22. А вы бывали в Мазендеране? Иран

    Предыдущая глава - http://proza.ru/2025/08/12/914
    Следующая история - http://proza.ru/2025/08/19/861

В Иране есть почти всё из того, что видела ранее в своих путешествиях — здесь горы и пустыни, водопады и пещеры, источники, оазисы, традиционные деревни, здесь фантазия природы без границ. Здесь мои безумные и бредовые сны воплощены в жизни. Наверное, если скажу, что в снах путешествую каждую ночь, мне не поверят. А это истинная правда. Еженощно витаю над миром, иногда заглядываю в полюбившиеся места, над неведомым мне пространством, а проснувшись утром, с удовольствием разбираю ночные полёты. Иногда случается, что узнаю мои сны в очередных путешествиях и очень удивляюсь. К чему это я?

А к тому, что в Иране тоже была! Я видела эту страну, и сейчас, когда всплывают воспоминания из снов, совсем не понимаю, как такое может быть?

Иногда просыпаюсь утром и до слёз обидно, что закончилось ночное приключение. Это у меня с детства. Мама говорила, что я плакса, а теперь я взрослая и знаю, что я просто эмоциональная. Мне всё легко — и плакать, и смеяться, а значит, моя душа живая. Она отзывается на красоту, добро и зло, она не погрязла в равнодушии. Это я на тот случай, если кому-то покажется, что эмоции у меня лишние.
***
Из Домгана в Сари, административный центр остана Мазендеран, отправилась на общественном такси, но прежде того прибыла на автовокзал и мечтала воспользоваться комфортабельным автобусом. Но в Иране прокатиться на автобусе из города в город — не простая задача. Это не Азия с Латинской Америкой, где каждые полчаса отправляется рейс в нужном направлении. Здесь же так не получается. Всякий раз, когда интересуюсь автобусом, оказывается, то ли весь транспорт уже ушёл, то ли придёт завтра, третьего не дано. Поэтому в Сари снова еду на такси с лучшим водителем из Домгана. В автовокзале имелась касса, где взималась плата за проезд на авто, а это уже порядок. Не придётся водителю смотреть на меня и придумывать в муках цену, а потом всю дорогу думать, что он продешевил.

Зачем я еду в Сари? На остан Мазендеран глянуть, а виной тому, догадываетесь, фотографии из интернета. Эта область Ирана считается наикрасивейшей, а расположена вдоль берега Каспийского моря на самом севере страны по соседству с областью Гилян. После Сари отправлюсь в Решт, а там до Талеша рукой подать. После Талеша через Астару вернусь в Азербайджан. По окончании этого виража мой круг первого путешествия по Ирану удачно замкнётся. Но до его завершения ещё масса времени, а это значит, что приключения продолжаются.

Водитель нашего такси был асс! Его лихачеству не было предела. Он гнал авто и лавировал, выезжал на серединную разделительную полосу, проскакивал меж двух машин и шёл на двойной обгон.

— Бог мой! Да он нас убьёт!

Я сидела впереди, а позади только мужчины, в противном случае я никогда бы не села вперёд. Вместе с каждым моим возгласом страха водитель вздрагивал, а машина подпрыгивала, как резиновый мяч. Шофёр привычным нажатием на педаль сбрасывал газ и неподдельно искренним взглядом удивлённо смотрел на меня, будто вопрошал:

— Ты чего? Что случилось?

А я не только объяснить не могла, но даже не могла обидеться, глядя в его открытые лучистые глаза на обветренном лице и на рабочие костистые руки.

Мы снова неслись дорогой, что вчера волновала мне душу, потом проскочили поворот на Бадаб-е-Сурт и остановились перекусить в кафе при дороге. Горная сухая пустыня простиралась во все стороны. Медных дел мастера выставили на продажу самовары и вазы, а я подумала, что такое количество самоваров за век не продать!

Наша четвёрка пассажиров оказалась общительной группой. Два молодых человека были из военных, ехали домой на побывку, один из них говорил по-английски. До самого Сари они задавали мне вопросы, особенно много спрашивали о моей стране. Такого искреннего интереса не ожидала. Было понятно, что иранцы любознательны. Придётся мне учить фарси!

Мазендеран начался внезапно, словно резкой зелёной границей отделили его от пустынных гор. Высокогорные пастбища перемежались лесами и полями. Замелькали поселения, а вдоль дорог люди целыми семьями устраивали пикники. Картина была знакома. Мазендеран и Гилян славятся своей кипучей зеленью, что так и хочется остановиться среди этой природы на отдых.

