Тексты Книги Иовы

14.08.25.,28.08.25. 11.09.25.

Благочестивый человек Иов

В библейской Книге Иова о Иове сказано:

«Был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов 1:1).

Традиционное толкование Книги Иова часто сводится к вопросу: останется ли праведник верным Богу, если подвергнется страданиям?

Сатана, падший ангел, говорит Богу (синодальный перевод):

«Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил <...>; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?» (Иов 1:9-11).

В еврейской редакции «Мосад рав Кук»:

«Разве даром Б-гобоязнен Ийов? Ведь Ты оградил кругом его, и дом его, и все, что (есть) у него? Дело рук его благословил Ты <...>.  Но простри-ка руку Твою и коснись всего, что (есть) у него, клянусь, пред лицом Твоим Тебя хулить станет» (Ийов 1, 9-11).

Бог разрешает Сатане испытать Иова. В результате Иов теряет богатство, его дети погибают, а сам он заболевает мучительной болезнью.

Иов сказал друзьям, что Бог

«Умножает безвинно мои раны, не дает мне перевести духа, но пресыщает меня горестями» (Иов 9:17-18).

Друзья предложили Иову признать свою греховность и прекратить сомневаться в правоте действий Бога. Но Иов отвечает:

«Пути Его я хранил и не уклонялся. От заповеди уст Его не отступал; глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила» (Иов 23:10-12).

Несчастная жена Иова, имя которой не упоминается в Писании, в отчаянии пожалела своего страдающего мужа. Видя его мучения, она предложила ему прекратить страдания — похулить Бога и умереть. Однако Иов не отвечает ей.

Иов обратился к Богу:

«Зови, и я буду отвечать, или буду говорить я, а Ты отвечай мне. Сколько у меня пороков и грехов? покажи мне беззаконие мое и грех мой. <...> Вот мое желание, чтобы Вседержитель отвечал мне» (Иов 13:22-23; 31:35).

И Бог ответил Иову. Услышав слова Господа, Иов сказал:

«я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле <...>. И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде» (Иов 42:5-6; 42:10).

Иов, богобоязненный и праведный, прошёл через мучительное испытание и остался верен Богу.

Прочитаем комментарии на финал Книги Иова.

Соня Тучинская:

«Посмотрела финал Книги Иова.

Как Господь удвоил праведному мужу Иову все, что раньше отнял.

В том числе, детей его, сыновей и дочерей.

А как же те, которых он забрал, чтобы проверить верность Ему?».

Benny B:

«Как Господь удвоил праведному мужу Иову все, что раньше отнял…».

=====

По-моему, это примитивное понимание книги Иова, которое иудаизм считает «детским пониманием». По-моему, в иудаизме это НЕ финал Книги Иова, а всего лишь второстепенное следствие финала. Финал — это когда Господь открылся Иову — и Иов это принял. А принять это очень-очень тяжело. Ведь Господь сказал Иову что-то с примерно таким смыслом: «Все смерти и страдания имеют смысл потому, что у Меня есть план и это его часть. …Но вы, люди, и не должны полностью понимать Мой план. Вы должны понять, что у Меня есть план и всё является его частью. И каждый должен заниматься своим делом: люди своим, а Я своим».

Утешение тут НЕ в том, что «у меня еще будут дети».

Утешение тут в «у Господа есть план — и все, абсолютно все, смерти и страдания является частью этого плана».

Вот реакция на комментарии:

Господь не отнимал у Иова детей.

Книга Иова даёт ответ «каким своим» делом должны заниматься люди.

Предложим своё понимание библейской Книги Иова. 

Книга Иова раскрывает не только тему испытания веры, но и ставит вопросы о причине страдания, справедливости и человеческого непонимания божественного замысла.

Иов — не только страдалец, но и мыслитель, ученый

Бенедикт Спиноза писал, что содержание и стиль «Книги Иова» позволяют относиться к Иову не как к

«человеку тяжко болящему, сидящему в пепле, но размышляющему на досуге в кабинете»[1].

Из библейских текстов следует, что Иов обладал знаниями. Иов говорил, что Бог «повесил землю ни на чем» (Иов 26:7). Иов знал строение планеты Земля: она «внутри изрыта как бы огнем» (Иов 28:5). Иов описывает себя как человека, отличного от других своими знаниями:

«когда я выходил к воротам города <...> юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли; князья удерживались от речи и персты полагали на уста свои; голос знатных умолкал, и язык их прилипал к гортани их» (Иов 29:7-10).

