Тексты Книги Иовы

14.08.25.,28.08.25. 03.12.25.

Введение

Исследование текстов Иова показывает, что Бог не выступает как карающий судья. Напротив, через череду несчастий Он показывает последствия недостаточности человеческого знания и указывает на возможность благополучия, достигаемого через понимание устройства мира.

«Откуда же исходит премудрость? и где место разума? … И сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла — разум» (Иов 28:20; 28:28).

Это определение включает три взаимосвязанных аспекта:

Благоговение перед Богом — признание непостижимости мироздания.
Зло — непонятная, нераскрытая, неосмысленная природа.
Удаление от зла — путь познания, естествознания и разума, ведущий к миру и благополучию.

«Человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца» (Екклесиаст 3:11).

Эта мысль задаёт ключ к пониманию Книги Иова. Тайна мироздания остаётся непостижимой, но именно её присутствие в сердце человека показывает стремление к знаниям как основу его природы. Возвращение к полной гармонии мироздания человеку не дано: так устроено его бытие. Но смысл человеческой жизни — в непрестанном стремлении к этой гармонии, в познании устройства мира. Эта мысль уравнивает людей всех времён и делает их путь общим, а естествознание - качество человека, данное ему Богом.

Именно поэтому в библеистике Книга Иова и Екклесиаст рассматриваются как «книги мудрости» (наряду с Притчами, Песнью Песней, Псалмами и некоторыми другими текстами). Их объединяет поиск смысла человеческого существования и попытка осмыслить границы знания. Но если Екклесиаст говорит об этом в философском ключе, то Книга Иова раскрывает ту же проблему через судьбу конкретного человека.

Благочестивый человек Иов

В библейской Книге Иова о Иове сказано:

«Был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов 1:1).

Традиционное толкование Книги Иова часто сводится к вопросу: останется ли праведник верным Богу, если подвергнется страданиям?

Сатана, падший ангел, говорит Богу (синодальный перевод):

«Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил <...>; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?» (Иов 1:9-11).

В еврейской редакции «Мосад рав Кук»:

«Разве даром Б-гобоязнен Ийов? Ведь Ты оградил кругом его, и дом его, и все, что (есть) у него? Дело рук его благословил Ты <...>.  Но простри-ка руку Твою и коснись всего, что (есть) у него, клянусь, пред лицом Твоим Тебя хулить станет» (Ийов 1, 9-11).

Бог разрешает Сатане испытать Иова. В результате Иов теряет богатство, его дети погибают, а сам он заболевает мучительной болезнью.

Иов сказал друзьям, что Бог

«Умножает безвинно мои раны, не дает мне перевести духа, но пресыщает меня горестями» (Иов 9:17-18).

Друзья предложили Иову признать свою греховность и прекратить сомневаться в правоте действий Бога. Но Иов отвечает:

«Пути Его я хранил и не уклонялся. От заповеди уст Его не отступал; глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила» (Иов 23:10-12).

Несчастная жена Иова, имя которой не упоминается в Писании, в отчаянии пожалела своего страдающего мужа. Видя его мучения, она предложила ему прекратить страдания — похулить Бога и умереть. Однако Иов не отвечает ей.

Иов обратился к Богу:

«Зови, и я буду отвечать, или буду говорить я, а Ты отвечай мне. Сколько у меня пороков и грехов? покажи мне беззаконие мое и грех мой. <...> Вот мое желание, чтобы Вседержитель отвечал мне» (Иов 13:22-23; 31:35).

И Бог ответил Иову. Услышав слова Господа, Иов сказал:

«я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле <...>. И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде» (Иов 42:5-6; 42:10).

Иов, богобоязненный и праведный, прошёл через мучительное испытание и остался верен Богу.

Прочитаем комментарии на финал Книги Иова.

С. Т.:

«Посмотрела финал Книги Иова. Как Господь удвоил праведному мужу Иову все, что раньше отнял. В том числе, детей его, сыновей и дочерей. А как же те, которых он забрал, чтобы проверить верность Ему?».

