Тексты Книги Иовы
Благочестивый человек Иов
В книге Иова сказано:
«был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов 1:1).
Традиционное толкование Книги Иова сводится к вопросу: останется ли праведник верным Богу, если подвергнется страданиям?
Сатана, падший ангел, говорит Богу (синодальный перевод):
«Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил <...>; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?» (Иов 1:9-11).
В еврейской редакции «Мосад рав Кук»:
«Разве даром Б-гобоязнен Ийов? Ведь Ты оградил кругом его, и дом его, и все, что (есть) у него? Дело рук его благословил Ты <...>. Но простри-ка руку Твою и коснись всего, что (есть) у него, клянусь, пред лицом Твоим Тебя хулить станет» (Ийов 1, 9-11).
Бог разрешает Сатане испытать Иова. В результате Иов теряет богатство, его дети погибают, а сам он заболевает мучительной болезнью.
Иов сказал друзьям, что Бог
«Умножает безвинно мои раны, не дает мне перевести духа, но пресыщает меня горестями» (Иов 9:17-18).
Друзья предложили Иову признать свою греховность и прекратить сомневаться в правоте действий Бога. Но Иов отвечает:
«Пути Его я хранил и не уклонялся. От заповеди уст Его не отступал; глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила» (Иов 23:10-12).
Несчастная жена Иова (имя её не известно) пожалела мужа: предложила для прекращения мучений похулить Бога и умереть. Иов отвергает это иобращается к Богу:
«Зови, и я буду отвечать, или буду говорить я, а Ты отвечай мне. Сколько у меня пороков и грехов? покажи мне беззаконие мое и грех мой. <...> Вот мое желание, чтобы Вседержитель отвечал мне» (Иов 13:22-23; 31:35).
Бог ответил Иову. После слов Бога Иов сказал:
«я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле <...>. И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде» (Иов 42:5-6; 42:10).
Иов, богобоязненный и праведный, прошёл через мучительное испытание и остался верен Богу.
Прочитаем комментарии на финал Книги Иова.
Соня Тучинская:
«Посмотрела финал Книги Иова.
Как Господь удвоил праведному мужу Иову все, что раньше отнял.
В том числе, детей его, сыновей и дочерей.
А как же те, которых он забрал, чтобы проверить верность Ему?».
Benny B:
«Как Господь удвоил праведному мужу Иову все, что раньше отнял…».
=====
По-моему, это примитивное понимание книги Иова, которое иудаизм считает «детским пониманием». По-моему, в иудаизме это НЕ финал Книги Иова, а всего лишь второстепенное следствие финала. Финал — это когда Господь открылся Иову — и Иов это принял. А принять это очень-очень тяжело. Ведь Господь сказал Иову что-то с примерно таким смыслом: «Все смерти и страдания имеют смысл потому, что у Меня есть план и это его часть. …Но вы, люди, и не должны полностью понимать Мой план. Вы должны понять, что у Меня есть план и всё является его частью. И каждый должен заниматься своим делом: люди своим, а Я своим».
Утешение тут НЕ в том, что «у меня еще будут дети».
Утешение тут в «у Господа есть план — и все, абсолютно все, смерти и страдания является частью этого плана».
Вот реакция на комментарии:
Господь не отнимал у Иова детей.
Книга Иова даёт ответ «каким своим» делом должны заниматься люди.
Предложим своё понимание библейской Книги Иова.
Иов — не только страдалец, но и мыслитель, ученый
Бенедикт Спиноза писал, что содержание и стиль «Книги Иова» позволяют относиться к Иову не как к
«человеку тяжко болящему, сидящему в пепле, но размышляющему на досуге в кабинете»[1].
Из библейских текстов следует, что Иов обладал знаниями. Иов говорил, что Бог «повесил землю ни на чем» (Иов 26:7). Иов знал строение планеты Земля: она «внутри изрыта как бы огнем» (Иов 28:5). Иов описывает себя как человека, отличного от других своими знаниями:
«когда я выходил к воротам города <...> юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли; князья удерживались от речи и персты полагали на уста свои; голос знатных умолкал, и язык их прилипал к гортани их» (Иов 29:7-10).