История Иова

Иова вдруг «постигло несчастье <...> ужасы Божии ополчились» (Иов 3:26; 6:4) против него.

Отношение Бога к нему, Иов считает, непонятно:

«Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость?» (Иов 7:20).

Иов чувствует, что страдает без вины:

«умножает безвинно мои раны, не дает мне перевести духа, но пресыщает меня горестями» (Иов 9:17-18).

Он воспринимает свои страдания как наказание, наложенное Богом, и считает, что  наказание несправедливо: «Пути Его я хранил и не уклонялся» (Иов 23:10).

Но Иов не просит Бога прекратить страдания. Иов действует как мыслитель и исследователь: он обращается к Богу не с мольбой, а с вопросами. Это не дерзость, а благоговейная смелость —  вера, соединенная со страхом перед непониманием  Божьего замысла.

Такой смелостью обладал  Авраам на горе в земле Мориа. Там Авраам со страхом исполнял процедуру жертвоприношения сына Исаака, зная, что сын будет жить, потому что Бог ранее благословил Исаака и его потомков. Такой же смелостью обладал Даниил — не позволил страху перед необъяснимым грозным явлением  заглушить своё прозрение.

Иов не пытается избавиться от страха. Он просит, чтобы страх не заглушил разум. Его путь — путь человека, стремящегося понять Бога, не отвергая страх, не преодолевая его, а сохраняя способность мыслить и искать истину.

Иов говорит:

«Пусть Он отнимет от меня жезл Свой, и страх Его пусть не устрашает меня. Тогда я буду говорить и не бояться Его; ибо я не таков сам в себе» (Иов 9:34–35).

«Отдали от меня руку Твою, и страх Твой да не устрашает меня» (Иов 13:21).

«Зови, и я буду отвечать, или буду говорить я, а Ты отвечай мне. Сколько у меня пороков и грехов? покажи мне беззаконие мое и грех мой» (Иов 13:22-23).

«Размышляю — и трепещу пред Ним. Бог устрашил сердце моё, Вседержитель привёл меня в смятение»(Иов 23:15–16).

Почему Иов осмелился задавать вопросы? Для доказательства своей праведности!

«Изложил бы пред Ним дело моё, и уста мои наполнил бы оправданиями» (Иов 23:4).

Когда бедствия обрушились на Иова, он начал искать причину — не эмоционально, а методично.

Поиск причины несчастий: метод Иова

Метод, которым Иов искал объяснение своим бедствиям, напоминает структуру научного исследования.

Иов, опираясь на свой жизненный опыт, знания и внутренние убеждения, выдвигал предположения о причинах своих несчастий.
Он не оставлял свои гипотезы без проверки. Иов обсуждал их с друзьями, вступал в спор, выслушивал критику, аргументировал. Он вступал в диалог с Богом.
Если гипотеза оказывалась несостоятельной, Иов отказывался от неё.
И выдвигал новую гипотезу, более соответствующую наблюдаемым фактам.
Когда предположение казалось ему обоснованным, он принимал его.

Первое предположение Иова о причине несчастий: ошибка Бога

Иов, размышляя о своих страданиях, выдвигает гипотезу: возможно, Бог ошибся в оценке его праведности.

Такое предположение следует, когда Иов, проверяя себя, обращается к авторитетам — друзьям. Они предлагают Иову: признать свою греховность и не сомневаться в правоте Бога. Один из них отвечает Иову, видимо на слова Иова:

«Как человеку быть правым пред Богом?» (Иов 25:4).

Иов отвергает критику авторитетов, считая её необоснованной:

«Далек я от того, чтобы признать вас справедливыми. Крепко держал я правду мою и не опущу ее» (Иов 27:5).

Он демонстрирует глубокое понимание естественного мира: описывает процессы добычи металлов, геологические исследования, и человеческие усилия по проникновению в тайны природы. Эти наблюдения служат фоном для его философского вывода:

«Откуда же исходит премудрость? и где место разума? Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена. <...> Бог знает путь ее, и Он ведает место ее, ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом <...> и сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум» (Иов 28:12; 28:24; 28:28).