B. B.:

«Как Господь удвоил праведному мужу Иову все, что раньше отнял…». По-моему, это примитивное понимание книги Иова, которое иудаизм считает «детским пониманием». По-моему, в иудаизме это НЕ финал Книги Иова, а всего лишь второстепенное следствие финала. Финал — это когда Господь открылся Иову — и Иов это принял. А принять это очень-очень тяжело. Ведь Господь сказал Иову что-то с примерно таким смыслом: «Все смерти и страдания имеют смысл потому, что у Меня есть план и это его часть. … Но вы, люди, и не должны полностью понимать Мой план. Вы должны понять, что у Меня есть план и всё является его частью. И каждый должен заниматься своим делом: люди своим, а Я своим». Утешение тут НЕ в том, что «у меня еще будут дети». Утешение тут в «у Господа есть план — и все, абсолютно все, смерти и страдания является частью этого плана».

Предложим своё понимание библейской Книги Иова. Вот реакция на комментарии:

Господь не отнимал у Иова детей.

Книга Иова даёт ответ «каким своим» делом должны заниматься люди.

Книга Иова ставит вопросы о причине страдания человека.

Бенедикт Спиноза писал, что содержание и стиль «Книги Иова» позволяют относиться к Иову не как к

«человеку тяжко болящему, сидящему в пепле, но размышляющему на досуге в кабинете»[1].

Из библейских текстов следует, что Иов обладал знаниями. Иов говорил, что Бог «повесил землю ни на чем» (Иов 26:7). Иов знал строение планеты Земля: она «внутри изрыта как бы огнем» (Иов 28:5). Иов описывает себя как человека, отличного от других своими знаниями:

«когда я выходил к воротам города <...> юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли; князья удерживались от речи и персты полагали на уста свои; голос знатных умолкал, и язык их прилипал к гортани их» (Иов 29:7-10).

История Иова

Иова вдруг «постигло несчастье <...> ужасы Божии ополчились» (Иов 3:26; 6:4) против него.

Отношение Бога к нему, Иов считает, непонятным:

«Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость?» (Иов 7:20).

Иов считает, что страдает без вины:

«умножает безвинно мои раны, не дает мне перевести духа, но пресыщает меня горестями» (Иов 9:17-18).

Но Иов не просит Бога прекратить страдания. Иов  обращается к Богу не с мольбой, а с вопросами.

Так обращался к Богу  Авраам, когда задавал Богу вопросы, имея цель спасти преступных жителей Содома:

 «И подошёл Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников: неужели Ты погубишь и не пощадишь место сие ради пятидесяти праведников в нём? Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым: не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Бытие 18:23–25).

Иов не просит Бога прекратить страдания. Его обращение — не мольба, а вопросы. В этом он напоминает Авраама, который также задавал Богу вопросы, стремясь спасти жителей Содома. В обоих случаях видна не «смелость» человека перед Богом, а различие между страхом, который парализует речь, и благоговейным страхом перед Богом, который и есть начало мудрости. Иов просит избавить его от ужаса, мешающего говорить, — не от благоговения:

«Пусть Он отнимет от меня жезл Свой, и страх Его пусть не устрашает меня. Тогда я буду говорить и не бояться Его; ибо я не таков сам в себе» (Иов 9:34–35).

«Отдали от меня руку Твою, и страх Твой да не устрашает меня» (Иов 13:21).

«Зови, и я буду отвечать, или буду говорить я, а Ты отвечай мне. Сколько у меня пороков и грехов? покажи мне беззаконие мое и грех мой» (Иов 13:22-23

Таким образом, именно праведность Иова и выбор добра, в его понимании, направляют его вопросы и уверенность в собственной праведности.Иов не имел страха перед богом. Он считал, что сможет доказать свою праведность!

«Изложил бы пред Ним дело моё, и уста мои наполнил бы оправданиями» (Иов 23:4).

Он воспринимает свои страдания как наказание, наложенное Богом, и считает, что  наказание несправедливо, ведь «пути Его я хранил и не уклонялся» (Иов 23:10).

Поиск причины несчастий: метод Иова

Когда бедствия обрушились на Иова, он начал искать причину — не эмоционально, а методично.

Метод, которым Иов искал объяснение своим бедствиям, напоминает структуру научного исследования.

Иов, опираясь на свой жизненный опыт, знания и внутренние убеждения, выдвигал предположения о причинах своих несчастий.
Он не оставлял свои гипотезы без проверки. Иов обсуждал их с друзьями, вступал в спор, выслушивал критику, аргументировал. Он вступал в диалог с Богом.
Если гипотеза оказывалась несостоятельной, Иов отказывался от неё.
И выдвигал новую гипотезу, более соответствующую наблюдаемым фактам.
Когда предположение казалось ему обоснованным, он принимал его.