История Иова
Иова вдруг «постигло несчастье <...> ужасы Божии ополчились» (Иов 3:26; 6:4) против него.
Отношение Бога к нему, Иов считает, непонятно:
«Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость?» (Иов 7:20).
Иов считает, что Бог
«умножает безвинно мои раны, не дает мне перевести духа, но пресыщает меня горестями» (Иов 9:17-18).
Иов воспринимает свои страдания как наказание, наложенное Богом. Он убеждён, что это наказание несправедливо, поскольку считает себя праведным. Но Иов не просит Бога прекратить страдания. Он верит, что сможет выявить причину Божьей несправедливости по отношению к себе. В этом стремлении Иов действует как мыслитель и исследователь: он обращается к Богу не с мольбой, а с вопросами, продолжает искать разумное основание происходящего. Это не дерзость, а благоговейная смелость — как у Авраама, который испытывал страх перед Богом на горе в земле Мориа, зная, что сын его будет жить, несмотря на приготовление к жертвоприношению. Как у Даниила, не прекратившего стоять перед лицом угрозы.
Иов не пытается избавиться от страха, он просит, чтобы страх не заглушил разум. Его путь — путь человека, стремящегося понять Бога, не отвергая страх, не преодолевая его, а сохраняя способность мыслить и искать истину.
Тексты:
«Пусть Он отнимет от меня жезл Свой, и страх Его пусть не устрашает меня. Тогда я буду говорить и не бояться Его; ибо я не таков сам в себе» (Иов 9:34–35).
«Отдали от меня руку Твою, и страх Твой да не устрашает меня» (Иов 13:21).
И снова — просьба не о прекращении страданий, а о возможности говорить, несмотря на страх, который он испытывает:
«Зови, и я буду отвечать, или буду говорить я, а Ты отвечай мне. Сколько у меня пороков и грехов? покажи мне беззаконие мое и грех мой» (Иов 13:22-23).
Когда бедствия обрушились на Иова, он начал искать причину — не эмоционально, а методично.
Поиск причины несчастий: метод Иова
Метод, которым Иов искал объяснение своим бедствиям, напоминает структуру научного исследования.
Иов, опираясь на свой жизненный опыт, знания и внутренние убеждения, выдвигал предположения о причинах своих несчастий.
Он не оставлял свои гипотезы без проверки. Иов обсуждал их с друзьями, вступал в спор, выслушивал критику, аргументировал. Он вступал в диалог с Богом.
Если гипотеза оказывалась несостоятельной, Иов отказывался от неё.
И выдвигал новую гипотезу, более соответствующую наблюдаемым фактам.
Когда предположение казалось ему обоснованным, он принимал его.
Метод, которым Иов искал истину, удивительно напоминает современную научную методологию: вопросы, гипотезы, их проверка, анализ, отказ от ошибочного, переход к новой модели.
Первое предположение Иова о причине несчастий: ошибка в Божьей оценке
Иов, размышляя о своих страданиях, выдвигает гипотезу: возможно, Бог ошибся в оценке его праведности. Он считает, что если бы ему удалось изложить своё дело перед Богом, то наказание прекратилось бы:
«Изложил бы пред Ним дело моё, и уста мои наполнил бы оправданиями» (Иов 23:4).
Иов проверяет свою гипотезу, обращаясь к авторитетам — друзьям, которые предлагают иное: признать свою греховность и не сомневаться в правоте Бога. Один из них говорит:
«Как человеку быть правым пред Богом?» (Иов 25:4).
Однако Иов отвергает их критику, считая её необоснованной:
«Далек я от того, чтобы признать вас справедливыми. Крепко держал я правду мою и не опущу ее» (Иов 27:5).
Иов прямо говорит о внутреннем трепете, который охватывает его при мысли о причине своих страданий.
«Оттого я ужасаюсь пред лицем Его; размышляю — и трепещу пред Ним. Бог устрашил сердце моё, Вседержитель привёл меня в смятение»(Иов 23:15–16).
Иов демонстрирует глубокое понимание естественного мира: он описывает процессы добычи металлов, геологические исследования, и человеческие усилия по проникновению в тайны природы. Эти наблюдения служат фоном для философского вывода:
«Откуда же исходит премудрость? и где место разума? Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена. <...> Бог знает путь ее, и Он ведает место ее, ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом <...> и сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум» (Иов 28:1-10; 28:12; 28:24; 28:28).