Таким образом, Иов приходит к выводу, что его страдания не являются следствием ошибочной оценки. Бог знает всё. Он обладает совершенным знанием, недоступным человеку. Это осознание приводит Иова к отказу от прежнего предположенияй — он не ищет причину страданий в ошибке или в нарушении справедливости. Иов продолжает поиск.

Второе предположение Иова: враждебность Бога

После отказа от первой гипотезы — о возможной ошибке Бога в оценке его праведности — Иов выдвигает предположение: Бог проявляет к нему враждебность. Он обращается к Богу:

«Ты сделался жестоким ко мне, крепкою рукою враждуешь против меня. Ты поднял меня и заставил меня носиться по ветру и сокрушаешь меня» (Иов 30:21–22).

Иов подвергает гипотезу критике, выслушивая мнение Элиуя — человека, имя которого означает «Бог мой Он».

Элиуй отвергает предположение Иова о враждебности Бога:

«Ты говорил в уши мои, и я слышал звук слов: чист я, без порока, невинен я, и нет во мне неправды; а Он нашел обвинение против меня и считает меня Своим противником. <...> Вот в этом ты неправ, отвечаю тебе, потому что Бог выше человека» (Иов 33:8–12).

Элиуй не принимает предположение Иова о том, что Бог считает Иова Своим противником:

«Он никого не угнетает» (Иов 37:23).

Эта мысль перекликается с высказыванием Альберта Эйнштейна:

«Господь изощрён, но не злонамерен»[2].

Иов не знает причины своих несчастий

Иов не возражает на критику Элиуя.

Две гипотезы, которые Иов выдвигает в поиске смысла своих страданий — о том, что Бог ошибся в оценке его праведности, и что Бог враждебен к нему — были им рассмотрены и признаны несостоятельными. Этот процесс размышления демонстрирует два начала научного поиска: наблюдение и опыт, а также логическое мышление и умозаключения.

Воображение и знания

Но в Книге Иова показан и третий путь поиска  — воображение как способ проникновения в неизвестное. Можно ли считать воображение началом науки? История научных открытий даёт утвердительный ответ. Великие идеи — теория относительности, квантовая механика — родились как плод воображения, до того, как были подтверждены опытами.

Альберт Эйнштейн

А. Эйнштейн имел смелость сказать то, что, возможно, догадывались, но не сказали другие философы:

«Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию»[3].

Что Библия говорит о воображении?

Текст Библии:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Бытие 1:26).

Выскажем предположение, что сообразность человека Богу — «по образу Нашему» — заключается в наличии у человека особой способности. Эта способность сходна —«по подобию Нашему» — с Божественной Способностью, о которой известно из библейского текста. В Библии показана Способность Бога: мир сотворен из небытия Словом. Слово — высказанная вслух мысль, способ существовании мысли. Человек, созданный по образу Бога, получил от Него дар: способность создавать образы мыслью, подобно тому, как Бог творит реальность Словом. Мысль формирует в сознании человека воображение — не только известных, но и не известных миров.

Исследование библейских текстов показывает, что в Библии познание неизвестного возникает через  через воображение,  понимаемое в Библии как божественное откровение. Радлов, размышляя о философии Спинозы, пишет:

«Откровение, по Спинозе, есть не что иное, как особая форма познания, доступная человеку, — форма, в которой воображение играет решающую роль. Пророки воспринимали божественные истины не через логическое рассуждение, а через живые образы, возникающие в их уме» Э. Радлов. «Спиноза». Предисловие к книге «Бенедикт Спиноза. «Богословско-политический трактат». 

Откровение Даниила

В библейской книге пророка Даниила рассказывается о юноше, имя которого означает «Судья мой Бог», и его трёх товарищах, находящихся в вавилонском плену. Они описаны как молодые люди, «обладающие знаниями и понятливые в науке» (Даниил 1, 4). В оригинале на иврите: е-даа (;;;) — знания, ма-даа (;;;) — наука. В синодальном переводе этот стих звучит: «понятливых для всякой науки, и разумеющих науки».

Библия подчёркивает особые качества Даниила:

«И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу ещё даровал разуметь и всякие видения и сны» (Даниил 1:17).

«В нём — дух великий, и знания, и разум, и умение толковать сны, разгадывать загадки и разрешать запутанное» (Даниил 5:12).