Первое предположение Иова о причине несчастий

Иов, размышляя о своих страданиях, выдвигает гипотезу: возможно, Бог ошибся в оценке его праведности.

Такое предположение, что Иов считает себя правым, становится ясным, когда Иов, проверяя ссвоё предположение, обращается к авторитетам — друзьям. Однако они предлагают Иову признать свою греховность и не сомневаться в правоте Бога. Один из них отвечает Иову, видимо на слова Иова:

«Как человеку быть правым пред Богом?» (Иов 25:4).

Иов отвергает критику авторитетов, считая её необоснованной:

«Далек я от того, чтобы признать вас справедливыми. Крепко держал я правду мою и не опущу ее» (Иов 27:5).

Однако, сразу после критики своего предположения, Иов начинает размышлять. Он показывает  глубокое понимание естественного мира: описывает процессы добычи металлов, геологические исследования, и человеческие усилия по проникновению в тайны природы. Эти наблюдения над природой служат фоном для его философского вывода:

«Размышляю — и трепещу пред Ним. Бог устрашил сердце моё, Вседержитель привёл меня в смятение»(Иов 23:15–16).




«Откуда же исходит премудрость? и где место разума? Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена. <...> Бог знает путь ее, и Он ведает место ее, ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом <...> и сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум» (Иов 28:12; 28:24; 28:28).

Таким образом, Иов приходит к выводу, что его страдания не являются следствием ошибочной оценки. Бог знает всё. Действия Бога для Иова непонятны и вызывают у Иова трепет (страх).

Подобный страх имел и Авраам, когда исполнял повеление о жертвоприношении сына Исаака на горе земли Мориа.

В книге Бытие 22:1–2 рассказывается: «И было после сих происшествий: Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, и пойди в землю Мориа; и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе».

Авраам возлагает Исаака на жертвенник, но в решающий момент вмешивается Бог:

«Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Бытие 22:12).

Авраам не сомневался в Божьем обещании: он знал, что сын будет жить, потому что Бог ранее благословил Исаака и его потомков.

Бог обладает совершенным знанием, недоступным человеку. Это осознание приводит Иова к отказу от прежнего предположения — он не ищет причину страданий в признании ошибочности его действий.

Второе предположение Иова

После отказа от первой гипотезы — о возможной ошибке Бога в оценке его праведности —Иов продолжает поиск причины своего несчастья.  Иов выдвигает предположение: Бог проявляет к нему враждебность. Он обращается к Богу:

«Ты сделался жестоким ко мне, крепкою рукою враждуешь против меня. Ты поднял меня и заставил меня носиться по ветру и сокрушаешь меня» (Иов 30:21–22).

Иов подвергает своё предположение критике. Он выслушивая мнение Элиуя — человека, имя которого означает «Бог мой Он».

Элиуй отвергает предположение Иова о враждебности Бога:

«Ты говорил в уши мои, и я слышал звук слов: чист я, без порока, невинен я, и нет во мне неправды; а Он нашел обвинение против меня и считает меня Своим противником. <...> Вот в этом ты неправ, отвечаю тебе, потому что Бог выше человека» (Иов 33:8–12).

Элиуй не принимает предположение Иова о том, что Бог считает Иова Своим противником:

«Он никого не угнетает» (Иов 37:23).

Эта мысль перекликается с высказыванием Альберта Эйнштейна:

«Господь изощрён, но не злонамерен»[2].

Иов не знает причины своих несчастий

Иов не возражает на критику Элиуя.

Две гипотезы, которые Иов выдвигает в поиске смысла своих страданий — о том, что Бог ошибся в оценке его праведности, и что Бог враждебен к нему — были им рассмотрены и признаны несостоятельными. Эти два предположения (размышления) демонстрирует два начала научного поиска: наблюдение и опыт, а также логическое мышление и умозаключения.

Запись: Знания и воображение

Научный поиск включает: 1) наблюдение человека за природой и физические опыты и 2) человек совершает мысленные логические выводы и доказательства.