Таким образом, Иов приходит к выводу, что его страдания не являются следствием ошибочной оценки. Бог знает всё. Он обладает совершенным знанием, недоступным человеку. Это осознание приводит Иова к отказу от первой гипотезы и продолжить поиск.
Второе предположение Иова: враждебность Бога
После отказа от первой гипотезы — о возможной ошибке Бога в оценке его праведности — Иов выдвигает предположение: Бог проявляет к нему враждебность. Он обращается к Богу:
«Ты сделался жестоким ко мне, крепкою рукою враждуешь против меня. Ты поднял меня и заставил меня носиться по ветру и сокрушаешь меня» (Иов 30:21–22).
Проверка гипотезы: диалог с Элиуем
Следуя своему методу, Иов подвергает гипотезу критике, выслушивая мнение Элиуя — человека, имя которого означает «Бог мой Он».
Элиуй отвергает предположение Иова о враждебности Бога:
«Ты говорил в уши мои, и я слышал звук слов: чист я, без порока, невинен я, и нет во мне неправды; а Он нашел обвинение против меня и считает меня Своим противником… Вот в этом ты неправ, отвечаю тебе, потому что Бог выше человека» (Иов 33:8–12).
Элиуй не принимает предположение Иова о том, что Бог считает Иова Своим противником:
«Он никого не угнетает» (Иов 37:23).
Эта мысль перекликается с высказыванием Альберта Эйнштейна:
«Господь изощрён, но не злонамерен»[2].
Иов не знает причины своих несчастий
Иов не возражает на критику Элиуя. Он не находит подтверждения своей гипотезе и, как исследователь, признаёт её несостоятельной. Причина страданий остаётся ему неизвестной.
Так, две гипотезы Иова — о том, что Бог ошибся в оценке его праведности, и что Бог враждебен к нему — были им изучены и признаны несостоятельными.
Воображение и знания
Рассуждения Иова о причинах своих несчастий — и признание их несостоятельными — демонстрируют два начала научного поиска: 1) наблюдение и опыты и 2) логическое мышление и умозаключения.
Но в Книге Иова показан и третий путь поиска — воображение как способ проникновения в неизвестное. Можно ли считать воображение началом науки? История научных открытий даёт утвердительный ответ. Великие идеи — теория относительности и квантовая механика — возникали как плод воображения, до того, как были подтверждены опытами.
Альберт Эйнштейн
А. Эйнштейн имел смелость сказать то, что, возможно, догадывались, но не сказали другие философы:
«Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию»[3].
Что Библия говорит о воображении?
В Библии говорится, что
«сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Бытие 1:26).
Выскажем предположение, что сообразность человека Богу («по образу Нашему») заключается в наличии у человека некой способности. Данная способность сходна («по подобию Нашему») божьей Способности, о которой известно из библейского текста. В Библии показана Способность Бога: мир сотворен из небытия Его Словом. Слово — высказанная вслух мысль, способ существовании мысли. Человек получил способность, которая есть у Бога: создавать образы подобно Богу своей мыслью. Мысль создаёт в сознании человека воображение как известного, так и неизвестного миров.
Исследование библейских текстов показывает, что в Библии познание неизвестного возникает через через воображение, понимаемое в Библии как божественное откровение.
Откровение Даниила
В библейской книге[4] рассказывается о Данииле (имя означает «Судья мой Бог») и трех его товарищах в вавилонском плену, как о молодых людях, «обладавших знаниями и понятливых в науке» (Даниил 1, 4). Слова "знания" и "наука" на библейском иврите: "е-даа" (;;;) — знания, "ма-даа" (;;;) — наука. В синодальном издании Библии [5] этот стих: «понятливых для всякой науки, и разумеющих науки» (Даниил 1:4).
В Библии отмечаются особые качества Даниила:
«И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны» (Даниил 1:17).
«в нём — дух великий, и знания, и разум, и умение толковать сны, разгадывать загадки и разрешать запутанное» (Даниил 5:12).
Для разгадывания загадок требуется суждение о неизвестном на основе понятий, признанных истинными. Догадка — это не выдумка.