Разгадывание загадок требует способности к суждению о неизвестном на основе понятий, признанных истинными. Это не выдумка, а догадка — интуитивное заключение, возникающее в уме исследователя. В отличие от выдумки, догадка стремится к истине и не искажает известное. Выдумка может быть правдоподобной, но часто требует искажения или сокрытия фактов. Разоблачение выдумки возможно при наличии хорошего образования и критического мышления.

Догадка — это форма прозрения, сродни откровению. По мнению Бенедикта Спинозы, откровение в Библии представлено как признак Божественного интеллекта. Э. Радлов, комментируя философию Спинозы, пишет:

«Откровение, по Спинозе, есть не что иное, как особая форма познания, доступная человеку, — форма, в которой воображение играет решающую роль. Пророки воспринимали божественные истины не через логическое рассуждение, а через живые образы, возникающие в их уме».

Многим людям приходят догадки о чём-то, что остаётся тайной для окружающих. Но не все способны распознать, оценить и иметь смелость признать своё прозрения. Библия описывает, как ведёт себя Даниил, когда получает откровение:

«Было откровение Даниилу <…> и истинно было это откровение и великой силы. Он понял это откровение и уразумел это видение. <…> Только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них, и они убежали, чтобы скрыться. И остался я один и смотрел на это великое видение» (Даниил 10:1–8).

Таким образом, откровение в библейском контексте — это  форма духовного восприятия, соединяющая разум и воображение.

Альберт Эйнштейн

Рассказывая о создании общей теории относительности, А. Эйнштейн пишет:

«Позади остались долгие годы поисков в темноте, полные предчувствий, напряженное ожидание, чередование надежд и изнеможения и, наконец, прорыв к ясности».[8]

Текст [9]:

«А в знаменитой Киотской лекции Эйнштейн в 1922 году рассказал: «В то время я был уверен в справедливости уравнений электродинамики Максвелла-Лоренца. Более того, … Пытаясь разрешить это противоречие, я столкнулся с огромными трудностями. Я потратил впустую почти год, пытаясь несколько видоизменить идеи Лоренца, и пришёл к выводу, что загадка совсем не проста. <…> Но в один прекрасный день …».

Что происходило с Эйнштейном в то время, он рассказал в задушевной беседе с Александром Мошковским, который вставил это признание в свою книгу «Беседы с Эйнштейном о теории относительности и общей системе мира». <…> И там присутствует признание Эйнштейна о том состоянии, в котором он находился перед открытием СТО:

«Правда, я должен сказать, что в самое первое время, когда во мне складывалась специальная теория относительности, я наблюдал в себе разные нервные явления, по целым неделям я был как в угаре».

В немецком оригинале сказано даже сильнее, он был как молодой человек под действием наркотиков. Но потом всё это изменилось, и Эйнштейн сохранял спокойствие даже тогда, когда другие волновались, совпадут ли с экспериментом его теоретические выводы. Он стал уверенным в себе».

Иов — мыслящий человек, который, столкнувшись с пределами своих знаний, устремляется к непостижимому. Видение Иова — это поиск постичь неизвестное.

Видение Иова

Элиуй не указал причину несчастий Иова, но сказал Иове, что

«Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении <...> Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление» (Иов 33:14-19).

Слова Элиуйя имеют особое значение, так как после его слов в библейской книге пишется, что

«Господь отвечал Иову из бури» (Иов 38:1).

Возможно, ответ Бога был в воображении Иова. Голос Бога звучит не как утешение,  не как утверждение человеческой ничтожности перед лицом Творца, а как откровение. Иов не приходит к пониманию причины своих несчастий через размышления или опыт.  Иов не получает прямого объяснения своих страданий.

Бог задаёт Иову вопросы:

«Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? <...> Обозрел ли ты широту земли? <...> Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града, которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны? <...> По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле? Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека, чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать травные зародыши к возрастанию? Есть ли у дождя отец? или кто рождает капли росы? Из чьего чрева выходит лед, и иней небесный, — кто рождает его? <...> Воды, как камень, крепнут, и поверхность бездны замерзает <...> Можешь ли возвысить голос твой к облакам, чтобы вода в обилии покрыла тебя?» (Иов 38:4-34).

Речь Бога идет о простых вещах, наблюдаемым в природе — в том числе о воде. Разговор о воде понятен Иову, а скрытые свойства «простой» воды ярко демонстрируют неполноту знаний человека о мире. И сегодня человек задумывается над библейскими словами:

«Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града, которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны?» (Иов 38).