В Книге Иова показан третий путь поиска  — воображение как способ проникновения в неизвестное. Можно ли считать воображение началом науки? История научных открытий даёт утвердительный ответ. Существует способ познания неизвестного через воображение. В науке познание неизвестного через воображение, возможно, определяется как научное открытие. Оно представляет собой процесс выявления новых знаний, которые ранее были неизвестны.

Запись: К. Циолковский, А. Эйнштейн

Константин Циолковский в труде «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1911–1912) формулирует уравнение реактивного движения, но и осмысляет путь научного открытия:

«Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка; за ними шествует научный расчет, и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль».

Альберт Эйнштейн имел смелость сказать то, что, возможно, догадывались, но не сказали другие учёные:

«Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию»[А. Эйнштейн. Статья What Life Means to Einstein в Saturday Evening Post, 26 октября 1929.11].

Что Библия говорит о человеческом воображении?

Текст Библии:

«Сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Бытие 1:26).

Выскажем предположение, что сообразность человека Богу («по образу Нашему») заключается в наличии у человека некой способности. Данная способность сходна («по подобию Нашему») божьей Способности, о которой известно из библейского текста. В Библии показана Способность Бога: мир сотворен из небытия Его Словом. Человек получил в дар способность: создавать образы подобно Богу своим словом. Слово – высказанная вслух мысль, способ существовании мысли. Мысль (слово) создаёт в сознании человека образ, воображение как известного, так  и неизвестного. (См. запись «Слово – это образ»).

Исследование библейских текстов показывает, что в Писании познание неизвестного происходит через воображение. Оно воспринимается как способ восприятия — не через рассуждение, а через образы, которые возникают в сознании человека. Эта идея получила обоснование в трудах Бенедикта Спинозы, в его Богословско-политическом трактате, где пророчество трактуется как способ познания, основанный не на рациональном мышлении, а на воображении. Русский философ Э.  Л. Радлов (1854–1928) в предисловии к русскому изданию трактата Б. Спинозы[Э. Радлов. Предисловие к книге «Бенедикт Спиноза. «Богословско-политический трактат»] подчёркивает:

«Откровение, по Спинозе, есть не что иное, как особая форма познания, доступная человеку, — форма, в которой воображение играет решающую роль. Пророки воспринимали божественные истины не через логическое рассуждение, а через живые образы, возникающие в их уме».

Таким образом, пророческое знание в библейской традиции — это восприятие, выраженное в видениях. Оно опирается на воображение, которое открывает доступ к тому, что в настоящем не определяется через опыт. Но может быть понято в будущем — когда воображение воплотиться в реальность. Именно такой путь — от интуитивного озарения к осуществлению — прослеживается в трудах Константина Циолковского и Альберта Эйнштейна, а также в переживаниях библейского пророка Даниила.

Запись: Пророк Даниил – учёный

Библейская книга рассказывает о Данииле (имя означает «Судья мой Бог») и о трёх его товарищах – вавилонских пленниках как о юношах, «обладающих знаниями и понятливых в науке» (Даниил 1, 4). Здесь «знания» и «наука» есть перевод слов библейского иврита, соответственно, «е-даа» и «ма-даа». В Библии синодального издания этот стих переведён так: «и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки» (Даниил 1:4).

В Библии отмечаются особые качества Даниила:

«И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны» (Даниил 1:17).

В Библии дано определение Даниила как человека, способного к открытия, в котором

«дух великий, и знания, и разум, и умение толковать сны, разгадывать загадки и разрешать запутанное» (Даниил 5:12).

Для того чтобы разгадывать загадки, часто необходимо суждение о неизвестном через понятия, которые для «отгадчика» кажутся истинными. Однако суждение о неизвестном предмете или явлении через что-то известное может быть неверным. Например, исследователь может не обладать полнотой сведений об объекте изучения. Но догадка – это заключение учёного о неизвестном предмете или явлении на интуитивном уровне, которое можно назвать научным открытием. Догадка – это не выдумка. Часто для того, чтобы выдумка казалась правдоподобной, необходимо искажение и скрытие чего-то известного. Для разоблачения выдумки достаточно иметь хорошее образование и знать факты.

Возможно, многим людям приходят догадки о чём-то, что было тайной, скрытой для окружающих. Но не все люди могут оценить появляющее откровение. Библия описывает, как ведёт себя Даниил, когда

«было откровение Даниилу <…> и истинно было это откровение и великой силы. Он понял это откровение и уразумел это видение … только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них, и они убежали, чтобы скрыться. И остался я один и смотрел на это великое видение» (Даниил 10:1-8).