Часто для того, чтобы выдумка казалась правдоподобной, необходимо искажение и скрытие чего-то известного. Разоблачение выдумки возможно при наличии хорошего образования и способности к критическому мышлению.
Догадка — это интуитивное заключение учёного о неизвестном предмете или явлении. Можно сказать, что догадка сродни «откровению»— качеству разума, которое, по мнению Бенедикта Спинозы, представлено в Библии как признак Божественного интеллекта.[6] Возможно, многим людям приходят догадки о чём-то, что остаётся тайной для окружающих. Но не все способны распознать, оценить и признать авторство своего прозрение. Библия описывает, как ведёт себя Даниил, когда
«было откровение Даниилу <…> и истинно было это откровение и великой силы. Он понял это откровение и уразумел это видение. <…> только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них, и они убежали, чтобы скрыться. И остался я один и смотрел на это великое видение» (Даниил 10:1-8).
Альберт Эйнштейн
Рассказывая о создании общей теории относительности, А. Эйнштейн пишет:
«Позади остались долгие годы поисков в темноте, полные предчувствий, напряженное ожидание, чередование надежд и изнеможения и, наконец, прорыв к ясности».[8]
Текст [9]:
«А в знаменитой Киотской лекции Эйнштейн в 1922 году рассказал: «В то время я был уверен в справедливости уравнений электродинамики Максвелла-Лоренца. Более того, … Пытаясь разрешить это противоречие, я столкнулся с огромными трудностями. Я потратил впустую почти год, пытаясь несколько видоизменить идеи Лоренца, и пришёл к выводу, что загадка совсем не проста. <…> Но в один прекрасный день …».
Что происходило с Эйнштейном в то время, он рассказал в задушевной беседе с Александром Мошковским, который вставил это признание в свою книгу «Беседы с Эйнштейном о теории относительности и общей системе мира». <…> И там присутствует признание Эйнштейна о том состоянии, в котором он находился перед открытием СТО:
«Правда, я должен сказать, что в самое первое время, когда во мне складывалась специальная теория относительности, я наблюдал в себе разные нервные явления, по целым неделям я был как в угаре».
В немецком оригинале сказано даже сильнее, он был как молодой человек под действием наркотиков. Но потом всё это изменилось, и Эйнштейн сохранял спокойствие даже тогда, когда другие волновались, совпадут ли с экспериментом его теоретические выводы. Он стал уверенным в себе».
Иов — мыслящий человек, который, столкнувшись с пределами знания, устремляется к непостижимому. Видение Иова — это поиск постичь неизвестное.
Видение Иова
Элиуй не указал причину несчастий Иова, но сказал Иове, что
«Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении <...> Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление» (Иов 33:14-19).
Слова Элиуйя имеют особое значение, так как после его слов в библейской книге пишется, что
«Господь отвечал Иову из бури» (Иов 38:1).
Возможно, ответ Бога был в воображении Иова.
Бог задаёт Иову вопросы:
«Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? <...> Обозрел ли ты широту земли? <...> Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града, которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны? <...> По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле? Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека, чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать травные зародыши к возрастанию? Есть ли у дождя отец? или кто рождает капли росы? Из чьего чрева выходит лед, и иней небесный, — кто рождает его? <...> Воды, как камень, крепнут, и поверхность бездны замерзает <...> Можешь ли возвысить голос твой к облакам, чтобы вода в обилии покрыла тебя?» (Иов 38:4-34).
Речь Бога идет о простых вещах, наблюдаемым в природе — в том числе о воде. Разговор о воде понятен Иову, а скрытые свойства «простой» воды ярко демонстрируют неполноту знаний человека о мире. И сегодня человек задумывается над библейскими словами:
«Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града, которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны?» (Иов 38).
В обращении Бога нет одобрения благочестия Иова, показывается не ничтожество его перед божьими делами, как считают некоторые исследователи. Иов для Бога человек, «омрачающий Провидение словами без смысла» ([5]Иов 38:2). Другой перевод[9] стиха: «без знания омрачающий замысел»(Иов 38:2).
Бог считает Иова человеком, который преувеличивает свою учёность. В Его словах звучит ирония:
«Будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему» (Иов 39:32).