В обращении Бога нет одобрения благочестия Иова, показывается не ничтожество его перед божьими делами, как считают некоторые исследователи. Иов для Бога человек, «омрачающий Провидение словами без смысла» ([5]Иов 38:2). Другой перевод[9] стиха: «без знания омрачающий замысел»(Иов 38:2).

Бог считает Иова человеком, который преувеличивает свою учёность. В Его словах  звучит ирония:

«Будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему» (Иов 39:32).

Благодаря Откровению Бога, Иов он осознаёт, что Бог относится к нему как человеку, который не имеет полноты знаний и не стремится к получению знаний. Иов не сам осознал свою ограниченность — это знание было ему дано Богом. Иов не додумался до этого через размышления или опыт, а получил прямое откровение. Именно об этом его слова:

«говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал» (Иов 42:3).

Иов не выражает смирение в религиозном смысле, а его слова:

«<...> раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:6)

— это не жест самоуничижения, а символическое признание того, что Иов понял: его рассуждения о Боге были не верны. Иов не смиряется перед Богом в привычном религиозном смысле, и признаёт, что это осознание приходит извне, от Бога, а не изнутри. Что было в Откровении Бога?

Идея «Книги Иова»

Бог не погубил детей Иова, не послал несчастья Иове. Всё, что произошло  в Книге Иова, есть природное дело. Вся книга посвящена познанию человеком законов  природы.

Книгу Иова написал человек. «Ужасы Божии ополчились» (Иов 6:4) – это природные явления, непонятные человеку. «Сыны Божии» (Иов1:6) – это божеские сущности, счтают богословы, с помощью которых Бог управляет природой. Божеские сущности обеспечивают в понимании человека всё течение жизни на земле и жизнь человека.

«И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана» (Иов1:6).

Сатана – божеская сущность, которое олицетворяет недостаток знаний у человека и нежелание получать человеком знания.

В результате действий разбойников и стихийных бедствий Иов потерял своих слуг, был разрушен дом, погибли его дети, а сам он приобрел мучительную болезнь.

Но не являются ли страшные события результатом действий самого человека, вернее, его бездействия? Иов не предусмотрел защиту от врагов, не построил надежные дома, не научился лечить недуги. Недостаток знаний есть причина несчастий. Иов как наблюдатель за природой и человеческими порядками понимал, что

«ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне» (Иов 3:25).

Идея «Книги Иова», возможно, выражается:

а) в вопросе Иова Богу о том, как избежать «ужасное»:

«Что за сила у меня, чтобы надеяться мне? <...> Есть ли во мне помощь для меня, и есть ли для меня какая опора»? (Иов 6:11-13),

б) ответа Бога Иову:

«укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его; взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их; зарой всех их в землю и лица их покрой тьмой. Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя» (Иов 40:5-9).

Десница Бога является символом всемогущества Бога (песнь Моисея):

«Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага» (Исход 15:6).

Десница

А чем является «десница» человека?

Исследуем библейский текст. Прочитаем в Библии о том, что было сказано Моисеем, который ожидал помощи от Бога, когда евреи ожидали смерть от фараона, который догнал беглецов на берегу моря. Моисей

«сказал народу: не бойтесь, стойте — и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам <...>. Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны. И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше» (Исход 14:13-17).

Моисей сказал своему народу: стойте и ждите, и вы увидите, как погибнут ваши враги от действий Бога. Но Бог сказал Моисею: «нет, не кричи! Ты раздели море!».

Спасение еврейского народа от преследующих их на колесницах египтян стало возможным благодаря вере Моисея в Бога и его решительным действиям в нужное время и в нужном месте:

«И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды» (Исход 14:21).

Этот эпизод с природным явлением отлива воды в море можно рассматривать как божественное указание человеку: он способен преодолеть прпятствия своими действиями, если они основаны на естествознании.

В словах Бога, обращённых к Иову, через конкретные, чувственно воспринимаемые образы раскрывается иносказательное представление о значении естествознания для человека:

 «Величие и слава, блеск и великолепие» (Иов 40:5) — это библейское описание учёного: его стремления к познанию, общественное признание и вознаграждение за труд.




«Взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых» (Иов 40:8) — аллегория миссии учёного: борьба с невежеством, защита истины и разоблачение лжи.