Альберт Эйнштейн

Подобно тому, как Пророк Даниил узрел великое видение, остававшееся недоступным для окружающих, Альберт Эйнштейн описывает своё прозрение [А. Эйнштейн. «Автобиографические заметки», 1945 ] при создании общей теории относительности:

«Позади остались долгие годы поисков в темноте, полные предчувствий, напряженное ожидание, чередование надежд и изнеможения и, наконец, прорыв к ясности».

Текст[ *]:

«В знаменитой Киотской лекции Эйнштейн в 1922 году рассказал: «В то время я был уверен в справедливости уравнений электродинамики Максвелла-Лоренца. Более того, … Пытаясь разрешить это противоречие, я столкнулся с огромными трудностями. Я потратил впустую почти год, пытаясь несколько видоизменить идеи Лоренца, и пришёл к выводу, что загадка совсем не проста. …Но в один прекрасный день …».

Что происходило с Эйнштейном в то время, он рассказал в задушевной беседе с Александром Мошковским, который вставил это признание в свою книгу «Беседы с Эйнштейном о теории относительности и общей системе мира». … И там присутствует признание Эйнштейна о том состоянии, в котором он находился перед открытием СТО:

«Правда, я должен сказать, что в самое первое время, когда во мне складывалась специальная теория относительности, я наблюдал в себе разные нервные явления, по целым неделям я был как в угаре».

В немецком оригинале сказано даже сильнее, он был как молодой человек под действием наркотиков. Но потом всё это изменилось, и Эйнштейн сохранял спокойствие даже тогда, когда другие волновались, совпадут ли с экспериментом его теоретические выводы. Он стал уверенным в себе».

[ *] Е. М. Беркович. «Признание Эйнштейна, которое не вошло в большинство его биографий». Блог «Евгений Беркович» журнала «Семь искусств», 11 октября 2024 года.

Видение Иова

Элиуй не указал причину несчастий Иова, но сказал Иове, что

«Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении <...> Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление» (Иов 33:14-19).

Слова Элиуйя имеют особое значение, так как после его слов в библейской книге пишется, что

«Господь отвечал Иову из бури» (Иов 38:1).

Иов — мыслящий человек, который, столкнувшись с пределами своих знаний, устремляется к вообржению. Видение Иова — это поиск неизвестного. Возможно, ответ Бога был в воображении Иова. Голос Бога звучит не как утешение,  не как утверждение человеческой ничтожности перед лицом Творца, а как откровение. Иов не приходит к пониманию причины своих несчастий через размышления или опыт.  Иов получает прямое объяснение своих страданий от Бога.

Бог задаёт Иову вопросы:

«Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? <...> Обозрел ли ты широту земли? <...> Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града, которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны? <...> По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле? Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека, чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать травные зародыши к возрастанию? Есть ли у дождя отец? или кто рождает капли росы? Из чьего чрева выходит лед, и иней небесный, — кто рождает его? <...> Воды, как камень, крепнут, и поверхность бездны замерзает <...> Можешь ли возвысить голос твой к облакам, чтобы вода в обилии покрыла тебя?» (Иов 38:4-34).

Речь Бога идет о простых вещах, наблюдаемым в природе — в том числе о воде. Разговор о воде понятен Иову, а скрытые свойства «простой» воды ярко демонстрируют неполноту знаний человека о мире. И сегодня человек задумывается над библейскими словами:

«Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града, которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны?» (Иов 38).

В обращении Бога нет одобрения благочестия Иова, показывается не ничтожество его перед божьими делами, как считают некоторые исследователи. Иов для Бога человек, «омрачающий Провидение словами без смысла» ([5] Иов 38:2). Другой перевод [9] стиха: «без знания омрачающий замысел»(Иов 38:2).

Бог считает Иова человеком, который преувеличивает свою учёность. В Его словах  звучит ирония:

«Будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему» (Иов 39:32).

Благодаря Откровению Бога, Иов он осознаёт, что Бог относится к нему как человеку, который не имеет полноты знаний и не стремится к получению знаний. Иов не сам осознал свою ограниченность — это знание было ему дано Богом. Иов не додумался до этого через размышления или опыт, а получил прямое откровение. Именно об этом его слова:

«говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал» (Иов 42:3).