Благодаря воображению, пришедшему от Слов Бога, Иов он осознаёт, что Бог относится к нему как человеку, который не имеет полноты знаний и не стремится к получению знаний. Иов не сам осознал свою ограниченность — это знание было ему дано Богом. Иов не додумался до этого через размышления или опыт, а получил прямое откровение. Именно об этом его слова:
«говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал» (Иов 42:3).
Иов не выражает смирение в религиозном смысле, а образно показывает, что понял ограниченность своих знаний. Его слова:
«<...> раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:6)
— это не жест самоуничижения, а символическое признание того, что Иов понял: его рассуждения о Боге и справедливости были построены на неполном знании. Иов не смиряется перед Богом в привычном религиозном смысле, а признаёт, что его прежние представления были ограничены — и это осознание приходит извне, от Бога, а не изнутри.
Идея «Книги Иова»
Бог не погубил детей Иова, не послал несчастья Иове. Всё, что произошло есть природное дело. Вся книга посвящена познанию человеком законов природы.
Книгу Иова написал человек. «Ужасы Божии ополчились» (Иов 6:4) – это природные явления, непонятные человеку. «Сыны Божии» (Иов1:6) – это божеские сущности, с помощью которых в понимании человека Бог управляет природой. Они обеспечивают в понимании человека всё течение жизни на земле.
«И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана» (Иов1:6).
Сатана – божеская сущность, которое олицетворяет недостаток знаний у человека и нежелание получать человеком знания.
В результате действий разбойников и стихийных бедствий Иов потерял своих слуг, был разрушен дом, погибли его дети, а сам он приобрел мучительную болезнь.
Но не являются ли страшные события результатом действий самого человека, вернее, его бездействия? Иов не предусмотрел защиту от врагов, не построил надежные дома, не научился лечить недуги. Недостаток знаний есть причина несчастий. Иов как наблюдатель за природой и человеческими порядками понимал, что
«ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне» (Иов 3:25).
Идея «Книги Иова», возможно, выражается:
а) в вопросе Иова Богу о том, как избежать «ужасное»:
«Что за сила у меня, чтобы надеяться мне? <...> Есть ли во мне помощь для меня, и есть ли для меня какая опора»? (Иов 6:11-13),
б) ответа Бога Иову:
«укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его; взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их; зарой всех их в землю и лица их покрой тьмой. Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя» (Иов 40:5-9).
Десница Бога является символом всемогущества Бога (песнь Моисея):
«Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага» (Исход 15:6).
Десница
А чем является «десница» человека?
Исследуем библейский текст. Прочитаем в Библии о том, что было сказано Моисеем, который ожидал помощи от Бога, когда евреи ожидали смерть от фараона, который догнал беглецов на берегу моря. Моисей
«сказал народу: не бойтесь, стойте — и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам <...>. Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны. И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше» (Исход 14:13-17).
Моисей сказал своему народу: стойте и ждите, и вы увидите, как погибнут ваши враги от действий Бога. Но Бог сказал Моисею: «нет, не кричи! Ты раздели море!».
Спасение еврейского народа от преследующих их на колесницах египтян стало возможным благодаря вере Моисея в Бога и его решительным действиям в нужное время и в нужном месте:
«И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды» (Исход 14:21).
Этот эпизод с природным явлением отлива воды в море можно рассматривать как божественное указание человеку: он способен преодолеть прпятствия своими действиями, если они основаны на естествознании.
В словах Бога, обращённых к Иову, через конкретные, чувственно воспринимаемые образы раскрывается иносказательное представление о значении естествознания для человека:
«Величие и слава, блеск и великолепие» (Иов 40:5) — это библейское описание учёного: его стремления к познанию, общественное признание и вознаграждение за труд.
«Взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых» (Иов 40:8) — аллегория миссии учёного: борьба с невежеством, защита истины и разоблачение лжи.
«Десница твоя может спасать тебя» (Иов 40:9) — иносказание, утверждающее силу науки как средства преодоления человеческих бедствий. Это божественное указание на то, что человек способен справиться с испытаниями благодаря собственным знаниям и действиям.
