Культура России куётся в Богемской роще
Постсоветская Россия, начиная с чеченских кампаний, в целом ведёт себя противоположным образом: культура развлекается сама по себе, солдаты воюют сами по себе. Если кто-то снимает, поёт, пишет о войне – это его почти всегда личное дело, государство же подобные инициативы может тупо не разглядеть. И я говорю: в целом наши культурные институции нацелены и заточены под другое. Мы молчим про абхазский, осетинский и приднестровский конфликты: они вообще были для нашей культуры вне закона, а «приличные люди», напротив, старательно поддерживали грузинскую и молдавско-румынскую стороны…
Нам нужны добровольцы на линии соприкосновения. Нам нужна говорящая во весь голос культура, которая будит, а не приучает к мысли, что война – это для других. Посмотрите тем временем списки всех последних государственных награждений в сфере культуры. Там, настаиваю, нет никого, кто реально тащит эту войну. Там есть люди, максимально далёкие от этого, и люди, более-менее убедительно имитирующие причастность. Всё это. Делается. Осмысленно. В сущности, на это было бы плевать. Но не сделанное в области пропаганды и культуры тащат на себе люди, воюющие на фронте и ждущие подкрепления. То, что не делается здесь, тащат, надрываясь, на себе люди там».
Как воспринимать этот крик души непоколебимого патриота России? Каждый воспринимает эту гиблую ситуацию по-своему, в соответствии со своим истинным, а не наигранным мировоззрением. По сути, в стране существуют три обобщённые по примерной одинаковости отношения к жизни страны группы населения, в каждой из которых восприятие заявления Прилепина, по существу, идентично для всего состава каждой этой группы.
Самая большая группа – абсолютно равнодушные индивидуалисты, полностью отстерилизованные в национальном плане. Для них безразлично всё, что мешает им жить животной жизнью при сытых желудках, наслаждении примитивными удовольствиями, рабской работе на хозяина и упокоенности маленького мирка своего повседневного существования.
Вторая группа – истошные приверженцы либеральных взглядов на жизнь. Эта группа быстрыми темпами увеличивает численность своего контингента, состав которого – полноценные космополиты, граждане мира, которым претит любая конфронтационность, ибо они нацелены на пожизненное витание по миру в состоянии «небесных одуванчиков», готовых миловаться даже с откровенными сатаноидами, что было откровенно продемонстрировано этим летом на открытии Олимпиады во Франции. Эта группа россиян категорически отвергает военные действия в Новороссии, в принципе игнорируя их как не существующие в пространстве их серого бытия.
Ну и третья самая маленькая группа – состотит из патриотически настроенных граждан, которых, действительно, никто из культурных слоёв страны не слышит и даже не желает знать о них ничего существенного. Это объективная реальность сегодняшних подлых дней.
Почему всё так? Почему нечего не меняется и вряд ли изменится? А по-другому, на самом деле, и быть не может. Подобно тому, как в 1917 году мировая закулиса установила жёсткий контроль и управление над двумя ключевыми сферами государства рабочих и крестьян, конкретно – над финансами и иностранными делами, к которым эти самые рабочие и крестьяне за всё время существования СССР не подпускались на пушечный выстрел, так и условием мондиалистов в части отстранения от власти в новой России представителей «семьи» было сохранение под их полноценной тайной властью таких сфер деятельности государства, как финансы, экономика, природные ресурсы, культура, образование и СМИ. Таким образом, действующий истеблишмент не в праве нарушать эти запреты.
Вот поэтому при том, что «…в России, например, 84 полных кавалера всех четырёх степеней ордена «За заслуги перед Отечеством»…среди них не только, скажем, Винокур, но и Хазанов. Да, там есть вполне уважаемые культурные деятели, такие как Масляков или, Царствие Небесное, Ширвиндт-старший, а также другие достойные личности, но вообще в списке в целом нет никого, кто реально тащил и тащит военную тему в России… самый яркий пример… у писателя и публициста Александра Андреевича Проханова меньше заслуг перед Отечеством, чем у Хазанова. В четыре раза. Спектакли об СВО? Три или четыре на всю страну, притом что в одной Москве 100 театров. Кино о наших воинах? Три или четыре с половиной еле-еле сняли, притом что снимается 100 фильмов в год. Военные песни в ротациях наших радиостанций? Три или три с половиной еле-еле крутятся, притом что одновременно крутят ещё тысячу других песен – про другие «проблемы». Выставки художников-баталистов? Тоже три еле-еле провели, хотя у нас тысячи художников; впрочем, мы и не знаем о них. Военные книги Коца, Кубатьяна, Стешина, Туленкова, Пегова на самых видных местах в книжных? Нет, ни за что. По всей стране — уверяю вас, что это осмысленное решение дирекций, — на входе в книжные лежит на самом видном месте «1984» Оруэлла, и это рукотворный хит продаж. Военные книги Коца, Кубатьяна, Стешина, Туленкова, Пегова на самых видных местах в книжных? Нет, ни за что. По всей стране — уверяю вас, что это осмысленное решение дирекций, — на входе в книжные лежит на самом видном месте «1984» Оруэлла, и это рукотворный хит продаж. Военная проза и поэзия в российских литературных толстых журналах, живущих на госдотации? За десять лет ни один автор, поднимающий военную тему, в эти журналы не попал и в этих журналах не рецензировался. Крупнейшие премии данную тематику последовательно игнорируют. Вся система книжных фестивалей, театральных фестивалей и кинофестивалей в России отдана людям, которые втайне ненавидят СВО и старательно обходят военную тематику, хотя, если у них спросить отчёт, они отчитаются, что всё у них в порядке».
А в то же самое время в Москве в обстановке строгой секретности готовится открытие филиала екатеринбургского Ельцин-центра. Фонд «Президентский центр Бориса Ельцина» (Ельцин Центр) был создан в 2008 году, разместившись в помещении на Большой Полянке. Также фонду было передано в безвозмездную аренду на 49 лет находящееся в федеральной собственности здание усадьбы Долгоруковых—Бобринских на Малой Никитской улице XVIII века постройки, в который вскоре переместится фонд. При этом «Ельцин Центр» действует по тройственному договору между Управлением делами президента и Управлением по надзору за зданиями и сооружениями органов верховной власти.
При всём при этом совершенно не понятно, какие российские культурные традиции должны впитывать иммигранты, приезжающие в Россию, что от них в обязательном порядке требует закон? Пародии Хазанова на россиян? Или историческое наследие первого президента России по незаконному обогащению либералов в период его правления? А может им вменяется вызубривание книги «1984» Джорджа Оруэлла?
25.08.2024
Сергей БОРОДИН
Свидетельство о публикации №225081500967