Иов не выражает смирение в религиозном смысле, а его слова:

«<...> раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:6)

— это не жест самоуничижения, а символическое признание того, что Иов понял: его рассуждения о Боге были не верны. Иов не смиряется перед Богом в привычном религиозном смысле; он признаёт, что открытие истины приходит от Бога.

Что было в Откровении Бога?

Идея «Книги Иова»

Бог не погубил детей Иова, не послал несчастья Иове. Всё, что произошло  в Книге Иова, есть природное дело. Вся книга посвящена познанию человеком законов  природы.

Книгу Иова написал человек. «Сыны Божии» (Иов1:6) – это божеские сущности, счтают богословы, с помощью которых Бог управляет природой. Божеские сущности обеспечивают в понимании человека всё течение жизни на земле и жизнь человека. «Ужасы Божии ополчились» (Иов 6:4) – это природные явления, непонятные человеку. 

«И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана» (Иов1:6).

Сатана – божеская сущность, которое олицетворяет недостаток знаний у человека и нежелание получать человеком знания.

В результате действий разбойников и стихийных бедствий Иов потерял своих слуг, был разрушен дом, погибли его дети, а сам он приобрел мучительную болезнь.

Но не являются ли страшные события результатом действий самого человека, вернее, его бездействия? Иов не предусмотрел защиту от врагов, не построил надежные дома, не научился лечить недуги. Недостаток знаний есть причина несчастий. Иов как наблюдатель за природой и человеческими порядками понимал, что

«ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне» (Иов 3:25).

Идея «Книги Иова», возможно, выражается:

а) в вопросе Иова Богу о том, как избежать «ужасное»:

«Что за сила у меня, чтобы надеяться мне? <...> Есть ли во мне помощь для меня, и есть ли для меня какая опора»? (Иов 6:11-13),

б) ответа Бога Иову:

«укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его; взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их; зарой всех их в землю и лица их покрой тьмой. Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя» (Иов 40:5-9).

Десница Бога является символом всемогущества Бога (песнь Моисея):

«Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага» (Исход 15:6).

Десница

А чем является «десница» человека?

Исследуем библейский текст. Прочитаем в Библии о том, что было сказано Моисеем, который ожидал помощи от Бога, когда евреи ожидали смерть от фараона, который догнал беглецов на берегу моря. Моисей

«сказал народу: не бойтесь, стойте — и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам <...>. Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны. И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше» (Исход 14:13-17).

Моисей сказал своему народу: стойте и ждите, и вы увидите, как погибнут ваши враги от действий Бога. Но Бог сказал Моисею: «нет, не кричи! Ты раздели море!».

Спасение еврейского народа от преследующих их на колесницах египтян стало возможным благодаря вере Моисея в Бога и его решительным действиям в нужное время и в нужном месте:

«И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды» (Исход 14:21).

Этот эпизод с природным явлением отлива воды в море можно рассматривать как божественное указание человеку: он способен преодолеть прпятствия своими действиями, если они основаны на естествознании.

В словах Бога, обращённых к Иову, через конкретные, чувственно воспринимаемые образы раскрывается иносказательное представление о значении естествознания для человека:

 «Величие и слава, блеск и великолепие» (Иов 40:5) — это библейское описание учёного: его стремления к познанию, общественное признание и вознаграждение за труд.




«Взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых» (Иов 40:8) — аллегория миссии учёного: борьба с невежеством, защита истины и разоблачение лжи.




«Десница твоя может спасать тебя» (Иов 40:9) — иносказание, утверждающее силу науки как средства преодоления человеческих бедствий. Это божественное указание на то, что человек способен справиться с испытаниями благодаря собственным знаниям и действиям.

Отсутствие стремления к знаниям

Изучение библейского текста показывает, что Иов определил причину своих несчастий как нарушение божеского устройства.