Отсутствие стремления к знаниям
Изучение библейского текста показывает, что Иов определил причину своих несчастий как нарушение божеского устройства.
— Иов до откровения считал, что обладал достаточными знаниями о мире и Боге;
— Когда Бог обращается к Иову из бури, Он не даёт прямого ответа на вопрос о причине страданий. Вместо этого Он задаёт Иову вопросы о сотворении мира, природе и законах бытия — вопросы, на которые Иов не может ответить. Почему? В контексте книги можно принять мысль, что Иов осознал ограниченность своих знаний;
— Иов не говорит прямо, что именно недостаток знаний стало причиной его несчастий. Иов осознал ограниченность своих знаний, показал понимание и уважение к стремлению к знаниям. В контексте книги можно сделать вывод: не столько отсутствие знаний, сколько отсутствие стремления к их приобретению может быть истолковано как корень страданий.
Вопрос. Стремление человека к знаниям определено в Библии?
Да, божья заповедь человеку «стремление к знаниям» прямо не записана в Библии. Стремление к знаниям не есть божья заповедь, за выполнение или невыполнение которой человек получает награду или наказание, как, например, за почитание родителей.
Однако внимательное изучение текста показывает, что познание — неотъемлемая часть человеческой природы, «вложенная» в человека при его сотворении, наряду с потребностью в пище, размножении и овладении ресурсами земли. Сравнение божьих благословений, данных живым существам и отдельно человеку, подчёркивает эту мысль. Животным дана простая биологическая программа:
«Благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле» (Бытие 1:22).
Мужчине и женщине дана программа действия, развития и освоения:
«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте» (Бытие 1:28).
Смысл первых божественных заповедей, данные человеку, можно раскрыть так:
Плодитесь — сейте семя (мужественность);
Размножайтесь — рождайте (женственность);
Наполняйте землю — создавайте (семьи, народы, цивилизации).
Следующие заповеди, отличающие человека от животного:
Овладевайте землёй — использование естественных сил природы (естествознание);
Владычествуйте — осваивайте богатства мира (основа науки и техники).
Таким образом, стремление к знаниям — не отдельная заповедь, а потребность, вытекающая из самой сути человеческого предназначения.
Заключение
Исследование текстов Книги Иова дают представление, что Бог не наказывает Иова. Через череду несчастий Бог показывает, к чему приводит недостаточность знаний. Он указывает на возможность благополучия при понимании устройства мира. Стремление к знаниям — не внешняя заповедь, а внутренняя природа человека, вложенная в него при сотворении.
Текст:
Откуда же исходит премудрость? и где место разума? <...> и сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум (Иов 28:20; 28:28).
Это определение включает:
Благоговение перед Богом — признание непостижимости мироздания.
Зло — непонятнаяым, нераскрытаяым, неосмысленнпя природа.
Удаление от зла — познание, естествознание и разум.
Иов говорит: «Я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:6). Общепринято считать, что это выражение — признание человеческой ограниченности перед величием Бога. Однако библейский текст позволяет увидеть идею: Иов осознавал себя до несчастия с ним, человеком, обладающим полнотой знаний. Он осознал, что отсутствие стремления к знаниям есть причина его несчастий. Он получил это понимание от Бога через откровение. Таким образом, показано, что стремление к познанию мира раскрывается как обязательная часть человеческой жизни, как путь к исключению несчастий.
Источники
[1] Бенедикт Спиноза. «Богословско-политический трактат».
[2] Курс лекций Е. Берковича «Альберт Эйнштейн».
[3] А. Эйнштейн. Статья «What Life Means» «в Saturday Evening Post».
[4] Книга «Даниэйль» в ТАНАХ издания «Мосад рав Кук».
[5] «Книга Пророка Даниила» в синодальном издании Библии;
[6] Э. Радлов. «Спиноза». Предисловие к книге «Бенедикт Спиноза. «Богословско-политический трактат».
[7] А. Эйнштейн. Автобиографические заметки.
[8] Евгений Беркович. «Признание Эйнштейна, которое не вошло в большинство его биографий». Блог «Евгений Беркович» журнала «Семь искусств», 11 октября 2024 года.
[9] М.И. Рижский. «Книга Иова».
Свидетельство о публикации №225081500995