«Десница твоя может спасать тебя» (Иов 40:9) — иносказание, утверждающее силу науки как средства преодоления человеческих бедствий. Это божественное указание на то, что человек способен справиться с испытаниями благодаря собственным знаниям и действиям.

Отсутствие стремления к знаниям

Изучение библейского текста показывает, что Иов определил причину своих несчастий как нарушение божеского устройства.

— Иов до откровения считал, что обладал достаточными знаниями о мире и Боге;
— Когда Бог обращается к Иову из бури, Он не даёт прямого ответа на вопрос о причине страданий. Вместо этого Он задаёт Иову вопросы о сотворении мира, природе и законах бытия — вопросы, на которые Иов не может ответить. Почему? В контексте книги можно принять мысль, что Иов осознал ограниченность своих знаний;
— Иов не говорит прямо, что именно недостаток знаний стало причиной его несчастий. Иов осознал ограниченность своих знаний, показал понимание и уважение к стремлению  к знаниям. В контексте книги можно сделать вывод: не столько отсутствие знаний, сколько отсутствие стремления к их приобретению может быть истолковано как корень страданий.

Вопрос. Стремление человека к знаниям определено в Библии?

Заповедь человеку «стремление к знаниям» прямо не записана в Библии. Стремление к знаниям не есть божья заповедь, за выполнение или невыполнение которой человек получает награду или наказание, как, например, за почитание родителей.

Однако внимательное изучение текста показывает, что познание — неотъемлемая часть человеческой природы, «вложенная» в человека при его сотворении, наряду с потребностью в пище, размножении и овладении ресурсами земли. Сравнение божьих благословений, данных живым существам и отдельно человеку, подчёркивает эту мысль. Животным дана простая биологическая программа:

«Благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле» (Бытие 1:22).

Мужчине и женщине дана программа действия, развития и освоения:

«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте» (Бытие 1:28).

Смысл первых божественных заповедей, данные человеку, можно раскрыть так:

Плодитесь — сейте семя (мужественность);
Размножайтесь — рождайте (женственность);
Наполняйте землю — создавайте (семьи, народы, цивилизации).

Следующие заповеди, отличающие человека от животного:

Овладевайте землёй — использование естественных сил природы (естествознание);
Владычествуйте — осваивайте богатства мира (основа науки и техники).

Таким образом, стремление к знаниям — не отдельная заповедь, а потребность, вытекающая из самой сути человеческого предназначения.

Заключение

Исследование текстов Книги Иова дают представление, что Бог не наказывает Иова.  Через череду несчастий Бог показывает, к чему приводит недостаточность знаний. Он указывает на возможность благополучия при понимании устройства мира. Стремление к знаниям — не внешняя заповедь, а внутренняя природа человека, вложенная в него при сотворении.

Текст:

Откуда же исходит премудрость? и где место разума? <...> и сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум (Иов 28:20; 28:28).

Это определение включает:

Благоговение перед Богом — признание  непостижимости мироздания.

Зло — непонятнаяым, нераскрытаяым, неосмысленнпя природа.

Удаление от зла — познание, естествознание и разум.

Иов говорит: «Я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:6). Общепринято считать, что это выражение — признание человеческой ограниченности перед величием Бога. Однако библейский текст позволяет увидеть идею: Иов осознавал себя до несчастия с ним, человеком, обладающим полнотой знаний. Он осознал, что отсутствие стремления к знаниям есть причина его несчастий. Он получил это понимание от Бога через откровение. Таким образом, показано, что стремление к познанию мира раскрывается как обязательная часть человеческой жизни, как путь к исключению несчастий.

Источники

[1] Бенедикт Спиноза. «Богословско-политический трактат».

[2] Курс лекций Е. Берковича «Альберт Эйнштейн».

[3] А. Эйнштейн. Статья «What Life Means» «в Saturday Evening Post».

[4] Книга «Даниэйль» в ТАНАХ издания «Мосад рав Кук».

[5] «Книга Пророка Даниила» в синодальном издании Библии;

[6] Э. Радлов. «Спиноза». Предисловие к книге «Бенедикт Спиноза. «Богословско-политический трактат».

[7] А. Эйнштейн. Автобиографические заметки.

[8] Евгений Беркович. «Признание Эйнштейна, которое не вошло в большинство его биографий». Блог «Евгений Беркович» журнала «Семь искусств», 11 октября 2024 года.

[9] М.И. Рижский. «Книга Иова».


Рецензии