— Иов до откровения считал, что обладал достаточными знаниями о мире и Боге;
— Когда Бог обращается к Иову из бури, Он не даёт прямого ответа на вопрос о причине страданий. Вместо этого Он задаёт Иову вопросы о сотворении мира, природе и законах бытия — вопросы, на которые Иов не может ответить. Почему? В контексте книги можно принять мысль, что Иов осознал ограниченность своих знаний;
— Иов не говорит прямо, что именно недостаток знаний стало причиной его несчастий. Иов осознал ограниченность своих знаний, показал понимание и уважение к стремлению  к знаниям. В контексте книги можно сделать вывод: не столько отсутствие знаний, сколько отсутствие стремления к их приобретению может быть истолковано как корень страданий.

Вопрос. Стремление человека к знаниям определено в Библии?

Заповедь человеку «стремление к знаниям» прямо не записана в Библии. Стремление к знаниям не есть божья заповедь, за выполнение или невыполнение которой человек получает награду или наказание, как, например, за почитание родителей.

Однако внимательное изучение текста показывает, что познание — неотъемлемая часть человеческой природы, «вложенная» в человека при его сотворении, наряду с потребностью в пище, размножении и овладении ресурсами земли. Сравнение божьих благословений, данных живым существам и отдельно человеку, подчёркивает эту мысль. Животным дана простая биологическая программа:

«Благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле» (Бытие 1:22).

Мужчине и женщине дана программа действия, развития и освоения:

«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте» (Бытие 1:28).

Смысл первых божественных заповедей, данные человеку, можно раскрыть так:

Плодитесь — сейте семя (мужественность);
Размножайтесь — рождайте (женственность);
Наполняйте землю — создавайте (семьи, народы, цивилизации).

Следующие заповеди, отличающие человека от животного:

Овладевайте землёй — использование естественных сил природы (естествознание);
Владычествуйте — осваивайте богатства мира (основа науки и техники).

Таким образом, стремление к знаниям — не отдельная заповедь, а потребность, вытекающая из самой сути человеческого предназначения.

Заключение

Анализ Книги Иова позволяет утверждать, что её центральная идея не сводится к наказанию праведника. Через последовательность несчастий Бог демонстрирует ограниченность человеческого знания и указывает на необходимость поиска истины в устройстве мира. Стремление к познанию предстает не как внешняя заповедь, но как внутренняя природа человека, вложенная в него при сотворении.

Ключевым утверждением книги является формула: «Вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум» (Иов;28:28).

Эта формула раскрывает структуру мудрости:

Страх Господень — благоговейное признание непостижимости мироздания и дейстивий Богаверховной власти Бога.

Зло — область непонятного, нераскрытого, неосмысленного.

Удаление от зла — процесс познания, естествознания и разума.

Финальное признание Иова: «Я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов;42:6)

традиционно трактуется как признание человеческой ограниченности перед величием Бога. Однако текст позволяет видеть: Иов осознавал себя человеком знания, но столкновение с несчастьем заставило признать ограниченность его знаний, необходимость получения знаний как основа природы человека и искать объяснение в отношениях его с Богом.  Метод Иова — рациональный поиск истины, сопоставимый с научным исследованием.

Параллель с Иова с Авраамом показывает: оба действуют в доверии и послушании Богу, но в начале — в диалоге и возражении. После испытания оба признают непостижимость Божьих замыслов, и оба приходят к трепету перед Богом, который в библейской традиции является основанием мудрости.

Таким образом, Книга Иова утверждает: отсутствие стремления к познанию ведёт к несчастью, тогда как поиск знания открывают путь к мудрости. Стремление к познанию мира оказывается  обязательным элементом человеческой жизни, условием её благополучия и способом соотнесения с божественным порядком.

Источники

[1] Бенедикт Спиноза. «Богословско-политический трактат».

[2] Курс лекций Е. Берковича «Альберт Эйнштейн».

[3] А. Эйнштейн. Статья «What Life Means» «в Saturday Evening Post».

[4] Книга «Даниэйль» в ТАНАХ издания «Мосад рав Кук».

[5] «Книга Пророка Даниила» в синодальном издании Библии;

[6] Э. Радлов. «Спиноза». Предисловие к книге «Бенедикт Спиноза. «Богословско-политический трактат».

[7] А. Эйнштейн. Автобиографические заметки.

[8] Евгений Беркович. «Признание Эйнштейна, которое не вошло в большинство его биографий». Блог «Евгений Беркович» журнала «Семь искусств», 11 октября 2024 года.

[9] М.И. Рижский. «Книга Иова».


Рецензии