Донские казаки в кампаниях России на Кавказе и в З

В первой трети XIX в. в связи с русско-ирано- и русско-турецкими конфликтами обстановка на Кавказе обострилась: участились набеги западных адыгов на кубанские станицы, лезгин — на грузинские сёла, чеченцев и аварцев — на русские крепости и городки вдоль Терека и Сунжи. В июле 1826 г. иранские войска без объявления войны атаковали русский лагерь у урочища Мирак, а Аббас-Мирза с 30-тысячным войском вторгся в Карабахское и Талышское ханства, замышляя поход на Грузию. Отдельные иранские отряды двинулись на Лен-крань, Баку, Кубу и Нуху, им оказывали содействие горская феодальная знать и духовенство. Аббас-Мирза осадил Шушу, а эриванский сардар Амир-хан занял Елизаветполь (Гянджу). Русская армия оказалась в трудном положении.

Командующий Отдельным Кавказским корпусом генерал А. П. Ермолов направил против Амир-хана отряд генерал-майора князя В. Г. Мадатова, к которому были приписаны донские казачьи полки под начальством походного атамана генерал-лейтенанта В. Д. Иловайского (3-й). 3 сентября 1826 г. отряд Мадатова разбил силы Амир-хана на реке Шамхор и занял Елизаветполь. За успешные действия Мадатов был произведён в генерал-лейтенанты. При штурме города особо отличился хорунжий 1-го полка Г. А. Сергеева Степан Фёдорович Еремкин — он отбил орудие и был награждён орденом Св. Георгия 4-й степени.

Аббас-Мирза снял осаду Шуши и пошёл против Мадатова. 13 сентября под Елизаветполем войска Мадатова и прибывшего на помощь генерала И. Ф. Паскевича разгромили 35;тысячную армию Аббас-Мирзы и отбросили её за Аракс. В этих боях отличились полки Молчанова (2-й), Г. А. Костина (4-й), Г. А. Сергеева (1-й) и В. Д. Иловайского (3-й). Одновременно отряд генерал-майора Д. В. Давыдова, в составе которого был донской полк подполковника Андреева (1-й), совершил рейд вглубь Ирана, но дальнейшее развитие успеха помешало отсутствие резервов, задержка подкреплений из шести донских полков и одной донской конно-артиллерийской роты, а также нехватка продовольствия и снаряжения. Бои при Елизаветполе и Шамхоре определили исход кампании 1826 г.

В начале 1827 г. А. П. Ермолов предложил план кампании, предусматривавший быстрое продвижение русских войск во внутренние районы Ирана с целью разгрома живой силы противника и недопущения её объединения и подкрепления; города и крепости предполагалось не штурмовать, а оставить в тылу, организовав длительные осады. План соответствовал оперативной обстановке и, несмотря на возражения Паскевича, был утверждён начальником Главного штаба И. И. Дибичем. Вскоре Ермолов был отстранён и подал в отставку; проведение кампании было возложено на нового командующего — И. Ф. Паскевича.

В конце марта 1827 г. донские полки А. А. Карпова (2-й) и Андреева (1-й) в составе отряда генерал-майора К. Х. Бенкендорфа (2-й) выступили в поход на Эриванское ханство. Оставив обозы и взяв продовольствие на четыре дня, под прикрытием казаков отряд стремительно достиг Эчмиадзина и 10–11 апреля выбил иранские силы из города и монастыря.
Через неделю казаки разгромили курдскую конницу под командованием Гассан-паши, считавшуюся в иранской армии непобедимой, дошли до крепости Сардар-Аббад, а 27 апреля подошли к Эривани и приступили к его осаде. За успехи против иранских войск А. А. Карпов 2-й был награждён орденом Св. Анны II степени и удостоен высочайшего благоволения; К. Х. Бенкендорф 2-й получил от императора Николая I чин генерал-лейтенанта.

Осада Эривани осложнялась активными действиями курдской конницы Гассан-паши, которая действовала на коммуникациях и в тылу русских войск. 8 мая 1827 года донские казаки при поддержке черноморцев форсировали реки Занга и Абарань и столкнулись с курдами. Под сильным натиском казацких отрядов курды прорвались и начали отступление; в погоне почти на 25 км до Сардар-Аббада более 600 курдов утонули или были уничтожены, Гассан-паша спасся лишь благодаря резвости коня. Донской есаул Греков, который сообщил генералу И. Ф. Паскевичу о разгроме отряда Гассан-паши, был награждён орденом Св. Владимира IV степени с бантом.

Эти успехи позволили Паскевичу перегруппировать войска и направить их на Нахичевань, который 26 июня был взят без боя. Однако взятию Эривани мешала крепость Аббас-Абад в тылу русских операций — крупный опорный пункт иранцев в Нахичеванском ханстве, где находилось более 2000 солдат и 18 орудий. С 29 июня по 6 июля русские войска осаждали Аббас-Абад, отражая атаки иранской конницы. На помощь гарнизону Аббас-Мирза, наследник персидского престола и командующий иранскими войсками, выслал 17 тысяч кавалерии и отряд 8 тысяч пехоты для удара во фланг и тыл русских.

4 июля у урочища Джеван;Булак произошло сражение, в котором особенно отличились донские полки под командованием генерал-лейтенанта В. Д. Иловайского 3-го, полковников И. К. Шамшева 2-го и А. А. Карпова 2-го, генерал-майора Г. А. Сергеева 1-го и рота конной артиллерии под начальством войскового старшины И. К. Полякова. Основные силы противника были разгромлены, что предопределило исход кампании. За успешно организованную атаку Иловайский получил золотую табакерку, усыпанную бриллиантами и украшенную портретом Николая I.

В сентябре донские полки Андреева, Сергеева 1-го и Шамшева вели разведку у Эривани: изучали расположение укреплений, измеряли толщину стен, помогали возводить туры и фашины, отвлекали иранцев от осадных работ, охраняли коммуникации и тылы от набегов курдов, блокировали пути выхода иранских войск из крепости.

Ночь на 1 октября ознаменовалась штурмом Эривани. В авангарде шли донские полки Андреева и Шамшева под общим командованием генерал-майора А. И. Красовского. Иранский гарнизон под началом Гассан-паши попытался совершить вылазку и прорваться, но был отброшен казаками. Русские войска, преследуя неприятеля, пошли в атаку и, пробив бреши и войдя через открытые ворота при содействии местных жителей, заняли город. Более 3 тысяч иранских солдат сдались в плен, захвачено 45 орудий.

В последующие две недели русские войска заняли крепость Меренд (3 октября), а затем и крупный город Персии — Тавриз (14 октября). Иранское правительство предложило мирные переговоры, которые завершились подписанием Туркманчайского мира 10 февраля 1828 года и окончанием русско;иранской войны.
За участие в войне император Николай I 23 февраля 1828 года пожаловал Донскому войску Георгиевское знамя; донским казачьим полкам под командованием А. А. Карпова (2-й), Г. А. Сергеева и С. А. Леонова — знамёна «за отличие в Персидской и Турецкой войнах 1827–1829 годов»; донской 3-й роте конной артиллерии — отличительные знаки для головных уборов и золотые петлицы для офицерских мундиров. Главнокомандующий, генерал от инфантерии И. Ф. Паскевич, был возведён в графское достоинство с почётной приставкой «Эриванский».

Использовано: А.В. Венков учебник истории донского казачества.


Рецензии