающего солнца, есть область мрака, скорби, смерти, вечного жилища мертвых, чающих воскресения и суда. Так он представлялся у древних народов, а потом и в христианской церкви. ...
В Иерусалиме, на западе от Сиона, берет начало узкая, глубокая и мрачная долина, служившая местом погребения, так называемая Геенна, послужившая образом места вечных мучений или ада. Здесь, при уклонении евреев в язычество стоял идол Молоха, которому приносились человеческие жертвы, повергаемые в раскаленные недра истукана, олицетворявшего Сатану (Иерем.2.23-24, 33-34). Эта долина уходила потом в пустыню к берегам Мертвого – Содомского моря, вызывающего воспоминание о проклятых городах, некогда провалившихся в глубину преисподней.
А после того, как на Западе же, близ самой вершины этой геенны, на холме – Голгофе Христос принял свою смерть, сошел в ад и освободил оттуда души, содержащиеся там, – страна Запада для Церкви навсегда осталась страной смерти и областью ада[24].
[1] Что такое сатанизм* и почему его запретили в России. Электронный ресурс. Режим доступа: https://secretmag.ru/enciklopediya/satanizm.htm
[2] Иов.1:6-11
[3] Щедровицкий Д. В. Беседы о Книге Иова. Почему страдает праведник? — 4-е изд. (эл.). — М.: Теревинф, 2012. — 235 с. стр. 25
[4] Что такое сатанизм* и почему его запретили в России. Электронный ресурс. Режим доступа: https://secretmag.ru/enciklopediya/satanizm.htm
[5] Иоан.8:44
[6] Откр.9:11
[7] Быт.3:11,12, 22-24
[8] Быт.5:1,2
[9] Быт.3:22
[10] Быт.3:4,5
[11] Быт.3:24
[12] Матф.1:1-17
[13] Лук.3:23-38
[14] Деян.18:14-16
[15] Александр Городницкий. Стихи и песни (сборник), Электронный ресурс. Режим доступа: [16] Тацит. Анналы
[17] Табличка на трех языках: греческом, латинском и арамейском, с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский»
[18] Откр.2:6
[19] Баканов М. В. Христианство: одна религия – два мира. XV Международная научная конференция// Краков 2013 г. – с. 15
[20] Баканов М. В., О сущности и происхождении символов / Краков, NOMOS, № 80 (2013), s. 5-16
[21] Откр. 22:18,19
[22] Священник И. Святославский. «Записки для чтения о храме», М., 1889. Цитата по МДС 31-9.2003, том 1, с. 55
[23] Покровский Н.В. (1848 – 1917) «Очерки памятников христианского искусства». Цитата по МДС 31-9.2003, том 1, стр.109
[24] Троицкий Н.И. «Христианский православный храм в его идее. Опыт изъяснения символики храма в системном изложении». Цитата по МДС 31-9.2003, том 1, стр. 116
Свидетельство о публикации №225081500072