Мне нравилось здесь всё. Буйство леса укрыло собою разноцветные земли, придав окрестностям иную красоту, жизненную силу, лишив суровости пустынных гор. Дорожный серпантин стал круче, а лес порою подступал вплотную к дороге. Неожиданно раскрывались живописные долины, а то вдруг горы сходились и снова придвигались к трассе. В какой-то момент мы увидели парапланы, они плавно кружили над высокой вершиной, расцвечивая небесную синь яркими куполами. С интересом наблюдала завораживающие полёты над миром, а тут дорога пошла вниз, показались знакомые рисовые поля залитые водой. И так до самого Сари.

Когда въехали в город, обратила внимание на весёлое граффити, которое украшало не только городские ограды и стены зданий, но и колонны под эстакадой. Как-то не очень часто видела здесь граффити, это искусство улиц, по которому можно прочесть не только город, но и страну.

Граффити многое может рассказать о своём народе. Стрит-арт выражает голос общества, где в каждом рисунке сочетаются тайны и эмоции. Уличное искусство в городе Сари не было мудрёным, в нём прослеживалась спортивная тема и тема детского рисунка.

После того как прибыли на фиксированную стоянку такси, я заспешила в центр города. Времени для осмотра было достаточно, даже подумывала тут заселиться в гостиницу, но ни единой вывески не было видно. Меня догнали молодые люди, что расспрашивали о России, и, забрав из рук сумку, вызвались помочь. До центра меня проводили, а там мы расстались. Осмотрелась по сторонам — на главной площади в обрамлении портретов шахидов башня с часами, привычная городская мечеть, пальмовые аллеи расходились от неё лучами.

Тут я вспомнила про обед и присела в одном из кафе. Лениво пожевала салат, похожий на оливье, что-то попила и, не зная чем заняться дальше, на всякий случай поинтересовалась у полицейского на предмет любопытных мест в городе. А он заявил, что эта площадь и есть самое классное место, при этом пригласил меня в полицейский пункт, где большой полицейский начальник проверил мой паспорт.

— Да я не против, только что толку проверять? Уже до вас сколько раз проверили! Я же в Иран приехала, а у вас такая строгость, что не одна страна могла бы позавидовать. Только вот отелей не вижу, да и смотреть в Сари особо нечего. Скажите, город Амоль интересен? А как я могу туда уехать?

Полицейский повёл меня на стоянку такси, а я спокойно подумала, что сейчас начнут кружить. Но к моему удивлению полицейский заплатил таксисту, и тот доставил меня на следующую транспортную стоянку, откуда уходили машины в Амоль. Недолго думая оставила под присмотр водителей вещи, а сама пошла в парк граффити рассматривать. Сказать, что мне это было очень нужно, не могу, но должна же была что-то в этом городе отметить!

Трасса до городка Амоль шла через бесконечные рисовые поля. Удивили продававшиеся вдоль обочин минареты и купола из лёгкого металла. Просто берёшь такой минарет и устанавливаешь у мечети в нужном месте, а купол сверху на мечеть. Всё красиво получается и серьёзно, к тому же маковка в золото выкрашена и сияет золотым светом.

В одном из мест шофёр остановил машину, извинился перед двумя пассажирками и повёл меня на рисовые террасы, где работала его семья. Когда же возвращались, случилась неожиданность. По босой пятке впереди идущего водителя проскользнула чёрная змея, и я оторопело встала. Змейка быстро юркнула в высокую траву и в воду. Она плыла, выставив голову на поверхность, а водитель так и не узнал, что он мог стать змеиной жертвой. Кто бы нас тогда в Амоль привёз?

Странное дело, Амоль меня не вдохновил, как и Сари, а всё, наверное, потому, что очень хотелось в Решт, который полюбила с первого визита. Но, чтобы добраться до Решта, предстояло миновать городок Чулус.

Именно он стал следующим пунктом пересадки по пути в Решт, куда решила ехать окончательно. Чулус ознаменовался покупкой обуви, поеданием мороженого и кока-колой, а после того ожидался долгий переезд в Решт. Было невдомёк сколько времени уйдёт на дорогу. Думать над этой темой не собиралась, потому что там я всё знаю и без труда устроюсь в знакомый отель.

В этот раз наша компания пассажиров оказалась очень весёлая, а состояла она из семейной пары, молодой красивой девушки, меня и нашего весёлого водителя 46 лет, блондина от рождения и с редким даром юмориста.


Рецензии